Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"
план-конспект занятия по литературе по теме
Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Анализ поэтического текста
Цель: учиться интерпретировать поэтический текст, понимая, что в нем значимо все – от ритма до запятой и предела; учить видеть стиховую композицию, искать для каждого стихотворения свой, неповторимый путь анализа.
Оборудование: тексты стихотворений И.А. Бунин «Забытый фонтан», И.Северянин «Это было у моря»; портреты поэтов, рисунки; сонет, композиция стихотворения; запись на доске, поэма.
Ход занятия.
- Вступительное слово учителя о цели занятия.
- Чтение стихотворения А.А. Бунина «Забытый фонтан» (1902).
Рассыпался чертог из янтаря, -
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.
Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди пустых полян.
Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит.
В ее лице – застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут… Им никого не жаль.
- Беседа по вопросам.
- Ваше впечатление от сонета И.А. Бунина.
Восхищение, чудо зарисовки, красота картины, глубина трагедии, музыкальность, напевность, ощущение гармонии, красота.
- Читаем первую строку стихотворения. Что представляется при чтении слова чертог?
Чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец, Царские чертоги.
При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. Мы привыкли к словосочетанию царский чертог, а здесь – янтарный.
Янтарный – прозрачно-желтый.
Это – милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы.
- Очень красиво, но отчего возникает легкая грусть?
А) Чертог рассыпался, властвует «холодное дыхание сентября» в пустом саду.
Б) Красота – под ногами. И аллея уже сквозит.
В) Ветер печальный, и листья сравниваются с «испуганной» стаей птиц.
Г) Грусть от пустого, притихшего фонтана, который заметает листьями ветер. Ведь фонтан летом – хрустальные брызги. Несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминанием о нем также вызывает легкую грусть.
4. Кто еще, кроме девушки, является героем этого стихотворения? Расскажите о них.
Ветер и время.
Ветер – печальный, игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги из листьев, которые он взвевает, «внезапно налетая». Но это длится только одно мгновение. И, «точно птиц испуганная стая», покидают они забытый фонтан.
Время – равнодушное, и даже суровое, и безжалостное.
- Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?
Мягкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда «к фонтану девушка приходит».
- Опишите девушку.
Она похожа на призрак, тень: ее покинуло веселье, счастье, только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном: «И подолгу очей с него не сводит».
- Какие у вас возникают ассоциации?
Ассоциации – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Забытый фонтан – забытая любовь.
Холодное дыхание сентября – леденящий холод в душе одинокой, покинутой влюбленной.
Чертог из янтаря рассыпался – счастье девушки ушло.
- Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?
Шаль. Она не замечает холода, у нее нет сил накинуть упавшую шаль на плечи.
Рана ее так глубока, что время не властно над ней.
Время, которое, по поговорке, лучший лекарь – здесь – безжалостно: «А дни, бегут «Им никого не жаль».
Итог: Мотив безжалостно – трагического времени, мира, в котором живет человек, вплетен в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллей, фонтана, с янтарными брызгами осенних листьев – как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство любовь и ее печальную спутницу – разлуку.
Теория литературы.
Сонет – стихотворение в 14 строк, состоящее из 2-х четверостиший и 2-х трехстиший.
Возник в XIII веке в Италии. Особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.
Франция | Италия |
а | а |
б | б |
б | а |
а | б |
катрен на 2 рифмы
Франция | Италия |
а | а |
б | б |
б | а |
а | б |
катрен на 2 рифмы
Франция | Италия | |
c | c | с |
c | d | d |
d | c | e |
терцет на 2 или 3 рифмы
Франция | Италия | ||
e | e | d | с |
e | d | c | d |
d | e | d | e |
терцет на 2 или 3 рифмы
- «Французская» последовательность:
абба абба ccd eed (или ccd ede)
- «Итальянская» последовательность:
aбаб абаб cdc dcd (или cde cde)
- Условно к сонету относят «английскую» рифмовку (У. Шекспир).
aбаб cdcd efef gg
- Цикл (поэма) из 15 архитектонически-связанных сонетов называется «венком сонетов».
- Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения.
IV. Чтение стихотворения И. Северянина «Это было у моря».
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка Шопена
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
февраль 1910
V. Беседа по вопросам:
- Это поэма – миньонет (маленькая поэма)
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему.
В произведении всего 12 строк, почему оно названо поэмой?
2. Какова тема поэмы?
3. Объясните значение слова ажурная.
Ажурная – сквозная, мелкосетчатая, ажурная работа, строчка.
- Кто такой Шопен?
Шопен – польский композитор, пианист (1810 – 1849), представитель музыкального романтизма, эмоциональная глубина и техническое совершенство.
- Паж – в средние века и в монархических странах: мальчик, молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.
- Соната – музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.
- Случайно ли то, что королева слушала сонаты?
Нет, сонаты построены на контрасте, паж – бедный, королева – богатая.
- Почему королева просила перерезать гранат?
Гранат – символ брака, плодородия.
Королева не могла вступить в брак с пажом.
- Какова судьба пажа?
Его нет, его наказали за любовь.
- Сравним два произведения.
- Где происходит действие в произведениях?
а) Сад осенний; б) у моря.
2. Кто главная героиня произведений?
а) девушка; б) королева.
3. В чем сходство между героинями? В чем отличие?
4. Когда госпожа из поэмы превратилась в рабыню?
5. Есть ли в поэме описание внешности королевы?
6. Почему в стихотворении «Забытый фонтан» называются глаза очами? Что хочет подчеркнуть автор?
7. Словесное рисование. Рисуем по мотивам первого и второго стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Литературный анализ текста"
Литературный анализ текста в корреционной школе V вида...
Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...
Мастер-класс по литературе "От художественного текста - к христианским истинам"
Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года". По результату всех проводимых испытаний автор мастер-класса стал победителем муниципального этапа конкурса. В данном уроке, п...
Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"
В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...
Мастер класс " Прием работы с математическим текстом «Верно ли…?»"
В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что у учеников слабо сформирована читательская грамотность математических текстов, и они затрудняются сформулировать вопрос по прочитан...
мастер-класс по теме "Погружение в текст"
Я являюсь и учителем литературы. Как известно, на уроках литературы мы часто должны прибегать к заданиям с анализом текста. И данный мастер – класс поможет рассказать об одном из при...
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...