Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
классный час по литературе (8, 9 класс)
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью интеграции музыки, живописи и литературы, расширить круг знаний о поэте, людях, окружавших его в разные периоды жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.27 КБ |
a.s.pushkin_prezentatsiya_k_meropriyatiyu.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера,
посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина
«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Цель мероприятия:
- продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина,
- заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью интеграции музыки, живописи и литературы.
- расширить круг знаний о поэте, людях, окружавших его в разные периоды жизни.
Задачи:
- создать эмоциональную атмосферу для восприятия пушкинских произведений, познакомить с отрывками музыкальных произведений, созданных по мотивам стихотворений и поэм А.С. Пушкина,
- учить детей выразительному чтению,
- развивать умение воспринимать литературные и музыкальные произведения,
- повышать культурный уровень учащихся,
- развивать интерес к музыке и литературе.
Оформление мероприятия:
- Выставка книг А.С. Пушкина
- Портреты людей, окружавших поэта (родители поэта, няня Арина Родионовна, П. Чаадаев, В.Кюхельбекер, И.Пущин, Г.Державин, А.Керн, Н. Гончарова)
- Фотографии и иллюстрации, отражающие отдельные моменты жизни поэта
- Записи музыкальных произведений
- Презентация на ПК
Ход мероприятия
Слайд 1
Это имя - знакомое с детства -
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
П.Антокольский
Друзья, сегодня вы приглашены на литературный вечер, посвящённый гениальному человеку – А.С. Пушкину. Мы назвали его «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь», пытаясь отразить всё многообразие жизни поэта. Поэт П. Антокольский писал:
Это имя - знакомое с детства -
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Мы последуем совету поэта и попытаемся прикоснуться к глубинам его натуры, проникнемся очарованием его стихотворений, поговорим о людях, которые окружали поэта в разные периоды жизни. Сопровождать нашу беседу будет музыка к произведениям поэта композиторов М.И. Глинки. П.И. Чайковского, Г .Свиридова.
Чтобы точно определить темы нашего разговора, я предлагаю вам поиграть. Ваша задача – по лексическому значению определить слово, которое и будет одной из тем разговора.
(На доске размещаются соответствующие слова, составляющие план беседы).
1. Детский возраст, детские годы (Детство)
2. Привилегированное учебное заведение, в котором обучался поэт (Лицей)
3. Группа близких по духу людей, которые могут положиться друг на друга (Друзья)
4. Люди, которые обучают чему – либо, преподаватели (Учителя)
5. Чувство сердечной привязанности (Любовь)
6. Творческий подъём, прилив творческих сил ( Вдохновение)
7. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. (Творчество)
8. Посмертная слава, вечное существование (Бессмертие)
Звучит «Полонез»
Слайд 2
Вот мы и назвали темы сегодняшнего разговора. Начнём беседу о жизни поэта с того, с чего начинается жизнь каждого человека, как обыкновенного, так и гениального, выдающегося. Поговорим о детских годах поэта:
Ученик:
Настал день, когда в старой церковной книге храма Богоявления, что в Елохове, дьячок вывел гусиным пером старинную вязь: «Мая 27, Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Сварцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр». Это было в 1799 году в Москве.
Ученик:
«Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед» -
Так напишет поэт о своём детстве.
Ученик:
О своём происхождении поведает он в стихотворении «Моя родословная»
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Ученик:
«Страсть к поэзии проявилась в нём с первыми понятиями на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою. Он был одарён памятью необыкновенной», - вспоминает младший брат Александра Лёвушка.
Звучит «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Ведущая:
Кто же воспитывал маленького Александра? Кто читал ему книги, развивал его бурную фантазию?
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
(Слайд бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)
Ведущая:
Но была в жизни поэта ещё одна женщина, чьи неторопливые рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки. Как звали эту женщину? Какие стихи ей были посвящены?
(Арина Родионовна Матвеева, в девичестве Яковлева. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Сон».)
Слайд
Ученик:
Пушкин писал брату из Михайловского: « Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Какие же сказки были созданы поэтом?
Звучит «Каватина Людмилы»
Слайд «Лицейские годы»
Следующая страница, которую мы перевернём, – Лицей в Царском Селе.
Ведущая:
Сколько лет было Александру, когда он поступил в Лицей? (12 лет). Это было в 1811 году. «С Лицеем, при основании его, связывались надежды создать образцовое заведение, которое могло бы дать образец деятельности чисто русской национальной педагогики».
Удивительной была эта школа – второй такой в России не было. Первый директор Лицея стремился воспитать «новых» людей, которые впоследствии стали бы преобразователями России, и поэтому основные в лицее науки были нравственные, воспитывающие чувство чести, стремление жить для Отечества.
Слайд
Ученик:
Об этом периоде жизни А.С. Пушкина удивительно проникновенно и трогательно напишет поэтесса Анна Ахматова:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Ведущая:
Здесь, в Царском Селе, поэт провёл отрочество и юность. Здесь впервые явилась ему вдохновенная муза. А лицейские товарищи стали друзьями на всю жизнь. Каждый год они отмечали день открытия Лицея, его годовщину. Кто помнит эту дату? (19 октября 1811 года). Любовь и тёплые чувства к однокурсникам поэт пронёс через всю свою жизнь:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Викторина «Дружеский круг поэта»
Давайте вспомним имена лицеистов, особенно близких А.С. Пушкину.
1. Родом из прибалтийских баронов, «сын неги вдохновенной». Он обладал живой фантазией и впоследствии стал прекрасным поэтом, издателем. (А. Дельвиг)
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши
2. «Живой лексикон и вдохновенный комментатор», он вызвал Пушкина на дуэль за насмешки. « И фамилия у него была смешная…, и весь он был ужасно длинный, тощий, с выпученными глазами, тугой на ухо, с кривящимся при разговоре ртом».
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
( В. Кюхельбекер - Кюхля)
3. Кто был соседом Пушкина, жившим в комнате №13? Неразлучный друг «Большой Жанно», посетивший поэта в Михайловском.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(И.И. Пущин)
Звучит «Каватина» Людмилы из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Ведущая:
На формирование творческих взглядов поэта оказали влияние не только друзья, преподаватели, но и книги. Он удивлял товарищей начитанностью. Знанием зарубежной и отечественной словесности. Кого же из русских поэтов он считал своими учителями?
(И.И. Дмитриев, Г.Р. Державин. М.В. Ломоносов. В.А.Жуковский)
Поэт писал:
Поближе познакомимся с каждым из них.
Слайд
Иван Иванович Дмитриев – русский поэт, баснописец, сатирик, живший и творивший во второй половине XVIII – начале XIX века
Слайд
Михаила Васильевича Ломоносова Пушкин уже в лицейские годы называл «отцом русской поэзии», поэт был пленён его «великодержавным ямбом», историческими работами учёного. В стихотворениях А.С. Пушкина встречаются даже повторы строк Ломоносова
Слайд
Демонстрируется картина И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
- Что вы можете рассказать ещё об одном учителе, Г.Р. Державине, оказавшем огромное влияние на юного поэта
Вот что об этой встрече писал сам Пушкин:
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. <...> Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом ...Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...
А в романе "Евгений Онегин" Пушкин так рассказал о своих первых поэтических опытах и встрече с Державиным на лицейском экзамене:
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей...
И свет ее улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
А теперь послушайте музыкальное произведение. Это увертюра к опере «Руслан и Людмила». Посмотрите на портрет (Слайд В. А Жуковский). Какая связь между ними?? Подсказка: на портрете надпись «Победителю - ученику от побеждённого учителя»
В.А. Жуковский подарил портрет с надписью юному поэту в связи с завершением поэмы «Руслан и Людмила»26 марта 1820 года
Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Следующая страница нашего литературного альбома посвящена любви. Это чувство играло в жизни поэта очень важную роль. Как известно, поэт от природы не был красив. Сознавая это, он охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин поэт очаровывал мгновенно, в разговорах сними преображался. «он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что – либо волновало его»,- отмечала Анна Керн.
Высокому чувству любви, «царицам души» посвящены лучшие стихотворения поэта. Одно из них, обращённое к Марии Раевской, а впоследствии переадресованное жене поэта Н.Н. Гончаровой, сейчас и прозвучит.
Ученик:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Ведущая:
Послушайте романс композитора М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Вспомните, кому посвящено стихотворение, на основе которого создан романс.
Слайд Анна Керн
Романс написан М.И. Глинкой, влюблённым в дочь Анны Петровны Керн
- Как познакомились А.Керн и А.С. Пушкин?
В 1819 году Пушкин встретился в петербургском доме Алексея Николаевича Оленина, одного из образованнейших людей России, с молодой красавицей Анной Петровной Керн, племянницей жены Оленина. Анна Петровна (по отцу - Полторацкая, по матери - из семейства Вульф) вышла замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна в 16 лет, когда мужу было уже 52. Она образованная женщина, знала четыре европейских языка, а муж – грубый солдафон, поэтому в жизни молодой 19-летней женщины не было « ни божества, ни вдохновенья». На вечере в доме Олениных было много гостей. Ужинали, танцевали, устраивали «живые картины» или, как их тогда называли, шарады. Когда разъезжались, Пушкин стоял на крыльце, провожая, и она коротко глянула на прощание бархатными своими, грустно - прелестными глазами,- сердце тогда в нем глухо стукнуло. Пушкин понял, что этого чудного мгновения не забудет никогда. Он медленно поднес к губам руки Анны и осторожно ее поцеловал..Прошло шесть лет – и каких лет! Они вместили в себя южную ссылку поэта, северное изгнание (тяжкая ссора с отцом, согласившимся в Михайловском шпионить за сыном, отъезд семьи в Петербург, одиночество поэта, оставшегося на попечении старой няни). И вот новая встреча А.П. Керн в июне 1825 года. Вот как вспоминает об этом сама Анна Петровна:
«В течение шести лет я не видела Пушкина, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания в доме тетки моей, в Тригорском, в 1825 году в июне месяце. Мы сидели за обедом… Как вдруг вошел Пушкин с большой толстой папкой в руках. Тетушка мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Он был очень не ровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, - и нельзя было угадать в каком он будет расположении духа через минуту
Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Накануне ее отъезда, после ужина, тетка Керн, Прасковья Александровна, предложила проститься с Михайловским. Тетушка попросила Пушкина показать сад. Во время прогулки она отколола с груди веточка гелиотропа и передала ему. Он принял цветок и прижал его к сердцу.
«На другой день я должна была уехать в Ригу. Он пришел, на прощание принес мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами: « Я помню чудное мгновенье…» - вспоминала сама Керн впоследствии.
Но только об одной женщине Пушкин сказал «Чистейшей прелести чистейший образец» Только о ней оставил он такие нежные, чистые воспоминания: «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю более твоего лица». Кто эта женщина?
Слайд Н.Н. Гончарова
Ученик:
С Натальей Николаевной связаны самые счастливые и трагические годы А.С. Пушкина. Поэт встретил красавицу в декабре 1828 года, в конце апреля 1829 года сделал ей предложение. Ответ матери был неопределённым: дочь ещё молода. Пушкин уехал на Кавказ. Весной 1830 года неожиданно он получил приглашение от Гончаровых и, как на крыльях. Полетел в Москву. На этот раз предложение было принято.
Ученик: «Участь моя решена. Я женюсь…Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча моя казалась блаженством, - боже мой, она почти моя». 18 февраля в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны.
«Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни мое1й не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.
Стихотворение «Мадонна» в сопровождении лирической музыки
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Наталья Николаевна считала себя виновной в смерти мужа, её с трудом спасли от безумия. После гибели поэта она семь лет не выходила замуж. И это с её удивительной красотой, перед которой застывали люди. Как перед совершенным произведением искусства. Два года она носила траурные одежды и всю жизнь траур в сердце.
Но одна любовь не могла целиком захватить творческую натуру поэта. Многое другое нашло своё место в его бессмертной лирике. Пейзажи и времена года, серьёзные размышления о смысле жизни предназначении человека, тёплое чувство дружбыи язвительные насмешки, острый протест и добродушный задорный яркий фольклор – всё это мы можем наитии в пушкинских произведениях.
Давайте проверим, насколько хорошо мы знакомы с произведениями поэта
Викторина «Пушкинские строки».
Назовите произведения, строки из которых приведены:
1. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(«Бесы»)
2. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(«Зимняя дорога»)
3. Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(«Осень»)
4.
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
(«Узник»)
5. Литературный портрет
а) Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит. (Балда)
б) Кому из героев пушкинских произведений была предсказана смерть от любимого коня? (Вещий Олег)
в) Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(Пётр I)
г) На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
(Пётр I)
д) Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал…
(Черномор)
е) Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
(Пимен)
ж) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(Няня)
Творчество и жизнь поэта неисчерпаемо богаты. Это бесконечные родники, припадая к которым, открываешь всё новое и новое.
- Что же нового открыли для себя сегодня вы?
- Какие стороны жизни поэта для вас особенно интересны?
- О чём хотелось бы продолжить разговор?
- Какие пушкинские стихотворения вам особенно понравились?
- Какие музыкальные произведения по мотивам пушкинских стихотворений и поэм вы знаете?
Слайд
А теперь обратимся к последней теме нашего разговора об А.С. Пушкине. Бессмертие. Посмертная слава. Вечное существование. Какое отношение имеет бессмертие к личности и творчеству поэта?
То, что мы сегодня, спустя более чем два века спустя со дня рождения поэта, с наслаждением читаем сочинения гения русской литературы, проявляем неподдельный интерес к его личности, говорит о том. Что имя поэта и его творчество бессмертны.
- В чём секрет бессмертия творений поэта?
Пушкинские произведения продолжают волновать нас и сегодня, потому что поэт обратился к темам, которые мы называем вечными.
- Какие это темы?
Любовь, дружба, природа, смысл жизни,
Интерес к личности и творчеству поэта не ослабевает. Об этом свидетельствует и тот факт, что современные поэты и музыканты в своих произведениях прославляют имя и творения гения русской литературы. Приведём примеры: Г. Свиридов «Пушкинский венок», Н Доризо «Посвящение», Н.Белова «Наш Пушкин» . Оно и завершит нашу программу.
Посвящение
Все в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Все в нем Россия обрела, —
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, —
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!
(Н. Доризо)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Музыкальное путешествие в 19 век. ... и божество , и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь ..."
Автор методической разработки стремится сделать близким и понятным образное содержание русской музыки 19-го века. В доступной и занимательной форме автор раскрывает исторические события, характерные ч...
Сценарий литературного вечера «Под голубыми небесами». (Зима в жизни и творчестве А. С. Пушкина)
Сценарий литературного вечера предназначен для учащихся 9 класса и приурочен к изучению творчества А.С. Пушкина....
Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю.Лермонтова "И жизнь, и слёзы, и любовь..."
Литературно - музыкальная композиция посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся 5-9 классов. Основная цель — привити...
Сценарий литературного вечера "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь".
Сценарий литературного вечера " И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь",в котором воспевается великое человеческое чувс...
Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина
Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина...