Разработка урока литературы "Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль – лексикограф и этнограф"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Поэтапный урок-разработка для 11-12 классов на тему : Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль - лексикограф и этнограф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dal.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Тема урока: Великие ученые- русисты. Владимир Иванович Даль –  

                                                   лексикограф и этнограф.  (12 класс)

Цели:

Образовательные: представить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, изучить сведения из жизни ученого, узнать,что представляет собой “Толковый  словарь живого великорусского языка”,востребован ли словарь в наше время.

Развивающие: помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, совершенствовать навыки работы со словарём, совершенствовать устную и письменную речь, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию русского языка,гордости за него,потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здровьесберегающая, компетентностно – ориентированный подход.

Оборудование: презентация жизни и творчества В.И. Даля,  “Толковый словарь живого великорусского языка”, пословицы и поговорки, лист мудрости.

                                                             Ход урока:

                                                                 В слове не менее жизни, как и в самом человеке… (В.И.Даль)

                                                                 В слове проявляется исключительная способность человека                          

                                                                 выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить,                                    сообщать разумно… (В.И.Даль)

                                                             

I Организационный момент.

II Актуализация  знаний:

Слово учителя о языке как живом организме.

- Что вы знаете о необыкновенном человеке В. Дале.?

- Чем он прославился?

Обращение к репродукции картины В.Перова “В.И.Даль”

III Объявление темы и совместное целеполагание.

Беседа с учащимися:

- Прочитайте тему урока и скажите, какую особенность языка мы рассмотрим.

- Прочитайте эпиграфы и подумайте, почему мы сегодня обращаемся к этой теме.

IV Даль – человек энциклопедических знаний.

Краткие сообщения, презентация:

  1. Даль – морской офицер.
  2. Даль - талантливый врач.
  3. Даль – инженер.
  4. Даль – ученый.
  5. Даль – языковед.
  6. Даль – литератор.

V “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля – главный труд его жизни.

Слово учителя о словаре:

  1. Начало работы над словарем. Инсценировка “Разговор Даля с Пушкиным”.
  2. Лубочные картинки и словарь.
  3. Характеристика словаря.
  4. Расположение слов в словаре.
  5. Приемы толкования слов в словаре .

VI“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля как энциклопедия русской жизни.

Выяснение различий между пословицами и поговорками.

Обращения к тезаурусу фразеологизм.

Языковая игра”Словарное золото’’:

Закончи пословицу:

Не гордись званьем… (А гордись знаньем)

Каково пряха… (такова и рубаха)

Душа душу знает… (сердцу подает)

Была бы капна… (а ворона сядет)

Не бойся врага умного… (бойся друга глупого)

Начни пословицу:

… того и другому не чини (Чего сам не любишь)

… как лошадь (Работать)

… а рукам воли не давай (Языком мели)

… а жена в Тверь (Муж в дверь).

Далев словарь –прекрасное собрание не только лексического ,но и этнографического материала.В словарных статьях содержатся сведения о жизни народа: о жилище,способах ведения хозяйства,орудиях труда,быте,одежде,семейном укладе .

Чтение словарной статьи’’Изба’’.

VII. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля в истории русской орфографии.

Основные положения орфографической теории Даля.

Учащиеся выполняют  упражнения на правописание приставок , удвоенных согласных.

VIII Погружение в слово .

Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово . Созерцая малое , можно увидеть вечное .

Чтение словарной статьи созерцать

- Какие слова , включенные в словарную статью, помогают понять смысл этого слова?

Задание:

- Насколько вы чувствуете слово:

1. Выползина. (История этого слова)

2. Быторить

3. Бахорить

4. Лебезить

5. тетенькать

6. авоська

7. баить

Лексическое значение слова- это не только понятие, зафиксированное в словаре, это еще эмоция, экспрессия, национально – культурная специфика. Докажем это.

На примере слова правда составим смысловые поля концепта.

Концепт-это слова со всеми его лексическими значениями и культурными смыслами, которые существуют или могут возникать в ментальном сознании. Ментальность-это коллективное представление людей о мире , их мировосприятие.(ментальность русского человека ярко показана в словаре В.И.Даля.)

Смысловые поля концепта «правда»

Лексические значения

По В.И.Далю

Этимология слова

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Смысловые отношения с другими словами

Учащиеся в процессе общения заполняют эти поля.

Талантливый писатель,Даль к словарной статье подошел как художник.Это художественные миниатюры.

Объясняя смысл слова,В.И.Даль использует также загадки.

Загадки из словаря Даля:

  1. Два быка бодаются, вместе не сойдутся.
  2. Черно, как жук, бело, как снег, повертка в лес, тараторит, как бес.
  3. Бурко бежит, а оглоболи стоят.
  4. Чего в избе не видно?
  5. Полно подполье гусей-лебедей.
  6. Афанасий лычком подпоясан.
  7. Поле белое, семя черное, а кто сеет, тот разумеет.
  8. Рога в хлеву, а хвост в руках.
  9. Без рук, без ног,  а в ворота отворяет.
  10. Кто стучится без рук ?
  11. Горит столб, а уголья нет.
  12. Новая посудина, а вся в дырах.

Учащиеся дают ответ.

IX Работа с текстом:

Учащиеся получают текст. Задание: расставить знаки препинания.

Хочется вспомнить слова замечательного знатока русского языка В.И. Даля С языком шутить нельзя словесная речь человека это видимая связь звено между душой и телом духом и плотью. Задуматься над этим высказыванием полезно каждому из нас.

- Объясните знаки препинания.

- Определите главную мысль текста.

- Какой вывод мы должны сделать? Какие проблемы затрагивает В. Даль?

На помощь придет другой текст:

Лишь та речь может называться культурной, у которого богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этой культурности никакими походами за чистоту языка не добьешься.

Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качества своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили “выбора” или “ндравится”. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь. У пошлого человека и речь будет пошлой. (К. Чуковский)

- Какова основная идея этого текста?

- Назовите ключевые слова.

- Допишите предложения. У вас получится сжатое изложение:

Лишь та речь может называться культурной, (какая?) _______________________________________________________________________________________________

Культура речи неотделима (от чего?) _________________________________________________________________________________________________________. Чтобы повысить качество своего языка, нужно (что сделать?)__________________________________________________________________________________________________. Можно писать и говорить без ошибок, но (какой словарный запас может быть у такого человека?)_____________________________________________________________________________________________. У пошлого человека и (что будет пошлой?)______________________________________________________________________________________________.

X Рефлексия.

Сегодня вы встретились с личностью В.И.Даля и его “Толковым словарем живого великорусского языка”.

- С чем вы уйдете с урока?

- Что вам особенно запомнилось?

-Как вы заполнили листок мудрости? Дается оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Иванович Даль и его словарь

Больше 100 лет «Толковый словарь…» Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными словами, мудрыми и веселыми пословицами. А для лингвистов словарь Даля – неиссякаемый источник,...

Владимир Иванович Даль

Биография выдающегося человека...

Презентация о Владимире Ивановиче Дале и Толко́вом слова́ре живо́го великору́сского языка́

Данная презентация является дополнительным материалом для проведения внеклассного мероприятия по предмету...

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!

Сценарийвнеурочного мероприятия,интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности...

Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...