Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Петрищева Ангелина Сергеевна

Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_baykal.docx301.85 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка плана-конспекта урока на тему «Жемчужина Сибири – озеро Байкал» для 8 класса

Цели:

Образовательные – сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера;

Развивающие – формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал;

Воспитательные – воспитывать уважение к высказываниям одноклассников; формирование бережного отношения к природе, проделать работу по развитию эстетического воспитания.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся:

  • Предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.
  • Метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью на самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы
  • Личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал;

Тип урока по дидактической цели: комбинированный [2, c.332].

Оборудование: учебник, тетради, карточки, физическая карта России, атласы для 8 класса

Литература: 

  1. Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 кл. – М., 2010.
  2. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М., 2011.

План урока

Структура и его содержание

Методы и приемы

  1. Организационный:

1.Приветствие, организация класса

2.Проверка отсутствующих

3.Постановка задач и объявление темы прошлого урока

-Деятельность учителя

-Староста называет отсутствующих

-Рассказ учителя

  1. Проверка домашнего задания по прошлой теме:

«Горные области»

1.В горах, вдоль морских побережий широко распространены горно-лесные природные комплексы. (Х)

2.Горы занимают около 50% территории России. (О)

3.Из-за изменений климата с высотой смена природных комплексов в них происходит сверху вниз. (О)

4.Чем южнее расположены горы и чем они выше, тем больше в них высотных поясов. (Х)

5.Для выращивания разных культур и предотвращения почвенной эрозии на склонах создают террасы – искусственные площадки в виде широких ступеней. (Х)

-Знаковый диктант «Крестики-нолики»

«Я утверждаю, что…»

Х – согласен

О – не согласен

-Учитель зачитывает вопросы

-Взаимопроверка

-Демонстрация правильных ответов на доске

  1. Изучение нового материала:

-Стихотворение «Байкал» (Степанов С.)

-Постановка задач урока.

1. Карточка №1(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2. Карточка № 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

3.Просмотр видеоролика «Уникальность Байкала» (https://www.youtube.com/watch?v=VH9u7xx7HBM) и вопросы к нему:

А) Размеры Байкала? (ширина-40 км, длина-600 км)

Б) Какое происхождение у озера Байкал? (тектоническое) Почему? (часть рифтовой зоны)

В) Чем климат Байкала отличается от других территорий Южной Сибири? (зима-теплее, лето-прохладнее, так как водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 м и как аккумулятор, накапливают большое количество тепла)

Г) Сколько рек впадает и вытекает из Байкала? (540, 1)

-Карточка № 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Д) Перечислите эндемичных представителей озера Байкал. (рачок-эпишура, байкальский омуль, нерпа)

4. Экологическая обстановка Байкала (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

-Учащиеся угадывают тему урока и записывают ее в тетрадь

-Работа с карточками

- Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст

(Сибири, с юго- запада на северо-восток, 2000 м., Приморский, Байкальский, Ольхон, 1620 м.)

-Ответы на вопросы в тетради

- При помощи атласа определяют тип климата

-Демонстрация иллюстраций, запись экологических проблем в тетрадь

  1. Закрепление и обобщение знаний:

- Нарисовать ментальную карту Байкала, где будут отражены: тип климата, происхождение, количество запасов пресной воды, названия эндемичных животных, экологические проблемы.»

-Учащиеся рисуют карту в тетради

  1. Домашнее задание

-§ 46

-написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

-Инструктаж учителя

Конспект урока

  1. Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза,

пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодняшний урок географии и последующие уроки проведу я, меня зовут Осина Ангелина Сергеевна.

  1. На прошлом уроке вы изучали тему «Горные области», сейчас мы

поработаем над проверкой данного материала и проведем диктант «крестики-нолики», состоящий из 5 вопросов. За каждый правильный ответ-вам зачисляется один балл, из этих баллов и будет складываться ваша отметка. Продолжительность диктанта не более 5 минут.

  1. Ребята, сегодня у нас очень интересная тема, а какая именно вы

мне сейчас назовете сами после прослушивания стихотворения «Байкал» (Степанов С.)

Смотрю я вдаль, душа моя с тобою

Где меж равнин, лесов, высоких скал

Играя на ветру под звук прибоя

Раскинулся наш батюшка - Байкал.»

Ученики называют тему урока. Перед нами стоят следующие задачи (перечислить планируемые результаты обучения).

        С этими задачами мы успешно справимся, если будем внимательны, наблюдательны и активны в течение всего урока.

  1. Работа с карточкой №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). А сейчас заполните

карточки под номером 1, которые лежат у вас на парте. В них вы должны написать все, что знаете о Байкале (1 мин.). Затем учащимся предлагается прочитать свою информацию о Байкале вслух и дополнить то, что для каждого наиболее интересно.

  1. Карточка №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Итак, сейчас нам необходимо

определить географическое положение нашей Жемчужины, для этого я попрошу вас заполнить карточку под номером 2 (ответы – см. план урока)

                 3. Просмотр видеоролика «Уникальность Байкала». Вопросы к видеоролику:

А) Размеры Байкала? (ширина-40 км, длина-600 км)

Б) Какое происхождение у озера Байкал? (тектоническое) Почему? (Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор  - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения).

В) Чем климат Байкала отличается от других территорий Южной Сибири? (зима-теплее, лето-прохладнее. Огромная масса воды озера является главным фактором влияния на погоду и климат. Она нагревается и остывает гораздо медленнее, чем почва окружающей суши. Поэтому Байкал летом охлаждает окружающее пространство, и на его берегах всегда свежее и прохладнее, чем на удалённой от озера территории. А осенью и в начале зимы озеро, наоборот, отдаёт в воздух тепло, накопленное за лето. Это уменьшает контраст зимних температур на побережье.). А сейчас давайте откроем климатическую карту атласа на странице 17 и определим тип климата на Байкале, количество осадков, а также температуры самого теплого и холодного месяцев. Затем заполним карточку № 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

        - Туман. Довольно часто на Байкале образуются туманы. Туман – это мельчайшие капли воды, взвешенные в воздухе. По происхождению туманы сходны с облаками. Только туманы формируются в низких слоях атмосферы, а облака высоко над землей. Давайте подробнее разберем как образуются туманы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Летом туманы образуются в слое натекающего с суши тёплого влажного воздуха на более холодную водную поверхность. Поздней осенью и зимой образование туманов происходит из-за испарения воды с более тёплой, по сравнению с окружающим воздухом, поверхности озера. Наиболее часты туманы при максимальных контрастах температуры воздуха и поверхности воды – в июле, а также в декабре-январе, перед замерзанием озера.

Г) Сколько рек впадает и вытекает из Байкала? (540, 1) Про Байкал ходят много легенд. И одну из них я попрошу вас прочитать (читает ученик).

«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»

Д) Перечислите эндемичных представителей озера Байкал. (рачок-эпишура, байкальский омуль, нерпа). Чтобы продолжить тему уникальности, откройте страницу учебника 129 и назовите первый государственный заповедник, входящий в состав оз. Байкал. В каком году он был создан? (Баргузинский заповедник, 1917 год).

4. Экологическая обстановка Байкала. Но даже такому чуду

природы угрожает загрязнение. Давайте взглянем на иллюстрации и определим главные экологические проблемы (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

  1. Закрепление и обобщение знаний: Итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. Давайте закрепим наши знания и нарисуем ментальную карту Байкала, где будут отражены: тип климата, происхождение, количество запасов пресной воды, названия эндемичных животных, экологические проблемы.»
  2. Домашнее задание (см. план урока).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№ 1 Я знаю о Байкале:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ср.t июля

ср.t янв.

Осадки

тип климата

+14-18

-14-17

400-600

Вокруг озера умеренный резко континентальный (суровый)

         ПРИЛОЖЕНИЕ 4 – Схема образования туманов на Байкале

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/52/51687/img12.jpg   http://www.movetransport.com/watertransport-news/uploaded_images/ship-smokestacks-764649.jpg

(Автомобильный туризм)               (Загрязнение водным транспортом)

http://ulanude.bezformata.ru/content/image77981842.jpg   http://www.qwas.ru/images/00003984.jpg

(Бытовые стоки попадают в реку Селенгу)  (Деятельность человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

Презентация к уроку в 7 классе "Озеро Байкал"

Презентацию можно использовать на уроке в 7 классе. В презентации использованы материалы к Разделу 10  Урок 7 , УМК под редакцией Н.Н.Деревянко.,С.В.Жаворонковой и др. "Английский нового тысячеле...

Конспект урока по теме "Сибирь"

Конспект урока по теме " Сибирь", вводный урок ,учебник "География. Хозяйства России" А.И. Алексеев...

Конспект урока "Климат Восточной Сибири"

Конспект урока "Климат Восточной Сибири" для курса 8 класса"География России. Природа". Поставлена цель:Образовательная: Выявить отличительные признаки климата Восточной Сибир...