Рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_7_ldv.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 43
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
______________________ | ____________________ | ________________________ |
Руководитель МО | Завуч по УВР | Директор школы |
______________________ | _____________________ | ________________________ |
Рабочая программа
учебного курса
по дальневосточной литературе
7 класс
2013-2014 учебный год
Разработал:
Жуковская
Елена Викторовна,
учитель
русского языка и литературы
Хабаровск
2013 г.
Пояснительная записка
I Программы, на основе которых создана рабочая программа:
.Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе, 7 класс» Хабаровск,1996год.
II Цели и задачи курса
Цель: выполнение культуросберегающих, развивающих и воспитательных функций.
Задачи:
-изучить произведения дальневосточных авторов, определенных содержанием учебного курса;
-развить основные учебные компетенции на материале художественных текстов и методического аппарата учебника;
-установить внутрипредметные и межпредметные связи;
-воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.
III Структура курса
1.Е.В.Ларичев «Тайна каменной черепахи» (главы из повести)
2. Н.П.Задорнов «Амур-батюшка» (главы из романа)
3. В С Еращенко стихотворения «Легенда о земле Даурской», «На реке Непрядве»
4.А.В.Гребенюков, рассказы «Собака», «Пошутили»
5. В.В.Сукачёв, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце»
6. Стихотворения дальневосточных поэтов: Г.И.Козлов, К.А.Партыка, П.Гран(Ю.П.Теряев),
В.П.Суходольский, М.П.Дечули.
7. Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»
8.Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне: Г.И.Козлов,
В.Д.Нефедьев, П.В.Халов, Е.К.Кохан, Л.И.Миланич, Н.Т.Кабушкин.
9.Мысли древних о вечном (философские изречения и миниатюры китайских мудрецов).
IV Количество учебных часов
1.Место предмета:
-за учебный год - 34 часа;
-в неделю – 1час;
-на развитие речи – 5 часов.
2.Контроль:
-контрольное сочинение – 1;
-классные сочинения – 3;
-изложение с элементами сочинения – 1;
-наизусть – 5.
V Содержание учебного курса
1. Введение – 1час .Искусство слова.
2.Колыбель древних цивилизаций
-В.Е.Ларичев, главы из повести «Тайны каменной черепахи». – 2 часа.
Летопись. Документальная повесть.
3. «Гордиться славою своих предков»
-Н.П.Задорнов, главы из романа «Амур-батюшка» - 5 часов.
Исторический роман. Речь персонажа. Пейзаж. Изобразительно-выразительные средства.
-В.С.Еращенко, стихотворения – 2часа.
Историзм. Историческая память. Духовная основа. Художественная деталь. Устаревшие слова.
4.Рассказы о современниках.
-А.В.Гребенюков. рассказы «Собака». «Пошутили» – 2часа
.Нравственные категории. Сострадание.
-В.А.Сукачёв, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце» – 2часа.
Авторская позиция. Смысл названия произведения.
5.Здесь моя Родина
- Стихотворения дальневосточных авторов о родной природе. – 3 часа.
Малая родина. Дальневосточный пейзаж. Тема, идея, настроение
стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.
6.Повесть о первой любви
-Р.И.Фраерман, повесть «Дикая собака динго ,или Повесть о первой любви» - 6часов.
Лирическая повесть. Композиция. Система персонажей. Речь персонажа.
Пейзаж. Афоризм. Риторический вопрос.
7.Эхо войны
-Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне – 3часа.
Историческая память. Художественное обобщение. Авторское отношение.
Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные
средства.
8.Мысли древних о вечном
-философские миниатюры и философские изречения китайских мудрецов – 2часа.
Философия. Нравственные категории. Афоризм. Парадокс. Мораль.
9.Заключение – 1час. Подведём итоги.
10.Развитие речи – 5 часов.
-
VI Ценностные ориентиры учебного курса
В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» выделены базовые национальные ценности – основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.
Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.
В учебном курсе по дальневосточной литературе, 7 класс, предполагаются следующие ценностные ориентиры:
-развитие духовно-нравственных качеств;
-воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;
-формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края;
-воспитание гражданина и патриота-дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;
-формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;
-способствование осознанию нравственных устоев семьи как первоосновы жизни личности и государства.
VII Основные виды деятельности обучающихся
-самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;
-различные виды пересказа текста;
-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;
-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;
-подготовка сообщения;
-монологический ответ; участие в беседе и диалоге;
-работа с таблицей, схемой;
-элементы анализа эпизода текста и интерпретации стихотворения;
-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;
-выявление авторской позиции;
-работа над особенностями языка художественного произведения;
-написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос;
-выполнение коллективных творческих заданий;
- подготовка презентаций с использованием ИКТ.
VIII Информационно-методическое обеспечение
-Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.,2009;
-Г.В.Гузенко, Программа по региональной литературе, 7 класс, Хабаровск,1996;
-полные тексты произведений, определенных программой;
-материалы журнала «Дальний Восток»;
-интернет-ресурсы.
IX Требования к уровню подготовки обучающихся
- Знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути авторов, определенных данной программой;
- изученные теоретико-литературные понятия.
- Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста;
-определять род и жанр литературного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведение, в том числе наизусть;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-писать сочинения и отзывы по прочитанным произведениям.
X Изменения, внесенные в рабочую программу, и их обоснование
При составлении данной рабочей программы была использована Программа по региональной литературе, 7 класс (сост.Г.В.Гузенко, Хабаровск,1996г.).
В 2012 году было выпущено новое издание «Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс», ( сост. Г.В.Гузенко), в которое были внесены значительные изменения: подбор художественных текстов, сведения об авторах, теоретический материал.
В связи с этим при разработке данной рабочей программы использовались не только методические рекомендации выше указанной программы 1996 года, но и методический аппарат нового учебного издания.
Данная рабочая программа предполагает передать обучающимся определенную совокупность знаний и при этом сформировать представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе.
В рабочей программе уделено внимание теории литературы, учтены нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового и обзорного изучения произведений; предусмотрена рекомендация произведений для самостоятельного чтения.
Данная рабочая программа может быть использована для проведения факультативного курса по ЛДВ. При отсутствии отдельного учебного часа на ЛДВ некоторые произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока темы | Дата план | Дата факт | Тема урока | Домашнее задание | Контроль | Примечание |
Введение – 1час. | |||||||
1 | 1 | Читать на языке образцов русского искусства. | Стр.5-8,читать; стр.16, в.1 устно. | ||||
Колыбель древних цивилизаций – 2часа | |||||||
2 | 1 | Золотая империя чжурчжэней. Чжурчжэньские летописи. | Стр.8-16, читать | ||||
3 | 2 | В.Е.Ларичев. «Тайна каменной черепахи» (главы). Путь к власти князя Дигуная и вождя чжурчжэней Агуды. | Стр. 17 -18, читать. перспективное задание | ||||
«Гордиться славою своих предков» -8 часов | |||||||
4 | 1 | Н.П.Задорнов. Тема освоения Дальнего Востока в творчестве писателя. | Гл.1.2.3 - читать | ||||
5 | 2 | Роман Н.П.Задорнова «Амур-батюшка» (главы ). Изображение трудностей переселенцев по пути на Дальний Восток. | Гл.4,37, 38 - читать | ||||
6 | 3 | Заботы переселенцев накануне первого сева на амурской земле. Трепетное отношение к земле. | Стр.56.в.1-устно | ||||
7 | 4 | Егор Кузнецов – главный герой романа. Лексика персонажа как отражение энергии, целеустремлённости его характера. | Стр.57, в.3-устно | ||||
8 | 5 | Роль пейзажа в романе. | Стр. 42.наизусть фрагмент | Наизусть1. | |||
9 | 6 | Письменный пересказ эпизода с элементами сочинения. | Не задано | Развитие речи 1. | |||
2-я четверть | |||||||
10 | 7 | В.С.Еращенко. Стихотворение «Легенда о земле Даурской» - поэтическая летопись о первопроходцах Дальнего Востока. | Стр.61 выразительное чтение. | ||||
11 | 8 | Исторический контекст стихотворения В.С.Еращенко «На реке Непрядве». Роль диалога князя Дмитрия и воеводы Волынского. | Стр.64, наизусть отрывок | Наизусть2 | |||
Рассказы о современниках - 5часов | |||||||
12 | 1 | А.В.Гребенюков. Рассказ «Собака»: боль за бесчеловечно устроенную жизнь. | Стр.73, читать | ||||
13 | 2 | А.В.Гребенюков. Обращение к нравственным категориям в рассказе «Пошутили». | Стр.77, в.6 устно | ||||
14 | 3 | Контрольное сочинение – рассуждение. | Не задано | Развитие речи 2. | |||
15 | 4 | В.А.Сукачёв. Нравственные ценности в произведениях писателя. | Стр.78, читать | ||||
16 | 5 | В.А.Сукачёв. Рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Смысл названия рассказа. Образ Макара Чупрова. | Стр.87, в.6 устно | ||||
3 – я четверть | |||||||
«Здесь моя Родина» - 4 часа | |||||||
17 | 1 | Дальневосточная природа – неиссякаемый источник поэтического творчества. | Стр.89-91, пересказ с цитированием | ||||
18 | 2 | Картины природы в стихотворениях Г. Козлова и К. Партыки. | Наизусть (по выбору обучающегося) | Наизусть3 | |||
19 | 3 | Выражение авторской позиции в стихотворениях П.Грана, В.Суходольского, М. Дечули. | Подготовка к сочинению | ||||
20 | 4 | Обучающее сочинение – размышление над стихотворением. | Не задано | Развитие речи 3. | |||
Повесть о первой любви – 7 часов. | |||||||
21 | 1 | Р.И.Фраерман и его книга «Дикая собака динго, Или повесть о первой любви». Сюжет и герои повести. | Читать повесть | ||||
22 | 2 | Таня Сабанеева – романтическая героиня повести. | Рассказ о герое | ||||
23 | 3 | Друзья Тани: Филька, Коля, Женя. Нравственный выбор героев. | Стр.221,в.2 устно, по вариантам | ||||
24 | 4 | Отношения детей и взрослых в повести. | Стр.225, в.3устно | ||||
25 | 5 | Картины природы в повести. | Наизусть фрагмент(начало повести) | Наизусть4 | |||
26 | 6 | Художественные особенности языка повести: афоризмы, риторические вопросы, | Подготовка к сочинению | ||||
27 | 7 | Обучающее сочинение – ответ на проблемный вопрос (стр.221,в.3). | Не задано | Развитие речи4 | |||
4-я четверть | |||||||
Эхо войны -4 часа | |||||||
28 | 1 | Поэзия родом из войны. | Стр.277-280,пересказ с цитированием | ||||
29 | 2 | Выражение авторского отношения к войне в стихотворениях дальневосточных авторов. | Выразительное чтение стихотворения | ||||
30 | 3 | Обобщенные картины военного времени и военного детства в стихотворениях дальневосточных авторов. | Наизусть (по выбору обучающегося) | Наизусть5 | |||
31 | 4 | Выразительное чтение стихотворений. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объёма. | Не задано | Развитие речи5 | |||
Мысли древних о вечном – 2 часа. | |||||||
32 | 1 | Общечеловеческие духовные ценности в книгах китайских философов. | Стр.246,в1устно | ||||
33 | 2 | Афористичность языка. Парадокс как средство создания философской прозы. | Не задано | ||||
Заключение – 1час | |||||||
34 | 1 | Подведем итоги. | Рекомендации на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской
Рабочая программа разработана на основе - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, - «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по дальневосточной литературе 8 класс
В материале представлена программа по дальневосточной литературе для 8 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по дальневосточной литературе 9 класс
В материале представлена рабочая программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса с пояснительной запиской и календарно-тематичекским планированием....
Рабочая программа по дальневосточной литературе 6 класс
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 6 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическом планировании....