Рабочая программа по литературе в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 8 классе по учебнику Коровина. 2 часа внеделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_lit.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральные:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089.
3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ от 09.03.2004г. № 1312.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- Москва.: «Просвещение», 2010 г.
Региональные:
1. Закон РТ «Об образовании» от 22.07.2013 № 68-ЗРТ;
2.Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».
Школьные:
1. Учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.;
2.Положение о рабочей программе учителей МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ.
Методические рекомендации:
1.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования / Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.: Вентана-Граф, 2007.
1. МО и Н РТ ГАОУ ДПО «ИРО» «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (Методические рекомендации) К., 2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника -хрестоматии «Литература» 8 класс для общеобразовательных учреждений «Литература» в двух частях. Авторы- составители : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М., «Просвещение» 2010 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа по литературе для 8 класса предусматривает обучение литературы в объеме 2 часов в неделю, всего 70 часов.
В 8 классе планируются следующие формы текущего контроля: сочинение; промежуточная аттестация: тестирование.
Структура документа
Рабочая программа по литературе в 8 классе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по литературе, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в 8 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в 8 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы учащимися 8 класса могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю в виду 35 учебных недель, итого 70 учебных часов.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути классиков;
-изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учебно- тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Раздел, кол-во часов, тема урока | Тип, форма урока | Формы контроля | Дата проведения | |||||||||||||
Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | ||||||||||||||
план | фактич | |||||||||||||||
Введение ( 1 час) | ||||||||||||||||
1.Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. | Вступительный урок Рассказ учи-теля с элемен-тами беседы, работа с учеб-ником | Знать о связи ли-тературы и исто-рии, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Уметь работать с учебником, всту-пать в диалог. Выявление уровня литературного развития учащихся | Прочитать, пересказать вступительную статью, ответить на вопросы стр.3-4 | 03.09 | |||||||||||
Устное народное творчество (3 часа) | ||||||||||||||||
2.Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. | Рассказ учи-теля с элемен-тами беседы. с/р, сообщения | Одна из песен наизусть | Знать народные песни как жанр фольклора, текс-ты песен: «В тем-ном лесе…», «Уж ты ночка, ночень-ка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Выражение жизни народа в лирических песнях. | Уметь слушать, работать с худо-жественным текс-том. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Выражение жизни народа в лирических песнях. | Выразительное чтение раздела учебника-хрестоматии, создание собственной частушки на школьую тему | 06.09 | ||||||||||
3.Исторические песни. . «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | Сообщение учащихся, бе-седа, анализ поэтики исто-рических песен | Знать своеобра-зие исторических песен, тексты пе-сен: «Пугачёв в темнице», «Пуга-чёв казнен». | Уметь слушать, работать с худо-жественным текс-том | Пересказ статьи учебника стр 13., составить план в виде вопросов к статье | 10.09 | |||||||||||
4.Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | Работа с учеб-ником, беседа | Знать особенности содержания и художественной формы преданий. Особенности содержаня и художественной формы народных преданий. | Уметь определять жанр произведе-ния | Подробный пересказ предания. Ответить на вопросы. | 13.09 | |||||||||||
Древнерусская литература | ||||||||||||||||
5.Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. | Рассказ учи-теля с элемен-тами беседы, работа над повестью | Знать закономер-ности развития ДРЛ, жанры. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Уметь отбирать определения, ха-рактеризующие то-нальность литера-туры Др. Руси, ее художественный мир | Подготовить устную характеристику Александра невского. Или сообщение « Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. | 17.09 | |||||||||||
6. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века. Сатирический пафос произведения. | Работа с учебником, беседа | Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство, особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Уметь отвечать на вопросы по прочи-танному произве-дению, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Подготовить развернутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на вас повесть?» | 20.09 | |||||||||||
Русская литература 18 века | ||||||||||||||||
7.Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | Рассказ, аналитическая беседа | Знать содержание пьесы, черты классицизма | Уметь самостоя-тельно делать вы-воды, строить рас-суждения на нрав-ственно-этические темы, давать ха-рактеристику ге-рою, выражать свое отношение к поступкам героев | Выразительное чтение понравившихся эпизодов, ответить на вопросы в учебнике-хрестоматии | 24.09 | |||||||||||
8.Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - « Бедная Лиза» -произведения русского сентиментализма. | Урок изучения художествен-ного произве-дения, сооб-щения учащих-ся, аналити-ческая беседа | Знать этапы жиз-ни писателя, сен-тиментализм как литературное на-правление | Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев | Сжатый пересказ повестей, найти черты сентиментализма. | 27.09 | |||||||||||
Русская литература 19 века | ||||||||||||||||
9.И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Сатирическое изображение человеческих общественных пороков. | Чтение, беседа | Одна из басен наизусть – инсцениро-ванное чтение | Знать термины, связанные с бас-ней как жанром: аллегория, ино-сказание, эзопов язык | Уметь определять мораль басен, вы-разительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы | Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни « Обоз», иллюстрация к басне. | 1.10 | ||||||||||
10. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | Инсценирова-ние, анализ, викторина | 04.10 | ||||||||||||||
11.К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» – произведение русского гражданского романтизма. Р\р.Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | Сообщения учащихся, пересказ, беседа, работа над иллюстрациями. | Выразительное чтение дум и сжатый анализ. | Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы | Уметь выразительно читать Уметь самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Подготовить пересказ «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику | 08.10 | ||||||||||
12 Слово о поэте. Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения « Вольность», «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
| Аналитическая беседа, выразительное чтение | Одно стихотворение наизусть | Знать основные факты жизни и творчества поэта | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Подготовка к домашнему сочинению | Составить цитатный план «История Пугачевского бунта» (отрывок, предложенный в учебнике-хрестоматии) | 11.10 | ||||||||||
13.А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве писателя. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Аналитическая беседа, сжатый пересказ, ответить на вопросы. Работа над разделом учебника. | Цитирование | Знать историческую тему в творчестве писателя, историю поездки А.С. Пушкина в Казань, встречи со старожилами Суконной слободы, их рассказы. | Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа | Чтение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Ответить на вопросы: ваше отношение к Пугачеву. Гриневу. | 18.10 | ||||||||||
14А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль. | Беседа по содержанию повести, анализ отдельных эпизодов. Устное словесное рисование «В доме у Гриневых» | Работа по карточкам | Знать этапы формирования характера П.Гринёва. Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести | Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа | Характеристика Пугачева от лица Савельича. Маши Мироновой, Петра Гринева. | |||||||||||
15.Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель ко-менданта. Отношения Гринёва и Пугачёва. | Чтение эпизодов, аналитическая беседа | Отрывок из повести наизусть | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | Выборочное чтение отдельных эпизодов и анализ : каковы отношения Пугачева и Гринева? | |||||||||||
16.Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-си-роты. | Чтение эпизодов, аналитическая беседа | Опрос | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести | Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев | Образ рассказчика в повести. Ваше отношение к Швабрину, Гриневу. | 25.10 | ||||||||||
17.Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой. | Чтение, беседа, анализ сюжетных элементов, раскрытие образа Савельича. | Устный опрос | Знать смысл названия повести, гуманизм и историзм в повести. Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. | Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сравнительная характеристика поступков Пугачева и Екатерины 2. Понятие «антигерой». | 29.10 | ||||||||||
19.Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ. | Урок развития речи, аналитическая беседа, работа над иллюстрациями. | Индивидуальные задания | Знать значение образа Пугачёва, нравственная оценка личности Гринева. Герои и их исторические прототипы. Особенности композиции. Понятие о романе и реалистическом произведении. | Уметь самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Подготовка к домашнему сочинению. | Подготовка к классному сочинению. | 1.11 | ||||||||||
20.Р\р. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок проверки ЗУН, комбинирован-ный. | Самостоятельная работа | Чтение повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина. | 12.11 | ||||||||||||
21.А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба. Смысл названия. Композиция повести и система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. | Урок внеклас-сного чтения. Рассказ, беседа, ответить на вопросы. | Индивидуальные карточки | Знать композицию повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, чтение раздела учебника, составить хронологическую таблицу. | 15.11 | ||||||||||
22.М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | Аналитическая работа | Отрывки наизусть | Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы, особенности композиции поэмы. | Выучить наизусть понравившуюся главу «Бой с барсом» | 19.11 | |||||||||||
23.Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | Комментиро-ванное чтение, анализ | Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Выписать цитаты, характеризующие любовь Мцыри к природе, его жажду подвигов и борьбе, его стремление к свободе и тоске по родине | 22.11 | |||||||||||
24.Р\р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри» ( по выбору учащегося). | Урок проверки ЗУН, комбинированный. | Выразительное чтение | Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику, научиться выступать перед аудиторией с сообщениями. | Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 26.11 | |||||||||||
25.Н.В.Гоголь – великий сатирик. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя. | Лекция, беседа, работа с книгой | Сообщения учащихся | Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии | Чтение комедии «Ревизор». Подготовить выступление об истории создания комедии. | 29.11 | |||||||||||
26.Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первые постановки. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн) | Чтение, беседа | Устный опрос | Знать особенности драматического произведения, «Ревизор» в оценке современников. | Уметь составлять цитатный план | Индивидуальное задание : -написать афишу премьеры комедии «Ревизор», образы чиновников. | 3.12 | ||||||||||
27.«Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе. | Чтение по ролям, аналитическая беседа | Тест | Знать основы сценического поведения | давать характеристику герою | Подумать над эпиграфом комедии. | 6.12 | ||||||||||
28.«Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаков как нравственное явление. | Чтение, групп-повая работа | Монолог одного из героев наизусть | Знать художественные особенности пьесы | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | Подготовить выразительное чтение отдельных глав комедии, анализ. | 10.12 | ||||||||||
29 «Ревизор»: особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | Чтение, аналитическая беседа, анализ отдельных эпизодов. | Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») | Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Прочитать повесть «Шинель», развенчание темы «маленького человека», подготовить анализ отдельного эпизода. | 13.12 | |||||||||||
30.Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». В литературе ( с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Образ Петербурга. | Урок внеклассного чтения, комбинированный | Индивидуальные карточки | Определить мечту и реальность в повести, роль фантастики в повествовании. | Уметь самостоятельно делать выводы, анализировать отдельные эпизоды. | Подготовиться к классному сочинению. | 17.12 | ||||||||||
31.Р\р. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок проверки ЗУН, комбинирован-ный | Самостоятельная работа | Уметь давать аргументированную оценку | Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С. Тургенева. | 20.12 | |||||||||||
32. И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Роль 16-ой главы. Психологизм и лиризм писателя. | Урок внеклассного чтения, комбинированный. | Индивидуальные сообщения учащихся | Знать факты биографии и творчества писателя, определять мастерство пейзажных зарисовок. «Тургеневская» девушка в повести. | Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли владеть различными видами пересказа выражать свое отношение к поступкам героев | Чтение повести «История одного города», ответить на вопросы после произведения. | 24.12 | ||||||||||
33. М.Е.Салтыков-Щедрин: писа-тель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. | Рассказ учителя, комментиро-ванное чтение | Устный опрос | Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу, уметь различать иронию, сатиру; гротеск от гиперболы. | Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь анализировать | Рассказ о писателе Н.С. Лескове, перечитать «Левшу», сжатый пересказ. Написать домашнее сочинение по произведению. | 27.12 | ||||||||||
34.«История одного города». Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира, Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | эпизод из произведения «История одного города» | |||||||||||||||
35.Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Защита на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение | Устный опрос | Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение пси-хологического со-стояния человека. Развитие понятия о рассказе. | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, | Чтение рассказа «После бала», история создания рассказа, сравнение эпизодов «На балу», «После бала». Образ полковника. | 14.01 | ||||||||||
36.Р\р.Контрольное сочинение по творчеству И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина.(на выбор) | Проверка ЗУН. | Отработка навыков и умений письменно излагать свою точку зрения в сочинении. |
| Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н. Толстом. | ||||||||||||
37. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».Социально-нравственные проблемы в рассказе. Художественные особенности рассказа. Идея разделенности двух Россий. | Беседа, сообщения учащихся | Отрывок наизусть тест | Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста», найти тему мечты о воссоединении дворянства и народа. | владеть различными видами пересказа, выборочное чтение. | -Почему автор ведет своего героя на плац? Ответить на вопросы 2-4. | 17.01 | ||||||||||
38.Проблема самовоспитания, нрав-ственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала». | Аналитическая беседа с чтением эпизодов | Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Подготовить сообщение о поэзии о родной природе. Выучить наизусть одно стихотворение. | 21.01 | ||||||||||||
39.Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова. | Анализ стихотворений, чтение наизусть | Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова | Знать порядок анализа лирического произведения | Уметь выразительно читать стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | Чтение рассказов А.П. Чехова «О любви», «Дама с собачкой», подробный пересказ. | 24.01 | ||||||||||
40.А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Беседа, пересказ | Знать личность автора, философский смысл рас-сказа | Уметь анализировать эпическое произведение | Пересказ рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». | 28.01 | |||||||||||
В.н. Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | Урок получения новых знаний, ЗУН, комбинирован-ный | Чтение рассказа «Скрипка Ротшильда», сжатый пересказ. | 31.01 | |||||||||||||
Литература 20 века | ||||||||||||||||
41.И.А.Бунин. Слово о писателе. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». Мастерство Бунина-прозаика. | Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа | Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой инди-видуальности | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | Чтение повести А. Куприна «Олеся», подробный пересказ. | 4.02 | |||||||||||
42.А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о фабуле и сюжете. | Пересказ, беседа, работа по учебнику -хрестоматии | Знать факты жиз-ни и творчества писателя, нрав-ственные пробле-мы рассказа | Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа | Сочинение-рассуждение «Можно ли пойти на заведомую ложь во имя спасения другого?» | 7.02 | |||||||||||
43.М.Горький: Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». «Явление босяка». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | Урок внеклас-сного чтения, комбинированный. | Знать жизнь и творчество писа-теля, история со-здания рассказа, приемы сопоставительного анализа | Уметь анализировать художественный образ Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев | Образ Челкаша и Гаврилы-сравнительный анализ. Роль природы в судьбах героев. | 11.02 | |||||||||||
44.Р\р. Урок-диспут «Что значит счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.М. Горького. | Урок-диспут. | Уметь отстаивать свою точку зрения, выслушивать других. Культура речи и поведения. Этика общения. | Подготовить сообщение о писателе В. Короленко. Сжатый пересказ «Дети подземелья». | |||||||||||||
45.В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс». Смысл названия рассказа. Образ главного героя. | Урок внеклас-сного чтения, комбинированный. | Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя | Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному | Чтение рассказа «Дети подземелья». Образы детей. | 14.02 | |||||||||||
46.А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. | Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение | Стихотворение наизусть | Знать об исторической теме в творчестве поэта, обучение выразительному чтению. | Уметь анализировать художественное произведение | Выучить наизусть одно стихотворение. Дать анализ одному стихотворению. | 18.02 | ||||||||||
47.Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока « На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. | Изучение новой темы, беседа. | Отрывок стихотворения наизусть. | Обучение выразительному чтению. | Уметь анализировать лирическое произведение. | Подготовить сообщение о С.Есенине. | |||||||||||
48.Уро-конференция..А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Организация совместной учебной деятельности | Знать историю создания поэмы. | участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Подготовка к домашнему сочинению. | Сопоставительный анализ образа Пугачева из повести Пушкина «Капитанская дочка». Сочинение по творчеству Блока, Есенина. | 21.02 | |||||||||||
49.М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Рассказ учителя, чтение, пересказ | Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя | Владеть различными видами пересказа | Ответить на вопросы в учебнике-хрестоматии. | ||||||||||||
50.И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Рассказ учителя, чтение, пересказ | Знать биографию писателя | участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сжатый пересказ рассказа, ответить на вопросы. Чтение повести «Лето Господне» | 28.02 | |||||||||||
51. «Писатели улыбаются»: Журнал «Сатирикон», всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.Тэффи (Н.А. Лохвицкая) «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко « История болезни». | Аналитическая беседа, работа с книгой, коллективная работа над отдельными сюжетами. | Знать произведе-ния писателей-сатириков, средс-тва создания ав-торами сатириче-ского произведе-ния | участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Подготовить сообщение о А. Твардовском, чтение «Василий Теркин» | 4.03 | |||||||||||
52.А.Т.Твардовский. Слово о поэте.Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Вос-приятие поэмы современниками. | Лекция, беседа, работа с книгой | Отрывок наизусть тест | Знать факты био-графии Твардовс-кого, творческий замысел поэмы | Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму | Как был написан «Василий Теркин?»Выучить наизусть главу «Переправа», ответить на вопросы. | 7.03 | ||||||||||
53.Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Урок-размыш-ление над главным геро-ем поэмы. | Знать определяю-щие качества В.Тёркина, обучение анализу лирического произведения. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою | Сообщение о А. Платонове. | 11.03 | |||||||||||
54.А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. | Сообщение, комментиро-ванное чтение | Знать биографию писателя, его нравственную по-зицию и способы ее выражения | владеть различными видами пересказа | Образы детей в рассказе. «Дети войны» в нашей деревне. | 14.03 | |||||||||||
55.«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | Слово учителя, беседа | тест | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Подготовить сообщение по лирике ВОВ. | 18.03 | |||||||||||
56.Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. | Урок-концерт. | Одно стихотворение наизусть | Знать героические страницы русской поэзии | Уметь выразительно читать стихотворения | Выучить наизусть одно стихотворение о войне. | 21.03 | ||||||||||
57. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. | Сообщение, чтение, беседа | Знать жизнь и творчество писа-теля | Уметь выражать свое отношение к прочитанному | Образ бабушки в рассказе. Выборочное чтение понравившихся эпизодов. | 1.04 | |||||||||||
58.«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева. | Организация совместной учебной деятельности | Знать своеобразие рассказа | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Подобрать стихи о родном крае своих земляков. | 4.04 | |||||||||||
59. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | Сообщения, выразительное чтение, анализ | Одно стихотворение наизусть | Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное | Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение | 8.04 | |||||||||||
60.Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин. | Сообщения, выразительное чтение, анализ | Уметь выразительно читать Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | Ответить на вопросы. | 11.04 | ||||||||||||
61. Итоговый урок по литературе XX века. | Урок проверки ЗУН, комбинированный | Чтение трагедии «Ромео и Джульетта» | 15.04 | |||||||||||||
Зарубежная литература | ||||||||||||||||
62. У.Шекспир. Слово о писателе.«Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. 63 .Любовь как гимн торжества над враждой между семьями в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. | Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы | Знать эпоху Воз-рождения, предс-тавление о Шекс-пире как писателе | Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев | 18.04 23.04 | ||||||||||||
64. Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной».Воспевание поэтом любви и дружбы. | Выразительное чтение, анализ | Уметь читать выразительно | Чтение «Мещанин во дворянстве» Мольера | 25.04 | ||||||||||||
65. Ж.Б.Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии..«Мещанин во дворянстве» (сцены). | Чтение, анализ | Знать содержание пьесы, черты классицизма | Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Чтение повести Свифта «Путешествие Гулливера» | 28.04 | |||||||||||
66. Дж.Свифт. Слово о писателе.«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное ус-тройство и общество. Гротесковый характер изображения. | Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа | Знать страницы жизни и творчества писателя | владеть различными видами пересказа | Составить вопросы по повести «Айвенго» В. Скотта | 2.05 | |||||||||||
67. В.Скотт – ос-новоположник исто-рического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | Беседа, работа с книгой | Знать жизнь и творчество писа-теля, своеобразие «Айвенго» как ис-торического рома-на | владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою | Подготовиться к тестированию. | 6.05 | |||||||||||
68. Викторина по произведениям из литературы 8 класса | Урок проверки ЗУН, тест | тест | 13.05 | |||||||||||||
69 Итоговая контрольная работа (тестирование) | Урок проверки ЗУН, тест | Контрольная работа. | 22.05 | |||||||||||||
70 . Обобщение изученного. Рекомендации на чтение художественных произведений летом | Обобщение | 26.05 | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...