Литературная викторина "Литературный максимум"
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Литературная викторина подходит для 10-11 классов. В игровой форме проверяет знания учащихся по литературе. Задания рассчитаны на общую эрудицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatugnaya_viktorina.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Литературный максимум»

1 ведущий: В связи с тем, что 2015 год объявлен Годом литературы, сегодня  по распоряжению министра образования нужно провести во всех школах тестирование учителей  и определить уровень знаний по литературе. Тех, кто не сдаст тестирование, школа направляет на курсы повышения квалификации и повторную сдачу.

Прошу всех занять места по цвету жетонов. Учителям русского языка занять места за отдельным столом.

Ой, Татьяна Анатольевна, Вы вообще в курсе, что у на год литературы и…

2 ведущий» Здравствуйте, уважаемые учителя. Сегодня мы подготовили викторину «Литературный максимум», т.е. максимум улыбок, максимум праздничного настроения, а заодно вспомним любимые произведения литературы и знаменитых писателей.

У нас три команды. Команды выбирают капитана, на табличке пишут название. Оценивать нас будут признанные эксперты в области литературы – учителя русского языка и литературы.

Никогда не суди по внешнему виду.

Без трудов нет и заработка.

В каждом стаде есть черная овца.

Безмозглой голове и зоркие глаза ни к чему.

Болтун хуже вора.

Коль на кухне много рук, кушанье подгорит.

Речами тих, да сердцем лих

За стаей фазанов погнался – только спугнул

Не разобъешь яйца – не сделаешь яичницу.

Зонт готовь при хорошей погоде.

Осталось дело до завтра-считай, что застряло

Что мне сегодня – то тебе завтра

По одёжке встречают – по уму провожают.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В семье не без урода.

Дурная голова ногам покою не даёт.

Болтун – находка для шпиона.

У семи нянек дитя без глаза.

В тихом омуте черти водятся

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Как аукнется, так и откликнется.

Конкурс 1 «Разминка»

Ещё до появления литературы народ выражал свои мысли и жизненный опыт через короткие, но глубокомысленные изречения – пословицы. Каждая команда получила  разрезанные иностранные пословицы. Нужно сложить части пословиц и найти им соответствие в  русском языке. Время – 5 минут.

Конкурс 2 . «Узнавайка»

Каждая команда выбирает задание. Нужно узнать всех представленных персонажей по максимуму.

1 команда «Узнай  автора и назови сказку

2 команда «Узнай писателя по портрету»

0_2fb35_34df561f_XL.jpg http://www.nasledie-rus.ru/img/890000/890201.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-PTd0Dd2N8gA/TiRxwF1MMYI/AAAAAAAABi8/rOd1SfqZABM/s1600/m25_b.jpg http://www.kostyor.ru/images0/biogr/dostoevskiy.jpg

0_2fb35_34df561f_XL.jpghttp://j.livelib.ru/auface/002511/l/cffd/Maksim_Gorkij.jpghttp://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_549.jpghttp://www.stihi-rus.ru/1/Gorenko.jpg

3 команда «Узнай поэта по произведению»

  1. Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты — в ризах образа...
    Не видать конца и края —
    Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

  1. Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи, —
    Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
 Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

  1. Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

  1. Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

  1. Люблю отчизну я, но странною любовью!
          Не победит ее рассудок мой.
                Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    5 Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

      Но я люблю — за что, не знаю сам —
      Ее степей холодное молчанье,
      Ее лесов безбрежных колыханье,

 Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной
    Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

  1. Шепот, робкое дыханье.
              Трели соловья,
    Серебро и колыханье
              Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,
              Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
              Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
              Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
              И заря, заря!..

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Конкурс 3. «Своими словами»

Каждая команда получает название произведения. Не называя ни имён, ни самого произведения команда должна отобразить в миниатюре сюжет произведения. Так как это юбилейный год Чехова, то и произведения будут чеховские. («Смерть чиновника», «Ванька», «Лошадиная фамилия»)

За правильное исполнение 10 баллов, если  другая команда угадывает произведение, то обеим командам добавляется по два балла. На подготовку 7-8 минут.

 

Конкурс 4 «Музыкальная пауза»

Кто из героев мог бы спеть эту песню. За каждый правильный ответ 2 балла.

Конкурс 5 «Буриме»  

1 команда: Айболит/Общепит, края/внимая, Дании/гадании, стучат/озеро Чад

2 команда:  картуз/трус, яма/дама,  дед/ответ, руки/муки,

3 команда: туман/ обман, Амура/хмуро, горы/помидоры, игра/топора

Конкурс 5.  «Конкурс капитанов» (пока команда готовит буриме, капитаны готовятся к конкурсу)

Капитан каждой команды читает наизусть стихотворение по выбору. Максимум 5 баллов.

Конкурс 6 «Найдите соответствие»

1 команда.  Знаете ли вы, кем были писатели по профессии. Найдите соответствие и соедините писателя и его профессию.

  1. М.М. Пришвин               агроном
  2. А.П.Чехов                       врач          
  3. А.С. Грибоедов              посол
  4. М.Ю. Лермонтов           военный
  5. Н.А. Некрасов                издатель
  6. А.С. Пушкин                  чиновник Министерства иностранных дел
  7. В.В. Набоков                 биолог ( исследователь бабочек)
  8. А.П. Платонов               машинист поезда
  9. Н.В. Гоголь                    преподаватель истории и географии
  10.  А. С. Экзюпери             лётчик

2 команда.  Знаете ли вы авторов произведений?

  1. «Пиковая дама»                         Пушкин
  2. «Сельское кладбище»               Жуковский
  3. «Дворянское гнездо»                Тургенев
  4. Очарованный странник»          Лесков
  5. «Челкаш»                                   Горький
  6. «Мы»                                          Замятин
  7. «Белая гвардия»                         Булгаков
  8. «Матренин двор»                       Солженицын
  9. «Юшка»                                      Платонов
  10. «Незнакомка»                             Блок

3 команда.  Знаете ли вы жанры литературы?

За каждое правильное соответствие  - 1 балл

  1. «Скотный  двор  царя Авгия»
  2. Н.М.Карамзин «Бедная  Лиза»
  3. «Илья  Муромец  и  Соловей – Разбойник»
  4. М.Ю.Лермонтов  «Мцыри»
  5. М.Ю.Лермонтов «Три  пальмы»
  6. Л.Н.Толстой «После  бала»
  7. Х.К.Андерсен «Снежная  королева»
  8. Л.Н.Толстой «Война  и  мир»
  9. И.А.Крылов «Волк  на  псарне»
  10. Н.С.Лесков «Левша»

Конкурс 7 «Кто быстрее» Участники должны назвать героя произведения и автора. За героя – 1 балл, если  называют автора, то + 1 балл

  1.  28 лет провел на необитаемом острове
  2. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами
  3. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика,  не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на  ядре, побывал на Луне
  4. Помчалась вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране.
  5. Узнал тайну двери и со своими друзьями открыл кукольный театр, где играл сам себя
  6. Случайно нашел карту и отправился на «Эспаньоле» искать сокровища
  7. В детстве встретила собирателя сказок, который предсказал ей, что она выйдет замуж за принца, приплывшего на корабле
  8. Нагрубил старухе, в наказание получил огромный нос, а в итоге спас принцессу
  9. При помощи дедукции и своего друга доктора распутал множество преступлений, в том числе разгромил банду Мориарти
  10. Очень стеснялся своей внешности, а потом превратился в прекрасного лебедя

Конкурс 7 «Аукцион»

Пока жюри подводит итоги, команды могут заработать для команды 10 бонусных баллов. Нужно назвать литературную пару  ( Маша и Медведь, Маяковский и Лиля Брик) Побеждает та команда, участник которой последним назовёт литературную пару.

Жюри подводит итоги, вручает подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Критические точки функции, ее максимумы и минимумы".

В системе упражнений, предлагаемой по данной теме, основное внимание уделяется закреплению умения определять точки максимума (минимума) и знания достаточных условий точек экстремума, что способствует ...

Сценарий урока по теме "Задачи на максимум-минимум, реашаемые методами элементарной алгебры" для 9 класса

Предлагается сценарий занятия по теме "Задачи на максимум-минимум, решаемые методами элементарной алгебры", реализуемый в 9 классе по курсу предпрофильной подготовки "Уравнения и неравенства с парамет...

Визиткр школьной команды "Максимум"

В стихотворной форме рассказано о делах школы....

Визиткр школьной команды "Максимум"

В стихотворной форме рассказано о делах школы....

Лексический минимум и максимум по английскому языку

Данный документ содержит лексические единицы, по пройденным темам, которые учащиеся здают в конце каждой темы....

Разработка урока на тему "Использование производной для нахождения оптимального решения в прикладных задачах (Задачи на максимум и минимум)" по алгере 10-11 кл. с презентацией.

Урок посвящён теме  использования производной для нахождения оптимального (наилучшего) решения в прикладных задачах (текстовых, геометрических, химических, решении уравнений), данный матери...

Урок в 11 классе по теме "Точки максимума и минимума"

Конеспект урока изучения новой темы. Презентация....