Сценарий литературного вечера-спектакля "Я жизнь посвятил России", посвящённого 200-летию И.С.Тургенева
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Примерова Любовь Федоровна
Спектакль способствует приобщению учащихся к литературному наследию И.С.Тургенева, формированию интереса к жизненному и творческому пути писателя, создаёт условия для творческой самореализации школьников, расширения культурного кругозора подрастающего поколения, духовного и эстетического развития личности обучающихся, воспитывает у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spektakl_turgenev.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Спектакль «Я жизнь посвятил России»,

посвящённый 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева

Цель: приобщение учащихся к литературному наследию И.С.Тургенева, привитие интереса к жизненному и творческому пути писателя

Задачи: создание условий для творческой самореализации школьников; расширение культурного кругозора подрастающего поколения; развитие представлений о возможных формах досуга; духовное и эстетическое развитие личности обучающихся; воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.

Оформление: презентация «Я жизнь посвятил России», музыкальное оформление, на сцене – стол, книги, свечи.

Участники: учащиеся 8 – 9 классов, педагоги школы и музыкальные руководители Дворца культуры

Ведущий (ученик, сидя в кресле, читает книгу): «Настали тёмные тяжёлые дни… Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно,- никнет и разрушается. Под гору пошла дорога. Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь. На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же. Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья,- и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснёт перед тобою своей пахучей, всё ещё свежей зеленью, и лаской, и силой весны!»

Ведущий: Так писал Иван Сергеевич Тургенев летом 1878 года в стихотворении в прозе «Старик». Давайте же и мы с вами, дорогие друзья, обратимся к давно прошедшим годам и постараемся проникнуть во внутренний мир великого писателя.

Звучат звуки леса, пение птиц

Ведущий:

В Спасском-Лутовинове

Вздыхает парк, кусты сирени вспенив.

Прислушиваясь к перекличке птах,

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, в сапогах.

Ведущий:

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык,

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Ведущий:

Придет и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И всё, что в жизни нам казалось грубым,  

Вдруг станет ясным, добрым и простым.       (Н. Рыленков)  

Ведущий: Орловщина… Орловское Полесье, Бежин луг с его эпической широтой. Всюду здесь, куда ни посмотри, места, отмеченные гением Ивана Сергеевича Тургенева.

2

Ведущий: В этом чудесном краю прошло его детство и отрочество, началась юность. Здесь был его дом, его Родина. Здесь стал он её певцом и обрёл своё бессмертие.

Ведущий: 199 лет тому назад Варвара Петровна Тургенева, урождённая Лутовинова, жена подполковника Сергея Николаевича Тургенева, занесла в свою записную книжку: «1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра…»

Ведущий: Когда мальчику исполнилось 3 года, семья Тургеневых переехала в имение матери Спасское-Лутовиново. Как безмерно счастлив бывал здесь Тургенев! Ничего не знал он прелестнее орловских садов, прелестнее своего Спасского сада с его длинными липовыми аллеями.

Ведущий: Родители заботились об образовании и воспитании своих сыновей. Когда Ивану было 4 года, семейство предприняло первое заграничное путешествие – на собственных лошадях, с фургоном. Путь лежал через Берлин, Дрезден, Карлсбад и Цюрих на Париж. Во время путешествия отец Сергей Николаевич специально заезжал в Швейцарию, чтобы подыскать детям хороших гувернёров. В Париже Тургеневы жили полгода, рассматривая живописные коллекции всемирно известного Лувра, посещая театры и музыкальные концерты.

Ф.Шуберт. Этюд №12

Ведущий: Уже в детстве Тургенев свободно говорил на трёх языках и читал классиков французской, английской и немецкой литературы в оригинале.

Ведущий: Однако, несмотря на это, Варвару Петровну её любимчик Ванечка стал беспокоить с раннего возраста. И добр, и ласков, но уж очень правдив и прост: что на уме, то и на языке. Не назло он так делает, не из упрямства, а по какой-то неосознанной потребности быть искренним во всём. Пришёл однажды в дом Тургеневых баснописец Иван Иванович Дмитриев.

                   Инсценировка. Входит Дмитриев. Встречает Варвара Петровна. Ванечка Тургенев

Варвара Петровна: Доброго здоровья, Иван Иваныч. Проходите. Присаживайтесь. Как успехи Ваши?

Иван Иванович (присаживаясь): Благодарствую. Пишу, вот третьего дня закончил басню «Два голубя». Надеюсь, что будет напечатана.

Варвара Петровна: Иван Иваныч, вот Ванечка, такой способный наш мальчик, уж знает наизусть несколько Ваших басен. Ванечка, прочти одну из них. Да смотри, постарайся!

(Ванечка Тургенев читает басню Дмитриева «Муха».  Дмитриев довольно     улыбается)

Бык с плугом на покой тащился во трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

3

«Мы сбили! Мы решили!»

Иван Иванович (хлопая в ладоши): Похвально, похвально!

Ванечка: Ваши басни хороши, А Ивана Андреевича Крылова – гораздо лучше.

Ведущий: Мать так рассердилась,- вспоминал Иван Сергеевич,- что высекла меня и этим закрепила во мне воспоминание о свидании и знакомстве,- первым по времени,- с русским писателем.

Ведущий: Важным событием в жизни мальчика было открытие и освоение старой дедовской библиотеки.

Тургенев: У нас в деревне был огромный дом. Нам, детям, казался он тогда огромным городом. В комнате стояли запылённые шкафы домашней работы со стеклянными дверцами: там хранились груды книг в тёмно-бурых переплётах, кверху ногами, боком, плашмя, связанных бечёвками, покрытых пылью и вонявших мышами. Я сговорился с одним из наших людей порыться в заветных шкафах. Дело было ночью; мы взломали замок, и я, став на его плечи, исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унёс к себе, а я другую спрятал под лестницу и с биением сердца ожидал рассвета. Целый день я перелистывал мою книжищу и лёг спать с целым миром смутных образов в голове. Досталось же мне ночью! Единороги, арапы, цари, солнцы, пирамиды, мечи, змеи вихрем кружились в моей бедной головушке!..

Ведущий: Из родительского дома будущий писатель вынес и любовь к театру. Одна из галерей барского дома была приспособлена для театральных представлений. Участвовали в спектаклях и сами господа, и их гости, Плещеев, Жуковский. Любили в доме и музыку. Сама Варвара Петровна до конца своих дней была страстной её поклонницей.

                             Шуберт. Соната ля мажор. Шопен.

Ведущий: Мальчиков воспитывали в доме на спартанский манер. В помещичьих семьях начала 19 века это было модным. Естественные науки, международное право, математика… А утром окачивали холодною водою, заставляли бегать, ездить верхом, при всяком удобном случае упражняться и каждый вечер вносить в особую книгу отчёт о прошедшем дне и свои впечатления.

Ведущий: Но впечатления порой были так горьки, что записывать их не было никакой возможности. К сожалению, не только радость суждено было пережить Тургеневу в Спасском. Иван Сергеевич родился и рос в помещичьей среде, видел вокруг себя побои и истязания крестьян. Мать была жестокой и не щадила своих крепостных. Позже Тургенев напишет: «Всё, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования и отвращения».

Ведущий: Детские впечатления писателя нашли отражение в рассказе «Муму». История глухонемого Герасима была взята Тургеневым из жизни. А в образе злой и капризной барыни Иван Сергеевич  изобразил свою мать Варвару Петровну.

Инсценирование фрагмента рассказа И.Тургенева «Муму» (барыня и Гаврила):

Ведущий: Через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи. Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека!

Ведущий: До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу все белье перенюхать – словом, волновалась и «горячилась» очень. На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного.

– Гаврила, поди сюда!

- Что прикажете, барыня?

- Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

– Собака-с… какая-с… может быть, немого собака-с…

4

– Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?

– Как же-с, есть-с. Волчок-с.

– Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены…   (Барыня помолчала).  Чтоб её сегодня же здесь не было… слышишь?

– Слушаю-с.

– Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.  (Гаврила уходит)

Ведущий: На следующее утро барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения для того, чтобы дать приказ к решительному натиску на Герасимово убежище…

Ведущий: А Герасим все грёб да грёб. Повеяло деревней. Он бросил вёсла, приник головой к Муму и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец он выпрямился, с каким-то озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму… Она доверчиво поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… И когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему поплёскивали волны о бока лодки и разбегались какие-то широкие круги…

Ведущий: По словам Тургенева, ненависть к крепостному праву уже тогда жила в нём, она была одной из причин того, что он, выросший среди побоев и оскорблений, никогда не осквернил руки своей ни одним ударом. Через всю жизнь пронёс Тургенев любовь к своему народу, его традициям и культуре.

Русский танец (танцуют участницы танцевального ансамбля «Каблучок»)

Ведущий: Пятнадцатилетним мальчиком Иван Сергеевич поступил в Московский университет. Кандидатов было 167 человек, принято лишь 25, среди них – Тургенев. «Мы, юноши, - вспоминал будущий писатель, - смотрели на университет, как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом. Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого».

Ведущий: А через год семья переехала в Петербург, и отец перевёл Ивана Сергеевича в Петербургский университет. В это же время Тургенев начал писать.

Ведущий: «В начале 1837 года я, будучи студентом Санкт-Петербургского университета, получил от профессора русской словесности Петра Алексеевича Плетнёва приглашение на литературный вечер», – пишет Иван Сергеевич. Первый визит к уважаемому профессору был ознаменован тем, что в передней квартиры Петра Алексеевича он «столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул:

Пушкин (проходя по сцене): Да! Да! Хороши наши министры! Нечего сказать!

Ведущий: …и засмеялся и вышел. Тургенев успел только «разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза». Каково же было его удивление, когда он узнал, что это был Пушкин.

Ведущий: «Пушкин,- вспоминал Иван Сергеевич,- был для меня и моих сверстников чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему».

Ведущий: Тургеневу удалось видеть Пушкина ещё один раз -  за несколько дней до гибели поэта. А потом на всю Россию разнеслась горестная весть: «Солнце русской поэзии закатилось». С мольбою в голосе обратился Тургенев к пушкинскому слуге с просьбой срезать с головы покойного небольшой локон. И, видимо, такой искренней, такой пронзительной была эта просьба, что дрогнуло сердце старого слуги. Так у Тургенева оказалась священная реликвия…

Шопен. Ноктюрн фа минор (Ор. 55 № 1)

5

Ведущий: А через год в журнале «Современник», редактором которого был Плетнёв, появилось первое печатное стихотворение Тургенева «Вечер».

На фоне музыки звучит стихотворение:

Ведущий: В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили чёлны —
И, грустных дум и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял…

Ведущий: Всё тихо: звука нет! всё тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон — на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой — но не в моей душе.
         
Ведущий:
 Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам даёт таинственный урок —
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный пророк.

Ведущий: Весной этого же года Иван Сергеевич уезжает в Берлин продолжать своё образование. Здесь он штудирует философию. И ведёт жизнь молодого светского человека: вместе с другими студентами даже принимает участие в исполнении серенад, танцует.

Немецкий танец (танцуют участники танцевального ансамбля «Каблучок»)

Ведущий: Закончив занятия в Берлинском университете, Тургенев возвращается в Россию. Весну и лето проводит он в Спасском-Лутовинове. Врачующи сельские просторы милой родины. Им, и только им обязан  был Тургенев исцелением от невзгод бесприютной, страннической молодости. Часто всё лето проводил он в охотничьих скитаниях в окрестностях Спасского-Лутовинова, встречаясь с мужиками и крестьянскими детьми.

Ведущий: Случалось, настигала ночь заплутавшего охотника, и небо с ясными мерцающими звёздами являлось для него надёжным кровом при слабом свете догорающего костра. Позднее он рассказывал, как проводил иногда на опушке леса целую ночь без сна, прислушиваясь, как природа работает ночью; ему казалось, что она тяжело дышит в своём творческом труде.

Ведущий: В это время Иван Сергеевич пишет несколько стихотворений: «Осенью», «Цветок», «В дороге», «Баллада», многие из которых были положены на музыку. А всё свободное время отдаёт охоте. Тургенев всегда был чутким к красотам родной природы, а встречаясь с разными людьми из народа, слушая их рассказы, начинал обдумывать будущие произведения.

Ведущий: Одним из первых известных произведений в прозе Тургенева был цикл рассказов «Записки охотника», в котором он правдиво показал жизнь крестьян.

Ведущий: Однажды неподалёку от села, в невзрачном кабачке, который получил в народе прозвище Притынного, присутствовал Иван Сергеевич при состязании двух народных певцов. Особенно понравился ему голос Якова: «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем становилось сладко и жутко. Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны… Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Русская народная песня «Не одна во поле дороженька… (Группа «Возрождение» Дворца Культуры. Осолодкова В.М., Уржумов В.П., учащиеся)

6.              

Ведущий: Потрясённый услышанным, возвращался Иван Сергеевич домой по широкой равнине. «Как велики силы русской степной жизни,- думал он. – Сколько скрытых возможностей таится в русском: самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

Звуки леса. Инсценирование фрагмента рассказа И.Тургенева «Бежин луг»

Тургенев: Я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нём варились картошки, Павлуша наблюдал за закипавшей водой. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Илюша сидел рядом с Костей и напряжённо щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились. Сперва они покалякали о том и сём, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Илюше и, как бы возобновляя прерванный разговор, спросил его:

   — Ну, и что ж ты, так и видел домового?

   — Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, а слышал… Да и не я один.

   — А он у вас где водится? — спросил Павлуша.

   — В старой рольне.

   — А разве вы на фабрику ходите?

   — Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

   — Вишь ты — фабричные!..

   — Ну, так как же ты его слышал? — спросил Федя.

   — А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, а всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; пришлось нам в рольне заночевать. Вот мы лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придёт?.. И не успел он проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится. Дивимся мы: однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошёл тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошёл тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Потом будто кто-то к двери пошёл да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

  - Вишь как! Чего ж он раскашлялся?

  - Не знаю; может, от сырости.

  - Вишь, плеснула, должно быть, щука… А вон звёздочка покатилась.

  - А ведь здесь должны быть русалки…

  - Нет, здесь место чистое, вольное. Одно — река близко.

Тургенев: Все смолкли. Вдруг где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая. Прислушаешься — и как будто нет

7

ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке.

Лирическая мелодия. Бальная зала. Парами прохаживаются дамы, обмахиваясь веерами и сплетничая

1 дама: Музыкальный сезон нынче удивительный! Особенно выделяется юная примадонна Полина Виардо.

2 дама: Она имеет у публики огромный успех! Не только поёт, но и превосходно играет.

3 дама: Европа уже покорена ею. Молодой Тургенев потрясён и в восторге от её голоса!                         

Ведущий: Осенью 1843 года Иван Сергеевич познакомился с талантливой певицей Полиной Виардо. Она в это время находилась на гастролях в Петербурге. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для неё свои оперы. Знаменитые писатели и музыканты добивались чести знакомства с нею.

Ведущий: Нельзя без волнения читать строки из переписки Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо:

Выходят и садятся за столы ученик и ученица. Они «пишут» письма и читают их

Тургенев: «Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мною сотни раз…

Полина Виардо: «Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждём прихода почтальона… Может быть, сегодня?

Тургенев: Сегодня день моего рождения… В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз! Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки.

Полина Виардо: Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь всё как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки… Прощайте. Пишите каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов»

Ведущий: Отношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

Шуман. Соната фа минор №1, ч.1. Полина Виардо на фоне музыки читает стихотворение И.Тургенева «Цветок»:

Тебе случалось - в роще тёмной

В траве весенней, молодой,
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один — в стране чужой.)

Он ждал тебя — в траве росистой
Он одиноко расцветал...

8

И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.

И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой.

………………………

Так что ж? напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

Звучит романс «Ночь светла» (муз. М.Шишкина, сл. М.Языкова)

Ведущий: Неслучайно всех своих героев Тургенев обязательно проводит через испытание любовью. Во многих произведениях великий писатель воспевал именно первую любовь, юную, чистую. Подлинно вдохновенный гимн этому чувству Тургенев пропел в повести «Ася».

Ведущий: Летом 1857 года Тургенев отправился на лечение в курортный немецкий городок. К физическим и душевным недугам прибавилось чувство пустоты, творческого кризиса, одиночества.

Ведущий: Городок ему понравился своими древними башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой. Он любил бродить по городу тёплыми июльскими вечерами, часто ходил смотреть на величавую реку и там размышлял о жизни, просиживая долгие часы на каменной скамье под одиноким ясенем и делая какие-то записи в своей тетради.

Ведущий: Однажды после вечерней прогулки он шёл домой со странной тяжестью на сердце, «как вдруг его поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах». Он остановился и увидал возле дороги небольшую грядку степной травы. Её запах мгновенно напомнил родину и пробудил в душе страстную тоску по ней.

Тургенев: Мне так захотелось дышать родным воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю? Зачем таскаюсь в чужой стране между чужими?

Ведущий: …подумал он, и мертвенная тяжесть, которую он ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волненье.

Ведущий: Это было началом рождения повести «Ася». (Открывает книгу, читает): «Обнимаю тебя за повесть и за то, что она прелесть как хороша, - писал ему Николай Алексеевич Некрасов, -…вся она – чистое золото поэзии».

Ведущий (берёт со столика и открывает другую книгу): «Повесть твоя – прелесть, - вторил Панаев. – Спасибо за неё. Я читал её вместе с Григоровичем, и он просил написать тебе, что внутри у тебя цветёт фиалка».

Инсценирование фрагмента повести И.Тургенева «Ася»:

Ася: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?

Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить…

Ася: А разве это невозможно?

9

Н. (задумчиво): Попытайтесь.

Ася: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из «Евгения Онегина» (вполголоса)

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной матерью моей!

Н. У Пушкина не так.

Ася: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!

Н. (тихо) Посмотрите, как хорошо!

Ася: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… но мы не птицы.

Н. А крылья могут у нас вырасти.

Ася: Как так?

Н. Поживёте – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

Ася: А у вас были?

Н. Как вам сказать…Кажется, до сих пор я ещё не летал.  (Пауза. Ася задумалась)

Ася: Умеете ли вы вальсировать?

Н. Умею.

Ася: Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.

(Ася убегает, Н. уходит следом)

                                              Герои танцуют вальс

Ведущий: В 1856 году Тургенев уезжает за границу. Вдали от России он беспокоится за судьбу Родины. Все его мысли были обращены к любимой Родине. Словами восхищения и любви к ней были полны написанные им тогда письма. В письме к одному из своих друзей Тургенев восклицал: «Что ни говори, а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете – особенно за границей я это чувствую!» 

Ведущий: Для писателя, подолгу жившему за границей, стало потребностью каждой весной отправляться в Россию. Последний раз Тургенев побывал на Родине в 1881 году. Всё лето он прожил в своём имении Спасском-Лутовиново. Какие лихие танцы устраивали тут в последний приезд Тургенева, когда за тапёра был Яков Полонский, а отплясывали Тургенев и знаменитая актриса Савина! 

«Барыня» в исполнении участников ансамбля «Каблучок»

Ведущий: Творческий путь великого русского писателя завершился знаменитыми «Стихотворениями в прозе». Написанные на закате жизни, они представляют собой своеобразный

10

лирический дневник последних лет, в котором писатель подводит итог своим многолетним раздумьям о жизни и смерти, о Родине и любви, о подвиге и дружбе.

Чтение стихотворения в прозе «Русский язык»:

Ведущий: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(На сцене – кресло, в котором сидит Писатель, укрытый пледом, в руках у него книга. На столе в вазе - увядший букет цветов, зажжённая свеча в высоком подсвечнике)

Звучит аудиозапись начала романса «Утро туманное» (муз. В. Абаза, сл. И.Тургенева)

Писатель: «Когда меня не будет, не забывай меня, но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд…Но в часы уединения, когда найдёт на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая бодрым сердцам, возьми одну из … любимых книг… Прочти, закрой глаза и протяни мне руку».

Ведущий: Тургенев тяжело болен. Жизнь завершается. А сердцем писатель в России. Как же люди не понимают, каким владеют они счастьем, что живут, что дышат, что видят, что ходят… А вот если б спросили его, чего же он-то хочет сейчас, в чем сейчас его самая большая мечта, он бы ответил: «Пять минут постоять на ногах – одному, без посторонней помощи – и не ощутить боли». Но это счастье, увы, недостижимо. Жизнь уже уходит от него всё быстрей и быстрей.

Ведущий: Жизнь завершена. Но, расставаясь с нею, как бы хотелось ему ещё раз надышаться горькой свежестью полыни и сладким запахом гречихи на полях родины! Как бы хотелось ему ещё раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом, увидеть заросшие дорожки старого Спасского сада…

Ведущий: Как бы хотелось ему ещё раз побродить по тёмным лугам и болотам за дичью с ружьём и собакой… Тургенев закрыл глаза: так легче рождались воспоминания о далекой-далекой поре, всегда такие желанные для прожившего жизнь человека. Сердце его – там, в заснеженной России, «где хлебом пахнет дым»…

Ведущий: В 1883 году 3-его сентября (по старому стилю), в 2 часа дня Ивана Сергеевича не стало. Он скончался вдали от Родины, во Франции, в городе Буживале. Иван Сергеевич завещал похоронить себя в России, в Петербурге. Его последняя воля была выполнена.

Моцарт. Соната-фантазия до минор.

Зажигаются свечи    

Ведущий: Россия потеряла гениального сына своего народа. Как поэтическое завещание нам, потомкам писателя, звучат его задушевные слова: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Звучит стихотворение Гаревой Н. С. «Раздумья»:

Ведущий: Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Ведущий: Своё волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев
Встаёт передо мною наяву.

11

Ведущий: Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Всё в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.

Ведущий: Тургеневские девушки…Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.

Ведущий: Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть своё значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Ведущий: Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

Ведущий: И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…

Заключительное слово учителя (приглашает всех участников спектакля подняться на сцену, благодарит актёров и зрителей): «Я жизнь посвятил России»,- говорил Иван Сергеевич Тургенев. Всё на этой русской земле было бесконечно дорого его сердцу: и бледная синева бескрайних далей, и неоглядное море волнующейся ржи, и островки берёзовых рощ на пологих холмах, и прохладные дубовые леса, и весело блестевшие на солнце реки, и раздольные зелёные долины, где по ночам горят костры и слышатся топот и ржанье коней… Иван Сергеевич всю жизнь верил в Россию, в её цивилизованное будущее. Человеческая мудрость всегда советовала людям ждать и надеяться. Сможем ли мы любить свою Отчизну так, как любил её великий русский писатель — Иван Сергеевич Тургенев? Прошло более ста лет со дня смерти Тургенева, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всём мире прославил красоту России.

Использованы материалы Интернет-ресурсов, тексты произведений И.С.Тургенева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная работа по литературе.Сценарий выступления на творческом фестивале театрализаций «Литературный бал героев И.А. Гончарова», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя.

Имя  И.А. Гончарова тесно связано с Ульяновском (Симбирском)..: Дом Гончарова, Беседка в Винновской роще  и другие памятные места известны молодёжи.  Обращение к творчеству великого зем...

Сценарий литературного вечера " Мне жизнь всё как-то коротка" ( к 200-летию М.Ю.Лермонтова)

В чём загадка короткой жизни Лермонтова? Имел ли поэт дар предвидения? Почему его произведения актуальны и в наши дни?  На эти и другие вопросы мы пытались ответить в этом сценарии....

Сценарий литературного праздника-спектакля "Чтобы жить честно...", посвящённого 190-летию Л.Н.Толстого

Цели: знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского писателя, формирование духовности, эстетического вкуса учащихся, интереса к литературе, бережного отношения к книгам, к историческим ...

Сценарий литературного вечера " Я жизнь посвятил России"

Данный сценарий посвящён жизни и творчеству И.С. Тургенева....