Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Сценарий
внеурочного мероприятия,
интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mohun_o.a._doc.docx | 333.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Баскатовка
Марксовского района Саратовской области
Сценарий
внеурочного мероприятия,
интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности
Автор разработки:
Мохунь Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
2015 год
Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!
Тема мероприятия: знакомство с личностью Владимира Ивановича Даля и его толковым словарём.
Форма проведения: устный журнал
Тип занятия: открытие нового знания
Цели.
Содержательная: расширение знаний о словарях за счет усвоения информации о толковом словаре В.И.Даля, получение новых знаний: обоснования значения прежде непонятных слов, ознакомление с биографией великого ученого.
Деятельностная: формирование у учащихся умений работать с новой информацией, анализировать, структурировать, пытаться объяснить, учиться понимать свое отношение к новой информации.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявлять понимание и уважение к ценностям русского языка;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
-учиться осознавать роль великих личностей в истории Отечества
Предметные:
- знать биографию великого русского писателя и лексикографа В.И.Даля;
- иметь представление о содержании толкового словаря В.И.Даля;
- понимать культурную и историческую ценность толкового словаря В.И.Даля
Метапредметные:
- владеть изученным как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- адекватное использовать речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- обсуждать разные точки зрения для выработки общей (групповой) позиции
Формируемые УУД
Личностные:
- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- осознавать гражданскую идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- любовь и уважение к родному (русскому) языку, желание его сохранить;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для других высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Технологии и техники:
- подготовительная работа (снятие видеофрагмента к занятию);
- личностно-ориентированная (участие в создании страниц устного журнала);
- просмотр видеофрагмента о герое мероприятия – В.И.Дале;
- творческая (создание мини-проектов в конце занятия);
- рефлексия
-опережающее задание (планирование следующего выпуска Устного журнала)
Источники:
Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. — Изд. 2-е, испр. и дополн.. — М.: Современник, 1972. — 288 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале. — М.: Детская литература, 1966. — 224, [2] с. — 50 000 экз. (в пер.)
Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина.. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 224 с. — (Пионер — значит первый. Вып. 86). — 100 000 экз. (в пер.)
Костинский Ю. М. Владимир Иванович Даль (1801—1872) // Отечественные лексикографы: XVIII—XX века / Под ред. Г. А. Богатовой. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Лексикографический семинар; Кабинет «Славянский мир».. — М.: Наука, 2000. — С. 83 — 122. — 512 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-02-011750-1. (в пер.)
Матвиевская Г. П., Зубова И. К. Владимир Иванович Даль, 1801—1872 / Отв. ред. д-р биол. наук Э. Н. Мирзоян. Российская академия наук. — М.: Наука, 2002. — 224 с. — (Научно-биографическая литература). — 530 экз. — ISBN 5-02-022726-9. (в пер.)
Владимир Иванович Даль : Жизнь и творчество : Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б— ка. НИО библиографии ; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова. — М.: Пашков Дом, 2004. — С. 11-18. — 136 с.
В. И. Даль: Биография и творческое наследие: Библиогр. указатель / Сост.: Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов; Научн. ред. Р. Н. Клейменова. — М.: Флинта, Нацка, 2011. — 816 с., 1000 экз., ISBN 978-5-9765-1240-5, ISBN 978-5-02-037710-3
В.И.Даль. Толковый словарь в 4-х частях. – Москва, 1995
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=s0YOWHPQa8Y
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/11/fizminutki
Технические средства и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент с детьми, видеофрагмент о Владимире Ивановиче Дале и его словаре, материал для физминутки, раздаточный материал с заданиями, фломастеры, клей, листы формата А4, портрет В.И.Даля, Толковый словарь русского языка В.И.Даля, презентация PowerPoint
Сценарный план мероприятия
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1этап – организованно-мотивационный Первая страница устного журнала «Анонс» Цель: связывание разрозненные данные воедино путем логического размышления | Показ заранее подготовленного (отснятого) видеофрагмента (Видеоприложение 1) Постановка проблемного вопроса: Как слова, значение которых вы пытаетесь узнать, связаны с именем Владимира Ивановича Даля? | Пытаются ответить на поставленный вопрос |
2 этап – аналитический Вторая страница устного журнала «Момент истины» Цель: получение ответ на поставленный в процессе подготовки вопрос | Предлагает детям узнать значение заранее выбранных (из видеофрагмента) слов в толковом словаре В.И.Даля. Подсказка – закладки (Приложение 2) | Рассматривают словарь, находят нужные слова, зачитывают друг другу правильные ответы |
3 этап – информационный Третья страница устного журнала «Лицо с обложки» Цель: знакомство с личностью и деятельностью В.И.Даля | Показ и комментирование видеофильма о В.И.Дале (Видеоприложение 3) | Просмотр фильма и вопросы по нему |
Физминутка Цель: активизация двигательной активности | Организация смены виды деятельности (Приложение 4) | Выполнение предложенных учителем упражнений |
4 этап – проблемно-поисковый Четвертая страница устного журнала «Игры разума» Цель: активизация мыслительной деятельности, основанной на умении логически рассуждать | Организация работы в парах. Объяснение задания: найти соответствия слов и их значений, взятых из толкового словаря В.И.Даля (Приложение 5) | Работа в парах. Выполнение задания |
5 этап – творческий Пятая страница устного журнала «Взгляд со стороны» Цель: первичное закрепление полученных на занятии знаний | Организация работы в группах. Объяснение задания, помощь в затруднительных моментах (Приложение 6) | Работа в группах. Создание под руководством педагога странички формата А4 «Что я знаю о великом писателе, лексикографе В.И.Дале». Оформление творческое (наклейки, рисунки, текст) |
6 этап – демонстрационный Шестая страница устного журнала «Моё воплощение» Цель: обмен знаниями, идеями, видением, рефлексия | Контроль за подачей фактов (отсутствием их искажений), корректировка выступлений | Защита творческих работ (при необходимости в сжатой форме) |
7 этап – рефлексия Седьмая страница устного журнала «В следующем номере» Цель: развитие умения анализировать и планировать деятельность | Проведение анализа работы: достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи. Предложение дальнейшего изучения личности В.И.Даля, его творчества | Участие в анализе проделанной работы, эмоции и впечатления. Ответы на вопрос: «Что я ещё хочу узнать о В.И.Дале и его творчестве?» |
Приложение 2
Карточки с объяснением значений слов
Авантаж – выгода, преимущество, перевес | |
Бесстудный, бесстудливый, бесстужий или бесстыдный, бесстыжий – о человеке: нестыдливый, не знающий стыда, бессрамный, бессовестный, наглый; о поступке: постыдный, срамной, позорный, бессовестный, бесчестный. | |
Вексель – обязательство, в установленном виде, на бумаге, на уплату в срок известной суммы; у некоторых сословий: заёмное письмо. | |
Годить – медлить, мешкать, ждать, выжидать; угодить, угождать кому или на коо – делать угодное; угодить во что – попадать, например, камнем. | |
Зга – темь, потёмки, темнота. Он зги не видит. | |
Коснеть – упорно оставаться в одном и том же положении, состоянии. Косный, косность. Косноязычность – у кого язык коснит, спотыкаясь, заикаясь, либо произносит слова с трудом, неясно, невольно переиначивая не которые звуки. | |
Радеть кому, о ком, о чём – печься, заботиться, стараться, усердствовать; желать и хлопотать радушно, всей душой. | Рьяный – ярый, горячий; запальчивый, вспыльчивый; усердный, ретивый. |
Приложение 4
«Японская школа»
Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.
«Воображение»
Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах.
Сидя за столом, дети учатся удерживать карандаш: на голове, на лбу, на переносице. Участники игры пробуют удержать карандаш между разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы, слова.
Приложение 5
Задание «Установите соответствие» (по экземпляру для каждой группы)
Бутафор Бутафорские вещи Бутафорская или бутафорная | Рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; самое занятие, коим человек живёт, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда |
Пристойный Пристойное жалованье, содержанье, обхожденье. | Приказывать, заказывать, запрещать строго, налагать зарок То, в чём кто-либо зарёкся, или наложить на что-либо запрет; завет, обет, обещанье |
Мысль Жалкая мыслишка попала ему в голову. | Род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций). Все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр. Мастерская бутафора, комната при театре, где готовится всё нужное по этой части |
Ремесло И то ремесло, коли кто умеет сделать весло. У них ремесло под мостом – грабят проезжих. | Всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представление чего-либо в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка |
Зарекать, заречь Зарекаю тебе ходить на эти прогулки. Зарок | Приличный, сообразный, соответственный, идущий к чему-либо; что кстати, впору, в меру, что идёт, степенный, чинный, благородный и скромный |
Приложение 6
Материалы к творческому заданию «Моё воплощение»
(в виде карточек)
Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». | Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году). Член Общества истории и древностей Российских | Отец – датчанин, Мать – француженка. Владимир Иванович Даль – русский по духу |
Блестящий врач – хирург Естествоиспытатель Писатель Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» | Сказки В.И.Даля Война грибов с ягодами Девочка Снегурочка Журавль и цапля Лиса-лапотница | |
Сказки В.И.Даля Сказка о похождениях чёрта-послушника, Сидора Поликарповича, Сказка о Шемякиной суде и о воеводстве и о прочем Сказка об Иване Молодом Сержанте У тебя у самого свой ум Что значит досуг | ||
Знал по меньшей мере 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. | «Толковый словарь» — главное детище Даля, труд, по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. | Собиратель фольклора |
При оформлении творческого задания дети не только пользуются карточками, но и добавляют свои высказывания, впечатления о В.И.Дале, рисуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владимир Иванович Даль и его словарь
Больше 100 лет «Толковый словарь…» Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными словами, мудрыми и веселыми пословицами. А для лингвистов словарь Даля – неиссякаемый источник,...
Владимир Иванович Даль
Биография выдающегося человека...
Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)
Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...
Разработка урока литературы "Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль – лексикограф и этнограф"
Поэтапный урок-разработка для 11-12 классов на тему : Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль - лексикограф и этнограф"...
Квест –игра: «Владимир Иванович Даль - великий собиратель слов»
Квест-игра: "Владимир Иванович Даль -великий собиратель слов"для учащихся 6 класса...
Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...
Лингвистический праздник, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю "Великий собиратель слов".
Данный материал предназначен для проведения открытого внеклассного мероприятия, в ходе которого учащиеся приобретут новые знания о жизни и творчестве автора "Толкового словаря живого в...