Куклы и люди в рассказе Е.И. Носова Кукла
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» - это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на некоторые волнующие вас вопросы. А написал этот рассказ Е.И. Носов - замечательный русский писатель, наш современник.
На материале этого произведения мы будем говорить с вами о самом главном, важном в нашей жизни - об отношении человека к окружающему миру, природе, друг другу, об ответственности каждого из нас за то, что совершается дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly_i_lyudi_v_rasskaze_e.i._nosova_kukla.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклы и люди в рассказе Е.И. Носова «Кукла»
Цель урока:
- познакомить учащихся с личностью писателя Е.И. Носова и его рассказом «Кукла»;
- на материале произведения развить у учащихся умения:
анализировать художественный текст
рассуждать
высказывать свои мысли
- дать учащимся такие понятия как милосердие, сострадание; заставить задуматься о том, что такое зло, равнодушие, добро как по отношению к природе, так и к человеку;
- воспитать чувство уважительного отношения друг другу; способность задуматься над каждыми своими поступками; ответственность за все, что совершатся вокруг.
Ход урока:
Надеюсь , что наш урок, который называется «Куклы и люди» в рассказе Е.Н. Носова «Кукла» будет для вас интересен и полезен. От всей души приглашаю вас принять самое активное участие в этом уроке - общения.
Вы сейчас познаете новую жизнь и, конечно же перед вами встает множество вопросов, ответы на которые вы хотите непременно найти.
В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» - это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на некоторые волнующие вас вопросы. А написал этот рассказ Е.И. Носов - замечательный русский писатель, наш современник.
На материале этого произведения мы будем говорить с вами о самом главном, важном в нашей жизни - об отношении человека к окружающему миру, природе, друг другу, об ответственности каждого из нас за то, что совершается дома.
Слово о писателе:
Начать разговор мне бы хотелось со слова о личности писателя.
В 1025 году студеным январским вечером в тускло освещенной избе своего деда в селе Толмачево, что раскинулось вдоль живописной речки Сейм (запомните название реки) курской области родился Евгений Иванович Носов. Он прошел всю войну, дошел до Берлина, служил танковым артиллеристом. Обратите внимание на его портрет. Человек богатырского телосложения, и при этом скромный. В кругу своих друзей он славился как страстный рыболов, любитель и ценитель природы. Его отношение к природе было особенным: трепетным, нежным, чутким.
В 1957 году появилась в печати его первая книжка в красочном переплете: две березки на фоне зеленого подлеска, а за ними яркая радуга и впряженная в телегу бегущая лошадь. Возница - парнишка весь напряженный, торопит гнедого, словно хочет кого-то догнать. А внизу под рисунком название книги «Радуга». Вслед за этой книгой увидели свет сборники «На рыбачьей тропе», «Белый гусь», «Моя Джомолунгма» и т.д.
Но одним из самых интересных, волнующих его произведений является рассказ «Кукла».
Словарная работа
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к самому произведению, давайте поговорим о слове «кукла».
- Ребята, что такое кукла?
- В толковом словаре русского языка Д Ушакова так и сказано: «Кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека...»
- Когда вы слышите слово «кукла», какие картинки, мысли, слова, образы у вас возникают? (игрушка, подружка, подобие человека)
- Вот видите, одно слово вызвало у вас немалое количество ассоциаций, а вместе с ними мыслей, чувств.
- Ребята, какие чувства вы испытываете при воспоминании
о кукле? (чувство радости, восторга, нежности)
- Может даже, чувство легкой, светлой грусти, потому что время неумолимо летит, а вместе с ним кончается детство.
Учитель берет в руки куклу.
- У каждого из нас была или есть кукла. Вероятно, у нее есть имя. Удивительно, правда? У куклы есть имя. Как-то дочери на день рождение подарили куклу и обратили внимание, что она не просто пластмассовое создание, а судя по этикетке, девочка Надя.
- Как вы думаете, для чего была создана такая игрушка, похожая на человека? (для игры, забавы, чтобы научить нас доброте, вниманию к людям)
Вывод: Человек создал такую игрушку по своему образу и подобию, конечно же, не только ради забавы. Кукла в жизни каждого из нас имеет огромное значение. Она несет в себе жизнеутверждающее, гуманное начало. Играя с куклой, девочка еще сама того не сознавая, готовит себя к взрослой жизни. Как точно об этом сказал Пушкин:
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя к приличию
Закону света и важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
- Кукла учит смеяться, жалеть, любить. Любить свое будущее дитя, свою семью, свой дом, окружающих людей.
Вот об этом Е.И. Носов и рассказывает в своем произведении. Рассказ вы прочитали. Он вам понравился? Писатель любил повторять о том, что в его произведениях большое значение имеют первые строки. Они настраивают читателя на определенную волну, дают единственно верный ключ к пониманию настроения писателя и главной мысли его произведения. Давайте обратимся к началу рассказа.
Читает ученик(ца)
• Каким настроением проникнуты данные строки? (грустным, печальным...)
А какими словами автор выражает свое настроение? (забило, занесло, заилило, раньше... редко)
• О чем грустит автор (по прошлому...)
- Да, в этих неспешных строчках звучит нота грусти. (И природа была другая, и люди.)
Но только ли грусть мы слышим в прочитанных строках? А не кажется ли вам, что еще тревога, и сожаление?
О чем грустит и о чем сожалеет автор, как вы думаете? (о прошлом грустит, а настоящее вызывает у автора тревогу и сожаление)
Что же случилось с некогда живописными местами? Найдите в тексте ответ и зачитайте, пожалуйста, (у реки русло сузилось, затравенело, появились мели да коси...)
«Не стало делов, Иваныч, не стало...»
Что же привело к таким изменениям в природе.
Кто всему виной? (человек)
Чаще всего, притворяясь влюбленными в природу, мы только берем и ничего не отдаем взамен.
Ребята, давайте порассуждаем на эту тему. И вынесем вердикт - что будет с нами, людьми, если мы не опомнимся и будем продолжать жить по такому бесчеловечному принципу?
Мы погибнем!
Известный русский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «Кто не любит природу, тот не любит и человека...»
Вы согласны?
Всем ходом повествования Е.И. Носов убеждает нас в том, что мы, люди, утратили в себе что-то очень важное. И именно равнодушное, безжалостное отношение человека к природе порождает точно такое же жесткое отношение человека к человеку. Люди забыли о своем долге перед природой, перед самими собой.
Прежде, чем мы перейдем к главному эпизоду в рассказе, назовите главных героев рассказа. (Автбр - Акимыч)
Почему вы так думаете? Ищем доказательства в тексте.
Кого еще можно назвать главным героем? (кукла)
В первоначальном варианте рассказ назвался «Акимыч» позднее писатель назвал его «Кукла».
■ Как вы думаете, почему автор изменил название?
- потому что именно через образ куклы писатель раскрывает идейное содержание своего произведения.
■ А теперь назовите, пожалуйста, самый главный эпизод
в рассказе.
Эпизод с куклой. Учитель читает эпизод.
На какие размышления наводит вас прочитанный эпизод?
Что это: шутка, баловство, жестокость?
Как вы думаете, кто мог так поступить?
Найдите в тексте ответ Акимыча.
- «Нынче трудно на кого-то подумать. Многие притерпелись к худу и не выдают, как сами худое творят...»
Акимычу трудно ответить, а как думаете вы? (подростки, дети - злые, равнодушные люди)
Что же по-вашему заставило подростков поступить так жестоко? Чем они руководствовались? (злова, плохое настроение, бравада друг перед другом...)
Какое чувство вызывает у вас вид растерзанной игрушки? (жалость)
По отношению к кукле - жалость и сострадание.
А по отношению к тем, кто глумился над ней? Ведь издевались над куклой, а глумились над человеком, (гнев, подозрение)
Давайте обратимся к тексту и в монологе Акимыча найдем ключевое слово, в котором очень точно выражено чувство главного героя к таким людям.
- Да ведь облик-то человеческий!
Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги, не могу видеть.
Колотит меня всего.
- Ребята, живя сегодня порой в очень жестком, циничном мире, мы забываем о том, что должны быть терпимее друг к другу, сострадательны, просто должны уметь жалеть друг друга. Помните, как у Игоря Северянина «В парке плакала девочка...» (чтение)
Жалость - одна из ступенек к истинному милосердию.
- «А люди идут мимо.
Каждый по своим делам - и ничего...»
Почему люди проходят мимо, не обращая внимания на изувеченную игрушку? (они безразличные, бесчувственные, равнодушные люди).
- Ужасен тот, кто совершил зло, но не менее страшен тот, кто проходит мимо зла...
Вы согласны с этим утверждением?
Ребята, а как поступил Акимыч? Почему? Найдите в тексте и зачитайте ответ.
А часто ли вы сами наблюдали, наблюдаете зло в окружающей вас жизни? (Примеры)
Как поступали или поступаете вы в таких ситуациях? (Ответы)
- К сожалению, в нашей жизни таких людей, как Акимыч, мало. Многие живут только лишь ради своего спокойствия и благополучия и замечают или не хотят замечать то негативное, нехорошее, что происходит в окружающей жизни, природе, таким образом, происходит страшное превращение в равнодушных людей.
Работа с эпиграфом
Вы, конечно, заметили, что я не записала на доске эпиграф, который бы в полной мере отражал идейное содержание урока. Эту работу вы проделаете сами.
Перед вами на столах листочки с высказываниями и изречениями. Ваша задача - выбрать единственное верное по-вашему мнению и аргументировать свой выбор.
Равнодушие есть неосуществленное зло.
- Равнодушие - это когда душа ровна, и сердце бьется ровно. Ничего человеку не жаль, но всему он безразличен...
Заключительное слово учителя:
- Ребята, Е.И.Носов своим рассказом учит нас поступать по совести, проверять свои поступки сознанием, поступать так, чтобы людям, которые находились рядом, было хорошо.
Я надеюсь, что этот урок заставил вас задуматься о том, что такое зло, равнодушие, добро, как по отношению к природе так и к человеку.
Спасибо вам за активное участие! Урок окончен!
Д/з: Напишите отзыв о прочитанном рассказе.
Номинация «Лучший урок» на улусном
конкурсе «Учитель года-1995»,
лауреат заочного республиканского конкурса
«Золотые уроки учителей РС(Я)» 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...
Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"
В наше время очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Проверочная работа по рассказу Е.И.Носова "Кукла". Тест. 7 класс.
Тестовая работа по рассказу Е.И.Носова "Кукла" поможет проверить усвоение изученного материала....
Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"
Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла" 7 класс...
Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"
Конспект урока по рассказу Е.И.Носова "Кукла"...
Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»
Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...