Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
В Календарно-тематическом планировании представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, с характеристикой основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Факт | ||||||||
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | Вводный | Писатели о роли книги. Структурные элементы книги | Знать: роль книги в жизни человека Уметь: пользоваться учебником | Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни. Практическая работа. Устные и письменные ответы на вопросы учебника Самостоятельная работа. Творческий пересказ статьи «К читателям», «Книга-это духовное завещание одного поколения другому» | |||
Устное народное творчество 10 часов | |||||||||
2. | Фольклор– коллективное устное народное творчество | 1 | Урок открытия новых знаний | Развитие представлений о фольклоре. Исполнители фольклорных произведений | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Практическая работа. Сопоставление вариантов фольклорных произведений. Самостоятельная работа. Чтение быличек о кладах. Выполнение заданий практикума | |||
3. | Малые жанры фольклора. | 1 | Урок открытия новых знаний | Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки | Чтение и обсуждение статьи учебника «Устное народное творчество». Устные и письменные ответы на вопросы. Выразительное чтение. Практическая работа. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Самостоятельная работа. Письменное выполнение заданий из разделов «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь» | ||||
4. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Нравственное и эстетическое содержание сказок | Чтение статьи учебника «Русские народные сказки». Групповая работа с иллюстративным материалом. Выразительное чтение сказки. Практическая работа. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словаря. Самостоятельная работа. Письменное выполнение задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором | |||||
5. | Русская народная сказка «Василиса Премудрая и Иван-царевич». | 1 | Народная мораль в характере и поступках героев. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Рецензирование актёрского чтения. Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. Самостоятельная работа Создание иллюстраций, подготовка к их защите | ||||
6. | Поэтика волшебной сказки. | 1 | Урок открытия новых знаний | Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке | Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь». Практическая работа. Устные сопоставления иллюстраций разных художников к сказкам. Самостоятельная работа. Письменное сообщение об особенностях народных сказок | ||||
7. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» -волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Черты волшебной и богатырской сказки в повествовании. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Чтение и пересказ фрагментов 1 сказки. Выразительное чтение по ролям. Практическая работа. Выделение этапов развития сюжета. Самостоятельная работа. Различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана» | ||||
8. | Система образов сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». | 1 | Урок открытия новых знаний | Главные и второстепенные герои сказки. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценка автора-народа | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Коллективный диалог. Презентация и защита иллюстраций к сказке. Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики героя | |||
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление справедливости в сказках о животных | Выразительное чтение сказки и пересказ от лица героя. Практическая работа. Создание собственных иллюстраций к сказкам. Самостоятельная работа. Составление письменного сообщения на тему «Мои любимые сказки о животных» | |||||
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных. Народное представление о добре и зле в бытовых сказках | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Различение видов сказок. Выразительное чтение сказки и пересказ от лица героя. Практическая работа. Составление развёрнутого устного ответа на проблемный вопрос. Самостоятельная работа. Поиск электронных иллюстраций на тему «Бытовые сказки» | ||||
11. | Развитие речи. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» | 1 | Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | Знать: выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей. Уметь: создавать письменные высказывания | Составление плана письменного высказывания по одному из проблемных вопросов. Самостоятельная работа. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет | ||||
Из древнерусской литературы. 2 часа | |||||||||
12. | «Повесть временных лет как древнерусский памятник» | 1 | Урок открытия новых знаний | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы | Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, Уметь воспринимать и анализировать текст | Составление плана письменного высказывания по одному из проблемных вопросов. Самостоятельная работа. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет | |||
13. | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Урок открытия новых знаний | Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле | Чтение и пересказ летописного сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы. Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты. Практическая работа. Поиск примеров, иллюстрирующих сходство летописи и произведений фольклора. Самостоятельная работа. Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» | ||||
Из литературы 18 века. 2 часа | |||||||||
14. | М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о жизни М.В. Ломоносова | Знать: особенности содержания произведений, Уметь: читать текст, уметь воспринимать и анализировать | Выразительное чтение статей учебника. Устные рассказы о Ломоносове. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана рассказа о М.В. Ломоносове. Самостоятельная работа. Подготовка краткого письменного сообщения по плану. Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин» | |||
15. | М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | Урок открытия новых знаний | Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Жанры литературы | |||||
И.А. Крылов. 4 часа | |||||||||
16. | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. | 1 | Урок открытия новых знаний | Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев | Знать: содержание произведений, давать характеристику герою Уметь: сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра | Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы. Практическая работа. Подготовка плана сообщения об одном из баснописцев. Самостоятельная работа. Подготовка сообщения о баснописце и рассказ о нём | |||
17. | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о баснописце. Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние пороков. | Знать: содержание произведений, давать характеристику герою Уметь: сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра | Выразительное чтение басен. Составление плана статьи. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения. Практическая работа. Составление характеристик героев басен. Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть одной из басен на выбор Выразительное чтение басни. Комментирование исторического содержания басни. Практические работы. Составление таблицы «Жанровые особенности басен» Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть. Проект. Составление электронного альбома «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях» | |||
18. | И.А. Крылов. «Волк на псарне» | 1 | Урок открытия новых знаний | Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. | |||||
19. | Урок развития речи. И.А. Крылов. Басни. | 1 | Урок развития речи | Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова» | |||||
20. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки | Знать: сюжетное своеобразие сказки Уметь: раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты | Составление плана статьи. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского. Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки | |||
21. | В.А. Жуковский. «Кубок» | 1 | Урок открытия новых знаний | Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе | |||||
А.С. Пушкин. 9 часов | |||||||||
22. | А.С. Пушкин. «Няне» | 1 | Рассказ о детских годах жизни А.С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Понятие о лирическом послании | Знать: о детских и лицейских годах А.С.Пушкина, содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, знать заданные стихотворения наизусть Уметь: давать характеристику героям, | Чтение и обсуждение статьи учебника А.С. Пушкин». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Устное словесное рисование портрета няни. Практическая работа. Выявление в стихотворении черт лирического послания Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и выразительного чтения наизусть стихотворения «Няне» | ||||
Выразительное чтение пролога. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Устное иллюстрирование пролога. Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите. Подготовка выразительного чтения пролога наизусть | |||||||||
23. | «У лукоморья дуб зелёный…». | 1 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | ||||||
24. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | 1 | События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки | Знать: художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. Уметь: различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные признаки | Выразительное чтение сказки, чтение по ролям, пересказ фрагментов. Поиск незнакомых слов, определение их значений. Устные и письменные ответы на вопросы. Практическая работа. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок. Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывка. Создание собственных иллюстраций | ||||
25. | Сравнительная характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне…» | 1 | Урок открытия новых знаний | Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и разница главных героев. | Знать: отличие литературных сказок от народных. Уметь: понимать и выразительно читать произведение | Составление таблицы «Система образов сказки». Составление плана сравнительной характеристики героев. Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики двух героев сказки. Самостоятельная работа. Сопоставление сказки Пушкина с народными сказками о спящей царевне | |||
26. | Истоки сюжета, поэтика «Сказки о мёртвой царевне…» | 1 | Сопоставление сказки с русскими народными сказками, со сказкой Пушкина, сказками братьев Гримм. Народная мораль и нравственность-красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. | Знать: отличие литературных сказок от народных. Уметь: понимать и выразительно читать произведение | Различные виды пересказов. Составление плана сопоставительного анализа и рассказ о сказках по плану. Устные ответы на вопросы. Теория литературы: рифма, способы рифмовки; ритм; стихотворная и прозаическая речь Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «способы рифмовки», «проза». Самостоятельная работа. Подбор различных видов рифмовок в стихотворениях, прочитанных самостоятельно. Проекты. Составление под руководством учителя презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира | ||||
27. | Развитие речи. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Урок развития речи | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | Знать: отличие литературных сказок от народных. Уметь: понимать и выразительно читать произведение | Чтение, обсуждение и обучение записи основных положений статьи учебника «О сказках Пушкина». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Подготовка к устным и письменным ответам на проблемные вопросы: составление плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме (по группам) Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? | |||
28. | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | Урок контроля | Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям Сравнивать произведения и их героев. Уметь: создавать письменные высказывания | Тестирование. Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о прочитанном произведении | |||
29. | Внеклассное чтение (3). Сказки А.С. Пушкина | 1 | Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжетыи герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина | Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Инсценирование фрагментов сказок. Составление вопросов к сказкам. Презентация и защита собственных иллюстраций. Практическая работа. Конкурс на выразительное чтение | |||||
Антоний Погорельский. 2 часа | |||||||||
30. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители» как литературная сказка | 1 | Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Понятие о литературной сказке. | Знать: содержание сказок. Уметь: рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений | Чтение и обсуждений статей учебника. Выразительное чтение сказки. Выявление характерных признаков сказки. Самостоятельная работа. Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь» подготовка к защите проекта «Сказка «Чёрная курица…» в иллюстрациях | ||||
31. | Анализ сказки «Чёрная курица…» | 1 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказки. | Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение. Практическая работа. Составление письменного отзыва о литературной сказке. Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к сказке. Создание письменного описания иллюстрации к сказке | |||||
М.Ю. Лермонтов. 3 часа | |||||||||
32. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Краткий рассказ о поэте. Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать,анализировать текст, Уметь: формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям | Чтение и обсуждение статьи учебника. Восприятие стихотворения. Характеристика и нравственная оценка героев. Выразительное чтение. Практическая работа. Составление партитурной разметки для чтения стихотворения. Самостоятельная работа. Устный рассказ о поэте и героях стихотворения. Подготовка к выразительному чтению наизусть | ||||
34. | Проблематика и поэтика стихотворения «Бородино» | 1 | Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-0выразительные средства языка. | ||||||
Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Устные ответы на вопросы. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какую роль в стихотворении играют его звуковые особенности, поэтическая лексика и синтаксис?» | |||||||||
35. | Внеклассное чтение (4). «Ашик-Кериб» как литературная сказка | 1 | Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | Выразительное чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Практическая работа. Групповая работа. Анализ фрагментов сказки. Самостоятельная работа. Поиск сведений о Гоголе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | |||||
36. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Поэтизация народной жизни, преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям | Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Практическая работа. Характеристика героев повести с использованием цитатных примеров. Самостоятельная работа. Художественный пересказ эпизодов повести | ||||
37. | Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» | 1 | Урок открытия новых знаний | Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений | |||
38. | Внеклассное чтение «Ночь перед Рождеством» | 1 | Поэтизация картин народной жизни. Фольклорные мотивы в создании образов | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений | ||||
39. | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | Краткий рассказ о поэте | Знать: анализ поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль, особенности, определять настроение | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений | ||||
40. | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | 1 | Поэтический образ русской женщины. Развитие представлений об эпитете. | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений | |||||
41. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения | 1 | Урок открытия новых знаний | Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. | |||||
42. | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | 1 | Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести. | Знать: этапы жизни писателя, содержание произведения Уметь: характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа (в том числе в письменной форме) | Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове. Ответы на вопросы о биографии писателя. Устный рассказ о детстве Тургенева. Участие в коллективном диалоге. Самостоятельная работа. Выборочный пересказ истории одного из героев Проект. Составление ЭА «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков. | ||||
43. | «Муму» как протест против рабства | 1 | Урок открытия новых знаний | Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Обсуждение иллюстраций рассказа. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима» Самостоятельная работа. Составление плана характеристики Герасима. | ||||
44. | Система образов в рассказе «Муму» | 1 | |||||||
45. | Развитие речи №2 И.С. Тургенев-мастер портрета | 1 | Урок развития речи | Создание собственного текста | |||||
46. | А.А. Фет. Лирика. «Весенний дождь» | 1 | Краткий рассказ о поэте. Чтение и анализ стихотворения. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | Знать: владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль) | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге | ||||
47. | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Понятие о сюжете. | 1 | Урок открытия новых знаний | Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, Выразительное чтение Различные виды пересказов Нравственная оценка героев рассказа, составление плана | Знать: этапы жизни писателя, знать содержание произведения. Уметь: характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа (в том числе в письменной форме) | Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, в том числе по ролям, устные и письменные ответы на вопросы Поиск незнакомых слов, работа со словарём презентация и защита собственных иллюстраций Создание собственного текста Практическая работа. Анализ эпизодов рассказа (по группам). Самостоятельная работа. Устный рассказ о писателе. Устные рассказы о Жилине и Костылине. | |||
48. | Жилин и Костылин. | 1 | Урок открытия новых знаний | ||||||
49. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | Урок открытия новых знаний | ||||||
50. | Контрольная работа № по творчеству Л.Н. Толстого | 1 | Урок контроля | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими? Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям. Уметь: создавать письменные высказывания | Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, в том числе сопоставительная. | |||
51. | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | Краткий рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | Знать: этапы жизни писателя, содержание произведения Уметь: характеризовать героев | Поиск под руководством учителя сведений о писателе устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана | ||||
52. | Развитие речи. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. | 1 | |||||||
53. | Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | |||||||
Русские поэты 19 века о родине и родной природе. 5 часов | |||||||||
54. | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» | Краткий рассказ о Тютчеве. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | Знать: владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль) | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге. Письменный анализ под руководством учителя Презентация и защита собственных иллюстраций. Создание собственного текста | |||||
55. | А.Н.Майков«Ласточки» И.С. Никитин. «Утро»… | ||||||||
56. | Развитие речи №3 Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. | 1 | Урок развития речи | ||||||
57. | Обучение анализу стихотворения. Конкурс чтецов. | 1 | Урок открытия новых знаний | ||||||
58. | Проект№2 Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» | 1 | Создание под руководством учителя электронного альбома | Осваивать новые виды деятельности, Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | |||||
Из русской зарубежной литературы. 19 часов | |||||||||
59. | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. | Поиск под руководством учителя сведений о писателях, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана | ||||
60. | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, Уметь: давать характеристику героям | Поиск под руководством учителя сведений о писателях, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана | |||
61. | Семья Тыбурция Драба | 1 | Общение Васи с Валеком и Марусей. Вася и Валек. Портрет как средство характеристики героев | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, Уметь: давать характеристику героям | Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Сопоставление персонажей. Практическая работа. Анализ портретных характеристик и определение их роли в обществе. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев | ||||
62. | «В дурном обществе: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей | 1 | Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений, Уметь: давать характеристику героям | Устные ответы на вопросы. Характеристика сюжета повести. Самостоятельная работа. Подготовка планов письменных ответов на проблемные вопросы. | ||||
63. | Обобщающий урок | 1 | |||||||
64. | Урок развития речи № 4 по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | Урок развития речи | Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | Презентация и защита коллективного проекта – электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | ||||
65. | Контрольная работа № 5 | 1 | Урок контроля | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2.Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства? | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям, делать вывод из рассуждения. Уметь: создавать письменные высказывания | ||||
66. | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. | Знать и владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Выразительное чтение стихотворений, устное рецензирование чтения одноклассников и чтения актёров, устные ответы на вопросы Презентация и защита собственных иллюстраций | ||||
67. | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | 1 | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём Презентация и защита собственных иллюстраций | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям | Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Устный рассказ о Бажове. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменный рассказ о главных героях сказа. Проект. Электронная презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов» с цитатными подписями к иллюстрациям | ||||
68. | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы | 1 | Урок открытия новых знаний | Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка». Сопоставление этих понятий в таблице. Практическая работа. Исследование языка сказа. Самостоятельная работа. Письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова. | |||
69. | Внеклассное чтение. Мир сказок П.П. Бажова | 1 | |||||||
70. | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | 1 | Краткий рассказ о Бажове. Герои сказки их поступки. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов Презентация и защита собственных иллюстраций | ||||
71. | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных | ||||||
72. | С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | Краткий рассказ о писателе. | Знать: этапы жизни писателя, определять род литературы, содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение (в том числе по ролям), устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов Составление плана самостоятельного письменного высказывания, Презентация и защита собственных иллюстраций | ||||
73. | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | |||||||
74. | Контрольная работа № 6 | 1 | Урок контроля | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки? | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям Делать вывод из рассуждения Уметь: создавать письменные высказывания | ||||
75. | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Человек и природа. | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение Рецензирование чтения одноклассников Участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев Составление плана и письменная характеристика героев Составление письменного ответа на проблемный вопрос Презентация и защита собственных иллюстраций | ||||
76. | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Поведение героя в лесу. Картины сибирской природы и их нравственный смысл | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения | Выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов. Практическая работа. Анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам) Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу. | ||||
77. | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в новых испытаниях. | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения | Устные ответы на вопросы. Составление плана характеристики Васютки. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему» Самостоятельная работа. Письменная характеристика героя. | ||||
78. | Контрольная работа № 7 | 1 | Урок контроля | 1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г.Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)? | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям Делать вывод из рассуждения. Уметь: создавать письменные высказывания | Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов | |||
79. | Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников и чтения стихотворений актёрами Участие в коллективном диалоге Устный и письменный анализ стихотворений Презентация и защита собственных иллюстраций | Знать и владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и защита иллюстраций к этим стихотворениям. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть | ||||
80. | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 | |||||||
81. | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | 1 | |||||||
82. | Урок развития речи №5 | Урок развития речи | |||||||
83. | Писатели улыбаются. Саша Черный«Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | 1 | Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Развитие понятия о юморе | Знать: содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Уметь: аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному | Устные рассказы о писателях выразительное чтение произведений Различные виды пересказов Участие в коллективном диалоге Работа со словарём литературоведческих терминов Устное иллюстрирование Презентация и защита собственных презентаций | ||||
84. | Писатели улыбаются. Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | 1 | Краткий рассказ о поэте., его биографии и его песнях. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания | ||||||
85. | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе Краткий рассказ о писателе. Фрагменты романа в актёрском исполнении. | Знать и владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль) Знать этапы жизни писателей | Поиск под руководством учителя сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы и ресурсов интернет. Устные рассказы о писателях Выразительное чтение(в том числе наизусть) Устное рецензирование чтения одноклассников, чтения актёров Различные виды пересказов Нравственная оценка героев рассказа, составление плана. Обсуждение и составление речевой характеристики персонажей произведений Работа со словарём литературоведческих терминов | ||||
86. | Даниель Дефо «Робинзон Крузо | 1 | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | Рассказы о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображением кораблей и морских пейзажей. Сообщение о матросе Александре Селкирке | |||||
87. | Даниель Дефо «Робинзон Крузо | 1 | Практическая работа. Подбор материалов для рассказа о Робинзоне. Самостоятельная работа. Чтение глав романа. Составление письменной характеристики Робинзона. | ||||||
88. | Даниель Дефо «Робинзон Крузо | 1 | |||||||
89. | Внеклассное чтение. Жорж Санд «О чем говорят цветы» | 1 | |||||||
90. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера главного героя. | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | Сообщение о писателе с показом галереи его портретов и изображение мест, где он жил и работал. Практическая работа. Составление характеристики Тома Сойера и заполнение цитатной таблицы «Черты характера героя». Самостоятельная работа. Чтение глав 6, 7, 9, 12, 20, 31. | |||
91. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | ||||||
92. | Том Сойер и его друзья | 1 | Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев романа. | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы. Практическая работа. Составление плана письменной характеристики героев. Самостоятельная работа. Подготовка пересказа глав 32 – 34. Поиск в Интернете изображенияпамятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну. | ||||
93. | Дж. Лондон «Сказание о Кише» | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя. Сказание о взрослении подростка. Черты характера мальчика. | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | Устные ответы на вопросы. Практическая работа. Составление плана характеристики Киша и рассказ о герое. Самостоятельная работа. Письменная характеристика Киша. Проект. Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях» | ||||
94. | Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки | 1 | Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | Знать содержание прочитанных произведений, Уметь анализировать произведение и характер главного героя Уметь формулировать идею и проблематику произведений,давать характеристику героям, Аргументированно формулировать своё к прочитанному | Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение сказки. Практическая работа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Понятие «художественная деталь» Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения. | ||||
95. | Х.К. Андерсен «Снежная королева». Внутренняя красота Герды | 1 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Иллюстрации к сказке. | Выразительное чтение сказки. Практическая работа. Составление плана характеристики Герды. Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики Герды. Подготовка рассказа о Снежной королеве. | |||||
96. | Х.К. Андерсен «Снежная королева». Снежная королева и Герда. | 1 | Победа добра, любви и дружбы. | Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь. Практическая работа. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Снежной королевы и Герды» Самостоятельная работа. Составление вопросов для викторины. | |||||
97. | Проект №3: «Электронная презентация «Памятники литературным героям» | 1 | Создание под руководством учителя электронного альбома | Знать содержание прочитанных произведений | |||||
98. | Контрольное тестирование за 2 полугодие | 1 | Урок контроля | Письменные ответы на вопросы Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым ответом на вопрос | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений. Уметь: давать характеристику героям | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе: выразительное чтение, устный монологический ответ и т.д. Самостоятельная работа. Выполнение заданий для викторины и ответы на «Заключительные вопросы и задания» из практикума. Подготовка инсценировок. Отчёты о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов. Проект. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | |||
99. | Итоговый контроль | 1 | Урок контроля | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе Устные и письменные ответы на вопросы. Отчёт о выполнении индивидуальных проектов | Знать: содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям Уметь: создавать устные высказывания | ||||
100. | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок закрепления | Повторение теории литературы | Знать определения. Уметь находить в тексте изобразительные средства | Устные ответы на вопросы по теории литературы. Монологичские высказывания. | |||
101. | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок закрепления | Повторение теории литературы | Знать определения. Уметь находить в тексте изобразительные средства | Устные ответы на вопросы по теории литературы. Монологичские высказывания. | |||
102. | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок закрепления | Повторение теории литературы | Знать определения. Уметь находить в тексте изобразительные средства | Устные ответы на вопросы по теории литературы. Монологичские высказывания. | |||
103. | Праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. | Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Отчёты о выполнении индивидуальных учебных проектов. | |||||
104. | Праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | Задания для летнего чтения | ||||||
105. | Задание на лето. Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-состав...
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс под редакцией В.Я. Коровиной
Планирование составлено для учебника "Литература 6 класс" под редакцией В.Я. Коровиной...
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (по учебнику Коровиной В.Я.)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по учебнику Коровиной В.Я. ФГОС...