Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)
методическая разработка по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_syn_stradanya.doc | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Я сын страданья»
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова
Ратничкина Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Кочетовской СОШ
Мичуринского района
Тамбовской области
Цели: углубление знаний о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова; раскрытие глубины поэтического мастерства поэта, своеобразия, колорита эпохи, в которую жил поэт, её влияния на человеческие судьбы; развитие интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Чтец. (Звучит стихотворение «Я сын страданья»)
Я сын страданья; мой отец
Не знал покоя по конец;
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом;
В ней соку нет, хоть зелена,
Дочь смерти, - смерть ей суждена.
Ведущий 1. 15 октября - День рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Наша литературно-музыкальная композиция посвящена памяти великого поэта.
Чтец. (Читает отрывок из стихотворения «Смерть поэта»)
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!... к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Ведущий 2. 27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. К моменту смерти Пушкина весь Петербург знал наизусть строчки Лермонтова:
Погиб поэт! – невольник чести - …
Именно эти дни стали началом стремительного взлёта и рокового отсчёта жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий 1. Лермонтову оставалось жить всего четыре с половиной года. За это короткое время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же погибнуть на дуэли.
Звучит романс «Белеет парус одинокий»
Ведущий 2. В истории короткой жизни Лермонтова и его гибели есть какая-то тайна, рок. Поэт страдал более, чем жил. Недаром он сказал о себе:
«Я сын страданья…».
Ведущий 1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье офицера. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Бабушка была богата, умна, образованна, властолюбива, внука Мишу любила без памяти, и он отвечал ей взаимностью.
Чтец. И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Ведущий 2. Отец Юрий Петрович Лермонтов происходил из старинного шотландского рода, имел чин капитана. Мать Мария Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, в семье были частые ссоры.
Ведущий 1. В 1817 году мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Миша остался с бабушкой.
Ведущий 1. Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью матери, наложили отпечаток на характер мальчика. Он растёт мечтательным, задумчивым, склонным к фантазиям. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она взяла с Юрия Петровича обещание не вмешиваться в воспитание Михаила, в противном случае она грозилась лишить внука наследства.
Чтец. (Читает стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»)
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни - вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!
Ведущий 2. Разносторонняя одарённость Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, талантливо играл в шахматы. Музыкальность – от матери. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив к себе сына на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, слёзы катились по лицу.
Ведущий 1. Из воспоминаний поэта: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: не могу теперь её вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Звучит «Казачья колыбельная»
Чтец. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Ведущий 2. В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830-году становится студентом отделения словесности. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Его привлекает военная карьера, и он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Ведущий 1. В 1834 году Лермонтов высочайшим указом произведен в корнеты Лейб-гвардии Гусарского полка. Когда, по окончании юнкерской школы Лермонтов впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет. (Слайд ) С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке - шляпа с плюмажем.
Ведущий 2. Друг Лермонтова Алексей Лопухин писал: «Здравия желаю любезному гусару!
Право, мой друг Мишель, я тебя удивлю, сказав, что не так ещё огорчён твоим переходом, потому что с живым характером твоим ты бы соскучился в штатской службе…».
Чтец. Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж ? Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..
Ведущий 2. 28 января 1837 года Лермонтов написал первую часть стихотворения "Смерть поэта". Это стихотворение - поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию - быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.
Ведущий 1. В день смерти поэта Лермонтов дописывает последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе.
Чтец. А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!..
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
- Ведущий 2. Граф Бенкендорф доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии – распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели Пушкина ближайших сподвижников русского царя.
Ведущий 1. Надпись, сделанная рукой Николая I на записке Бенкендорфа: «Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся другие подозрительные, наложить на них арест. Пока я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону…»
Звучит «Лунная соната» Бетховена
Ведущий 1. Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. К нему пускали только камердинера, приносившего обед. Поэт велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках написал несколько стихотворений.
- Ведущий 2. Высочайшее появление последовало 25 февраля 1837г: «Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский
полк». Тот самый, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить
дерзкого поэта под пули горцев.
Чтец. Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть:
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!
Ведущий 1. Лермонтов пишет Марии Александровне Лопухиной. «Милый и добрый друг! У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они величественны!»
Чтец. Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Ведущий 2. Но не всегда природа помогала смягчить горечь одиночества, оторвать от грустных раздумий.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу»
Ведущий 1. Здесь, на фоне величественной природы Кавказа, кипят человеческие страсти. Здесь сталкиваются избранность и посредственность, великодушие и подлость, благородство и низость души.
Ведущий 2. К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. 9 апреля 1838 года опубликован высочайший приказ о переводе корнета Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Одно за другим появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своём непростом отношении к Родине. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.
Чтец. (Читает стихотворение «Дума»)
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Ведущий 2. «Дума» - одно из наиболее значительных стихотворений в гражданской лирике Лермонтова. В нем поэт подытожил мысли, волновавшие его с юности, — о судьбе поколения, которое утратило героические черты, политическую активность, высокие нравственные идеалы. В самой постановке этих вопросов, как и во всей картине идейного состояния общества, нарисованной Лермонтовым, отразились характерные черты эпохи николаевской реакции конца 30-х годов.
Ведущий 1. Казалось, литературная слава поэта вот - вот достигнет своего
зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в
аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания... внешне
он доволен происходящим, но внутренне... Нет, он не был счастлив.
Ведущий 2. Надвигалась катастрофа. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Формальной причиной вызова был обмен резкими словами во время разговора.
Инсценирование сцены разговора Лермонтова и Эрнеста де Баранта
Барант. До меня дошли слухи, что вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы.
Поэт. Верить сплетням - удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому вздору. В конце концов это становится скучным.
Барант. Вы поступаете неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно.
Поэт. Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.
Барант (вспыхивая). Если б я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами.
Поэт. В России правила чести соблюдаются так же строго, как и во Франции.
Барант. Однако вы пользуетесь тем, что находитесь в стране, где дуэли запрещены.
Поэт. Это ничего не значит, сударь. Я к вашим услугам. Сегодня же я пришлю к вам своего секунданта.
Барант. Но мы будем драться на шпагах.
Поэт. Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. Я предпочел бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам. (Кланяются и расходятся).
Ведущий 1. Дуэль с Барантом состоялась в воскресенье 14 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал противника. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.
Ведущий 2. Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. И вновь Лермонтов дет на Кавказ, на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.
Ведущий 1. Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведет его в походах и сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Еще раз бабушка добьется для него разрешения
приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трехмесячный отпуск.
В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.
Ведущий 2. Из этой ссылки Лермонтов уже не вернется. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук он погибнет на дуэли от руки Мартынова. Поэт останется непонятым, оклеветанным, одиноким, но несломленным.
Чтец. Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу
Чтец. (Читает стихотворение «Родина»)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, мечтая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ведущий 1. Творчество Лермонтова – одна из самых высоких вершин русской литературы. Поэт вошел в литературу как продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии культуры.
Ведущий 2. Многие поэты посвятили Лермонтову свои стихи.
Чтец. (Читает стихотворение В.Брюсова)
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам прекрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
И не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Чтец. (Читает стихотворение К.Бальмонта)
Мы убиваем гения стократно,
Когда рукой его убивши раз,
Вновь затеваем скучный наш рассказ,
Что нам мечта чужда и непонятна.
Есть в мире розы. Дышат ароматно.
Цветут везде. Желают светлых глаз.
Но заняты собой мы каждый час, -
Миг встречи душ уходит безвозвратно.
За то, что он, кто был и горд и смел,
Блуждая сам над сумрачною бездной,
Нам в детстве в душу ангела напел, -
Свершим сейчас же сто прекрасных дел:
Он нам блеснет улыбкой многозвёздной,
Не покидая высший свой предел.
Ведущий 1. Поэт назвал себя «сыном страданья». Да, к сожалению, много пришлось поэту пережить, много страдать, но нам, читателям, он дал великое счастье радости и наслажденья его творчеством. Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.
Ведущий 2. Ему шел 27год.
Звучит соната Бетховена
Чтец. (На фоне музыки)
Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотомщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Чтец. Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?
Чтец. Вереницей идут года,
И невидно их черты конечной.
Лермонтов... Он с нами, навсегда,
В строй живых записан он навечно!
... Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел
Именем библиотек и у лиц,
Пароходов, институтов, школ...
В книгах - трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он, живой, не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!
Ведущий 1. В.Г. Белинский сказал, что поэзия М.Ю. Лермонтова «вышла из глубины оскорблённого духа, это вопль, это стон человека». Наверное, это так. Ведь сам поэт о себе сказал: «Я сын страданья».
Литература
1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах / Сост. И комм. И.С.Чистовой. – М.: Правда, 1988.
2. Lermontov.org.ru
3. Lermontov.niv.ru
4. Lermontov.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Композицию можно использовать на уроках внеклассного чтения в 7, 8 классах при изучении лирики М. Ю. Лермонтова....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова
Литературно-музыкальная композиция углубляет знания о жизни и творчества великого русского поэта и писателя....