Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_9_kl.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральные:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089.
3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ от 09.03.2004г. № 1312.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.
5.Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011).
Региональные:
1. Закон РТ «Об образовании» от 22.07.2013 № 68-ЗРТ;
2.Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».
Школьные:
1. Учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.;
2.Положение о рабочей программе учителей МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ. Методические рекомендации:
1.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования / Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.: Вентана-Граф, 2007.
1. МО и Н РТ ГАОУ ДПО «ИРО» «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (Методические рекомендации) К., 2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника -хрестоматию для 9 класса общеобразовательных учреждений «Литература» в двух частях.Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Полухина.- /М.: Просвещение, 2010 г, включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа по литературе для 9 класса предусматривает обучение литературы в объеме 2 часов в неделю, всего 70 часов.
В 9 классе планируются следующие формы текущего контроля: сочинение ; промежуточная аттестация: тестирование
Текущий контроль проводится в форме пересказа (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительного чтения, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
Промежуточная аттестация: годовая отметка.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Цели обучения в области формирования системы знаний, умений:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 9 классе являются:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-методический комплекс:
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010).
Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010 г.
Количество часов в году – 70 часов
Количество плановых контрольных работ – 9.
Темы сочинений и вопросы для контрольных работ представлены в Программе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010).
-« Слово о полку Игореве». Сочинение . (1 тема на выбор).
-Литература 18 века. Сочинение. «Литература 18 века в восприятии современного человека» (на примере 1-2 произведений).
« Горе от ума». Сочинение (1 тема на выбор)
-Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века. Комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.
- «Евгений Онегин» в русской критике. Сочинение (1 тема на выбор)
-Контрольная работа по лирике, роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени».
-Литература 19 века. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова.) (по выбору учащихся).
-Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века
-Зачетное занятие по русской лирике 20 века.
Уроков по развитию речи - 11 часов
Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры русской литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олиетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
-Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
-Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
-Типическое значение характеров главных героев произведений.
-Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
-Изобразительно-выразительные средства языка.
-Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
-Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
-Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
-Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
-Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
-Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
-Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
-Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
-Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.
2. Древняя Русь. Материалы для учителя. – М.: Чистые пруды, 2005.
3. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе 9 класс».
4. Презентации
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1301/
- http://www.openclass.ru/node/25110
- http://www.uchportal.ru/load/31-1-2
и дополнительной литературы для учащихся: 1. Писатели в учебной литературе. – М.: Вако, 2009.2. Словарь литературных терминов.М.: Вако, 2009.3. Журнал «Русский язык и литература для школьников»1. Писатели в учебной литературе. – М.: Вако, 2009.2. Словарь литературных терминов. – М.: Вако, 2009.3. Журнал «Русский язык и литература для школьников»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | Прим | |||||||
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа, работа с книгой, составление конспекта лекции | Фронтальный опрос | Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс, художественное отображение действительности. Историческую основу, сюжет, жанр и композицию «Слова…». Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Выразительное чтение понравившегося отрывка из «Слова…» | 4.09 | ||
2 | «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | Урок практикум | Работа с произведением | Фронтальный опрос | Знать нравственно-поэтическую идею «Слова...»; о художественном своеобразии «Слова», связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, составлять план повествования о походе Игоря по «Слову» и Ипатьевской летописи, сопоставить их; создать связный устный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | Выучить наизусть вступление или плач Ярославны. Написать сочинение по «Слову…» | 6.09 | ||
3 | Русская литература XVIII века. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с таблицей. | Фронтальный опрос, чтение наизусть | Знать биографию М.В.Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции. | Повторить записи. Выразительное чтение од. | 11. 09 | ||
4 | Ода «На день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - типичное произведение в духе классицизма. | Комбинированный | Комментированное чтение, беседа | Фронтальный опрос, индивидуальное выступление | Выучить наизусть отрывок из «Вечернего размышления…» | 13 09 | |||
5 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина. Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. | Урок изучения нового материала | Практикум работа со схемой «Своеобразие оды эпохи классицизма» | Фронтальный опрос, чтение наизусть | Знать традиции Горация, новаторство Державина, жанр гневная ода власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | Вопросы на с.48 Прочитать «Путешествие из Петербурга в Москву» (по группам) | 18.09. | ||
6 | А.Н.Радищев. . Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву» | Урок изучения нового материала | Беседа, работа с книгой, анализ отдельных глав. | Фронтальный опрос, индивидуальные выступления | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования.. | Домашнее сочинение «Каким я увидел(а) Россию на страницах «Путешествия» | 20.09 | ||
7 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. | Урок изучения нового материала | Лекция, чтение произведения, беседа, анализ | Фронтальный опрос, индивидуальные выступления | Уметь формулировать идею, проблематику произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | Вопросы и задания на с.104 | 25.09 | ||
8 | Р/Р. Сочинение на тему: «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | Урок развития речи | Составление плана, конструирование предложений | Самостоятельная работа | Составлять план сочинения, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Дописать сочинение. | 30.09 | ||
9 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. . Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. | Урок изучения нового материала | Лекция, составление конспекта. | Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Знать основные черты романтизма как литературного направления, о золотом веке русской поэзии. Особенности взглядов представителей романтизма. Уметь находить черты романтизма в произведениях | Выпустить литературную газету (по группам) 2. Повторить записи | 1.10 | ||
10 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с книгой, с планом анализа поэтического произведения | Индивидуальные выступления | Знать теоретико-литературные понятия: элегия, баллада, лирический герой. Знать особенности романтизма. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму, жанра, темы, идеи, композиции. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. | Прочитать балладу «Светлана» | 06.10 | ||
11 | «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. | Урок практикум | Беседа, работа с книгой, с планом анализа поэтического произведения | Групповая работа (анализ поэтического произведения) | Подготовить сообщение об А.С. Грибоедове. | 08.10 | |||
12 | А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга. Художественное совершенство комедии «Горе от ума». Ее персонажи, исходные мотивы сюжета.( Обзор) Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | Урок изучения нового материала | Беседа, практикум | Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Грибоедова, историю создания комедии, особенности комедии как жанра, содержание; особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт Уметь создавать хронологическую канву лекции, уметь формулировать идею, проблематику произведения; составлять характеристику Чацкого по первому действию. Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Особенности композиции комедии. | Прочитать «Горе от ума». Ответить на вопросы карточки | 13.10 | ||
13 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Чацкий в системе образов комедии | Урок практикум | Беседа, комментированное чтение, работа с книгой | Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Знать теоретико-литературные понятия: идейное содержание, внутренний конфликт, идейное содержание. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт | Выучить один из монологов Чацкого. Выписать отзывы о Чацком А. Пушкина, И.Ильина (прокомментировать) | 16.10 | ||
14 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Юмор и сатира в комедии. | Урок практикум | Беседа, обобщение | Фронтальный опрос, чтение наизусть | Знать содержание комедии, теоретико-литературные понятия. Уметь выявлять черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи | Составить план статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | 20.10 | ||
15 | Р/Р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Урок развития речи | Составление плана, конструирование предложений | Самостоятельная работа | Знать критическую статью (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»), Уметь отбирать материал из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; составлять план сочинения, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст | Дописать сочинение. | 22.10 | ||
16 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.Тема природы в творчестве поэта. (Анализ стихотворений «Анчар» «Зимняя дорога», «Бесы», «К морю», «Деревня» и т.д.)
| Урок изучения нового материала | Беседа, комментированное чтение, анализ стихотворений | Фронтальный опрос | Знать основные этапы творческого и жизненного пути Пушкина; адресатов дружеской лирики, историю создания стихотворений Уметь создавать хронологическую канву лекции; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | Составить викторину «Жизнь, творчество Пушкина» | 27.10 | ||
17 | Лирика петербургского периода. Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина.(«Я вас любил…», « Я помню чудное мгновение», «Я вас любил», «На холмах Грузии») | Урок изучения нового материала | Беседа, комментированное чтение, анализ стихотворений | Викторина | Знать историю создания стихотворений, адресатов пушкинской любовной лирики. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | Выучить стихотворение на выбор | 29.10 | ||
18 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.(Пророк», «Памятник» и т.д.) | Урок практикум | Комментированное чтение, анализ стихотворений | Чтение наизусть, групповая работа | Знать взгляды А.С. Пушкина на назначение поэта и поэзии Уметь анализировать стихотворные произведения с точки зрения его жанра, темы, идеи композиции | Выразительное чтение и анализ понравившегося стихотворения | 11.11 | ||
19 | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»— противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. | Урок внеклассного чтения | Работа с книгой, анализ поэтических текстов | Фронтальный опрос (ответить на вопросы) | Знать содержание поэмы Уметь находить черты романтизма в произведении давать характеристику героям | Прочитать роман «Евгений Онегин» | 13.11 | ||
20 | История создания романа «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. | Урок изучения нового материала | Лекция, составление конспекта. | Фронтальный опрос, индивидуальная работа по составлению конспекта. | Знать историю создания поэмы, содержание, особенности жанра и композицию «онегинской строфы» Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять черты романтизма. | По группам: мое представление об Онегине, Ленском | 18.11 | ||
21 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Урок практикум | Беседа, работа с книгой, с таблицей | Фронтальный опрос, групповая работа с таблицей | Знать содержание романа, основные этапы жизни Евгения Онегина Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, давать сравнительную характеристику. | Ответить на вопрос: «Что знает читатель о Татьяне?» | 20.11 | ||
22 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | Урок практикум | Беседа, работа с книгой, с таблицей | Фронтальный опрос, индивидуальная работа с таблицей | Знать содержание романа, главы о жизни Татьяны. Уметь составлять характеристику персонажа, в том числе сравнительную и цитатную. | Рассуждение: мое представление о Татьяне | 25.11 | ||
23 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | Урок практикум | Анализ писем | Фронтальный опрос, индивидуальные сообщения в соответствии с планом | Знать содержание писем главных героев, главы о жизни Татьяны и Онегина. Уметь анализировать и высказывать свою точку зрения. | Выучить одно из писем на выбор | 27.11 | ||
24 | Автор как идейно – композиционный и лирический центр. Онегинская строфа. Структура текста. | Урок практикум | Беседа, работа с книгой, с таблицей | Чтение наизусть | Знать содержание романа, образ жизни поместного и московского дворянства. Уметь сравнивать образ жизни поместного и московского дворянства. Составлять опорную схему. | Ответить на вопросы карточки | 08.12 | ||
25 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия в романе. | Урок семинар | Беседа, работа со статьей, с опорной схемой | Индивидуальное выступление о дворянстве в романе, составлять план-конспект статьи. | Знать содержание романа Уметь определять роль и тематику лирических отступлений. | Прочитать критические статьи, составить их план | 10.12 | ||
26 | Р/Р. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). | Урок развития речи | Работа с критической статьей, составление плана | Самостоятельная работа | Знать содержание романа. Уметь составлять план сочинения, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Написать сочинение | 15.12 | ||
27 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. | Урок внеклассного чтения. | Работа с книгой | Фронтальный опрос | Знать историю создания цикла, содержание трагедии «Моцарт и Сальери». Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать сравнительную характеристику героям, выявлять авторскую позицию. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. | Ответить на вопросы карточки | 17.12 | ||
28 | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю.Лермонтова ( Анализ стихотворений «Поэт», «Пророк») | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа, анализ стихотворений | Индивидуальный опрос по творчеству Лермонтова. | Повторение стихотворения «Парус». Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, о пушкинских традициях в творчестве Лермонтова, о символике его произведений. Уметь создавать хронологическую канву лекции. | Выразительное чтение одного из стихотворений Ответить на вопрос: В чем суть размышлений поэта о поэзии. | 22.12 | ||
29 | Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. (Анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «Три пальмы»; « Нет, не тебя я пылко так люблю» | Урок практикум | Беседа, анализ стихотворений, комментированное чтение | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные мотивы лирики Лермонтова, тропы Уметь находить их в тексте, анализировать поэтическое произведение. Психологический роман (начальные представления). | Выучить на выбор одно из стихотворений. Ответить на вопрос: В чем своеобразие осмысления темы любви у Лермонтова по сравнению с лирикой Пушкина? | 24.12 | ||
30 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. (Анализ стихотворений « Смерть поэта», « Молитва», «И скучно, и грустно», «Родина», «Дума». | Урок семинар | Анализ стихотворений | Фронтальный и индивидуальный опрос | Прочитать «Герой нашего времени» | 12.01 | |||
31 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.». (Обзор) Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. | Урок изучение нового материала | Лекция, комментированное чтение | Тест | Знать теоретико-литературные понятия: социально-психологический роман, фабула, сюжет, композиция. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции; владеть различными видами пересказа, анализировать эпизод. | Ответить на вопросы карточки | 14.01 | ||
32 | Печорин как представитель «портрета поколений» Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | Урок практикум | Беседа, анализ эпизодов, работа с книгой, составление цитатного плана | Индивидуальный опрос | Сообщение «Печорин – обыкновенный и необыкновенный герой своего времени» | 19.01 | |||
33 | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. | Урок-практикум | Беседа, анализ эпизодов, работа с книгой | Работа над текстом, словарная работа | Знать историю создания повести «Фаталист», композиционные особенности, жанровое своеобразие. | Чтение статьи Белинского. | 20.01 | ||
34 | Роман «Герой нашего времени» Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. | Урок семинар | Работа над статьей | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать критическую статью Уметь отбирать материал из статьи. Споры о романтизме и реализме романа. | Подготовиться к контрольной работе. Составить презентации (по группам) | 23.01 | ||
35 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. История создания и смысл названия поэмы «Мертвые души» Система образов. Мертвые и живые души. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные этапы жизненного и творческого пути Н.В.Гоголя, историю создания поэмы «Мертвые души», композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. | Прочитать «Мертвые души» | 26.01 | ||
36 | Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Деталь как средство создания образов. | Урок практикум | Беседа, комментированное чтение | Фронтальный и индивидуальный опрос | Составить характеристики помещиков по плану | 28.01 | |||
37 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой, «приобретатель». | Урок практикум | Беседа, комментированное чтение | Фронтальный опрос | Подготовиться к диспуту по гл.11 | 05.02 | |||
38 | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. | Урок диспут | Беседа, работа с книгой, составление цитатного плана | Выступления учащихся | Знать содержание поэмы. Уметь давать характеристику главному герою, оценивать его поступки, определять его роль и место в системе образов. | Прочитать статью Белинского, составить ее план | 07.02 | ||
39 | Р/Р. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. . Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя. | Урок семинар | Анализ критической статьи | Самостоятельная работа | Уметь составлять план сочинения, отбирать литературный материал. | Прочитать пьесу «Бедность не порок»; написать сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» | 12.02 | ||
40 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Уметь создавать хронологическую канву лекции, особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. | Прочитать статью учебника об Островском и ответить на вопросы, помещенные после статьи | 14.02 | ||
41 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Уметь создавать хронологическую канву лекции Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции; владеть различными видами пересказа, анализировать эпизод, содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Аналитическое чтение фрагментов текста, где ярче всего проявляется личность героя | 19.02 | ||
42 | Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. | Урок изучения нового материала | Беседа | Фронтальный и индивидуальный опрос, тест | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Уметь создавать хронологическую канву лекции Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции; владеть различными видами пересказа, анализировать эпизод. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению | Пересказ главы «Я проваливаюсь» | 21.02 | ||
43 | Особенности повествования Л.Н. Приемы психологического самоанализа героя. . Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя | Урок практикум | Беседа | Пересказ, фронтальный опрос | Подготовиться к сочинению | 26.02 | |||
44 | Эпоха А.П.Чехова «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. | Урок развития речи | Составление плана, конструирование предложений | Самостоятельная работа | Уметь составлять план сочинения, отбирать литературный материал. | Написать сочинение – очерк | 28.02 | ||
45 | Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Фронтальный и индивидуальный опрос | Знать главные факты биографии Чехова Уметь определить роль города в рассказе. Раскрыть: эволюцию образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. | Подготовить викторину по прочитанным рассказам А.П.Чехова. | 05.03 | ||
46 | Р/Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» | Урок развития речи | Составление плана, конструирование предложений | Самостоятельная работа | Уметь составлять план сочинения, отбирать литературный материал. | Написать сочинение. | 07.03 | ||
47 | Стихотворения Н.А.Некрасова Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. ). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. (Обзор с включением ряда произведений). | Урок внеклассного чтения | Беседа, выразительное чтение стихотворений | Выразительное чтение | Уметь находить тропы и стилистические фигуры, осмысливать их роль в тексте. | Выучить на выбор одно из стихотворений. | 12.03 | ||
48 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. | Урок изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Чтение наизусть, фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные жанры и направления в русской литературе 20 века. Уметь интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин (история) | Повторить лекцию. Прочитать рассказ Бунина «Темные аллеи» | 14.03 | ||
49 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования | Урок изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Чтение наизусть, фронтальный и индивидуальный опрос | Знать основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения, сюжет рассказа, особенности композиции. Уметь характеризовать образ главного героя, составлять связное высказывание. | Прочитать повесть «Собачье сердце» | 19.03 | ||
50 | М.А.Булгаков. История создания и судьба повести «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Тест, фронтальный опрос | Знать основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения, сюжет рассказа, особенности композиции. Уметь характеризовать образ главного героя, составлять связное высказывание. Раскрыть умственную, нравственную, духовную недоразвитость — основу живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. | Отметить сатирические приемы в повести Булгакова | 21.03 | ||
51 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» ». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа, комментированное чтение | Тест, фронтальный опрос | Знать основные факты творческой биографии писателя, его главные произведения, сюжет рассказа, особенности композиции. Уметь характеризовать образ главного героя, составлять связное высказывание. Раскрыть роль автора и рассказчика в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. | Пересказ рассказа. Ответить на вопросы карточки | 02.03 | ||
52 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Жизненная основа притчи. | Урок изучения нового материала | Лекция, беседа | Тест, фронтальный опрос | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, образ главной героини-праведницы. | Прочитать «Матренин двор» | 04.03 | ||
53 | Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. | Урок изучения нового материала | Аналитическое чтение, беседа | Фронтальный опрос | Ответить на вопрос: Каков символический смысл «Матренина двора»? Подготовиться к контрольной работе | 09.03 | |||
54 | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века. | Урок контроля | Тестирование, защита литературных газет | Тест | Знать изученные произведения литературы 19 и 20 веков. | Подготовить выразительное чтение стихотворение (по группам) | 14.03 | ||
55 | Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. Своеобразие и особенности поэтики. («Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. Раскрыть глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта | Повторить лекцию Выучить на выбор одно из стихотворений | 19.03 | ||
56 | Слово о С.А.Есенине и его судьбе. Своеобразие лирики. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Тема России — главная в есенинской поэзии | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа | Фронтальный опрос, чтение стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Знать основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. | Ответить на вопросы. Выучить на выбор одно из стихотворений | 21.03 | ||
56 | Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. СатираВ.В.Маяковского .«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа, анализ стихотворения | Фронтальный опрос, чтение стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. | Подумать над вопросом: в стихах Маяковского больше публицистики или лирики? | 04.04 | ||
57 | М.Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа, анализ стихотворения | Фронтальный опрос, анализ стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. Раскрыть особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Выучить наизусть одно из стихотворений. Пересказ статьи учебника-хрестоматии. | 09.04 | ||
58 | Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа, анализ стихотворения | Фронтальный опрос, чтение стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. | Выучить на выбор одно из стихотворений. Пересказ статьи учебника об Ахматовой. | 11.04 | ||
59 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа, анализ стихотворения | Фронтальный опрос, чтение стихотворения | Знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой, об активной гражданской позиции поэта Уметь анализировать поэтический текст, в том числе на лексическом и фонетическом уровнях. Раскрыть особенности поэтики ахматовских стихотворений | Выучить на выбор одно из стихотворений. | 16.04 | ||
60 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. | Изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа, анализ стихотворения | Чтение стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. Раскрыть одухотворенную предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | Прочитать статью о Твардовском. | 18.04 | ||
61 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. | Урок изучения нового материала | Беседа, анализ стихотворения | Фронтальный опрос, анализ стихотворения | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать поэтический текст, строить связные высказывания по теме. | Выразительное чтение стихотворений Твардовского о войне | 26.04 | ||
62 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | Урок внеклассного чтения | Урок-концерт | Выступления учащихся | Уметь выразительно читать произведение, уметь анализировать стихотворения. | Подготовиться к контрольной работе | |||
63 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). | Урок внеклассного чтения | Работа с книгой, с планом анализа поэтического произведения | Анализ одного из стихотворений, опрос | Знать творчество древнерусского поэта Катулла, основные мотивы лирики Уметь раскрыть щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в стихах поэта; анализировать стихотворения по плану Раскрыть:любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. | Прочитать «Божественную комедию» Данте. | 30.04 | ||
64 | Данте Алигьери. Универсально – философский характер «Божественной комедии» (фрагменты). Универсально-философский характер поэмы. | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с книгой, составление конспекта лекции | Фронтальный опрос (ответы на вопросы), индивидуальный | Знать содержание отдельных глав, композицию поэмы Уметь раскрыть тему произведения эпохи средневековья: страдание и очищение Раскрыть: Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). | Ответить на вопросы карточки. Прочитать трагедию Шекспира «Гамлет» | 04.05 | ||
65 | У.Шекспир. . Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев. Философская глубина трагедии «Гамлет». | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с книгой, проблемные задания | Составление устного выступления по данным вопросом | Знать биографию Шекспира, сюжет и основной конфликт трагедии Уметь формулировать тематику, идейное содержание произведения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Определить, в чем суть конфликта, лежащего в основе трагедии. | 09.05 | ||
66 | У.Шекспир.«Гамлет» Гамлет как вечный образ мировой литературы. ». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с книгой, проблемные задания | Составление устного выступления по данным вопросом | Знать содержание, сюжет и основной конфликт трагедии Уметь формулировать свою точку зрения | Определить, в чем суть конфликта, лежащего в основе трагедии. | 11.05 | ||
67 | Р\р.Шекспир и мировая литература. «Мое мнение о прочитанных произведениях Шекспира…» | Урок изучения нового материала | Беседа по прочитанным произведениям Шекспира | Ответить на вопросы, выборочное чтение, анализ эпизодов | Знать проблематику, содержания произведений. | Подготовить сообщение о Гете, чтение «Фауст» | 16.05 | ||
68 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). | Урок изучения нового материала | Лекция, работа с таблицей. | Индивидуальное сообщение по творчеству Гете. | Знать народную легенду о докторе Фаусте, сюжет трагедии. Уметь раскрывать диалектику добра и зла в трагедии, смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. | Ответить на вопрос: Был ли Фауст злодеем? Подготовиться к контрольной работе | 18.05 | ||
69 | «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. | Урок изучения новой темы | Знать:противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики | Подготовить презентацию «Мой любимый герой (произведение)» | 23.05 | ||||
70 | Итоговая контрольная работа( тестирование) по курсу литературы 9 класса. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Тестирование | Контрольное тестирование | Знать изученные произведения по курсу литературы за 9 класс | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...