Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы для 7 класса. В соответствии с рабочей программой, занятие является первым по разделу «Евгений Иванович Носов»    Цели и задачи занятия.

1.Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к  собственной жизни.

2. Создать условия для развития ключевых компетентностей.

3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

Задачи урока:

1..Развитие способностей: Уметь использовать полученные знания для ответа на проблемный вопрос и выполнение практической работы.

2.Формирование ценностей: Пробудить у детей протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Диагностика нравственности учащихся

  1. Отметьте, какие нравственные качества вы считаете важнейшими?
  • скромность,
  • любознательность,
  • смелость,
  • справедливость,
  • отзывчивость,
  • чувство достоинства и чести,
  •  доброта,
  • милосердие
  1. Отметьте те качества, которые свойственны вам самим.

  1. Какие виды искусства вы отнесли бы к воспитывающим?

  1. Какому предмету школьной программы в этом плане вы отводите большую роль?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории создания кукол

Слайд 2

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. С.И. Ожегов По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».

Слайд 3

Когда появилась кукла? Куклы появились задолго до письменности и живописи. Эта тряпичная кукла неплохо сохранилась, если учесть, что ей больше 2000 лет. Её маленькая хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э.

Слайд 4

Какими были куклы фараонов? Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическими узорами, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Многие из них не имели ног : в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

Слайд 5

Африканские куклы В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Для мальчиков кукла была без украшений, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Куклы для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл.

Слайд 6

Столица кукольного царства Первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиевом Посаде в ХІ V в. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушек. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими.

Слайд 7

Русские куклы ХІХ века

Слайд 8

Кто родственник русской матрешки? Матрешка – символ России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из Дерева и содержал в себе целое семейство. Изображал он божество счастья и долголетия. Эту японскую игрушку Увидел русский художник С.В. Малютин, он набросал русский вариант фигурки. Токарь В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. Настоящая Матрена!

Слайд 9

Первые фарфоровые куклы В 1709 г. Тюрингии открылась фабрика по производству фарфоровых кукол. Одна из самых красивых кукол создана по портрету жены Наполеона ІІІ красавицы Евгении Богарне. Куклы –дети , сделанные из белоснежного фарфора, выглядели как сладкие конфетки.

Слайд 10

Современная кукла Барби Кукла Барби родилась в 1959 г. Рост её был 29 см, вес 135 г. На головке красовался « лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. В 1964 г. у Барби стали сгибаться колени, в 1967 г. – руки, затем туловище в талии. Сегодняшняя Барби сильно отличается от самой первой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная кукла

Слайд 2

РУССКАЯ ИЗБА

Слайд 4

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 5

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд 6

Кукла - бессонница Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

Слайд 7

ЖЕНИХ И НЕВЕСТА

Слайд 8

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли « зерновка » или « крупеничка » . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ УРОКА

Интересность                                   Качество

Общая атмосфера                              Полезность

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ УРОКА

Интересность        Качество

Общая атмосфера                              Полезность

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ УРОКА

Интересность        Качество

Общая атмосфера                              Полезность



Предварительный просмотр:

Рабочий лист________________________

Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Тема: _________________________________________________________
______________________________________________________________

Эпиграф: «Старая мудрость говорит: не плачьте об

умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».

В. Распутин

Цель:_________________________________________________

          _________________________________________________

          _________________________________________________

          _________________________________________________

1. ЧЕМ ЖЕ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ИГРУШКИ? В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ?

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2. Какие чувства возникли у вас по ходу звучания песни Витаса «Кукла»?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3.Составьте кластер

4.        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

5.Описание речной луговины

Звуковая характеристика

Цветовая характеристика

6. Подчеркните самый страшный порок человеческой личности, на ваш взгляд.

жестокость

безответственность

злость

зависть

легкомыслие

трусость

равнодушие

жадность

предательство

лицемерие

7. Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.

9. ДЕРЕВО ДОБРА,
ПЛОДЫ КАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ ВЫ РАЗМЕСТИТЕ НА НЁМ?

1.        7.

2.        8.

3.        9.

4.        10.

5.        11.

6.        12.

10. Напишите мини-сочинение,                                                      стихотворение, синквейн .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.РИСУНКИ К РАССКАЗУ,
2.ХАРАКТЕРИСТИКА АКИМЫЧА
3.НАПИШИТЕ «ПИСЬМО ЛЮДЯМ ОТ ИМЕНИ ИГРУШКИ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Слайд 2

«Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть». В. Распутин «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия

Слайд 3

. СТАДИЯ ВЫЗОВА СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Слайд 4

ПРОВЕРИМ.

Слайд 5

СЛОВАРНАЯ РАБОТА . СОСТРАДАНИЕ ПРАВЕДНИК МИЛОСЕРДИЕ юродивый Добро – все положительное, хорошее, полезное. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Слайд 6

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Игра «Собери пословицу» А.Добро делать 1 словно свету принесет Б .Добро не горит 2 не тонет В.Добро не умрет 3 спешить надобно Г.Добро помни 4 а зло пропадет Д.Доброе братство 5 лучше богатства Е.Доброе дело 6 ста родственников Ж.Доброе дело питает 7 мягкого пирога З.Доброе слово лучше 8 без награды не останется И.Доброму везде 9 да дела их живут К.Добрые умирают 10 а зло забывай Л.Добрый друг лучше 11 и разум и тело М.Добрый человек придет 12 добро 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 7

М Б А В Д Л З Е К Г Ж И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 8

РАССКАЗ Е.Носова «Кукла» Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? Святотатство – (книжн.) Поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого.

Слайд 9

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. № 1 Что изменилось в природе за несколько лет? № 2 Кто такой Акимыч? Чем он занимается? № 3 Куда нас привел Акимыч? Почему у Акимыча такое отношение к кукле? № 4 К чему может привести равнодушие? Почему люди остались безучастными к преступлению?

Слайд 10

КАКИМ ЧУВСТВОМ ПЕРЕПОЛНЕНО СЕРДЦЕ АКИМЫЧА?

Слайд 11

Любовь Любовь ЖИЗНЬ

Слайд 12

Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… Акимыч несет куклу закапывать. Почему он это делает?

Слайд 13

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Бруно Ясенский

Слайд 14

ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ДЕРЕВО ДОБРА, ПЛОДЫ КАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЫ РАЗМЕСТИТЕ НА НЁМ?

Слайд 15

ДОБРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СВЕТ ВЕРА ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ИСТИНА НАДЕЖДА милосердие сострадание

Слайд 16

Вывод: -Быть человеком на земле , быть добрым сыном земли , любить все живое , помогать всему, что живет на земле , - таков урок этого произведения.

Слайд 17

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА. СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ : 1 . становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни; 2. развития ключевых компетентностей; 3. открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

Слайд 18

РЕФЛЕКСИЯ КАКИЕ МЫСЛИ ВОЗНИКЛИ У ВАС ПОСЛЕ НАШЕГО РАЗГОВОРА? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1.РИСУНКИ К РАССКАЗУ, 2.ХАРАКТЕРИСТИКА АКИМЫЧА 3.НАПИШИТЕ «ПИСЬМО ЛЮДЯМ ОТ ИМЕНИ ИГРУШКИ» Напишите мини-сочинение, стихотворение, синквейн .



Предварительный просмотр:

Тема: «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:  1.Создать условия для становления рефлексивного, творческого,    

                          нравственного отношения учащихся к  собственной жизни.

                      2. Создать условия для развития ключевых компетентностей.

                      3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в    

                          общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

Задачи урока: 

  1. Развитие способностей: Уметь использовать полученные знания для ответа на проблемный вопрос и выполнение практической работы.
  2. Формирование ценностей: Пробудить у детей протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
  3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ожидаемые результаты:

  1. Выполнение творческого задания. 
  2. Способность работать с дополнительным материалом.
  3. Умение самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.

                                           ХОД  ЗАНЯТИЯ.

  1. Орг.момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Настрой на урок: Дети садятся за парты, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух.

 Мы – умные!        
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится

2. Актуализация знаний учащихся.

   1.    - Вам – кукла

    - Вам – Ванька-встанька

    - Вам – матрешка

    - Вам  - мишка

    ЗАДАНИЕ: Посмотрите на игрушку, прикоснитесь руками, погладьте…..

                   Возьмите от игрушки те  чувства, ощущения, ассоциации,  которые вызывает в вас она, эта игрушка. Поделитесь ими со мной, одноклассниками (каждый ученик высказывается)

                   Спасибо за  приятные слова, эмоции. За доверие.

    - ЧЕМ ЖЕ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ИГРУШКИ? В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ

 ЗАДАНИЕ: Обсудите этот вопрос в группах, решения зафиксируйте в тетрадь.

2. - А какие были куклы в далеком прошлом, и как к ним относились их хозяйки? (презентация " История создания куклы".)

3. - Какое место занимает кукла в жизни человека?

Послушайте сообщение об этом.

- Давным-давно, в языческие времена, люди верили во множество богов: они охраняли дом и скот, поддерживали огонь, помогали собрать хороший урожай. И если боги не выполняли людские просьбы, наши предки думали, что им некогда, они не справляются со всеми просьбами. И делали вывод, что богов не хватает. Поэтому люди стали делать их из глины, камня, дерева. Когда на русскую землю пришло христианство, то старые боги достались детям, идолы стали куклами. Но и в таком виде они сохранили свою волшебную силу.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей и в них не мог вселиться злой дух и навредить ребенку. Малышу сооружали куклу-пеленашку, которую укладывали в колыбель, чтобы сбить с толку злых духов. Только после крещения ребенка куклу убирали. Ее хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша.

Если без видимой причины начинал плакать младенец, мать делала куклу-бессонницу. Укладывая куклу, говорили: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Она отвлекала на себя злые силы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: Невесту и Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Красовалась неразлучная пара на почетном месте – в красном углу под иконами. С рождением в семье ребенка пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку.

Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. Куклу-мешочек наполняли отборной крупой. На маленький мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек. Такая кукла должна была способствовать хорошему урожаю. Она стояла на почетном месте, рядом с иконами. Но детям разрешалось в них играть.

Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Если их поставить на стол и постукивать пальцами по нему, то они «пустятся в пляс».

Почему младенца или куклу называют лялькой? Оказывается, Ляля, или Леля, - это имя дочери славянской богини природы Лады. Оно и стало обозначать любого малыша или куклу.

Слово учителя.

Все эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц-кукол. У них нет лица и ног, очень редко сделаны руки и волосы, но в течение столетий они играли очень важную роль: охраняли и развлекали детей, готовили их к ролям будущих матерей и отцов. И, несмотря на свою кажущуюся простоту и примитивность, они очень милые и добрые.

3.Стадия Вызова 

Послушайте песню Витаса «Кукла».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу звучания песни? (жалости, сострадания, желание помочь..)

1. Скажите ,что значит жить по законам  добра и человечности, быть человечным?

Составьте кластер. ( слайды №3,4)

2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Объясните лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, (Слайд№5)

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

(См. на слайде № 6,7)

Ответы запишите  в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

3

2

4

10

5

8

11

7

12

9

6

1

 

4. Стадия осмысления. РАБОТА С ТЕКСТАМИ, ВЕДУЩИМИ  К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ,  ВОЗНИКНОВЕНИЮ РАЗРЫВА между старым и новым пониманием.

Вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла». Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках). (Слайд №8)

1.Целеполагание.

Попытаемся обозначить цели работы над рассказом. Что каждый из вас захотел бы взять для себя из этого рассказа, чему научиться?

      2.Работа над темой урока. (Презентация Е.Носов)

1) Слово о писателе (краткая биографическая справка в сообщении ученика).

2) Словарная работа

 - Объясните с помощью словаря значение слова «святотатство»

(Святотатство – (книжн.) Поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого).

3. Рассказ начинается с описания природы.

- Что изменилось в природе за несколько лет? (учащиеся находят художественные средства, используемые в описании природы.)

- Кто такой Акимыч? Чем он занимается? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может)

- Куда же держит путь Акимыч?

5. Работа в группах. (Слайд 9)

Учитель зачитывает отрывок описания речной луговины. (Учащиеся разделены на 2 группы. Одни находят звуковую характеристику, другие - цветовую характеристику.

После исследования, учащиеся делают вывод, что показано светлое, доброе начало в природе.

- В природе все прекрасно, а в мире людей? (зачитать описание куклы)

- Знакома ли вам такая картина? Как вы относитесь к такой картине?

- Как Акимыч относится к этому событию? А как отнеслись к случившемуся люди?

(Акимыч потрясен жестокостью людей, безразличием, он не может смотреть на такие бесчеловечные поступки)

- Найти слова, характеризуют состояние Акимыча. (..Вот гляди: Так мне нехорошо видеть это: Сердце комом сожмемся. Колотит всего..)

- Почему у Акимыча такое отношение к кукле? (Растерзанные куклы напоминают об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и без ног)

К сожалению, сейчас так много жестокости, что мы не замечаем, привыкаем к ней, как к повседневности.

5.Работа в группах.

1.Составление кластера( слайд №10,11)

КАКИМ ЧУВСТВОМ ПЕРЕПОЛНЕНО СЕРДЦЕ АКИМЫЧА?

2.Задание:

У вас на партах листы, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите самый страшный порок, на ваш взгляд, который вызывает проявление и всех других.

жестокость

безответственность

злость

зависть

легкомыслие

трусость

равнодушие

жадность

предательство

лицемерие

( после работы – записать все выбранные слова на доске).

А теперь посмотрите еще раз на перечисленные качества – какое самое страшное? (равнодушие).

К чему может привести равнодушие? (проявление зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).

Конец рассказа печальный – это не прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с лаской, черствость – с щедростью души.

- Какие страшные слова произносит Акимыч: «Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются».

- Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать?

(Равнодушия, зла, жестокости. Протест писателя против равнодушия и безразличного отношения ко всему, что окружает).

- Итак, мы поговорили только об одном рассказе Е.Носова. Пусть мудрость этого рассказа станет и вашей мудростью, поможет вам стать лучше, сделать правильно свой выбор.

- Какое преступление произошло? (Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека, она его маленькое неживое подобие, циничное надругательство).

- А кто мог совершать это деяние? (Человек, который бродил без дела, или компания без конкретных занятий).

- Что их объединяет? (Нежелание учиться, страсть к в/фильмам, которые побуждают к агрессивным действиям, дракам, насилию).

- Естественно то, что произошло с куклой? (В какой-то мере да, потому что сейчас много фильмов, где показывают насилие, убийства. Многие подростки пытаются подражать, собираются в группы для проведения свободного времени).

- В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…» Наверное, были очевидцы этих действий. Какую ответственность несут те, кто видел, что происходило, и не остановил? (Это бездействие. Уголовным Кодексом предусмотрено наказание – лишение свободы. Но самое главное - это очень жестокие люди).

- Почему люди остались безучастными к преступлению? (Такое время, стало очень много равнодушных людей, главное – свои заботы, не хотят видеть боль других, равнодушные, ссылаются на сложную жизнь).

- Почему такое преступление стало возможным? (Проходившие мимо люди побоялись остановить группу ребят, потому что ребята могли поступить с ними также, позволяли творить зло).

- Кукла валялась под забором школы истерзанная, одинокая, никому не нужная, хотя еще недавно кто-то с ней играл. Почему никто не убрал ее?

(Люди редко задумываются над своими поступками. Все, кто проходил мимо, оказались неспособными увидеть чужую боль, пусть неживого существа. Раз прошли мимо, то эти люди сами могут поиздеваться над животными, сломать дерево, испортить парту в школе, обидеть младших).

- Почему такое стало возможным? (Из-за безнаказанности. У людей, которые совершили преступление и не получили наказание, развивается чувство безнаказанности. У тех, кто проходил, своя формула жизни: «Моя хата с краю». Это очень равнодушные люди к чужому горю.)

- Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице). (Слайд №12)

Задание:

1 минуту подумайте, может, кто-то из вас был в такой ситуации? И, если возникнет желание, можете рассказать нам.

- Акимыч несет куклу закапывать. Почему он это делает? (с.278)

«Он сутуло, сгорблено перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив её продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешено сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.

И вдруг он шумно вздохнул,.. и проговорил с болью:

- Всего не закопать…»

- Не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать …» Как вы понимаете слова Акимыча?

- Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.

- А может, зло не стоит закапывать, а, наоборот, вытащить его на свет, осудить его. Нечто закопанное может опять прорасти и дать свои всходы, а если мы будем осуждать его, учиться противостоять ему, сострадать чужому горю, то оно не будет множиться.

- И наш урок я хочу закончить словами польского писателя Бруно Ясенского: (Слайд №13) «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

6.РЕФЛЕКСИЯ. 

Слово учителя. 1)  Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните ЗАДАНИЕ:  

    дайте каждый нашему занятию название (тему), запишите в тетради.

Сообщите свое название.

Я свое: ВСЕГО НЕ ЗАКОПАТЬ,,,,  НО ВСЁ ЖЕ, ВСЁ ЖЕ,,,

У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

     Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ДЕРЕВО ДОБРА, (Слайд№14, 15)
ПЛОДЫ КАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ ВЫ РАЗМЕСТИТЕ НА НЁМ?

(Слайд №16)

Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия. Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,  помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Слайд № 18

- Какие мысли возникли у вас  после нашего разговора? Напишите четверостишие,  мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. 

 Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

7.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


1.РИСУНКИ К РАССКАЗУ
2.ХАРАКТЕРИСТИКА АКИМЫЧА
3.НАПИШИТЕ «ПИСЬМО ЛЮДЯМ ОТ ИМЕНИ ИГРУШКИ»



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Проверочная работа по рассказу Е.И.Носова "Кукла". Тест. 7 класс.

Тестовая работа по рассказу  Е.И.Носова "Кукла"  поможет проверить усвоение изученного материала....

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла" 7 класс...

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Конспект урока по рассказу Е.И.Носова "Кукла"...

Куклы и люди в рассказе Е.И. Носова Кукла

В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» - это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на не...