Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Согласова Татьяна Михайловна

Данная работа представляет собой  разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал в систему, сделать выводы о значении образа Чацкого. урок разработан  с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Слайд 1

Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал  в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.

Оборудование: компьютер, телевизор, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация MicrosoftOfficePowerPoint«Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

План урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение новой темы.

5. Знакомство с новой темой:

а) знакомство с планом работы над образом; беседа  по вопросам с привлечением текста;

в) просмотр видеофрагмента;

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Знакомство с планом работы.

Слайд 2

1.Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Как характеризует Чацкого его речь?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого»(Д. I) Слайд 3

Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?

                           Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Проверка домашней работы. Сообщения учащихся:

  1. Прошлое Чацкого.
  2. Личная драма Чацкого.
  1. Первая встреча читателя с Чацким.
  2. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
  3. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

1

Крепостное право; жестокость помещиков.

1

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

2

Карьеризм, чинопочитание.

2

Службу делу, а не лицам.

3

Невежество.

3

просвещение

4

Рабская мораль, безгласие.

4

Свободу мысли и высказываний.

5

Пренебрежение к национальной культуре

5

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
  2. Речевая характеристика Чацкого.
  3. Значение образа Чацкого.
  1. Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
  2. Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
  3. Типичность образа Чацкого.

Слайд 4

Беседа по вопросам, работа с текстом: Слайд 5

  1. Что  же вызывает негодование Чацкого?
  2.  Каковы его собственные идеалы?
  3. Как говорит Чацкий? Работа в группах.
  1. Д. I
  2. Д.II
  3. Д. III
  4. Д.IV

Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?»Слайд 6

  1. Как  старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?

Выводы: Казалось бы порок не наказан, и добродетель  не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

  1. Чтение  фрагмента статьи  И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
  2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

  1. Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
  2. Итог урока: составление плана характеристики Чацкого

( Слайд 8):

  1. Первая встреча читателя с Чацким.
  2. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
  3. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

1

Крепостное право; жестокость помещиков.

1

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

2

Карьеризм, чинопочитание.

2

Службу делу, а не лицам.

3

Невежество.

3

просвещение

4

Рабская мораль, безгласие.

4

Свободу мысли и высказываний.

5

Пренебрежение к национальной культуре

5

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
  2. Речевая характеристика Чацкого.
  3. Значение образа Чацкого.
  1. Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
  2. Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
  3. Типичность образа Чацкого.

Домашнее задание: подготовить материал к написанию сочинения о Чацком как передовом человеке своего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста"

ЦЕЛЬ: - поэтика стихотворения;- смысл главного образа и идея текста;- воспитание чувства патриотизма...

Александр Андреич Чацкий, кто вы? Победитель или побежденный?

Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;             развивать умение выявлять и форму...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...