Интегрированный урок "Утес" М.Ю. Лермонтов
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный урок литература + музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_utes_lermontova_1.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 6 классе
(литература +музыка)
По произведению М.Ю. Лермонтова «Утес»
Учитель МБОУ «Царевская ООШ»
Лушина Е.В.
2014г
Интегрированный урок (литература + музыка) М.Ю. Лермонтов. "Утес"
Класс: 6 (литература под ред. Коровиной В.Я.)
Цель урока: Осознание учащимися музыкальности стихов Лермонтова на примере стихотворения «Утес». В чем привлекательность этого стихотворения для музыкантов разных поколений от 19 до 21 вв?
Задачи урока:
- научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, интонацией передать настроение, воспитать любовь к русской поэзии;
- формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с музыкальными произведениями;
- формировать умение анализировать лирические стихотворения;
- развивать воссоздающее и творческое воображение;
- формировать навыки самостоятельного анализа поэтических текстов (стихов)
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.
Оборудование: ИКТ-доска, аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику для 6 класса, записи музыкальных произведений, презентация слайдов к стихотворению «Утес» и полотен художников.
Ход урока
На прошлом уроке мы с вами говорили о Лермонтове М.Ю. и теме одиночества в его творчестве, в частности рассматривали стихотворение «Тучи». Сегодня мы продолжим беседу и не только будем анализировать стихотворение, продолжающее тему одиночества, но и посмотрим влияние этого творения на судьбы и творчество других известных людей. А сначала послушаем наизусть стихотворение «Тучи» в вашем исполнении. (Д/з)
Выслушать одного ученика.
-А теперь предлагаю вам послушать то же стихотворение в музыкальном сопровождении.
Заранее с одним из учеников подготовить чтение стихотворения «Тучи» под музыку романса
-Какое прочтение вам больше понравилось? Почему?
Наверно вы уже догадались, что это не просто музыкальное сопровождение, а романс, написанный именно на эти стихи композитором Рубинштейном. И это далеко не единственный романс, написанный на эти стихи.
Но об этом чуть позже. Давайте обратимся к стихотворению «Утес». Я просила вас дома познакомиться с этим стихотворением. Давайте послушаем его в исполнении актера.
-О чём это стихотворение? (об утесе и тучке)
-Должны ли мы буквально понимать, что герои утес и тучка? (нет, здесь использован прием олицетворения, также, как и в стихотворении «Тучи»)
-Сколько частей в стих-нии? (2)
- Как меняется настроение в первой и второй строфе?
- Какие худ-изобразительные средства использованы автором?
-Почему автор называет «тучка», а не «туча»? Как мы относимся к этой героине?
- Какие ассоциации вызывает у нас её описание? (Беззаботная золотая тучка, метафора человека-мотылька, которого ничего нигде не держит, да и спрос с него не велик. Эта беззаботность предается отнесением к тучке слов, передающих быстрые действия: «умчалась», «весело играя», упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека связана с радостью, душевной легкостью и спокойствием. Утес же символизирует сильного, внешне могучего человека, обладающего настоящей душой, способного к искреннему чувству и переживанию. Случайная гостья оставила след в его душе, вызвала тяжелые мысли. Как и в предыдущем стихотворении «Тучи», мотив одиночества передается на синтаксическом уровне – разрывом предложения по строфам так, что слово «одиноко» опять-таки оказывается логически выделенным)
- А что вы можете сказать об утесе?
-Почему он тихонько плачет? (Никто не должен видеть его слезы).
- О чем плачет утес?
- Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит? ( В пустыне).
- Почему? Куда все исчезло?(. Тучка унесла все с собой).
- Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!
- Какую параллель вы можете провести с четверостишьем того же Лермонтова из поэмы «Мцыри»?
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
(показать на ИКТ доске)
-Так в чем же смысл стихотворения? (одиночество).
-Можно ли сказать, что здесь наблюдается тема любви? Докажите. (Лермонтов ассоциирует себя с утесом, тогда почему бы и не быть женщине… - тучка- персонаж женского рода).
- Можно ли назвать это стихотворение аллегорическим?
- Да, совершенно верно. В романтическом мире этого стихотворения утёс и тучка – словно два человека, пережившие короткую встречу и расставшиеся навсегда. Утёс-великан беспомощен перед лёгкостью тучки, перед ее стремлением к полёту. Всё, что ему остаётся – память, «влажный след» и слёзы одиночества.
- Казалось бы всего 8 строчек и сюжет-то незатейливый, почему такое пристальное внимание к этому произведению и музыкантов, и художников? Однако Лермонтовская аллегория «Утес» привлекла внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему).
- Несомненно, есть определенная закономерность и в том, что музыканты разных времен, не сговариваясь, выбирают один и тот же стихотворный текст, проходя мимо десятков других, может быть, не менее значительных и художественно полноценных. Но если говорить о влиянии творчества Лермонтова в целом, начиная от своих современников до наших дней, то вы поразитесь тому, что практически все известные произведения поэта переложены на музыку: это и «Белеет парус одинокий», и «Тучи», как вы уже слышали, «НА севере диком», которое вам предстоит разобрать и множество других известных произведений со школьной скамьи,, и все они актуальны, и многие исполняются на современных сценах. С чем это связано? Что происходит со стихами, когда они соединяются с музыкой? Вспомните начало урока. Просто прочитанное выразительно стихотворение и в музыкальном сопровождении? Можно ли сказать, что стихи и музыка, слившись в романсе или песне, образуют новое художественное единство, новое качество, которое складывается и развивается по своим особым законам? (да)
Вероятно, именно поэтому и возможны такие случаи, когда, казалось бы, ничем не примечательные стихи, часто безвестного автора, неожиданно — вместе с мелодией — приобретают широкую популярность, иногда становятся романсом, иногда народной песней, и живут в течение многих десятилетий, в самых разных исторических условиях. Словно неведомая сила удержала эти стихи в музыкальной памяти народа, в то время, как множество других стихов, более ярких в поэтическом отношении, кануло в Лету, исчезло, не соединившись с музыкальным напевом, не найдя музыкального выражения.
-Послушаем романс (фрагмент)
Чтобы понять, почему стихи Лермонтова явились основой для множества музыкальных произведений, необходимо знать: каковы были его музыкальные интересы и вкусы, какое место занимала музыка в его жизни? И как претворились музыкальные образы и впечатления в его поэзии?
(сообщение ученика по материалам справочника «Лермонтов в музыке»)
- Сам Чайковский высоко ценил поэзию Лермонтова. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella( хор без музыкального сопровождения). Давайте послушаем.
-Вот вам уже и другой музыкальный жанр, новое произведение .
Но самое захватывающее и оригинальное, на мой взгляд, творение –симфоническая фантазия Рахманинова . Мы послушаем только фрагмент, а потом вы поделитесь впечатлениями, что вы увидели, почувствовали слушая музыку. ( в это время слайды иллюстраций )
Работа в творческих группах: составление синквейна на тему «Стихи» с последующей записью на доске.
Вывод
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.
Домашнее задание
- Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
- Выявить ключевые образы.
- Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
- Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
- Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
- Сделать вывод.
Описание урока
Выбор 6 класса для проведения интегрированного урока «литература + музыка» связан с конкретной деятельностью (опыт работы ведения уроков литературы 5-6 классы), а тема на стихотворение Лермонтова «Утес» была выбрана после того, как мною было обнаружено коллосальное количество музыкальных произведений, связанных с данным стихотворением.
Это 2-ой урок в системе уроков по творчеству Лермонтова, продолжающий разговор о чувстве одиночества и тоски в творчестве поэта. В предыдущем уроке главный акцент на теории литературы: анализ текста, определение размера стиха и т.д. Здесь акцентировать внимание на эмоциональное восприятие.
Урок рассчитан на класс со средним уровнем подготовки. Считаю на данном занятии не уклоняться от традиционной формы урока – беседы, т.к. это способствует не только формированию грамотной и богатой речи учащихся, но и их коммуникативным навыкам. Привлечение сильного ученика с докладом «Лермонтов в музыке» необходимо в свете того, что приобретение навыков конспектирования и устного сообщения в 6 классе находится в «зародышевом» состоянии, а моя задача - научить детей этому, постепенно усложняя материал и добиваясь снижения стресса работы у доски, обучая на подготовительном этапе перед выступлением ораторскому мастерству, постановке голоса. Составление синквейна, служащего для развития образной речи и требующего интеллектуальных и творческих способностей от учащихся, гармонично впишется в качестве подведения итогов урока. А применение информационно- коммуникативных технологий активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке и позволят более полно реализовать учебные цели и задачи.
Использование на уроках литературы музыки способно усилить впечатление от литературного произведения, т.к. обычно анализ стихотворения «Утес» особого восхищения у школьников не вызывает, в первую очередь, по причине психологической незрелости, неготовности к пониманию темы одиночества. Здесь помочь может эмоциональный настрой детей от услышанных композиций, особое внимание - музыке Рахманинова. Однако, необходимо понимать, что главенствующая роль на уроке литературы остается за поэтическим текстом, поэтому нужно остерегаться замены анализа литературного произведения анализом произведений других видов искусства. Целью использования романсов и а капеллы разных авторов, написанных на данное лирическое произведение, является определение наиболее удачного музыкального произведения, с точки зрения полноты воплощения поэтического смысла. Таким образом, всю свою деятельность в данном направлении необходимо подчинить интересам литературы. Кроме этого, привлечение классической музыки способствует ликвидации невежества и бескультурья школьников, подвигая нас к главной цели- воспитанию гармонически-развитой личности.
На таких уроках у учащихся вырабатываются сложные умения сопоставления, анализа и синтеза. Эти формы работы позволяют преодолеть возможное читательское равнодушие учеников.
Приблизительный доклад «Лермонтов в музыке»
http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm Справочник «Лермонтов в музыке» Л. И. МОРОЗОВА, Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД 1983
Вопрос о месте музыки в жизни и творчестве Лермонтова, о его музыкальной одаренности (игра на скрипке и фортепиано), о его любви к русской песне, о постоянных музыкальных ассоциациях в его поэзии довольно подробно освещен в специальной литературе Несомненно, Лермонтов — один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, которую он слышал от матери, умершей, когда ему было около трех лет: «...то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». «Песню матери моей» поэт не раз вспоминал в своих стихах. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать
В те же ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням, а также сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян; позднее — на Кавказе.
После переезда из Тархан в Москву (1828) Лермонтов поступил в университетский Благородный пансион. В это время он начал писать стихи и продолжал занятия музыкой, начатые еще в доме бабушки Е. А. Арсеньевой. В пансионе много внимания уделялось музыке. Лермонтов учился не только на фортепиано, но и — особенно успешно — на скрипке Успехи Лермонтова-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались «испытания в искусствах», он выступил на вечере и сыграл довольно сложную пьесу — Allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера.
В годы московской жизни Лермонтов был усердным посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей. Известно, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М. Т. Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, собирался даже учиться на гитаре. Его игрой навеяно одно из ранних лермонтовских стихотворений «Звуки» (1830), показывающее, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы:
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Московские музыкальные увлечения вскоре прервались — Лермонтов, оставив университет, переехал в Петербург (1832). Военная муштра в юнкерской школе, где он провел четыре года, оставляла мало времени для духовной жизни. Однако и тогда ему удавалось писать стихи и прозу, порой музицировать и даже следить за новыми оперными спектаклями, появлявшимися на русской сцене.
8
Тяжелые испытания, выпавшие на долю поэта в последние годы жизни, положили конец его музыкальным занятиям. Но и в это время не угас его интерес к музыке. Во время ссылки за стихи на смерть Пушкина (1837), а также в период второй ссылки на Кавказ поэт, проехавший многие сотни верст по российским дорогам, принимавший участие в военных действиях, постоянно прислушивался к народно-песенному творчеству. Он знакомился с местными музыкальными инструментами, впитывал звуки песен, пленявших его и словами, и мелодией. Так, в «Тамани» приводится «от слова до слова» песня, которую поет «ундина» («Как по вольной волюшке...»), и тут же дается краткое описание мелодии: «...напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой».
Есть множество других примеров, показывающих, что лермонтовские стихи и проза разных лет буквально насыщены музыкальными, особенно песенными темами и образами. Среди них и «балалайки звук народный» (в одном из ранних стихотворений); и драматический романс Нины в «Маскараде»; и героическая песня Селима в «Измаил-Бее»; и пляска Тамары («Демон») под звуки зурны и бубна, и обилие песен, богатство звуков природы в поэме «Мцыри»; и старинный песенный лад «Песни про царя Ивана Васильевича...», которую певцы поют под гусли:
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон...
9
Во всем этом, несомненно, нашел выражение особый, еще музыкальный склад мышления Лермонтова, его удивительная способность воспринимать мир через звуки и краски (красочность, изобразительная сила лермонтовских стихов связана с его талантом художника-рисовальщика). В одном из писем (23 декабря 1834 года) поэт сам указал на ту роль, какую играют звуки в его мировосприятии: «...мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами», — так писал он М. А. Лопухиной.
Не удивительно, что при таком широком круге музыкальных интересов, при таком богатстве впечатлений лермонтовские произведения насыщены музыкальными образами, ассоциациями, примерами постоянного внимания автора к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лермонтов и немецкая литература" Интегрированный урок обобщения
Интегрированный урок литературы и немецкого языка знакомит с лермонтовскими переводами, заинтересует изучающих языки....
Интегрированный урок в 5 классе по теме "Лермонтов. Бородино"
Лермонтов "Бородино" Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе....
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Интегрированный урок " Лермонтов - художник"
Интегрированный урок:( литература, ИЗО)....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...
интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....
Интегрированный урок английского языка и литературы "У нас одна душа, одни и те же муки...Дж. Байрон и М.Ю. Лермонтов"
Урок рассчитан на учащихся 9 класса. Построение урока и его материал показывают роль Байрона в развитии литературного направления "романтизм" и какое влияние оказало его творчество на поэзию М. Лермон...