Анализ творчества М Цветаевой
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ стихотворения «Тоска по родине!..» Так край меня не уберег…
План Родина в жизни М.Цветаевой Лирическая героиня стихотворения «Тоска по родине!..» Родина – это… Чувства в языке и слове. Родина в моей жизни.
В 1925 году началась очередная волна на миграции русских – во Францию. В Париже М.Цветаева организовывает литературные встречи, в которых ей помогают русские эмигранты. Издаётся русский журнал «Вёрсты».
Лирический герой Мне совершенно все равно – Где совершенно-одинокой Быть… < …. > Двадцатого столетья – он А я – до всякого столетья!
Характеристика героини Одиночество Грусть – печаль Ярость
Что такое Родина? – это Отечество, родная страна, место рождения. С.И.Ожегов Родина
Однокоренные слова Родным ( языком) Роднее Родимого (пятна) «госпиталь или казарма» Родина «безразлично на каком» «всего равнее» «душа родившаяся где-то» Сравнения
Какое отношение к родине чувствуется в стихотворении? Тоска и отстраненность. От связи с родной землей не остается следа: Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей – поперек! Родимого пятна не сыщет!
Какими словами Марина Ивановна показывает отрешенность ? «Все равно», «все едино». «Все равно», «где брести», « где ужиться»,«где унижаться». «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст».
Почему все же М.Цветаева многократно употребляет слова однокоренные слову «Родина»? Сердце болит из – за отрешенности, удаленности от родного, именно поэтому доказывается нелюбовь. Родина живет в сердце героини, поэтому так страстно звучит ее монолог, так много чувств в него вложено.
Рифма Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно-одинокой Быть… Давно-равно Морока -одинокой «неотточенность» рифмы перекрестная созвучие концов стихотворных слов С.И.Ожегов - искренность, сиюминутность переживания
Пунктуация в стихотворении Восклицательный знак (7) - «Тоска по родине!» «Давно разоблаченная морока!» «А я – до всякого столетия!» и др. - экспрессивность (эмоциональность) речи Тире (17) - «Быть вытесненной – непременно – В себя, в единоличье чувств». «Мне безразлично - на каком…»и др. - любимый знак М.Цветаевой смысловое выделение слов и словосочетаний Многоточие (2) - «Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина….» - трепет сердца от рябины показывает связь с родной землей
Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл? «Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина….»
«Однажды у знакомых в Чистополе Марина Ивановна прочитала это стихотворение без последних двух строк. У меня осталось ощущение смирения Цветаевой с горечью отрешенности и бездомности…» Лидия Чуковская вспоминает:
38 строк утверждают тревожность эмигрантки Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. 2 строки тоска по родине открывается живой болью Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина…. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина….
О чем это стихотворение?
Определите и запищите в тетради: Тема: Идея:
Дайте свое определение Родина – это….
Домашнее задание: Написать сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой
Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ....
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...