«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.nosov_lesnoy_hozyain.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этому нет цены…»
(Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)
Цель урока: интерпретация рассказа Е.И.Носова, выявление художественного замысла автора, формирование коммуникативной компетенции через анализ художественных образов, созданных автором, актуализация знаний учащихся об экологическом состоянии Курской области.
Задачи:
1. Образовательные:
выявить основную мысль рассказа;- учить постигать глубинный смысл авторских образов;
- показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;
- совершенствовать навыки работы над языком;
- закреплять умение работать в диалоговом режиме;
- расширить понятие о художественном слове писателя.
2. Развивающие:
Способствовать развитию системного мышления обучающихся;
Способствовать развитию их речевой деятельности;
Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической литературой; навыки групповой самоорганизации;- Формировать универсальные качества творческой личности.
- Формировать способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения.
3. Воспитательные:
- прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя;
- воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.
Тип учебного занятия: интегрированный бинарный урок.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
^ Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
- Словесные:
ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;
регламентированная дискуссия.
2. Практические методы:
многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к словарю;- Метод сравнения и сопоставления.
- творческая работа с текстом;
3Наглядный метод иллюстрации
4. Постановка, исследование и решение проблемы
Средства обучения: мультимедийные презентации, текст рассказа, толковый словарь
С. И Ожегова.
Эпиграф:
Всем этим можно только любоваться.
Тронул – и всё испортил…
Е.И.Носов
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. Актуализация знаний
Выполняя домашнее задание, вы познакомились с рассказом Е.И.Носова «Лесной хозяин».
- Как вы думаете, при обсуждении рассказа, о чем мы поведем разговор? Что обязательно должно прозвучать сегодня на уроке? На что будет сориентирована тема нашего урока? От чьей мысли надо оттолкнуться. Чтобы сформулировать тему? (слайд №1) ( от мысли автора: взаимоотношение человека и природы; красота природы; воспитание любви к природе; природу нужно беречь)
- Вам понравилось это произведение? Можете его порекомендовать прочитать кому-нибудь?
- Тогда обратимся к домашнему заданию: вы готовили буктрейлер. Посмотрим, что у вас получилось. (Буктрейлер либо анонс рассказа Е.Носова «Лесной хозяин»).
- Могут ли выступить в качестве эпиграфа какие-либо слова из нашего буктрейлера? (слайд №2)
III. Целеполагание
- Какие шаги мы предпримем на уроке при обсуждении этого рассказа?
( интерпретировать произведение;
необходимо выявить основную мысль рассказа;
понять глубинный смысл авторских образов;
определить авторскую позицию;
убедиться в необходимости воплощать в жизнь идеи автора).(слайд №3)
Учитель: Хорошо, такой план принимается.
IV. Стадия осмысления.
Учитель: « Вот они – дальние неведомые страны – вокруг тебя. Поля, луга, рощи, реки, озера. Вооружайся терпением, вниманием и любовью к родной природе и выходи читать увлекательную книгу ее жизни», - писал Е.И.Носов. (слайд №4)
Принимаем приглашение? Тогда в путь!
- Для начала совершим прогулку по лесу. В каком лесу приятнее гулять – в таком или таком? (слайд №5).
- Кто из героев рассказа составит нам компанию? (автор и дед Проша)
Давайте уясним разницу между понятиями автор – рассказчик – повествователь:
Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.
Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает свое произведение от начала (бывает, с эпиграфа, даже с нумерации (арабской или римской) до последней точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.
Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.
Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. (слайд №6)
- Прослушайте, пожалуйста, вступление рассказа в исполнении актера Алексея Смирнова (аудиозапись). (слайд №7)
- Как характеризует героя рассказа причина, по которой он ходит в лес за лещиной именно осенью. (заботливый, любящий, рассуждает по-хозяйски)
- Не каждый человек так заботливо относится к природе. Это мы увидели на слайдах. Некоторые скептики, например, считают, что любовь к природе, ее сохранность – это устаревшие нравственные ценности. Вы согласны с ними?
- Значит, проблема существует. Давайте попробуем ее обозначить.
- Человек в лесу – хозяин или гость? (слайд №8)
- Чтобы разобраться в этой проблеме, обратимся к тексту:
- Чем представляется автору лес в тот момент, когда он в него входит?
- Зачитайте отрывок от слов «Я тоже рад…» до слов «…упустить»;
- С каким настроением автор пишет эти строки?
- Назовите слова, которые демонстрируют авторское отношение к осеннему лесу. Какая же природа, по мысли автора?
Вывод: автор любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы, для него природа и живая, и в то же время это произведение искусства, созданное художником-осенью – об этом говорят средства выразительности…
- Чьи же полотна выставляет напоказ осень-художник?
- Обратите внимание на иллюстрации на доске. Узнаваемы ли они по описанию Носова? Подберите к ним цитаты из рассказа.
- Что объединяет творчество этих художников?
- Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
ПЕЙЗАЖИ́СТ, пейзажиста, муж. Художник, живописец, специализировавшийя на пейзажах (см. пейзаж во 2знач.) (живоп.).
|| Писатель, хорошо, талантливо описывающий природу (лит.). Тургенев один из лучших русских пейзажистов. (слайд №9)
- Посмотрите на палитру красок: золотая, цветная мозаика, золото, серебро, синева.
- Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
- Удалось ли художнику Носову написать картину осеннего леса? Красиво получилось, воздействует на читателя?
- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется - цветопись.
Учитель: Е.И.Носов говорил, что пейзажи в рассказах как бы сначала писал красками, а уже потом подбирал к ним слова. Говоря о раннем творчестве писателя, Алексей Кондратович назвал его художником-пейзажистом.
- Продолжаем прогулку по лесу. (Учитель зачитывает: герои входят в лес). лес в языческие времена олицетворял большой дом из деревьев, которые, считалось, живые, имеют душу.(автор преклоняется перед красотой природы и перед великим искусством, шедеврами художника Ивана Ивановича Шишкина, которому он посвятил свое произведение).
- Кто такой язычник?
Язы́чество — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии.
Язы́чник — человек, исповедующий язычество.
- Кому посвящает Е.И.Носов рассказ? Имя этого художника вам знакомо? Какие картины И.И.Шишкина вы можете назвать?
- Обратим внимание, одинаково ли представление героями о лесном хозяине. Сопоставим образы, которые возникают в воображении героев, попробуем сделать вывод: какой смысл приобретает образ хозяина леса в рассказе.
- Поработаем по вариантам: подчеркните в тексте слова, с помощью которых 1 вариант – дед Проша изображает лесного хозяина, 2 вариант – рассказчик.
У деда Проши | У автора |
Ветхий старичок. Полушубок в заплатах, из дыр … мох торчит, на ногу прихрамывает, не любит озорства в лесу, бережет лес от поругания | Простое загорелое лицо лесоруба в мшистой рамке бороды, добрые серые глаза с зорким прищуром, седеющие волосы, натруженные руки, «рисует картины». «Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди». |
- Как вы понимаете выражения: «не любит озорства в лесу», "бережёт лес от поругания"?
ОЗОРСТВО́, озорства, мн. нет, ср. 1. Поведение шалуна, баловство, капризы (преим. о детях; неод.). 2. Скандальное, буйное поведение, дебоширство (разг.). Вечное озорствопьяного мужа. 3. Задор, задорное, вызывающее поведение. (слайд №10)
Поругание. ПОРУГА́ТЬ 2, -а́ю, -а́ешь; -у́ганный; сов., кого-что (обычно в форме страдательного прич.) (устар. и высок.). Грубо унизить, опозорить, оскорбить. Поруганы народные святыни. Поруганная честь.
- А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика?
- Назовите фразу, которая выражает авторское отношение к этому вымыслу. («Хорошая сказка!»)
-Определите в этой фразе ключевое слово (ключевое слово – «хорошая» - почему? – учит беречь лес)
- Как вы думаете, а почему дед Проша и автор по-разному представляют себе хозяина леса?
Вывод: представители разных поколений: дед Проша не просто верит в мифическое существо, но и дополняет поверье легендой собственного сочинения, объясняющей хромоту лешего, оберегающего лес от поругания; автор же представляет себе человека, который охраняет и природу, и ее красоту. В рассказе «Лесной хозяин» Носов намеренно искажает образ лешего, наделяя его исключительно положительными чертами. Образ лешего становится поводом призвать к охране природы и заботе о лесных богатствах.
- Как вы думаете, смогут ли подружиться или хотя бы просто ужиться леший и человек?
- Кого называют хозяином? Каково значение слова хозяин?
Хозяин (слайд №11)
-а, мм. -яева. -яев, м. 1. То же, что владелец. Х. дачи. Без хозяина дом сирота (поел.). 2. перен. Полновластный распорядитель. Отец — х. в даме. Х. своей судьбы. Х. положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам). 3. Человек, который ведёт хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчётливый, рачительный, разумно бережливый х. 4. Лицо, пользующееся наёмным трудом, частный наниматель. Х. и работник. 5. Глава дома, семьи, хозяйства. Х. рад гостям. 6. Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-н. (прост.). 7. Муж, супруг (прост.). 8. О начальнике по отношению к подчинённым (прост.). 9. Организм как среда обитания и источник питания паразитов (спец.). Растение-х. * Хозяин своего слова — человек, который верен своему слову, держит его.
Работа со словарной статьей: выберите те значения, которые, на ваш взгляд, не просто подходят к определению слова «хозяин» в рассказе, но и наиболее точно отражают идейный замысел автора.
Хозяин – хороший человек, разумно бережливый распорядитель природных богатств. (слайд №12)
- Вот каким представили себе лесного хозяина девочки.
- Какой смысл вложил писатель в этот образ, почему он рассказывает нам о нем? (идейный замысел)
Вывод: автор рисует заботливого хозяина, с любовью оберегающего свой родной лес и его жителей, с целью создания нравственного образца общения человека с природой: ее надо беречь, приумножать, любить.
- Кто-то сказал, что любовь к природе похожа на бумеранг. Попробуйте отстоять либо опровергнуть эту точку зрения.
V. 1. –К чему может привести нерациональное использование природных ресурсов?
Пригласим к разговору учителя биологии.
Учитель биологии:
- вред, который наносит человек природе;
- рациональное использование природных ресурсов; (слайд №13)
- Красная книга Курской области;
- Алехинский заповедник. (слайд №14)
2. Возвращаемся к произведению. Зачитайте последние строки рассказа. Какая идея, важная для всего произведения, находит отражение в данных строчках?
Мысль автора о том, что природа родная, ее нужно любить, воплощается через отношение героев к ней.
- Обратимся к эпиграфу: «Всем этим можно только любоваться. Тронул – и всё испортил…». Подтверждается ли мысль автора в этих строчках? (слайд №15)
- Что есть любовь к природе, по Носову?
Родство забота красота
Любовь
Единение добро
Бумеранг
Вывод: Природа в рассказе Е. Носова не фон и не бутафорская декорация, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут. Наблюдая красоту родного края, восхищаясь ею, вы должны помнить о том, что красоту нужно беречь. Надо приложить все усилия, чтобы природа продолжала нас радовать, удивлять, манить к себе своей прелестью.
- Так кто же человек в лесу – хозяин или гость?
VI. Рефлексия
- Нужны ли такие книги, как рассказ Е.И.Носова?
- Вы уже сказали, каким хозяином природы должен быть человек, по мысли Е.И.Носова и по вашим выводам. Но в этом слове скрываются еще некоторые качества. Я предлагаю вам расшифровать его: хозЯин. (слайд №16)
х – хороший
о – основательный
з – заботливый
Я –
и – искренний
н – надежный
И все эти качества должен иметь Я – хозяин и гость одновременно.
Учитель: Наш урок заканчивается. И в конце я хотела бы обратиться к вашей памяти: на одном из уроков мы читали стихотворение, оно, к сожалению, рассыпалось. Я думаю, вы легко его восстановите и мы прочитаем его вместе. (слайд №17)
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ирина Трофимова
-Домашнее задание: на окраинах лесов лесничество устанавливает социальные плакаты, содержание которых также призывает оберегать леса. Представьте себе, что вас попросили подобрать надпись на одном из плакатов. Что бы вы написали? Только одно условие: надпись должна быть необычной.
-Автор пишет, что у лесного хозяина лицо лесоруба, но чем занимается он в лесу? («раскладывает у ног краски и начинает нерукотворное колдовство»)
- Посмотрите на портрет И.И.Шишкина, который нарисовал художник Иван Крамской.(Слайд) Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте?
-В книге Якова Даниловича Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста, Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес".
- Давайте подумаем, почему Е.И.Носов употребил в этих предложениях местоимение – оно же не называет предмета. Одарите это слово смыслом – что «это»?
- Обратим внимание на лексику: слова «нерукотворное колдовство» дают оценку творчеству великого художника. В чем выражается значение этих слов?
( искусство изображения природы подвластно только сверхъестественному таланту, такому, как у Шишкина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."
Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...
Ценность ценна когда ее ценят
Классный час, посвященный ценностям семьи....
"Цена любви ценою жизни целой"
Урок-исследование "Цена любви ценою жизни целой".Современное прочтение повести "Бедная Лиза"...
Методическая разработка на тему "Табакокурение и цена этой пагубной привычки".
Людям часто нравится курить пока они молоды и пока у них нет жалоб, они отгоняют от себя мысль, что могут когда-нибудь заболеть. Табак - " медленный убийца". Его потребление приводит к тяжел...
План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....
Тренинг "Ценить себя, ценить других"
Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...