Конспект урока "Правописание НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Урок интересен тем, что предполагает разнве формы и методы работы детей. В сценарии урока для 7 класса принимали участие учащиеся пятого класса: инсценировали сказку про частицу НЕ. Урок ориентирует учащихся 7 класса на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravopisanie_ne_s_prichastiyami.rar58.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (7 класс)

Пояснительная записка

В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.

 Особенно важно научить учащихся видеть проблему, стараться разрешить её, максимально  успешно подготовить  учащихся к тестовой форме испытаний.

 Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании  НЕ с разными частями речи.

Особенно много ошибок допускают учащиеся при написании НЕ с причастиями.

        Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, инсценирование, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание.

        Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольно-обобщающее тестирование, работа в парах.

        Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся. Творческое задания  предполагают дальнейшее развитие навыков  грамотного письма.  

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).

        Т.С.О.: мультимедийный проектор, компьютер.

         Для развития познавательного интереса семиклассникам предложены  творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагается проверочная работа с последующей самопроверкой.

В процессе работы у семиклассников будут развиваться социально-коммуникативная и информационная компетенции.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся

должны знать:

Условия выбора написания НЕ с причастиями

должны уметь:

  • правильно писать не с причастиями
  • разграничивать приставку не- и  частицу не- с причастиями
  • логически излагать свои мысли
  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
  • аргументировать ответы
  • находить и исправлять ошибки.

Цели и задачи 1 урока:

Цели урока: 1.знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями;

                2.уметь находить условия слитного или раздельного написания не с причастиями, правильно писать

                                        не с причастиями (НЕ с краткими причастиями и НЕ с причастиями при наличии или отсутствии зависимого слова);

                       3.воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать грамотного участника коммуникативного процесса.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение  правильного написания не с причастиями;
  • формировать умение правильно решать тестовые задания на изучаемую орфограмму;
  • формировать умения находить и исправлять ошибки в примерах со слитным и раздельным написанием не- с разными   частями речи;

           Развивающие:

  • развивать умения видеть проблему (орфографическую задачу), находить пути решения проблемы (орфографической  задачи), аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли

Воспитательные:

  • содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • содействовать формированию грамотного участника коммуникативного процесса; личности, испытывающей  потребность в новых знаниях, умениях и навыках.

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Таблица – алгоритм действий
  4. Тестовые задания

Ход урока.

  1.  Орг. момент.

         Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы продолжаем изучать причастия, правописание причастий. Как всегда начинаем урок с орфоэпической минутки.  

  • начавший
  • начатый
  • движимый
  • прибывший
  • создан
  • создана
  1. Актуализация знаний. Переход к новой теме.

Сегодня нам нужно решить следующую несложную орфографическую задачу (Представьте, что вы в 11 классе, на экзамене по русскому языку) :

(Слайд:  1 вариант.        

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Говорил (не) правду, а ложь.
  2. Это была далеко (не)интересная история.
  3. Ты (не)выучил правило.
  4. (Не)кому было пожаловаться.

2 вариант.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Всех поразила его (не)брежность.
  2. Почуяв (не)знакомый запах собаки залаяли.
  3. Учитель нашёл (не)замеченную мною ошибку.
  4. Желтело одуванчиками (не)вспаханное поле.

(Проверяем с подробным объяснением. Второй вариант задания дети ещё не могут решить, т. к. не знают правила написания НЕ с причастиями. Вернуться к этому заданию учитель предлагает после усвоения новой темы.)

        Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (Слайд)

         Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания с причастиями. (Слайд)

  1. Новая тема. Правило вы будете выводить сами! Сделать это будет необыкновенно легко, так как вы хорошо знаете, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные. Начнём с повторения.(Слайд)
  • Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если…………………………………………………………………………………………………………………………Например: неряха,  небрежный….…..
  • Существительные и прилагательные пишутся с Не слитно, если их можно заменить………………………………………….Например: недобрый – злой, недруг – враг,……….
  • Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если………………………………………………………………….Например: Не друг, а враг; не добрый, а злой;………………..
  • Имена прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если……………………  Например: ничуть не выразительный, отнюдь не красивый,………………….

В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два  повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных. Подумайте и сделай те вывод о правописании НЕ с причастием. (Слайд)

  •  НЕ с причастиями пишется слитно, если………………………..Например: недоумевающий, ненавидящий
  • НЕ с причастиями пишется слитно, если нет…………………. Например: невспаханное, незасеянное….. (Предлагаю данный пункт правила заполнить последним.)
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не исследованные, а глухие; не написанная, а напечатанная…..)
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не прочитанная до конца;  не пришедшая вовремя….
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если………………….Например: не сделана, не сложена……

Если вы пока не разобрались с этими правилами, я предлагаю вам просмотреть грамматическую сказку  (сказку показывали учащиеся 5 класса, т. к. они обучались в другую смену)  может, что-то и проясниться.

О том, как Не искала друзей среди Причастий

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

—        Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: .

—        Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряла надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

—        Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Переведите сказку на язык науки.

Проверьте свои предположения по учебнику – правило стр.65.

  1. Закрепление. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как раз о тех ранее незнакомых нам пунктах правила, присущих только причастию.

А) Выполним упражнение 133. (Начало – фронтально с доской, затем самостоятельно с последующей проверкой, первый закончивший – оценка в журнал + цифра 1 у доски)

Вот сейчас,  я думаю, можно вернуться к нерешённому нами тестовому заданию (задание теста 2 вариант, которое не могли решить, не зная правила).

Ученики находят правильное решение и аргументируют свой ответ)

Б)Физминутка «Слитно-раздельно». Слитно – хлопаем, раздельно – топаем. Ненапечатанный листок, не напечатанный мною листок,  незасеянные поля, непрочитанная книга,  не проверенная учителем работа, нерассказанная легенда, не прекращавшийся весь день дождь, не усвоившие правила ученики (судя по выполнению физминутки, отсутствуют в нашем классе) 

Б) А сейчас мы посетим комнату неряхи и опишем её.(Слайд) Один учащийся записывает на развороте доски, а остальные самостоятельно, с последующей проверкой.

Спишите,  раскрывая скобки: Комната (не)проветрена. (Не)убранная вовремя постель смущает пришедшего товарища. Пол давно (не)мыт; пыль на серванте, на книжных полках и даже на телевизоре (не)вытерта. Цветы (не)политы. На столе разбросаны (не)убранные со вчерашнего вечера книги, газеты, ручки, наклейки.

Надеюсь, что ваша комната без приставки и частицы НЕ.

  1. Вывод: Что узнали сегодня на уроке?

      Чему научились?

  1. Контроль- рефлексия: 

Мини – тест «Слитно – раздельно» (Слайд)

  • (не)собранные грибы
  • никем (не)собранные ягоды
  • тетради (не) собраны
  • (Не)вспаханная земля
  • ещё (не) вспаханная земля

Учащиеся самостоятельно делают вывод о качестве усвоения правила (в мини-тесте пять заданий, что соответствует максимальной оценке).

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание: Выучить правило стр.65. Упражнение 132. *(Индивидуально, по желанию)Составить мини-тест или карточку по теме урока.(Слайд)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»

план-конспект урока в 7 классе с использованием ЭОР...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

конспект урока по теме " Причастие"

урок по теме "Причастие" для 7 класса...

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)

Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д.  Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...

Конспект урока по теме: "Причастие как часть речи"

Конспек урока в 7 классе по теме: "Причастие как часть речи"...