Чацкий и проблемы ума.
план-конспект урока по литературе на тему
Автор характеризует московское дворянство начала 19 века и взгляды Чацкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chatskiy_i_problema_uma.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература.
Конспект урока.
Учитель русского языка и литературы Миркина м. а.
Тема:
Чацкий и проблема ума: смысл названия комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Цель урока:
Образовательная цель: сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии на примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», выделить традиционные и новаторские черты.
Воспитательная цель: на примере Чацкого показать, как умный человек может оказаться бестактным и смешным, демонстрируя свои нравственные идеалы с конкретной бытовой ситуацией.
Развивающая цель: способствовать развитию, умению выделять главное, существенное в изучаемом материале; способствовать развитию навыков устной монологической и диалогической речи.
Тип урока:
Комбинированные урок.
Межпредметные связи:
Связь темы с обществознанием (этика, моральные нормы, отклоняющиеся поведение, социальный статус личности), с историей (общественная мысль первой четверти XIX века, движение Декабристов, дворянский быт). «Беседы о русской культуре» Ю. М. Лотмона.
Внутрикурсовые связи:
Каноны драматургии классицизма (поэтика Буало).
Терминология:
Проверка и закрепление ухе известной литературоведческой терминологии, изучение новой (драматургия классицизма, три единства, действие, явление, акт, сцена).
Литература:
Лотман Ю. М. Биседы о русской культуре.
Гончаров И. А. Миллион терзаний.
Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара.
Наглядность:
Портреты писателя, иллюстрации к комедии, аудиозаписи и видео записи различных интерпретаций комедии отечественными и западными режиссерами.
Технические средства:
Интерактивная доска. Ноутбук. Карточкими с именами героев комедии.
Ход урока.
- Организационные момент (2 минуты).
- Проверка домашнего задания (10 минут). Ученики читают наизусть выученные монологи героев комедии, пересказывают содержание III-IV действий.
- Изучение и закрепление нового материала (30 минут).
1). Характеристика московского дворянства начала XIX века. «Фамусовского общество». Описание быта, нравов, государственной службы московского дворянства, принципиально отличающегося от дворянства Петербургского. Это общество замкнуто, кастово. В московское общество трудно проникнуть и сделать карьеру разночинцу и бедному дворянину. Это традиционное общество, живущее по своим негласным, давно сформулированным традициям. Сугубо русское общество Москвы противопоставлено петербургскому свету. Важно продемонстрировать учащимся и положительные и отрицательные черты «фамусовской» Москвы.
2). Характеристика взглядов Чацкого. Не возможно по высказываниям Чацкого причислить его к определенной политической партии. Он – демократ широкого толка, аристократ духа. Прием, через который даны взгляды Чацкого – остранение. Он три года не был в Москве и смотрит на нее новым «объективным» взглядом. Его не устраивает все: система государственной службы, отношение к старшим, внутрисемейные отношения и семейственность и предательство возлюбленной Софьи. Чацкий бескомпромиссен, резок и однобок в своих суждениях, но великодушен и честен.
3). Смысл названия комедии («Горе от ума», «Горе уму»). Чацкий, вероятно, самый умный персонаж комедии, но постоянно попадает в смешные ситуации. Недаром во время его первого явления его фамилия через строчку рифмуется с выражением «смех дурацки». Он постоянно неадекватен в сложившейся бытовой ситуации, ему нахватает чувства и такта. Большую часть пьесы он не понимает кого любит Софья, а когда догадывается – не может понять, как Софья, его гениального, променяла на подлого Молчалина. Последний обличительный монолог Чацкий произносит на балу, что по меньшей мере не прилично и действительно граничит с сумасшествием. Это было метко определено Софьей. Смысл названия «Горе уму» говорит о безумии мира и о бессмысленности проявления ума в нем, невозможности исправить это общество. Название «Горе от ума» говорит о доминировании ума в личности Чацкого и несовершенстве выражения других качеств. Практика показывает, что не все вопросы жизни поверяются умом.
4). Проблема жанра комедии (классицизм, реализм, романтизм). Традиции и новаторство в комедии. Грибоедов жестко осмеивал классицистическую систему трех единств. Однако собственную комедию построил в соответствии с этими законами. Комедию Грибоедова населяет порядка 70 сценических и несценических персонажей, что не характерно для классицистической пьесы. Существенной новизны Грибоедов достигает тем, что передает качество присущие амплуа положительного героя отрицательному и наоборот, что, кстати, первым заметил Пушкин. Благодаря этому персонажи становятся неоднозначными, а больше походи на подлинные человеческие характеры с положительными и отрицательными чертами. Грибоедов по-новому переосмысляет классицистические единства, доводя реальность пьесы до символического значения. Один день вмещает жизнь. Сцена вмещает огромное количество персонажей. Местом действия становиться Москва, не случайно избранная автором. Грибоедов в своей пьесе соединяет комедию положений и комедию характеров. Автор использует два традиционных для классицизма конфликта: любовный и политический. И к финалу пьесы Чацкий в обоих конфликтах терпит видимое поражение, однако моральная и нравственная победа на его стороне.
IV. Объяснение домашнего задания (3 минуты). Написать сочинение на одну из предложенных тем:
«Фамусовское общество в Комедии «Горе от ума»
«Чацкий и проблема ума в комедии Грибоедова «Горе от ума»
«Любовная линия и образ Софьи в комедии «Горе от ума»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)
Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....
Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...
Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....
Методическая разработка: "Чацкий: умный или умник?"
Применение проблемного вопроса на уроках литературы в 9-ом классепо теме "Горе от ума""...
"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...