«Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Гончарова Оксана Петровна

Анализ произведения Анны Ахматовой "Реквием"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekviem.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            11 класс

КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой  

              «Реквием»

ЦЕЛИ: показать, как история страны преломляется и отражается

             в творчестве Ахматовой;

             продолжить работу над нахождением средств художествен-

             ной выразительности и над выявлением их роли в произ-

             ведении;

             воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

                                             ХОД УРОКА

  1. Беседа по вопросам домашнего задания.

-Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

-Назвать тему, микротемы поэмы.

  1. Слово учителя (история создания поэмы «Реквием»).

Requiem – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.

  1. Анализ поэмы «Реквием».

А) Чтение эпиграфа.

Вопросы:

-Роль словесных повторов («чуждый», «народ»).

-Что могло не понравиться цензуре в эпиграфе?

Б) «Вместо предисловия».

-С помощью какой лексики характеризуется эпоха?

-Личные мотивы в поэме преобладают или общенародные?

(С этого момента начинаем отвечать на вопрос домашнего задания: «Поэма «Реквием» - произведение о «семейной трагедии» или о трагедии всей страны?».)

В) В процессе дальнейшего комментированного чтения поэмы обращаем внимание на цвет (преобладающий), на звуковое сопровождение. Здесь учителю помогает заранее подготовившийся ученик. С его помощью оформляем в тетрадях таблицу:

Цвет

Звук

Голубой

Лунный (жёлтый)

Кровавый

Чёрный

              и т. д.

«шаги тяжёлые солдат…»

          С помощью другого заранее подготовившегося ученика    отмечаем параллель между цветом у Ахматовой, Булгакова, Достоевского.

        Г) Библейские мотивы в поэме.

            - С какой целью они использованы? Их роль в поэме?

        Д) Теория литературы.

           В процессе работы записываем определение реминисценции.

        Реминисценция – отголосок, отражение.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

(Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».)

         Е) Связь поэмы с народными песнями (параллель между

              ними). Смысл этой параллели.

         Д) Прорабатываем мотив «окаменелости» («душа окаменела»,

              «каменное слово», «окаменелое страдание», «ученик

               каменел»  --- выходим на образ памятника – страдание,

               скорбь, воплощённые в камне).

  1. Выводы по уроку.

Уч-ся делают вывод о том, что в поэме «Реквием» Ахматова показывает общенародное горе, трагедию всей страны.                    

     

  1. На фоне «Реквиема» Моцарта учитель читает «Эпилог» из

поэмы «Реквием».

  1. Подведение итогов работы уч-ся (оценивание).

Д/З: подготовить устный ответ по опорному конспекту;      наизусть отрывок из поэмы (по выбору);

    нарисовать памятник, о котором идёт речь в поэме (как

 уч-ся его себе представляют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"...

Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине,    Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы....

Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Урок-размышление по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"...

урок по теме:« Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием».

Конспект урока по теме: « Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием». Цель урока: осмыслить образный строй поэмы, еѐ художественные особенности, осо...

Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

Тема суда времени и исторической памяти в поэме                А. А. Ахматовой  ,,Реквием&rdquo...