Интегрированный урок " Лермонтов - художник"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Потапова Любовь Юрьевна

Интегрированный урок:( литература, ИЗО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_k_uroku_izo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного открытого урока на тему:

«М. Ю. Лермонтов - художник».

Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
  • развивать интерес к литературному творчеству М. Ю. Лермонтова.
  • прививать любовь к чтению.
  • формирование образовательной культурной личности.
  • воспитание нравственности у глухих учащихся на основе творчества Лермонтова.
  • развивать любовь к прекрасному.

Оборудование для учителя:

  • Стенд с художественными произведениями М. Ю. Лермонтова (книги). Библиотекарь: И. А. Борисенко.
  • Стенд основной Лермонтов-художник.
  • Стенд для дидактического материала: породы лошадей, иллюстрация с частями тела лошади, этапы работы к (практической части урока) для рисование лошади.
  • Музыкальное сопровождение (песня « Это Кавказ» исполнитель: Шамхан  Далдаев и фоновая музыка исполнитель: Адыга  Джагу «Лезгинка 2012г.», группа Секрет «Последний час декабря»,  кавказская – национальная музыка, NEO-MINYS-2  Dj NEO для практической части урока).
  • Презентация «Лермонтов-художник».
  • Интерактивная доска, компьютер, указка.

Оборудование для учащихся:

  • Акварельная бумага, простой карандаш, ластик, непроливайка, кисти, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки, сообщения по Лермонтову (речевой материал).
  • Костюмы кавказцев.
  • Мини танец в начале урока.
  • Эмблемы.
  • Мольберты для рисования.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

     Сообщение темы урока, цели, задачи (2 мин.)

          Речевая разминка (1мин.)

     2.Сообщение самих учащихся. Работа с презентацией (10-15 мин.)

          Вопросы для закрепления темы. (3мин)

  1. Практическая работа (15-20 мин.)
  2. Подведение итогов урока. Уборка рабочего места (4 мин.)

Ход урока:        

  1. Организационный момент (1 мин.):

Слайд 1 Синие горы Кавказа.

До начала урока звучит песня « Это Кавказ» исполнитель: Шамхан  Далдаев. Ребята готовятся к уроку.

Сообщение темы урока, цели, задачи.( 2мин.)

Мы собрались сегодня т. к. в этом году 15 октября исполняется 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы будем читать стихи говорить о творчестве М. Ю. Лермонтова как поэта так и художника.

Слайд 2

Речевая разминка (1мин.)

Давайте вместе правильно произнесём тему нашего урока.

Лермонтов - художник

- РМО –РМА

        -ЛЕРМОН –

                ЛЕРМОНТОВ

                         Лермонтов – художник

Слайд 3 Синие горы Кавказа.

Вашему вниманию кавказский танец «Лезгинка».

Звучит музыка исполнитель: Адыга  Джагу «Лезгинка 2012г.выходят учащиеся: Чижов Георгий 7б класс и Бондар Анастасия7б класс танцуют кавказский танец. (фрагмент)

Учитель: Я вижу вам понравился танец. Кавказ ребята это не только тёплое солнце но и родина М.Ю. Лермонтова. Строки из его воспоминаний о Кавказе:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтобы вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,

2.Сообщения самих учащихся. Работа с презентацией.(10-15 мин.)

Слайд 4

Первый начинает Чижов Георгий (7б класс) выходит в костюме кавказца.

       Чижов Георгий (7бкласс): В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл значительную роль. Поэт бывал на Кавказе несколько раз в 1837году потом с 1840 по 1841годы. И на Кавказе он трагически закончил свою короткую жизнь.

Слайд 5

Комолов Влад (7б класс): Лермонтов много писал стихотворений, поэм, романов о Кавказе, например: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствуют вас!», «Утро на Кавказе», «Тамара», «Черкесы», поэма «Мцыри», стихотворение «Ветка Полистаны»:

Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветер в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?

 1837году в Пятигорске поэт пишет один из самых знаменитых романов известных всему миру «Герой нашего времени», где видна его любовь к Кавказу.

Слайд 6

Учитель представляет презентацию Лермонтов-художник.

Слайд 7

Появляется портрет бабушки М.Ю. Лермонтова.

 Учитель задаёт вопрос: кто это ребята? (ответы учащихся).

Учитель: В детстве Михаил много болел. Бабушка Елизавета Алексеевна возила внука на Кавказ лечиться.
Кавказ оставил в душе Лермонтова неизгладимое впечатление.

Слайд 8

Выходит: Долженкова Дарья  (5б класс) 

В раннем детском возрасте Лермонтов уже занимался рисованием.

                Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном. Величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом.

                С возрастом художественные способности Лермонтова развивались.

Слайд 9

Учитель: Автопортрет М. Ю. Лермонтова

В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире офицера: наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе. (объяснение картины).

Слайд 10

Выходит с указкой Рыжаков Артём (6а класс) подходит к основному стенду и показывает чем рисовал Лермонтов: Михаил Юрьевич работал в разных жанрах и техниках. Он рисовал карандашом, писал маслом и акварелью.

                Последние два года жизни поэт не рисовал  больших картин, но продолжал рисовать карандашом, иногда акварелью.

                Он стремился запечатлеть всё, что происходило вокруг него интересного.

Слайд 11

Учитель: обращает внимание на первый рисунок. 

Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка».

Лермонтов изображал конкретные места Кавказа, выполненные с натуры. Это пейзаж окрестностей Пятигорска «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». Сюда Лермонтов приезжал и с друзьями, и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки.

Слайд 12

Воспоминания о Кавказе (1838 год)

Латышева Мария (9в класс):

На Кавказе Лермонтов создаёт картины. В них Лермонтов передал свое восхищение красотой и могуществом южной природы.

Слайд 13 

Башня в Сиони (1837-1838год)

Учитель: В грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа. Например, картина «Башня в Сиони». 

Слайд 14

Вид Пятигорска (1837год)

Комолов Влад (7б класс): В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» чтение стихотворения посвящённое гибели А.С. Пушкина, Лермонтов был выслан на Кавказ. По дороге Лермонтов заболел и в мае был переведён на лечение в Пятигорск. Тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска».

Стихотворение «Смерть поэта»:

   Погиб поэт! — невольник чести — 
    Пал, оклеветанный молвой, 
    С свинцом в груди и жаждой мести, 
    Поникнув гордой головой!...  

Слайд 15

Военно-грузинская дорога близ Мцхеты 1837год.

Учитель: Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели  Лермонтов воспел в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаясь, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».  В руках поэма «Мцыри»

Слайд 16 

Крестовая гора (1837 год).

Учитель: Эту картину Лермонтов в 1841 году подарил своему другу, писателю Владимиру Фёдоровичу Одоевскому. Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Слайд 17

Морской вид с парусом.

Учитель: эту картину писатель нарисовал к стихотворению «Парус».

Чтение стихотворения наизусть.  С сопровождением дактиля.

М. Ю. Лермонтова «Парус» Кудеяров Илья (6а класс): 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнётся и скрепит…

Увы,- он счастья  не ищет

И не от счастья  бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный , просит бури.

Как будто в бурях есть покой!

 

Слайд 18

Учитель: вопросы для повторения.

1. Перечислите произведения Лермонтова.(ответы учащихся).

2. Какое место любил рисовать Лермонтов? (Кавказ).

3. Какое животное встречается на картинах М. Ю. Лермонтова чаще всего? (Лошадь).

Заранее учителем напечатаны произведения  Лермонтова поэма «Мцыри», «Кавказский пленник», «Герой нашего времени», стихотворение «Парус»,  «Смерть поэта», «Кавказ», «Тамара».

Продолжение сообщений учащихся.

Слайд 19 Рисуем лошадь.

Учитель: как вы уже догадались сегодня мы будем рисовать лошадей. Михаил Юрьевич очень любил лошадей, сам  верхом ездил, рисовал их. Так и мы с вами попробуем нарисовать это животное.

Ставится стенд с дидактическим материалом.

И  для начала поговорим о породах лошадей.

Слайд 20

Выходит Сорокина Дарья (6а класс) рассказывает про породы лошадей:

Чистокровная английская порода.

Самым быстрый скакун в мире.

На кроткой дистанции в четверть он развивает скорость, равную около 70 (семидесяти) километров в час.

Слайд 21

Выходит Куин Роман (8б класс):

Советский тяжеловес.

Самая сильная порода лошадей.

Интересный факт:

Рост 170 (сто семьдесят) сантиметров, а вес около 1000 (тысячи) килограмм.  Провозит  грузы  весом 22 991 (двадцать две тысячи девятьсот  девяносто один) килограмм.

Слайд 22

Выходит Багданов Никита (5б класс):

Арабский скакун - одна из самых красивых пород  лошадей.

Арабский скакун является долгожителем. Ее отличает выносливость, особенно на дистанциях более 100 миль. Участвует на лошадиных скачках.

Учитель:

Учитель благодарит всех выступающих. Но чтобы нам приступить к рисованию нам необходимо вспомнить части тела лошади. Плавно обращает внимание на рисунок лошади на стенде и предлагает детям отыскать части тела животного.( работа с ребятами)

Слайд с 23 по 28

Обсуждение практической части по этапам.

1 этап рисуем круг это наша голова у лошади.

2 этап рисуем 3 круга голова, туловище.

3 этап рисуем морду у лошади, ноги, копыта, хвост.

4 этап прорисовываем детали лошади: гриву, уши и т. д,

5 этап лишние линии убираем.

6 этап работаем акварелью.

Учитель: после выполнения этого задания приступаем к нашей практической работе. Учитель просит ребят взять в руки простые карандаши и приступить к  приступить к работе. На доске появляется этапы работы куда дети могу подсматривать.

Звучит фоновая музыка. Исполнитель: Адыга  Джагу «Лезгинка 2012г.», группа Секрет «Последний час декабря»,  кавказская – национальная музыка, NEO-MINYS-2  Dj NEO.

3.Практическая работа.(15-20 мин.)

Раздаётся принадлежности для рисования. Во время практической работы учитель помогает, обсуждает компоновку на листе бумаги и напоминает о чистоте на рабочем месте.

На мольбертах рисуют: Петухов Андрей (8в класс), Бондар Анастасия (7б класс), Рассадина Анастасия (5б класс).

  1. Подведение итогов урока. Уборка рабочего места (4 мин.)

Выставка рисунков.

Учитель напоминает название урока, цель урока, , чему научились.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов - художник

Данная презентация будет уместна на уроке при изучении биографии М.Ю.Лермонтова как в 9, так и в других классах, где изучается творчество этого поэта. В презентации представлено 35 репродукций картин ...

М.Ю.Лермонтов - художник

Презентация содержит дополнительную информацию  к уроку знакомства с биографией великого поэта М.Ю.Лермонтова.  Собранный в слайды материал даёт представление о Лермонтове как о разносторонн...

"Лермонтов и немецкая литература" Интегрированный урок обобщения

Интегрированный урок литературы и немецкого языка знакомит с лермонтовскими переводами, заинтересует изучающих языки....

Презентация "Лермонтов-художник"

В презентации рассказывается о тематике и жанровых особенностях работ М.Ю. Лермонтова-художника...

Михаил Юрьевич Лермонтов - художник и поэт

Презентация для урока по русской литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество" является хорошим наглядным материалом. Она содержит биографический материал,сопровождающийся иллюстрациями, рис...

Внеклассное мероприятие по литературе. М.Ю. Лермонтов - художник

Данное мероприятие помогает показать учащимся талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова....

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник"

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник" 7 класс...