И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Разработка урока по литературе по творчеству Бродского И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brodskiy.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики.
Цели урока:
Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.
Развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, .развивать способность к размышлению над поставленными вопросами, делать обобщения, развивать ассоциативное мышление и творческие способности.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к творчеству И.Бродского, воспитывать коллективизм (работа в группе).
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: поисковая беседа.
Оборудование:фотографии И. Бродского,тексты стихотворений поэта, карточки с высказыванием писателей, литературоведов, тетрадь-помощник(языковые средства выразительности).
Ход урока:
I.Орг.момент: минутка приятных воспоминаний.
II. Мотивация
Слово учителя :сегодня мы познакомимся с известным поэтом xx века, нашим современником. Имя его официально появилось около 25 лет назад, поэтому перед нами трудная, но интересная задача- открыть для себя великого поэта Скоро мы будем отмечать его 75-летие.Этот урок посвятим будущему юбилею.
На партах у всех - стихотворение ’’Я входил вместо дикого зверя в клетку…’’
Задание: прочитайте стихотворение, и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Знакомимся с автором: Иосиф Бродский. Записываем на доске и в тетради имя, даты жизни.
III. Изучение нового материала.
Годы и факты
Слова учителя:
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде.
Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты . Мать, Мария Моисеева Вольперт , всю жизнь проработала бухгалтером.
В 1949 году семья получила “полторы комнаты” в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1949 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники “Цеха поэтов”.
-Знакомы Вам эти имена?
В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” – уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости убогого материализма”. Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ.
Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский преодолевает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.
Весной 1960-го Броский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале “Синтаксис” Александра Гинзбурга.
В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахметовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.
29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появился фельетон “Окололитературный трутень”, с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к пяти годам принудительных работ на Севере за тунеядство.
(Инсценирование отрывка стенограммы из зала суда.)
“Судья. Объясните суду, почему вы… не работали и вели паразитический образ жизни”
Бродский. Я работал… я писал стихи.
Судья. А что вы сделали полезного для Родины?
Бродский. Я трудился. Я писал стих.
Судья. А кто признал , что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский. Никто.
Судья. А вы учились?.. Чтобы быть поэтом?..
Бродский. Я не думал, что это даётся образованием… Я думаю это (растерянно) от Бога”.
-Как вы оцениваете поведение И. Бродского на процессе? Как понимает он роль поэта в обществе?
Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осуждён на пять лет принудительных работ : за тунеядство и выслан из Ленинграда в Архангельскую область, в деревню Корейскую.
Это трудное время. Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.
‘’Одной поэтессе’’
Оставим счеты. Я давно в неволе.
Картофель ем и сплю на сеновале.
Могу прибавить, что теперь на воре
уже не шапка - лысина горит.
Я эпигон и попугай. Не вы ли
жизнь попугая от себя скрывали?
Когда мне вышли от закона "вилы",
я вашим прорицаньем был согрет.
Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
что по рукам бежит священный трепет,
и несомненна близость Божества.
Один певец подготовляет рапорт,
другой рождает приглушенный ропот,
а третий знает, что он сам - лишь рупор,
и он срывает все цветы родства.
В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобождён. Восемнадцать месяцев, проведённых поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. Но поэт вынужден покинуть страну.
4 июня 1972 года самолёт с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене.
Мне говорят, что нужно уезжать.
Да-да. Благодарю. Я собираюсь.
Да-да. Я понимаю. Провожать
не следует. Да, я не потеряюсь.
Ах, что вы говорите - дальний путь.
Какой-нибудь ближайший полустанок.
Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.
Я вовсе налегке. Без чемоданов.
Да-да. Пора идти. Благодарю.
Да-да. Пора. И каждый понимает.
Безрадостную зимнюю зарю
над родиной деревья поднимают.
Все кончено. Не стану возражать.
Ладони бы пожать - и до свиданья.
Я выздоровел. Нужно уезжать.
Да-да. Благодарю за расставанье.
Вези меня по родине, такси.
Как будто бы я адрес забываю.
В умолкшие поля меня неси.
Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.
Накануне отъезда он пишет открытое письмо Л.И. Брежневу: “Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо , переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…”
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
Бродский оседает в США, преподаёт русскую литературу в университетах. В 1978-м становится почётным членом Американской Академии искусств, из которой, однако вышел в знак протеста против избрания почётным членом Академии Е. Евтушенко.
1987 – Нобелевская премия по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины”, как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.
В 1991-1992 – получает звание поэта лауреата Библиотеки Конгресса США.
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья…
Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996 году. Ему было 55 лет. Похоронен в Венеции.
Работа по группам:
-Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников, выпишите то, что кажется главным.
-Образ какого человека создается?
1-я группа
П. Вайль: “Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским – даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами – всегда была наслаждением. Совместный поход в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник”.
2-я группа
Сильвана Давидович: “Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам – и вдруг раз – всё опять исчезает. Тот же тон его голоса – то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чём она говорит.
Когда он читал стихи, даже человека, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущением, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок”.
3-я группа
Андрей Битов: “Смерть поэта – это не личная смерть. Поэты не умирают… Я позвонил Иосифу на -кануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать… Он мечтал быть футболистом или лётчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом… 28 января умер Пётр I . 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает “Двенадцать”, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала…Нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге”.
Вывод: создается образ человека щедрого, заботливого, внимательного, прекрасного собеседника, компаньона, глубокого, виртуозного, целеустремленного, профессионала, талантливого рассказчика, обладающему артистической и этической свободой, одинокого, спортсмена и путешественника, создателя своего Мира.
Впечатление о стихах
Перед учащимися стихотворения Бродского разных лет.
-Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?
-Сформулируйте в нескольких словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.
- Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.
-Какое стихотворение Вам показалось самым близким, понятным и почему?
Вариант выполнения работы по группам .
1-я группа:
“Стансы”
2-я группа:
“Части речи”
3-я группа: “Одиссей Телемаку”
“Бабочка”.
“Стансы” Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман.
“Части речи” Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество,экстравагантность.
“Одиссей Телемаку” Тоска по родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну.
“Бабочка” Неуловимое , хрупкое, на грани материального и тонкого мира, взволнованное.
Поэтическое наследие
- О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Бродским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников?
Учащиеся просматривают отпечатанную карточку.
1861 Поэма “Петербургский роман”, цикл “Июльское интермеццо”, поэма-мистерия “Шествие”.
1963 Цикл “Песни счастливой зимы”, “Большая элегия Джону Донну”, поэма “Исаак и Авраам”, поэма-эпопея “Столетняя война”.
1966 Роман в стихах “Горбунов и Горчаков”.
1972 “Бабочка”, “Сретенье”.
1973 Первый английский сборник “Second Poems”
1975 “Осенний крик ястреба”.
1976 Цикл “Часть речи”.
1980 Том переводов английской и американской поэзии.
1981 “Римские элегии”.
1983 Книга любовной лирики “Новые стансы к Августе”.
1986 Том эссе “Меньше единицы”.
1987 Сборник “Урания”.
1990 Сборник “Назидание”.
1992 Двухтомное собрание сочинений “Форма времени”.
1992/95 Подготовленные пушкинским фондом “Сочинения Иосифа Бродского” в пяти томах.
Вывод:
Разнообразие жанров и тем свидетельствуют не только об образованности поэта, его трудоспособности, но и его космическом восприятии мира, о его самоощущении как гражданина мира, о его таланте, ощущении свободы и лёгком внедрении в любую культурную среду.
IV.Физкульт.минутка.
V. Анализ стихов
Слово учителя:
Для Бродского стихи не были упражнением, он уже был взрослым человеком, озабоченным смыслом существования, и поэтический труд сразу стал для него образом жизни, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Это и отличало его стихи, оттого и были они сразу замечены в литературной среде.
Одно из ранних стихотворений, в котором изображалась скачка во тьме “по бескрайним холодным холмам”, символизировало, если можно так упрощённо сказать, одинокий труд жизненного искания (читает ученик):
Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным
холмам
вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме,
к треугольным домам,
вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве,
по песчаному дну,
освещенный луной, и ее замечая одну.
Гулкий топот копыт по застывшим холмам –
это не с чем сравнить,
это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь
свою нить,
там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает
ручей,
где на склоне шуршит твоя быстрая тень
по спине кирпичей…
… Нет, не думай, что жизнь - это замкнутый
круг небылиц,
ибо сотни холмов - поразительных круп кобылиц
на которых в ночи, но при свете луны, мимо
сонных округ,
засыпая, во сне, мы стремительно скачем на юг…
-Разве жизнь может быть замкнутой кругом небылиц? И почему холмы – это один круп (в единственном числе) нескольких (во множественном числе) кобылиц? “Во сне… скачем” – более или менее понятно, только почему “засыпая”? Но эти вопросы не приходят в голову: такая волшебная, такая обворожительная мелодия! Образ холмов рисуется поэтом как взлеты и падения в жизни любого человека, это сама жизнь в разных ассоциациях.В других стихотворениях Бродского есть похожие образы.
В 1962 году Бродский впервые читает в “Литературном кафе” своё стихотворение ‘’Холмы’’
Прочитайте фрагмент этого стихотворения(читает ученик)
Холмы - это наша юность,
гоним ее, не узнав.
Холмы - это сотни улиц,
Холмы - это сонм канав.
Холмы - это боль и гордость.
Холмы - это край земли.
Чем выше на них восходишь,
тем больше их видишь вдали.
Холмы - это наши страданья.
Холмы - это наша любовь.
Холмы - это крик, рыданье,
уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
наша тоска и страх,
наши мечты и горе,
все это - в их кустах.
Холмы - это вечная слава.
Ставят всегда напоказ
на наши страданья право.
Холмы - это выше нас.
Всегда видны их вершины,
видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть - это только равнины.
Жизнь - холмы, холмы.
- Каким настроением, по вашему, проникнуто стихотворение?
(Чувство отчаяния и безысходности, это крик, боль. От этого стихотворения идёт большая внутренняя энергия. Большое количество коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм)
- Какие художественно изобразительные средства использует поэт в отрывке? Какую роль они играют?
(Бродский использует анафору: “Холмы – это…” Создаётся ощущение необъятности пространства, покрытого холмами. А так как холмы – это юность, улицы, канавы, боль, гордость, страдания, любовь, мечты, горе, то становится ясно, откуда такое ощущение. Холмы – это сама жизнь.)
Холмы – это жизнь, это развернутая метафора лежит в основе данного текста. Предложения построены по принципу синтаксического параллелизма, и стих звучит как заклинание.
- Назовите контекстуальные антонимы.
(Боль – гордость, выше – больше, свет – боль, мечты – горе, вчера и ныне, смерть – жизнь)
- Почему их так много, подумайте.
( Потому что жизнь соткана из противоречий)
- Какую поэтическую тему уводит в стихотворение финальная антитеза: “Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы”?
( Финальные антитезы заявляют тему смерти и жизни. Это определяющий мотив поэзии Бродского)
С самого начала Бродским было уловлено таинственное свойство поэзии- сочетать печаль со счастливыми порывами души , когда она наделена творческой силой.
-Вы прочитали, услышали стихи И. Бродского. Назовите излюбленные темы поэта.
(время,пространство,Бог,жизнь,смерть,искусство.изгнание,одиночество).
Согласны ли вы с мнением литературоведа Б.Хазанова: “При первом знакомстве Бродский может показаться самым непоэтическим из поэтом?” (В результате обсуждения – приходим к выводу: в стихах Бродского мы видим не результат, а скорее процесс мышления. Поэт активно использует перенос , часто употребляет неточную рифму. Это способствует созданию небрежной разговорной интонации, а иногда , наоборот, - резким выделительным средством повышения эмоциональной напряженности. “Мысль уточняется, договаривается, одно выражение её сменяется другим, лучшим…” (Записываем цитату)
По нашим наблюдениям у Бродского фраза может растянуться на целое стихотворение. Поэт не даёт перевести дух.
- Как вы думаете, почему?
(Чтобы передать взволнованное состояние лирического героя).
У Бродского поразительные тропы , метафоры, сравнения и т.д.
Для Бродского слово поэта долговечнее самого поэта , а язык долговечнее любого слова, благодаря этому язык обретает жизнь вечную и обладает особой энергетикой.
Вывод: говоря о поэзии Бродского, следует прежде всего подчеркнуть широту ее проблемно- тематического диапазона ,естественность и органичность включения в нее жизненных, культурно- исторических, философских ,литературно- поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, вылившейся в стихотворную форму.
VI. Итог урока.Обобщение.
Важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.
Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране, когда всё истинно интеллигентное и возвышенное не вписывалось в норму, преследовалось. Перед нами полна трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.
В заключении прочитаем стихотворение, написанное Бродским незадолго до смерти.
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.
Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.
Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.
И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.
(1994)
VII. Рефлексия
-Запишите слова, которые относятся к теме урока(кто что запомнил), ассоциации, образы.
или
-Закончите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.Философская глубина лирики Пастернака»
Цель: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира.Задачи: познакомить с философской лирикой Б. Пастернака; -показать своеобразие и свеже...
Урок литературы в 9 классе. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
Знакомство девятиклассников с творчеством А.Блока, особенностями его поэзии....
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"
Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.
Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока...
Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. Философская проблематика поздней лирики поэта. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание
Маршрутный лист дистанционного урока...
Информационная карта урока по литературе для обучающихся с ОВЗ " А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Братья». «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта".
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с обучающимися с ОВЗ в период дистанционного обучения....
Личностно-ориентированный урок И.А.Бродский(1940-1996). Слово о поэте. Проблемно - тематический диапазон лирики.
Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бродского, показать богатство и глубину его поэтического мастерства, осмыслить место поэта в литературном процессе второй половины ХХ века.Разви...