Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
В наше время очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.i.nosov-kukla.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, проведённый в 7 классе
по теме
«Нравственные проблемы рассказа Е.И. Носова «Кукла».
Урок проведён учителем
Кобяковой Т.Л.
2012 учебный год.
Тема урока:
Анализ рассказа Е.И. Носова «Кукла».
Цель урока:
- Показать учащимся связь человека и природы.
- Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателя.
- Показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.
Оборудование урока:
- Портрет писателя.
- Выставка книг о В.О.В.
- Выставка книг Е.И.Носова.
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения.
- Информационная технология.
- Информационная технология проектной деятельности.
Ход урока:
На доске портрет Е.И. Носова.
Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.
- Где родился писатель?
- Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?
(битва на Курской дуге).
- Какое отношение к войне имеет писатель Носов?
- Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).
И Баскевич.
-Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»
- Что ещё вы запомнили о жизни писателя?
Работа с выставкой книг Носова.
- «Усвятские шлемоносцы».
- «Красное вино победы».
- «Шопен, соната номер два».
- «Храм Афродиты».
- «Живое пламя».
- «Подпасок».
- «Радуга» и др.
Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?
Вывод:
Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям
- Словарная работа:
Дать объяснение следующим словам:
Внапашку, выгон, глумиться, дурнишник, белокопытчик, стрелолист, избыть, кирзачи, кювет, сижи, язь.
- Беседа по прочитанному.
Как вы думаете, ребята, почему свой рассказ автор начинает с описания местечка под Липино, а затем Липиной ямы?
В описании показано бездушное отношение человека к природе, т.е. автор поднимает экологические проблемы?
- Современна ли эта проблема экологии сегодня?
Использование технологии проектной деятельности.
Учащиеся показывают и комментируют материалы, снятые отдельными группами учеников.
1 группа – Улицы Восточного округа (Первомайская улица).
2 группа – Измайловский лесопарк.
3 группа – Лебедянский пруд.
4 группа – мой двор.
Делается вывод, изменилось ли что-либо за последние десятилетия?
Как проходит в послевоенном рассказе тема войны?
Война эхом отзывается и в мирной жизни героя. На отразилась на здоровье Акимыча, на его новом видении жизни, научило по- новому видеть ценить доброе, светлое в природе, в человеке.
Расскажите, как относится Акимыч ко всему, что его окружает.
Какой факт говорит о том, что в мирное время люди проявляют жестокость.
Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку.
Что поразило Акимыча в найденной кукле?
(Над ней кто-то жестоко и ценично глумился).
Почему эта растерзанная кукла напомнила Акимычу войну?
Зачитайте его ответ.
Можно ли говорить о равнодушии людей?
Да, и прежде всего поражает равнодушие учителей.
« Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.
А как вы понимаете что такое равнодушие?
Равнодушие – молчаливое согласие на зло.
Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.
( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).
О кукле ли горюет герой?
(Прежде всего о людях, потерявших ценность человеческой жизни).
Почему Акимыч решил похоронить куклу? Зачитайте его ответ.
Рассказ заканчивается словами героя, которые он проговаривает с болью.
- Всего не закопать.
Как вы понимаете эти слова?
В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а в более поздних – «Кукла».
Что общего в этих произведениях?
Чем отличаются?
В стихотворении Случевского куклу бросает маленький ребёнок, который ещё ничего не понимает, в рассказе же Носова действие совершается или подростком, или взрослым человеком. И тот и другой должны понимать, какой варварский поступок они совершают.
Итог урока:
Какие же важные проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
- Проблемы добра и зла.
- Проблема равнодушия и сострадания.
- Проблема В.О.В. и её влияние на души людей.
- Проблемы памяти.
Домашнее задание.
Дать проблемный ответ на вопрос: «Что ужасает героя рассказа и о каких бедах он говорит?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово с творчеством писателя. Предлагаются проблемные вопросы, пресс-опрос, работа в группах....
Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" ( продолжение)
Продолжение презентаци к уроку...
Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"
В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....
Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством сибирского писателя Анатолия Шастина; раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать пр...