Конспект урока "Правописание НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок интересен тем, что предполагает разнве формы и методы работы детей. В сценарии урока для 7 класса принимали участие учащиеся пятого класса: инсценировали сказку про частицу НЕ. Урок ориентирует учащихся 7 класса на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_ne_s_prichastiyami.rar | 58.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (7 класс)
Пояснительная записка
В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.
Особенно важно научить учащихся видеть проблему, стараться разрешить её, максимально успешно подготовить учащихся к тестовой форме испытаний.
Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании НЕ с разными частями речи.
Особенно много ошибок допускают учащиеся при написании НЕ с причастиями.
Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, инсценирование, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольно-обобщающее тестирование, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся. Творческое задания предполагают дальнейшее развитие навыков грамотного письма.
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).
Т.С.О.: мультимедийный проектор, компьютер.
Для развития познавательного интереса семиклассникам предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагается проверочная работа с последующей самопроверкой.
В процессе работы у семиклассников будут развиваться социально-коммуникативная и информационная компетенции.
Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.
После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся
должны знать:
Условия выбора написания НЕ с причастиями
должны уметь:
- правильно писать не с причастиями
- разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями
- логически излагать свои мысли
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
- аргументировать ответы
- находить и исправлять ошибки.
Цели и задачи 1 урока:
Цели урока: 1.знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями;
2.уметь находить условия слитного или раздельного написания не с причастиями, правильно писать
не с причастиями (НЕ с краткими причастиями и НЕ с причастиями при наличии или отсутствии зависимого слова);
3.воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать грамотного участника коммуникативного процесса.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение правильного написания не с причастиями;
- формировать умение правильно решать тестовые задания на изучаемую орфограмму;
- формировать умения находить и исправлять ошибки в примерах со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи;
Развивающие:
- развивать умения видеть проблему (орфографическую задачу), находить пути решения проблемы (орфографической задачи), аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли
Воспитательные:
- содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
- содействовать формированию грамотного участника коммуникативного процесса; личности, испытывающей потребность в новых знаниях, умениях и навыках.
Оборудование
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Таблица – алгоритм действий
- Тестовые задания
Ход урока.
- Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы продолжаем изучать причастия, правописание причастий. Как всегда начинаем урок с орфоэпической минутки.
- начавший
- начатый
- движимый
- прибывший
- создан
- создана
- Актуализация знаний. Переход к новой теме.
Сегодня нам нужно решить следующую несложную орфографическую задачу (Представьте, что вы в 11 классе, на экзамене по русскому языку) :
(Слайд: 1 вариант.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
- Говорил (не) правду, а ложь.
- Это была далеко (не)интересная история.
- Ты (не)выучил правило.
- (Не)кому было пожаловаться.
2 вариант.
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Всех поразила его (не)брежность.
- Почуяв (не)знакомый запах собаки залаяли.
- Учитель нашёл (не)замеченную мною ошибку.
- Желтело одуванчиками (не)вспаханное поле.
(Проверяем с подробным объяснением. Второй вариант задания дети ещё не могут решить, т. к. не знают правила написания НЕ с причастиями. Вернуться к этому заданию учитель предлагает после усвоения новой темы.)
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (Слайд)
Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания с причастиями. (Слайд)
- Новая тема. Правило вы будете выводить сами! Сделать это будет необыкновенно легко, так как вы хорошо знаете, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные. Начнём с повторения.(Слайд)
- Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если…………………………………………………………………………………………………………………………Например: неряха, небрежный….…..
- Существительные и прилагательные пишутся с Не слитно, если их можно заменить………………………………………….Например: недобрый – злой, недруг – враг,……….
- Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если………………………………………………………………….Например: Не друг, а враг; не добрый, а злой;………………..
- Имена прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если…………………… Например: ничуть не выразительный, отнюдь не красивый,………………….
В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных. Подумайте и сделай те вывод о правописании НЕ с причастием. (Слайд)
- НЕ с причастиями пишется слитно, если………………………..Например: недоумевающий, ненавидящий…
- НЕ с причастиями пишется слитно, если нет…………………. Например: невспаханное, незасеянное….. (Предлагаю данный пункт правила заполнить последним.)
- НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не исследованные, а глухие; не написанная, а напечатанная…..)
- НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не прочитанная до конца; не пришедшая вовремя….
- НЕ с причастиями пишется раздельно, если………………….Например: не сделана, не сложена……
Если вы пока не разобрались с этими правилами, я предлагаю вам просмотреть грамматическую сказку (сказку показывали учащиеся 5 класса, т. к. они обучались в другую смену) может, что-то и проясниться.
О том, как Не искала друзей среди Причастий
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: .
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряла надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.
Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Переведите сказку на язык науки.
Проверьте свои предположения по учебнику – правило стр.65.
- Закрепление. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как раз о тех ранее незнакомых нам пунктах правила, присущих только причастию.
А) Выполним упражнение 133. (Начало – фронтально с доской, затем самостоятельно с последующей проверкой, первый закончивший – оценка в журнал + цифра 1 у доски)
Вот сейчас, я думаю, можно вернуться к нерешённому нами тестовому заданию (задание теста 2 вариант, которое не могли решить, не зная правила).
Ученики находят правильное решение и аргументируют свой ответ)
Б)Физминутка «Слитно-раздельно». Слитно – хлопаем, раздельно – топаем. Ненапечатанный листок, не напечатанный мною листок, незасеянные поля, непрочитанная книга, не проверенная учителем работа, нерассказанная легенда, не прекращавшийся весь день дождь, не усвоившие правила ученики (судя по выполнению физминутки, отсутствуют в нашем классе)
Б) А сейчас мы посетим комнату неряхи и опишем её.(Слайд) Один учащийся записывает на развороте доски, а остальные самостоятельно, с последующей проверкой.
Спишите, раскрывая скобки: Комната (не)проветрена. (Не)убранная вовремя постель смущает пришедшего товарища. Пол давно (не)мыт; пыль на серванте, на книжных полках и даже на телевизоре (не)вытерта. Цветы (не)политы. На столе разбросаны (не)убранные со вчерашнего вечера книги, газеты, ручки, наклейки.
Надеюсь, что ваша комната без приставки и частицы НЕ.
- Вывод: Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
- Контроль- рефлексия:
Мини – тест «Слитно – раздельно» (Слайд)
- (не)собранные грибы
- никем (не)собранные ягоды
- тетради (не) собраны
- (Не)вспаханная земля
- ещё (не) вспаханная земля
Учащиеся самостоятельно делают вывод о качестве усвоения правила (в мини-тесте пять заданий, что соответствует максимальной оценке).
- Оценки за урок.
- Домашнее задание: Выучить правило стр.65. Упражнение 132. *(Индивидуально, по желанию)Составить мини-тест или карточку по теме урока.(Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»
план-конспект урока в 7 классе с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
Материал редставляет собой конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
конспект урока по теме " Причастие"
урок по теме "Причастие" для 7 класса...
Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)
Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д. Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...
Конспект урока по теме: "Причастие как часть речи"
Конспек урока в 7 классе по теме: "Причастие как часть речи"...