Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал в систему, сделать выводы о значении образа Чацкого. урок разработан с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_andreevich_chackiy_v_komedii_a.s._griboedova_gore_ot_uma.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Слайд 1
Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.
Оборудование: компьютер, телевизор, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация MicrosoftOfficePowerPoint«Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Сообщение новой темы.
5. Знакомство с новой темой:
а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;
в) просмотр видеофрагмента;
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
- Знакомство с планом работы.
Слайд 2
1.Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?
- Личная драма Чацкого.
- Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
- Как характеризует Чацкого его речь?
- Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
- Значение образа Чацкого.
2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого»(Д. I) Слайд 3
Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?
Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
Проверка домашней работы. Сообщения учащихся:
- Прошлое Чацкого.
- Личная драма Чацкого.
- Первая встреча читателя с Чацким.
- Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
- Чацкий в борьбе со старым миром.
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? | ||
1 | Крепостное право; жестокость помещиков. | 1 | Гуманность, уважение к простому русскому человеку. |
2 | Карьеризм, чинопочитание. | 2 | Службу делу, а не лицам. |
3 | Невежество. | 3 | просвещение |
4 | Рабская мораль, безгласие. | 4 | Свободу мысли и высказываний. |
5 | Пренебрежение к национальной культуре | 5 | Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры. |
- Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
- Речевая характеристика Чацкого.
- Значение образа Чацкого.
- Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
- Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
- Типичность образа Чацкого.
Слайд 4
Беседа по вопросам, работа с текстом: Слайд 5
- Что же вызывает негодование Чацкого?
- Каковы его собственные идеалы?
- Как говорит Чацкий? Работа в группах.
- Д. I
- Д.II
- Д. III
- Д.IV
Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?»Слайд 6
- Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?
Выводы: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
- Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
- Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
- Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
- Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
- Итог урока: составление плана характеристики Чацкого
( Слайд 8):
- Первая встреча читателя с Чацким.
- Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
- Чацкий в борьбе со старым миром.
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? | ||
1 | Крепостное право; жестокость помещиков. | 1 | Гуманность, уважение к простому русскому человеку. |
2 | Карьеризм, чинопочитание. | 2 | Службу делу, а не лицам. |
3 | Невежество. | 3 | просвещение |
4 | Рабская мораль, безгласие. | 4 | Свободу мысли и высказываний. |
5 | Пренебрежение к национальной культуре | 5 | Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры. |
- Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
- Речевая характеристика Чацкого.
- Значение образа Чацкого.
- Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
- Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
- Типичность образа Чацкого.
Домашнее задание: подготовить материал к написанию сочинения о Чацком как передовом человеке своего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК в 11 классе по теме "Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу" (презентация)
Материал к уроку по творчеству А.А. Иванова...
Конспект урока по теме "Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста"
ЦЕЛЬ: - поэтика стихотворения;- смысл главного образа и идея текста;- воспитание чувства патриотизма...
Александр Андреич Чацкий, кто вы? Победитель или побежденный?
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение выявлять и форму...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...