Рабочая программа по дальневосточной литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 6 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическом планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dv_litra_6_klass.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43
Утверждено_________ Директор МБОУ СОШ №43 __________________ | Согласовано___________ Зам. директора по УВР ___________________ | Рассмотрено____________ Руководитель методического объединения ___________________ |
Рабочая программа
учебного курса
по дальневосточной литературе
6 класс
2012-2013 учебный год
Выполнил:
учитель
русского языка и литературы
Жуковская
Елена Викторовна
Хабаровск
Пояснительная записка
I Цели и задачи учебного курса
Цель: выполнение культуросберегающих, развивающих и воспитательных функций.
Задачи:
- воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов;
- изучить произведения дальневосточных авторов, определенные курсом программы;
- развить основные учебные компетенции на материале художественных текстов и методического аппарата учебного пособия;
- устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
II Методическое обеспечение
- Программы
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе, 5 класс». Хабаровск, 1992 год.
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе, 6 класс». Хабаровск, 1994 год.
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе, 7 класс». Хабаровск, 1996 год.
- Учебник
Хрестоматия по дальневосточной литературе, 6 класс. Сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск, 2011 г.
- Дополнительные справочные материалы
-материалы журнала «Дальний Восток»;
-интернет-ресурсы;
-полные тексты произведений, определённых программой;
-произведения для самостоятельного чтения учащихся (2-3 текста).
III
Объем учебной нагрузки
За год:
- по программе – 34 часа;
-по плану – 32 часа;
-на развитие речи – 6 часов;
-резерв – 2 часа.
В неделю:
-1 час.
IV
Контроль
-классные сочинения – 5;
-контрольное сочинение – 1;
-наизусть – 5.
V
Предполагаемые результаты
- Личностные:
–развитие духовно-нравственных качеств;
–воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному отечеству;
–формирование уважительного отношения к литературе и культуре народов родного края.
- Метапредметные:
–умение определять тему и проблему произведения;
–умение структурировать материал, выстраивать аргументированное высказывание;
–умение работать с разными источниками информации, производить информационную обработку текста;
–умение выстраивать монологическое высказывание, участвовать в диалоге;
–умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.
- Предметные:
-расширение познавательной сферы;
-понимание ключевых проблем изученных произведений;
-умение анализировать художественное произведение;
-владение элементарной литературоведческой терминологией;
-совершенствование различных видов чтения и пересказа художественного текста;
- умение создавать монологическое высказывание, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог;
-умение писать сочинение на темы, связанные с изученными литературными произведениями;
-умение дать собственную интерпретацию по ряду идейно-художественных особенностей произведения.
VI
Цели освоения учебного курса
1. Ученик научиться:
-правильно и бегло читать тексты художественных и публицистических произведений;
-выразительно читать наизусть;
-составлять простой и сложный план изучаемого художественного произведения и публицистического текста;
-объяснять роль художественных особенностей текста и давать характеристику героям изучаемых произведений;
-владеть монологической и диалогической речью, устно и письменно отвечать на вопросы;
-писать сочинения на литературную и свободную тему,
2.Ученик получит возможность:
-постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;
-увидеть место произведения дальневосточного автора в общелитературном процессе;
-сопоставлять изучаемое произведение с уже изученными или самостоятельно прочитанными произведениями;
-готовить индивидуальные и групповые задания, сообщения с использованием ИКТ.
VII
Основные виды деятельности учащихся
-самостоятельное чтение, выразительное чтение и чтение наизусть;
-различные виды пересказа текста;
-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;
-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;
-работа с иллюстрациями;
-подготовка сообщения;
-элементы анализа эпизода прозаического текста и интерпретация стихотворения;
-монологический ответ, участие в беседе и диалоге;
-работа с таблицей, схемой;
-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;.
-работа над особенностями языка художественного произведения;
-написание сочинений, письменных ответов на вопрос;
-выполнение коллективных творческих заданий.
VIII
Использование ИКТ
-проведение уроков с использованием ИКТ;
-подготовка учащимися сообщений с использованием ИКТ;
-использование Интернет-ресурсов.
IX
Краткая характеристика рабочей программы
Данная Рабочая программа по дальневосточной литературе предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа предполагает передать учащимся определённую совокупность знаний и при этом сформировать представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе.
Данная Рабочая программа обеспечена Примерными программами по региональной литературе и учебным изданием «Хрестоматия по дальневосточной литературе 6 класс» (сост.Г.В.Гузенко).
В Рабочей программе уделено внимание теории литературы, учтены нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового и обзорного изучения произведений, предусмотрена рекомендация произведений для самостоятельного чтения.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. При отсутствии отдельного часа на ЛДВ некоторые произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП.
Данная Рабочая программа может быть использована для проведения факультативного курса по ЛДВ.
X
Краткое содержание Рабочей программы
1.Устное народное творчество( мифы, сказки, предания, легенды народов Дальнего Востока.
2.В.К.Арсеньев «Дерсу Узала» (главы).
3.Г.А.Федосеев «Смерть меня подождёт» (главы);
4.стихотворения дальневосточных поэтов:П.С.Комаров, Л.И.Миланич, Р,Ф.Казакова, И.Семёнов, И,Брофман.
5.С.П.Кучеренко. «Этюды о природе»;
6.И. П. Ботвинник «Парни ехали на войну» (эпилог повести);
7.Г.Г.Ходжер «На свидание к деду» (фрагмент);
8.теоретический блок: литературоведческо-эстетические понятия и категории.
XI
Описание изменений
При составлении Рабочей программы использованы Примерные программы по региональной литературе (сост.Г.В.Гузенко ), разработанные с 1992-1996 годы.
В 2011 году выпущено новое издание « Хрестоматия по дальневосточной литературе 6 класс», в которое составителями внесены некоторые изменения: подбор художественных текстов, теоретический материал, сведения об авторах. В связи с этим при разработке данной Рабочей программы использовались не только методические рекомендации, содержащиеся в Примерных программах по региональной литературе для 5, 6, 7 классов, но и методический аппарат учебного издания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № Урока | Тема | Теория литературы | Контроль | Коррекция КТП |
I четверть | |||||
03.09.-08.09. | |||||
1 | 1 | Вводный урок | |||
10.09.-15.09. | |||||
Древние мифы и легенды, бытующие на дальневосточной земле (6 часов). | |||||
2 | 1 | Мифы и обычаи древних народов Дальнего Востока. Особенности шаманской мифологии. | Миф, легенда, предание, запреты, обряды, благопожелания, фантастика. | ||
17.09.-22.09. | |||||
3 | 2 | Солнце как божество в мифологии Приамурья и Севера. | |||
24.09.-29.09. | |||||
4 | 3 | Огонь – сын Солнца и Земли. Роль огня в легендах и запретах-оберегах. | |||
01.10.-06.10. | |||||
5 | 4 | Сотворение Земли в представлении дальневосточных аборигенов. Мифы о происхождении человека. | |||
08.10.-13.10. | |||||
6 | 5 | Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. | |||
15.10.-20.10. | |||||
7 | 6 | Сочинение-рассуждение «Какие уроки для себя вы извлекли, познакомившись с дальневосточными легендами и мифами?» | Развитие речи 1. Сочинение 1. | ||
22.10.-27.10. | |||||
Бессмертными останутся дела (11 часов). | |||||
8 | 1 | В.К.Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Научная ценность книги. Художественное и жанровое своеобразие. | ИКТ (к 140-летию исследователя и писателя) | ||
II четверть. | |||||
06.11.-10.11. | |||||
9 | 2 | «Дерсу Узала». Сюжет и герои повести. | Художественное и научное в произведении; личность автора; авторская позиция; отношение человека к миру природы; художественная деталь; романтика. | ||
12.11.-17.11. | |||||
10 | 3 | Образ проводника-гольда Дерсу. Отношение героя к миру живой природы. | |||
19.11.-24.11. | |||||
11 | 4 | Исторические, культурные и бытовые сведения о жизни туземцев в повести В.К.Арсеньева. | |||
26.11.-01.12. | |||||
12 | 5 | Поэтизация автором таежного мира. Роль деталей в описании Уссурийской тайги. | |||
03.12.-08.12. | |||||
13 | 6 | Сочинение-ответ на вопрос «Прав ли был критик И.Кузьмичев, утверждавший, что Арсеньев был «очарованным странником»?» | Развитие речи 2. Сочинение 2. | ||
10.12.-15.12. | |||||
14 | 7 | Г.А.Федосеев «Тропою снежных баранов» (из повести «Смерть меня подождет»). Сюжет и герои произведения. | |||
17.12.-22.12. | |||||
15 | 8 | Чувство долга как доминанта в характере исследователей. Романтизация автором научного подвига. | |||
24.12.-28.12. | |||||
16 | 9 | Особенности изображения природы в повести. Образ пастушки Хутамы. | |||
III четверть. | |||||
11.01.-12.01. | |||||
14.01.-19.01. | |||||
17 | 10 | Сочинение-ответ на вопрос «На какие мысли о жизни, о долге, о человеке наводит Вас эта повесть?» | Развитие речи 3. Контрольное сочинение. | ||
21.01.-26.01. | |||||
18 | 11 | П.Комаров «Изыскатели». Романтизация трудового подвига в стихотворении. Проблема смерти и бессмертия. Авторская позиция. | Наизусть 1. | ||
28.01.-02.02. | |||||
Земли согретой теплые ладони (3 часа). | |||||
19 | 1 | Л.И.Миланич. патриотическое звучание стихотворений. Идея единства природы и человека. | Лирическая поэзия; проза и поэзия; настроение стихотворения; лирический персонаж стихотворения; художественно-изобразительные средства. | Наизусть 2. | |
04.02.-09.02. | |||||
20 | 2 | Р.Ф.Казакова. Богатство переживаний лирических героев стихотворений, их любовь к дальневосточной природе. | Наизусть 3. | ||
11.02.-16.02. | |||||
21 | 3 | Обучающее сочинение- размышление над стихотворением. | Развитие речи 4. Сочинение 3. | ||
18.02.-23.02. | |||||
Застывшие мгновения (3 часа) | |||||
22 | 1 | С.П.Кучеренко «Этюды о природе». Красота и гармония мира в рассказах. | Лирический этюд; миниатюра; деталь; гармония | ||
25.02.-02.03. | |||||
23 | 2 | Роль лирических персонажей в рассказах. Язык произведений. Чувства автора. | |||
04.03.-09.03. | |||||
24 | 3 | «Застывшие мгновенья» в Вашей памяти (сочинение-миниатюра). | Развитие речи 5. Сочинение 4. | ||
11.03.-16.03. | |||||
Пока живы мы все (7 часов). | |||||
25 | 1 | А.Семенов. Жестокая правда войны в стихотворениях. | Символ, контекст; гуманизм; психологизм; историческая память. | Наизусть 4. | |
18.03.-22.03. | |||||
26 | 2 | И.Брофман. Образ лирического героя в стихотворении; нравственное неприятие насилия и разорения. | Наизусть 5. | ||
IV четверть. | |||||
01.04.-06.04. | |||||
27 | 3 | И.П.Ботвинник «Парни ехали на войну» (эпилог повести). Трудности, преодолеваемые пехотинцами. | |||
08.04.-13.04. | |||||
28 | 4 | Образ младшего лейтенанта Бури. Гибель героя. Смысл завещания Бури. | |||
15.04.-20.04. | |||||
29 | 5 | Г.Г.Ходжер «На свидание к деду» (отрывок из повести). Тема долга и памяти. Авторское отношение к войне. | |||
22.04.-27.04. | |||||
30 | 6 | Нравственная основа характера главной героини. Символический смысл финала произведения. | |||
29.04.-04.05. | |||||
31 | 7 | Сочинение-размышление. «На какие мысли о сущности войны наводят Вас произведения дальневосточных авторов?» | Развитие речи 6. Сочинение 5. | ||
06.05.-11.05. | |||||
32 | 1 | Подведем итоги. | |||
13.05.-18.05. | |||||
33 | 1 | Резерв | |||
20.05.-25.05. | |||||
34 | 2 | Резерв | |||
27.05.-31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по дальневосточной литературе 8 класс
В материале представлена программа по дальневосточной литературе для 8 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по дальневосточной литературе 9 класс
В материале представлена рабочая программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса с пояснительной запиской и календарно-тематичекским планированием....
Рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Рабочая программа "История дальневосточного казачества"
Рабочая программа "История дальневосточного казачества"...