Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине, Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 11 классе Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" | 26.63 КБ |
ahmatova_2.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 «А» классе | ||
Тема урока: | Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" | |
Дата: | 15января 2014 год | |
Тип урока: | урок – объяснение, урок - поиск | |
Педагогическая технология: | проблемная | |
Методы: | частично- поисковые, устного рисования, методы погружения в текст, беседа | |
Оборудование: |
| |
Цели урока: | обра-зова- тель- ные | - Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения. - Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями. - На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. |
разви- ваю-щие | - Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы. - Развивать активное мышление учащихся. - Развивать воображение старшеклассников, понимание ими образной структуры поэмы. | |
воспи-татель-ные | - Воспитывать интерес к поэзии. - Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом. | |
Структурные элементы (этапы) урока |
Содержание взаимодействия с учащимися | |
Организацион-- ный момент 1 мин. | Сообщение темы и целей урока. Приложение 1-3 | |
Мотивация 1 мин. | Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием». Приложение 4 «Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Приложение 5-7 Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год. Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы. | |
Усвоение содержания нового материала «Вместо предисловия», «Посвящение» 6 мин. «Вступление» 2 мин. 1 глава поэмы 2 мин. Мини-проект 1мин. II – III главы 2 мин. IV глава 3 мин. V - VI главы 3 мин. VII – IX главы 8 мин. «Эпилог» 4мин. Итоги урока 5мин. | 1. Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». Приложение 8 - Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время? - Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы? 2. Следующая часть поэмы «Посвящение». Приложение 9 - Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. - Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова»: « И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, И остров двинулись с мест своих». - Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину? - В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал: Любовь и дружество до вас С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».) - А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.) - Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения) - Итак, кому же посвящается поэма? Вывод: Поэма посвящена Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой. 3. «Вступление». Приложение 10 Слово учителя: А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина. Сообщение учащихся - Какая Родина изображена у А. Ахматовой? Чтение «Вступления» Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь» - Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова? Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия. Переходим к 1 главе. Приложение 11 - Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? - Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах? Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания. Читаем II и III главы. Опишите картину, которая возникает у вас. Почему? Вывод: Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира. Читаем IV главу. - Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.) Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина«Черные камни» Сообщение ученика Читаем V-VI главы. В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет. Сделайте вывод. В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну. Перечитаем VII-IX главы. Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы: «Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»…. (… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.) - Прочтите название X главы. С чем оно связано? - Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова? - Одинаковы ли страдания матерей и сыновей? Слово учителя Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени. Обратимся к эпилогу. Выборочное чтение «Эпилога» Слово учителя: Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери. Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране…. Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках. Обобщение. Приложение 12. Запишем в тетради:
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
| |
Домашнее задание 2 мин. |
|
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 «А» классе | ||
Тема урока: | Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" | |
Дата: | 15января 2014 год | |
Тип урока: | урок – объяснение, урок - поиск | |
Педагогическая технология: | проблемная | |
Методы: | частично- поисковые, устного рисования, методы погружения в текст, беседа | |
Оборудование: |
| |
Цели урока: | обра-зова- тель- ные | - Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения. - Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями. - На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. |
разви- ваю-щие | - Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы. - Развивать активное мышление учащихся. - Развивать воображение старшеклассников, понимание ими образной структуры поэмы. | |
воспи-татель-ные | - Воспитывать интерес к поэзии. - Воспитывать чувство уважения к человеческой личности, преклонения перед великим поэтом. | |
Структурные элементы (этапы) урока |
Содержание взаимодействия с учащимися | |
Организацион-- ный момент 1 мин. | Сообщение темы и целей урока. Приложение 1-3 | |
Мотивация 1 мин. | Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием». Приложение 4 «Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Приложение 5-7 Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год. Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы. | |
Усвоение содержания нового материала «Вместо предисловия», «Посвящение» 6 мин. «Вступление» 2 мин. 1 глава поэмы 2 мин. Мини-проект 1мин. II – III главы 2 мин. IV глава 3 мин. V - VI главы 3 мин. VII – IX главы 8 мин. «Эпилог» 4мин. Итоги урока 5мин. | 1. Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать». Приложение 8 - Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время? - Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы? 2. Следующая часть поэмы «Посвящение». Приложение 9 - Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. - Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова»: « И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, И остров двинулись с мест своих». - Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину? - В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал: Любовь и дружество до вас С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».) - А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.) - Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения) - Итак, кому же посвящается поэма? Вывод: Поэма посвящена Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой. 3. «Вступление». Приложение 10 Слово учителя: А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина. Сообщение учащихся - Какая Родина изображена у А. Ахматовой? Чтение «Вступления» Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь» - Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова? Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия. Переходим к 1 главе. Приложение 11 - Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? - Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах? Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания. Читаем II и III главы. Опишите картину, которая возникает у вас. Почему? Вывод: Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира. Читаем IV главу. - Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.) Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина«Черные камни» Сообщение ученика Читаем V-VI главы. В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет. Сделайте вывод. В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну. Перечитаем VII-IX главы. Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы: «Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»…. (… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.) - Прочтите название X главы. С чем оно связано? - Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова? - Одинаковы ли страдания матерей и сыновей? Слово учителя Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени. Обратимся к эпилогу. Выборочное чтение «Эпилога» Слово учителя: Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери. Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране…. Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках. Обобщение. Приложение 12. Запишем в тетради:
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
| |
Домашнее задание 2 мин. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....
«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/
Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...
«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)
Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающ...
Ольга Федоровна Берггольц Поэт подвига и страдания
Вечер поэзии....
«Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
Анализ произведения Анны Ахматовой "Реквием"...
Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...
Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
Урок-размышление по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"...