Мастер - класс по теме "Литературный анализ текста"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Литературный анализ текста в корреционной школе V вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.2.1._master_-_klass.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастер – класс» Литература
Тема: «Литературный анализ текста»
Цели: распространение опыта работы учителя на уроках литературы
Оборудование: бумага, ручка.
План проведения:
Учеба “мастером” учителей.
Рефлексия.
Ход мастер-класса
I.Обоснование темы
Одной из основных задач урока литературы является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературе становится анализ художественного произведения, в процессе которого школьники овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в создании своей творческой работы.
На уроках литературы я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира.
Таким образом, не только создаю “зону ближайшего развития” ребенка, но и стараюсь значительно обогатить его интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
Развитие творческих способностей при работе с художественными текстами у школьников – проблема, которая стала для меня предметом серьезного изучения психологии школьников. По мнению М.Львова, работа учителя по развитию творческих способностей учащихся складывается из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.
Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки, написание сочинения по прочитанному произведению.
Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по литературе – литературный анализ текста
II. Представление опыта работы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● написание сочинения.
Типы анализов художественных текстов
Многообразие аспектов анализа текста требует обобщения и систематизации. Мастер – класс значим как в теоретическом, так и в практическом отношении. Теоретически предполагается ответить на вопросы: что такое текст, каковы его признаки и категории, какие типы текстов выделяются, какова структура текста и основные направления его анализа, чем лингвистический анализ текста отличается от литературного, что такое филологический анализ текста и какова их роль в понимании текстов.
Лингвистический анализ
Предмет – языковая организация – связи и отношения языковых средств разных уровней, выражающих определённое идейно – художественное содержание произведения.
1.Устаревшие слова и обороты.
2.Непонятные факты поэтической символики.
3.Устаревшие окказиональные перифразы.
4.Незнакомые современному носителю русского литературного языка диалектизмы, профессионализмы, арготизмы и термины.
5.Индивидуально – авторские новообразования в сфере семантики, словообразования, сочетаемости.
6.Ключевые слова разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием.
7.Устаревшие или ненормативные факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Задача – изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально – эстетической точки зрения их соответствия авторскому замыслу и его индивидуальной манере письма.
Лингвистический анализ текста предполагает его рассмотрение как искусной организации языковых средств, отражающих определённое идейно – тематическое и образное содержание, способное вызывать эстетический эффект.
Виды лингвистического анализа:
- лингвистическое комментирование;
- полный поуровневый и частичный лингвистический анализ;
- лингво – поэтический разбор текста.
Лингво – поэтический разбор текста включает следующие данные:
1.Место произведения в творчестве поэта.
2.Освещение жанровых и тематических особенностей текста.
3.Определение идеи произведения.
4.Определение эмоциональной тональности.
5. Определение ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм.
6. Описание художественных приёмов и их роли.
7.Рассмотрение языковых средств в их соотнесённости с образным строем.
Стилистический анализ
Лингвистику и стилистику текста объединяет общий объект изучения (текст) и некоторые аспекты анализа (интерес к семантике и структуре текста). Различие связано с несовпадением целей и задач, единиц исследования и изучения.
Ключевые понятия
1.Функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава и организации языковых единиц.
2.Речевая системность стиля, организованная замыслом автора.
3.Стилевые черты
Схема стилистического анализа
1.Сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован.
2.Стиль, подстиль и жанр текста
3.Основные функции текста (общение, сообщение, воздействие)
4.Характер адресата с учётом стилистических особенностей текста
5.Тип мышления, отражённый в тексте (конкретный, обобщённо – абстрагированный, образный)
6.Форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение), вид речи (монолог, диалог, полилог)
7.Стилевые черты
8.Языковые приметы стиля, отражённые в тексте
9.Образ автора и цель его текстовой деятельности
10. Индивидуально – авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приёмы
Литературоведческий анализ
1.Прочитать текст свежим, не отягощённым догмами взглядов, прочитать его как бы в первый раз, постаравшись при этом выяснить, о чём говорит писатель лично с вами.
2.Формулировка интерпретации в первом приближении и целенаправленный анализ-перечитывание, ставящий целью скорректировать, расширить и углубить первичную интерпретацию.
3. Определить содержательные доминанты произведения, то есть те свойства художественного содержания, которые объединяют все его конкретные элементы, тот проблемно – смысловой стержень, который обеспечивает системно – целостное единство содержания.
4.Для проверки верности интерпретации следует обратиться к анализу поэтики данного произведения, к своеобразию его стиля, к поискам стилевых доминант.
5. Чтобы объективировать свои впечатления, необходимо обратиться к анализу языковой формы и стилистических особенностей текста.
Схема литературоведческого анализа
1.Время и обстоятельства написания произведения.
2.Место произведения в творчестве писателя.
3.Литературный род (эпос, лирика, драма).
4.Жанр произведения.
5.Основная проблематика.
6.Тема.
7.Композиция.
8.Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.
9.Образный строй.
10.Идея.
11.Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы).
III. Практическая часть – урок
Восприятие, оценка, анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии…»
1.Вступительное слово учителя.
Каждое художественное произведение – особый законченный в себе мир; это такое образование, в котором каждая клеточка – элемент целого.
2. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» наизусть
3. Впечатление от прочитанного (по возможности дать слово всем желающим)
После первого прочтения художественного текста создаётся впечатление его целостности. Почему?
2. Литературоведческий анализ стихотворного текста (биографическая основа, место стихотворения в творчестве поэта, тема, идея, жанр)
Стихотворение « На холмах Грузии…» написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум (15 мая), когда поэт оказался в местах, напомнивших ему дни южной ссылки, поездку по побережью Чѐрного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблѐн тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста Волконского, а в 1829 году находилась с мужем в Сибири, на каторге.
Вопросы для обсуждения:
- Какими словами, образами можно определить тему и идею стихотворения? Выпишите ключевые слова и словосочетания.
- Определите микротемы.
- Кто лирический герой, его чувства и переживания?
3. Лингвистический анализ
Вопросы для обсуждения:
- Дайте характеристику лексики стихотворения (общеупотребительная, оценочная)
- Найдите лексически повторы. Какую роль они играют? (« печаль моя светла; печаль моя полна тобою» - заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: эта печаль светлая и лѐгкая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной. Лексический повтор « тобою, тобой, одной тобой» является эмоциональным и смысловым центром стихотворения. «Любит – любить» - чувство автора обретает конкретность.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (оксюморон: «грустно – легко; печаль – светла», передаѐтся особенность чувства грусти и печали)
- Вспомните стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Какой эпитет сопровождает там слово «грусть»? («безнадежной»)
- С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их, определите их характер. ( Грустно – печаль, уныние).
-- Эти лексические синонимы передают основное настроение поэта. Легко – не мучит, не тревожит.
- Контекстуальные и лексические синонимы уточняют характер грусти и печали, подчѐркивают, что это настроение спокойное, светлое. Горит - любит.
-- Контекстуальные синонимы выражают пробудившиеся чувства поэта. ( В 1828 году А.С. Пушкин на балу встретил Н.Н.Гончарову)
- Назовите слова в переносном значении. С какой целью они употреблены? ( Слово «горит» - « и сердце вновь горит» - это метафора, передающая пылкость чувств автора)
- Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение?
( Двойное отрицание «не любить… не может» означает, что сердце обязательно должно любить, без любви нет жизни. Оно усиливает эмоциональность стихотворения)
- Определите синтаксические особенности текста.
(В стихотворении 3 сложных предложения: 2 БСП и 1 РВС. Первое БСП указывает на место и время суток, присутствие самого поэта. Второе БСП состоит из 3 частей. Бессоюзные предложения кратко, чѐтко и выразительно передают возникновение и развитие чувств автора. Последнее предложение (РВС) передаѐт и характер чувств поэта, и его попытку разобраться в них, поэтому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией (сочинительная связь)
- Какова роль знаков препинания в стихотворении?
Точка с запятой – отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Запятые при повторе передают сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Многоточие – тайные воспоминания, о которых поэт умалчивает. Тире отделяет описание чувств и осмысление их.
4. Стиховедческий анализ
Вопросы для обсуждения:
- Определите стихотворный размер. ( Ямб)
- Особенности рифмы «мгла – светла»
Построена на антонимии: природа погружается в состояние покоя, а в душе героя пробуждаются светлые воспоминания. « мною -тобою» - связывают поэта и незримую возлюбленную.
- Докажите, что автор употребляет фонетическую рифму «тревожит – может»? (сделать фонетический разбор)
5. Используя таблицу, коротко напишите, как вы понимаете это стихотворение. Обратите внимание на эпиграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
Презентация к мастер-классу по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Наглядное сопровождение мастер-класса....
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"
Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
Мастер-класс «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)"
В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению....