Рабочая программа по литературе в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 10 классе по учебнику Зинина, 3 часа внеделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_10_kl.doc | 313 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральные:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089.
3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ от 09.03.2004г. № 1312.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.
5. Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-еАвторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.
Региональные:
1. Закон РТ «Об образовании» от 22.07.2013 № 68-ЗРТ;
2.Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».
Школьные:
1. Учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.;
2.Положение о рабочей программе учителей МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ. Методические рекомендации:
1.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования / Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.: Вентана-Граф, 2007.
1. МО и Н РТ ГАОУ ДПО «ИРО» «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (Методические рекомендации) К., 2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование «Русская литература XX века» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Сахаров В.И., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М.: «Русское слово»,2009г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
В 10 классе планируются следующие формы текущего контроля: сочинение ; промежуточная аттестация: тестирование. .
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, учебно- тематическое планирование.
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов в год).
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры.
На уроках литературы ученики 10 класса должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными
направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования
В соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя).
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
-Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
-Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
-Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
-Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
-Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
-Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
-Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
-Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
-Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
-Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
4. Приоритетные направления в преподавании предмета
Главным при изучении предмета «Литература» в 10 классе остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
-рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
-репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими
заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
-продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
-поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
-исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений
- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
- основные теоретико-литературные понятия; уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
- определять род и жанр произведения
- сопоставлять литературные произведения
- выявлять авторскую позицию
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Литература XIX века
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века .Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,
Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
Литература второй половины XIX века.
А. Н. Островский.
Театр Островского и традиции русской классической драматургии.
«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.
А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)
И. А. Гончаров
Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.
Споры вокруг образа главного героя.
Роман «Обломов» в зеркале критики.
И.С.Тургенев.
Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева. «Записки охотника». «Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.
«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.
Н.Г.Чернышевский
Жизнь и творчество .Эстетические взгляды Чернышевского.
М. Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.
. Н. А. Некрасов.
Жизнь и творчество (обзор).Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.
«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.Стихотворения : «Рыцарь на час» , «В дороге» ,« Поэт и гражданин» «Тройка» ,« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие .
Из литературы народов России.
Г. Тукай и П.Хузангай.
Жизнь и творчество татарского и чувашского поэтов (обзор). Поэзия Тукая , Хузангая и фольклор. Близость поэзии татарского чувашского поэтов поэзии А. Н. Некрасова.
Ф. И. Тютчев
Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.
А. А. Фет
Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.
А. К. Толстой.
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю . Влияние фольклора и романтической традиции.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор) .Достоевский и «натуральная школа» .
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.
Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.
Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.
Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.
JL Н. Толстой
Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .
Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.
«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.
Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.
Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.
Роман «Война и мир» и его читатели.
Н. С. Лесков . Жизнь и творчество
«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.
«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.
Сценическая жизнь пьесы.
Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Из зарубежной литературы.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | примечание | |||||||
1 | Введение. «Прекрасное начало..» (К истории русской литературы XIX века) | Урок изучения нового материала | Беседа | Опрос, викторина | Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника. | Охарактеризовать ведущие принципы литературных направлений 19 века. | 1.09 | ||
Из литературы первой половины XIX века | |||||||||
2 | «Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема в лирике А.С. Пушкина.) Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом стихотворений «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия». | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Викторина | Знать основные периоды творчества Пушкина, тематику и проблематику лирики «петербургского», «южного» и «михайловского» периодов, содержание конфликта «петербургской повести» «Медный всадник»; уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Жанр и композиция произведения. Осознанное творческое чтение стихотворений. | Подготовить выразительное чтение оды.С.50, в.3 | 4.09 | ||
3 | Годы странствий: самовоспитание художника .Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «Вновь я посетил», «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти» и т.д. Р.К.: А.С.Пушкин в Казани. | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы Анализ стихотворений «Погасло дневное светило», Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» и т.д. | Опрос, анализ стихотворений | Выучить стихотворение наизусть С.50, в.4 | 6.09 | |||
4 | «Я думал стихами…» (Тема призвания поэта в лирике Пушкина.) Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и т.д. в контексте творчества художника. | Совершенствование ЗУН. | Практикум Анализ стихотворений «Поэт», «Пора мой друг , пора..» и т.д. | Опрос, анализ стихотворений, чтение наизусть | С.51, в.5 Прочитать поэму «Медный всадник». | 8.09 | |||
5 | Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Анализ текста с привлечением материала раздела учебника. | Совершенствование ЗУН. | Беседа Анализ стихотворений, развитие реализма в творчестве Пушкина. | Опрос, анализ стихотворений | Ответить на вопрос: В чем заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? Инд. Задания по биографии и творчеству Чтение «маленьких трагкдий»-«Моцарт и Сальери» подробный пересказ. | 11.09 | |||
6 | Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Урок обобщения | Лекция | Инд. сообщения | Знать отличительные особенности мировосприятия Лермонтова-художника, черты идеала и антиидеала в стихотворениях Лермонтова о любви, о взаимоотношениях поэта с окружающими людьми, природой, Родиной, образы и мотивы поэмы «Демон»; уметь интерпретировать художественное произведение на основе личного восприятия и осмысления его идейно-художественных особенностей. | .М.Ю.Лермонтова Сообщение «Особенности мировосприятия Лермонтова-художника» | 13.09 | ||
7 | Тяжкое бремя пророчества и тема одиночества (Образ Поэта в лермонтовской лирике.) Урок-обзор с текстуальным анализом стихотворений « Молитва», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Выхожу один я на дорогу…» и т.д. | Совершенствование ЗУН. | Практикум Анализ стихотворений | Опрос, анализ стихотворений | Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 15.09 | |||
8 | «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова.) Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою…», «Сон», «Мой демон» и т.д. | Совершенствование ЗУН. | Практикум Анализ стихотворений | Опрос | Выучить стихотворение наизусть. | 18.09 | |||
9 | Нравственно-философская проблематика поэмы «Валерик». Анализ поэмы с опорой на проблематику раздела, вопросы и задания к теме. | Урок изучения нового материала | Беседа Анализ поэмы | Чтение наизусть, анализ | Прочитать поэму «Валерик» | 20.09 | |||
10 | Картины дикой природы в художественном воплощении романтического сюжета «Валерик». | Совершенствование ЗУН. | Беседа | Опрос | Подготовить к выразительному чтению отрывок из поэмы. | 22.09 | |||
11 | Художественный мир Н.В. Гоголя. Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся. | Урок обобщения | Лекция, беседа, выступления учащихся | Фронтальный опрос | Знать особенности творческого метода Гоголя, проблематику и художественное своеобразие его «Петербургских повестей»; уметь воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, определять способы её выражения в тексте. Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творчества. | Подготовить сообщение «Гоголь в Петербурге» | 25.09 | ||
12 | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Анализ повести с опорой на материал статьи и сопроводительного аппарата раздела учебника. Закрепление понятий «романтическое двоемирие», «романтическая ирония». | Совершенствование ЗУН. | Лекция, беседа | Фронтальный опрос, анализ | Прочитать повесть «Невский проспект». С.106 ? - 1,2 | 27.09 | |||
13 | «Необыкновенно странное происшествие…» (Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».) Анализ повести с использованием материала учебника и отработкой понятий «гротеск», «фантасмагория». | Совершенствование ЗУН. | Беседа | Фронтальный опрос, анализ | Прочитать повесть «Нос», с.106, в.3. Подготовиться к сочинению. | 29.09 | |||
14 | Р/Р Написание сочинения по разделу «Из литературы первой половины XIX века» | Урок развития речи. | Беседа | Сочинение | Знать основные факты жизни и творчества писателей 1-й пол. XIX в., систему образов, сюжетные линии, проблематику изученных в разделе произведений. | Написать сочинение. | 2.10 | ||
Из литературы второй половины XIX века | |||||||||
15 | Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века | Урок изучения нового материала | Лекция | Чтение сочинений | Знать основные вехи становления «большой» литературы в России. | Доклады и сообщения по теме «Литература и журналистика 50 - 80-х годов XIX века». | 6.10 | ||
16 | Семинар «На переломе веков» | Урок-семинар | Семинар | Выступление учащихся | С.140, в.3 Инд. Сообщения по творчеству и биографии А.Н.Островского. | 9.10 | |||
17 | Жизненный и творческий путь великого русского драматурга А.Н.Островского. Р.К. А.Н. Островский в Казани. Поездка по Волге. Историко-биографический очерк с привлечением материала раздела и рекомендованной литературы. | Урок изучения нового материала | Беседа, рассказ учителя | Выступление учащихся | Знать основные факты жизни и творчества Островского, черты классицистической драмы, героев и ключевую символику пьесы О. «Гроза», основные тезисы критических концепций Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева по поводу пьесы; уметь характеризовать основные сцены и эпизоды произведения, объяснять их связь с проблематикой произведения. | Подготовить сообщение «Творческая история создания драмы «Гроза» | 11.10 | ||
18 | Мир города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза». Анализ экспозиции и образной системы пьесы с опорой на материал раздела учебника. | Урок изучения нового материала | Практикум | Фронтальный опрос, анализ | Подготовить заочную экскурсию «…На высоком берегу Волги» | 13.110 | |||
19 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия», «речевая характеристика». | Комбинированный | Беседа, рассказ учителя | Фронтальный опрос, анализ | Языческие и христианские образы и мотивы в «Грозе» | 16.10 | |||
20 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе. | Комбинированный | Беседа, рассказ учителя | Фронтальный опрос, анализ | Законспектировать статьи Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева, посвященных «Грозе» | 18.10 | |||
21 | Образ Катерины в свете критики. Урок-семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на критические статьи Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. | Урок-семинар | Семинар | Выступление учащихся | Подготовить сообщение «Гончаров в Симбирске» | 20.10 | |||
22 | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Урок-обобщение с использованием материалов раздела учебника и рекомендуемой литературы. А.Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н.Добролюбова) | Совершенствование ЗУН | Практикум | Выступление учащихся | Подготовиться к сочинению | 23.10 | |||
23 | Р/Р Написание сочинения по творчеству А.Н.Островского | Урок развития речи. | Беседа, написание сочинения | Сочинение | Уметь интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка | Написать сочинение. Индивидуальные сообщения | 25.10 | ||
24 | Личность и творчество И.А. Гончарова. Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. Историко-биографический очерк с общей характеристикой литературной деятельности писателя. | Урок изучения нового материала | Беседа, рассказ учителя | Выступление учащихся | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание и проблематику романа «Обломов», основные тезисы критических статей о романе, художественные особенности романа; уметь соотносить изучаемое произведение с исторической ситуацией, нашедшей в нём отражение, использовать литературоведческие понятия при истолковании и оценке художественного произведения | Проект фрагмента сценария «Утро Обломова» | 27.10 | ||
25 | Роман «Обломов». Социально-нравственная проблематика.Утро Обломова. (Знакомство с героем романа «Обломов».)Хорошее и дурное в характере. Вводное занятие по роману, включающее самостоятельный анализ эпизода. | Урок изучения нового материала | Беседа, рассказ учителя | Сценарий «Утро Обломова» | «Вещественные» атрибуты обломовского образа жизни. | 30.10 | |||
26 | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).Место «Сна» в композиции и сюжете. Анализ центральной главы романа с опорой на материал учебника. Отработка понятий «типизация», «утопия», «роман в романе». | Комбинированный | Анализ начальных глав романа. Запись тезисов. | Фронтальный опрос | Ответить на вопрос на с.208, в.3 | 1.11 | |||
27 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Сопоставительная характеристика с отработкой понятий «герой-антагонист», «антитеза», «авторский комментарий». | Комбинированный | Анализ текста, сопоставление героев | Характеристика героев. Работа с текстом. | Характеристика образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. | 11.11 | |||
28 | Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.) Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника). Роман «Обломов в зеркале критики» | Комбинированный | Анализ романа. Запись тезисов. | Характеристика героев. Работа с текстом. | Конспект критических статей Н.А.Добролюбова и А.В. Дружинина, посвященных «Обломову» | 13.11 | |||
29 | Р/Р Написание сочинения по творчеству И.А.Гончарова | Урок развития речи. | Письменная работа | Сочинение | Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Дописать сочинение. Инд. сообщения по творчеству и биографии И.С.Тургенева | 15.11 | ||
30 | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман 19 века и романы И.Тургенева. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Инд. сообщения | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание и проблематику романа «Отцы и дети», основные тезисы критических статей о романе Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова, художественные особенности стихотворений в прозе; уметь соотносить изучаемое произведение с исторической ситуацией, нашедшей в нём отражение, использовать литературоведческие понятия при истолковании и оценке художественного произведения. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва времен. | Подготовить сообщение на тему «Время великих реформ», прочитать рассказы из «Записок охотника» | 17.11 | ||
31 | Рассказы цикла «Записки охотника» (на выбор учителя) | Комбинированный | Беседа, анализ | Опрос, викторина | Читать роман «Отцы и дети» | 20.11 | |||
32 | Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».)Философская пролбематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Анализ первых глав романа с опорой на понятия «социально-психологический роман», «говорящая деталь», «внутренний жест». | Комбинированный | Беседа | Работа с текстом. Фронтальный опрос. | 1. Перечитать гл. 10-14 2. С.234-239, вопрос на с.254 | 22.11 | |||
33 | Мир «отцов» в романе. Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов. | Комбинированный | Практикум | Работа с текстом. Фронтальный опрос. | 1. Вопрос 8, с. 254. 2. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» | 24.11 | |||
34 | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Противоречиворечивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Проблемная дискуссия с опорой на ключевые эпизоды романа и задания учебника. | Комбинированный | Дискуссия | Работа с текстом. Фронтальный опрос. | 1. Групповые задания. 2. Ответить на вопрос «Выдержали ли герои испытание любовью?» | 27.11 | |||
35 | Философские итоги романа. Смысл заглавия. Урок-обобщение с привлечением критического материала (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова) и элементами подготовки к сочинению. | Урок-обобщение | Семинар | Работа с текстом. Фронтальный опрос. | Конспект критических статей. | 29.11 | |||
36 | Гимн вечной жизни. (Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе.) Чтение и анализ стихотворений в прозе («Порог», «Два богача», «Памяти Ю.П. Вревской» и др.) с опорой на ранее изученное и с включением самостоятельного анализа текста. | Урок изучения нового материала | Практикум | Анализ стихотворений | 1. Выучить 1 стихотворение в прозе 2. С. 250-253, вопрос 10, с. 254. | 1.12 | |||
37 | Р/Р Написание сочинения по творчеству И.С.Тургенева | Урок развития речи. | Письменная работа | Сочинение | Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Дописать сочинение. Инд. сообщения по творчеству и биографии Н.Г.Чернышевского | 4.12 | ||
38 | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Этические взгляды писателя. Р.К.: Образ татарской девушки и «женский образ в романе Ф.Амирхана «Хаят» | Урок изучения нового материала | Лекция | Инд. сообщения | Знать особенности жанра и идейный смысл романа Чернышевского «Что делать?»; уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, высказывать аргументированную точку зрения на произведение, вести дискуссию на заданную тему. | Прочитать роман «Что делать?» и произведение Ф.Амирхана «Хаят» | 6.12 | ||
39 | «Будущее светло и прекрасно…» (Черты социальной утопии в романе.) Анализ «Четвёртого сна Веры Павловны» с отработкой понятий «литературная утопия», «идейный пафос». | Совершенствование ЗУН | Практикум | Тест | Инд. сообщения по творчеству и биографии НА.Некрасова. | 8.12 | |||
40 | Н.А.Некрасов - поэт «мести и печали». Лирика. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта.(«Элегия»,«Блажен незлобливый поэт…»«Рыцарь на час», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Тройка» и т.д.) | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы. | Инд. сообщения | Знать основные вехи жизни и творчества народного поэта, художественные особенности некрасовских «лирических новелл», приёмы создания сатирического портрета действительности, своеобразие гражданской и любовной лирики поэта, героев и проблематику поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; уметь характеризовать основные эпизоды изучаемого произведения, устанавливать их значение в произведении, характеризовать специфику стиля писателя. | Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений Некрасова. | 11.12 | ||
41 | Основные темы и идеи лирики Некрасова. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.(«Вчерашний день в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О муза!», «Я не люблю иронии твоей…» и т.д.) | Изучение нового материала. | Анализ стихотворений | Сообщение на тему «Новизна некрасовской лирики» | Сделать письменный анализ любого стихотворения, выучить наизусть понравившееся стихотворение. | 13.12 | |||
42 | Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | Устный опрос. | Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо» | 15.12 | ||||
43 | Душа народа русского… | Совершенствование ЗУН | Знание и умение сопоставлять жанр и проблематику. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Выразительное чтение по ролям сцен поэмы. | 18.12 | |||
44 | Народ в споре о счастье | Совершенствование ЗУН | Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Составление плана к сообщению «Образ Гриши Добросклонова». | Письменно ответить на заданные вопросы. | 20.12 | |||
45 | Идейный смысл рассказов о грешниках Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | Работа над тестом. | Выучить наизусть отрывок про Русь. | 22.12 | |||
46 | Из литературы народов России. Г.Тукай и П.Хузангай. Жизнь и творчество татарского и чувашского поэтов (обзор). Поэзия Тукая и Хузангая и фольклор. Близость данных поэтов к поэзии Н.Некрасова. Р.К.: Тема крестьянской доли в творчестве татарских поэтов. | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | Устный опрос. | . Подготовиться к сочинению. | 25.12 | |||
47 | Р/Р. Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Развития речи | Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Устный опрос. | Уметь интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Дописать сочинение, подготовить биографию Ф.И.Тютчева | 27.12 | ||
48 | Ф.И.Тютчева Концепция мира и поэзии в поэзии Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.(«Silentium», «Не то, что вы мните, природа» и т.д.) | Изучение нового материала | Запись тезисов, лекция. | Рецензия на устные ответы. | Знать, в русле какой поэтической школы развивался лирический дар поэта, своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу, на русскую историю и культуру, традиции и новаторство его поэзии; уметь анализировать поэтический текст по вопросному плану | Проанализировать основные факты биографии и выделить тезисно особенности. | 12.01 | ||
49 | Вечные проблемы человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Философская лирика Ф.И.Тютчева.(«День и ночь», «Эти бедные селенья», « Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать» и т.д.) | Совершенствование ЗУН | Анализ текста, конспектирование лекции. | Проверка выводов. | Выучить одно из стихотворений наизусть. | 15.01 | |||
50 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева: трагическое звучание темы любви. («О как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «К.Б.» и т.д.) | Совершенствование ЗУН | Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений. | Устный опрос. | Выучить одно из стихотворений наизусть. | 17.01 | |||
51 | А.А.Фет Жизнь и творчество. «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников) Поэзия как выражение красоты и идеала. Импрессионистические приемы в лирике поэта. («Одним толчком сажать ладью живую…», « На заре ты ее не буди…» и т.д.) | Изучение нового материала | Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы. | Устный опрос. | Знать отличие между лирикой А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, круг излюбленных тем поэта, ключевые образы его поэзии и их внутренний смысл; уметь определять сходство и различие произведений разных поэтов, характеризовать специфику стиля каждого из них. | Подготовить пересказ биографии с опорой на учебник. | 19.01 | ||
52 | Русская природа в лирике А.А.Фета («Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…» и т.д.) | Совершенствование ЗУН | Определение основных мотивов. | Фронтальный опрос. | Выучить одно из стихотворений наизусть. | 22.01 | |||
53 | Философские мотивы поэзии А.А.Фета Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего.(«Не тем, Господь, могуч…») | Совершенствование ЗУН | Определение основных мотивов. | Устный опрос. | Выучить одно из стихотворений наизусть. | 24.01 | |||
54 | Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета («Я тебе ничего не скажу…», «Старые письма») | Совершенствование ЗУН | Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений. | Чтение наизусть | Анализ стихотворения. | 26.01 | |||
55 | Р\р. Классное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова, А.Толстого, Ф.Тютчева,А.Фета. | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | Анализ стихотворений. | Инд задания | 29.01 | |||
56 | Н.С.Лесков Жизнь и творчество. Художественный мир произведений Н.С.Лескова | Изучение нового материала | Составление тезисного плана. | Знание фактов из биографии писателя. | Знать жанровую «палитру» творчества Лескова, специфику лесковского сказа, тему и проблематику повести «Очарованный странник»; уметь сравнивать произведения разных писателей с целью выявления их сходства и различия («Очарованный странник» Лескова и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова), связывать материал литературной классики со временем написания и современностью. | Составить хронологическую таблицу. | 31.01 | ||
57 | Житийное и фольклорное начала повести «Очарованный странник».Одиссея Ивана Флягина Тема праведничества. | Совершенствование ЗУН | Обзорный анализ прозы Лескова. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Прочитать повесть «Очарованный странник». | 2.02 | |||
58 | Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник» Система персонажей повести. | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Доклады. | Выписать из повести ключевые слова, раскрывающие образ главного героя. | 5.02 | |||
59 | Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Проверка тезисов. Характеристика героев. | Составить план-характеристику Ивана Флягина. | 7.02 | |||
60 | Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова . Подготовка к домашнему сочинению. | Развитие речи | Написание сочинения-размышления | Написание сочинения-размышления | Написать сочинение по произведению Лескова.Подготовить выступление по жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина | 9.02 | |||
61 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Изучение нового материала | Составление тезисного плана. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Знать особенности художественного времени и пространства в «истории одного города, позицию автора в решении народной тем в романе, тематическое многообразие и жанровые подвиды «Сказок для детей изрядного возраста», смысл авторской иронии; уметь соотносить произведения разных авторов с целью выявления их сходства или различия («История одного города» Щедрина и «Что делать?» Чернышевского), определять традиции и новаторство писателя в решении той или иной темы. Уметь создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Читать сказки | 12.02 | ||
62 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве С-Щедрина. Народ и самодержавие в сказках.( «Дикий помещик», «Орел-меценат» и т.д.) | Совершенствование ЗУН | Работа с учебником. Развитие умения слушать. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Выписать афоризмы из сказок. | 14.02 | |||
63 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». | Совершенствование ЗУН | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Опрос, проверка домашнего задания, беседа по вопросам. | Подготовить рассказ по логической схеме «Сказки Салтыкова-Щедрина». | 16.02 | |||
64 | Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города» Смысл названия. Споры жанровой природы произведения. | Совершенствование ЗУН | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Опрос, проверка домашнего задания, беседа по вопросам. | Прочитать роман «История одного города» | 19.02 | |||
65 | Проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев.Трактовка финала. | Совершенствование ЗУН | Составление тезисного плана. | Составление тезисного плана к материалу учебника. | Дать письменный ответ на вопрос: что такое «оно»? | 24.02 | |||
66 | Р/Р. Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Развития речи | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Дописать сочинение. | 26.02 | |||
67 | А.К.Толстой Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные мотивы, темы и образы поэзии. («Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» ..) | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы | Инд сообщения | Знать круг основных тем в лирике А.К. Толстого, гражданскую и писательскую позицию поэта; уметь соотносить произведение с литературным направлением, выделять черты литературного направления в произведении, анализировать поэтический текст | Составить хронологическую таблицу. | 28.02 | ||
68 | Тема России в лирике А.К.Толстого Взгляд на русскую историю. («Князь Серебряный») | Совершенствование ЗУН | Чтение и анализ стихотворений поэта. | Фронтальный опрос. | Выучить одно из стихотворений наизусть. | 2.03 | |||
69 | «Детище» А.К.Толстого :«Козьма Прутков-собирательный образ писателя-мыслителя, директора Пробирной палатки. Афоризмы, стихотворения, басни Пруткова. | Развития речи | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Сочинение. | Уметь самостоятельно анализировать поэтический афоризмы, басни, стихотворения с учётом его художественной целостности. | Написать сочинение по творчеству А.К.Толстого | 12.03 | ||
70 | Л.Н.Толстой По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Р.К.: Казанский период жизни Л.Н.Толстого | Изучение нового материала | Составление тезисного плана. Хронология основных биографических сведений. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Знать основные вехи жизни и творчества Толстого, творческую историю и конкретное содержание романа «Война и мир»: систему образов, сюжетные линии, проблематику; уметь соотносить произведение с общественной жизнью, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, характеризовать основные сцены и эпизоды, объясняя их связь с проблематикой произведения. Авторский замысел и история создания романа. Актуальные вопросы общественной жизни в 60-е годы в России. Прием хозяевами гостей, характер беседы. Интересы и поведение молодежи. Подарок графини –матери Анне Друбецкой. Его значение. Обстановка за обедом. Обычаи Ростовых. Характерные особенности семьи Болконских. Историческая конкретность в изображении Толстым войны. Многозначность изображения войны. Ненужность и неподготовленность войны. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности в изображении войны Толстым. Принципы изображения Толстым положительных героев. Массонское общество. Этапы поиском и развитий героев Пьера и Андрея. Стороны жизни семьи Ростовых (сены охоты, святочных развлечений, поездка к дядюшке, пение и танец Наташи, домашний уклад жизни Ростовых) Композиционная роль философских глав, основные положения историко- философских взглядов Толстого. «Переправа французов через Неман»,оставление русскими своих земель. Смоленск, Богучарово, Москва. Бунт богучаровских мужиков. Бородинское сражение. Тема войны в образах Тихона Щербатого и Долохова, Денисова. Тема мира-образ Пети Ростова. Идеология партизанской войны. Качества русского народа. Два пути героев романа. Спор Пьера и Никлая Ростова. Изображение мирной жизни в эпилоге. Идеал женщины Толстого. Нравственные критерии героев. Поступки Наташи. Н.Ростова- настоящий русский характер. Истинная доброта и человечность в поступках героев. Значение славы в жизни героев. Мысли о семье Толстого. Глаза человека- зеркало души.Что же делает красивыми любимых героев Толстого. Почему в семье Ростовых нельзя быть иным?Дом Ромтовых и дом Болконских. Личность старика Болконского. | Составить хронологическую таблицу | 14.03 | ||
71 | Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | Совершенствование ЗУН | Проанализировать рассазы. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Прочитать «Севастопольские рассказы». | 16.03 | |||
72 | «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир») | Совершенствование ЗУН | Индивидуальные сообщения уч-ся. | Выступления уч-ся. | Пересказ лекции и материалов учебника. | 18.03 | |||
73 | «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир) | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Проверка тезисов. Характеристика героев. | Подготовить сжатый рассказ эпизода «Семья Ростовых. Именины». | 19.03 | |||
74 | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы по уроку. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 г.г.» | 20.03 | |||
75 | Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы по уроку. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Просмотреть т.2, ч. 1-3, выделить основные сцены. | 22.03 | |||
76 | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. | Совершенствование ЗУН | Записать самостоятельные выводы по уроку. Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Выучить отрывок «Описание дуба». | 2.04 | |||
77 | Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | Совершенствование ЗУН | Индивидуальные сообщения уч-ся. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Пересмотреть т.3, ч.1-3, выделить основные события. | 3.04 | |||
78 | Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г Философия войны в романе | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Пересказ эпизодов | 4.04 | |||
79 | Изображение войны 1812 г. | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова | 7.04 | |||
80 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона) | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Пересмотреть т.4, составить вопросы. | 8.04 | |||
81 | «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе) | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Подготовить сообщение по данной теме. | 10.04 | |||
82 | «Мысль народная» в романе. | Совершенствование ЗУН | Индивидуальные сообщения уч-ся. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Пересмотреть эпилог, составить вопросы | 11.04 | |||
83 | Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовиться к обсуждению по заданным вопросам. | 13.04 | |||
84 | В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Пересказ, анализ. Комментированное чтение. | Пересмотреть эпизоды с князем Андреем и Пьером Безуховым. | 16.04 | |||
85 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщение об одной из семей, изображенных в романе. | 17.04 | |||
86 | «Мысль семейная» в романе | Совершенствование ЗУН | Проанализировать эпизод. Выявить авторскую позицию. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовиться к сочинению по творчеству Л.Н. Толстого. | 19.04 | |||
87 | Р/Р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | Развития речи | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Сочинение. | Уметь интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Дописать сочинение. | 23.04 | ||
88 | Художественный мир Ф.М.Достоевского Писатель и «натуральная школа» | Изучение нового материала | Самостоятельное знакомство с критическкритической литературой по «Дневнику писателя». | Фронтальный опрос. | Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, систему образов и проблематику романа «Преступление и романа «Преступление и наказание», новаторство Достоевского в изображении традиционной для русской классики «петербургской» темы; уметь вести «диалог с текстом». Символическая структура романа. Интерьер. Комната Мармеладовых. Исповедь Мармеладова. Сцены уличной жизни. Пейзажи. Идея Раскольникова о праве сильной личности. «Сильные мира сего». «Твари дрожащие» и «имеющие право». Образы Сони, Екатерина, Полины и т.д. «Правда» Сони. Сон Раскольникова на каторге. Переоценка ценностей в Раскольникове. | Составить хронологическую таблицу. | 24.04 | ||
89 | История создания социально-психологического романа Жанровое своеобразие и русская действительность в художественном мире романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Ответить на заданные вопросы. | 26.04 | |||
90 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом. Анализ эпизодов. | Опрос, проверка домашнего задания, беседа по вопросам. | Прочитать статью Раскольникова о преступлениях. | 2.05 | |||
91 | Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение. Составление плана. | Составление плана- характеристики Р. Раскольникова. | Подготовить сообщение «История семьи Мармеладовых». | 3.05 | |||
92 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | Совершенствование ЗУН | Работа с учебником . Анализ эпизодов романа. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить пересказ сцены подготовки к убийству и убийство. | 6.05 | |||
93 | Возрождение души Раскольникова Христианская концепция писателя. | Совершенствование ЗУН | Задания по учебнику. | Запись основных положений, сообщения уч-ся. | Подготовить выступление на тему: «О чем меня заставил задуматься роман Достоевского». | 7.05 | |||
94 | р/р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | Развития речи | Анализ произведения. Знание и умение сопоставлять образы и детали. | Сочинение. | Уметь интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия и осмысления конкретного его содержания, создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Дописать сочинение. | 10.05 | ||
95 | Тайна личности А.П.Чехова Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой» и т.д. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах Новаторство Чехова-драматурга. | Изучение нового материала | Задания по учебнику. | Запись основных положений, сообщения уч-ся. | Знать основные вехи жизни и творчества писателя, содержание и идейный смысл рассказов «Маленькой трилогии», рассказа «Ионыч», жанровое своеобразие, основные образы и проблематику комедии «Вишнёвый сад»; уметь соотносить события произведения с проблемами эпохи, толковать символический смысл ключевых образов произведения. Роль художественной детали, лаконизм повествования. | Составить хронологическую таблицу. Прочитать рассказы, сжатый переказ. Чтение пьесы «Вишневый сад» | 14.05 | ||
96 | История создания, особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». | Изучение нового материала | Задания по учебнику. | Запись основных положений, сообщения уч-ся. | Сообщение «Особенности Чехова-новеллиста» | 16.05 | |||
97 | Основной конфликт в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» | Изучение новой темы | Задания по учебнику | Чтение по ролям, анализ отдельно взятых эпизодов, фраз и т.д. | Ответить на вопросы в учебнике. | 18.05 | |||
98 | Действующие лица и авторское отношение к ним. | Изучение новой темы. | Выборочный анализ отдельно взятых ролей. | 21.05 | |||||
99 | Итоговой урок по творчеству А.П. Чехова. | Повторение изученного | Задания по учебнику | Обобщение изученного | Чтение произведения И.Гете «Фауст» | 23.05 | |||
100 | Зарубежная литература. Жизнь и творчество И.В. Гете и его трагедия «Фауст» | Изучение нового материала | Задания по лекции учителя | Знакомство с фактами жизни и творчества, произведением. | Глубина и сложность трагедии Гете | Пересказ «У городских ворот», ответить на вопросы | 27.05 | ||
101 | Оноре де Бальзак. Жизнь и творчество.«Гобсек» Изображение в повести власти денег | Изучение нового материала | Задания по лекции учителя | Анализ главного образа произведения | Сложность и неоднозначность главного образа | Написать сочинение-размышление «Деньги… что они значат для меня» | 28.05 | ||
102 | Э. Хемингуэй. Рассказ о писателе .«Старик и море». Человек и природа в произведении. | Изучение нового материала. | Практикум: чтение и анализ произведения. | Чтение произведения, обзор рассказа. | Анализ действий и мыслей главного героя в борьбе со стихией. | Выборочное чтение произведений данного писателя и сжатый пересказ | 28.05 | ||
103 | Г. Гейне. Рассказ о поэте. Стихотворения. (на выбор учителя) | Изучение нового материала. | Чтение и анализ лирических произведений. | Сопоставительный анализ стихотворений поэта. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение Гейне. | 29.05 | ||
104 | Лирика А.Рембо. ( Стихотворения на выбор учителя) | Изучение лирики Рембо. | Чтение и анализ лирических произведений. | Выразительное чтение, анализ, работа по учебнику. | Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений Рембо. | 30.05 | ||
105 | Итоговой урок по курсу литературы 10 класса. Обобщение и систематизация знаний: литературная викторина | Обобщение полученных знаний . | Ответить на вопросы. | Работа по проекту (презентация) | Систематизация и обобщение изученного. | Рекомендации к чтению художественных книг на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...