Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_baykal.docx | 301.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка плана-конспекта урока на тему «Жемчужина Сибири – озеро Байкал» для 8 класса
Цели:
Образовательные – сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера;
Развивающие – формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал;
Воспитательные – воспитывать уважение к высказываниям одноклассников; формирование бережного отношения к природе, проделать работу по развитию эстетического воспитания.
Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся:
- Предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.
- Метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью на самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы
- Личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал;
Тип урока по дидактической цели: комбинированный [2, c.332].
Оборудование: учебник, тетради, карточки, физическая карта России, атласы для 8 класса
Литература:
- Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 кл. – М., 2010.
- Баринова И.И. География России. 8 кл. – М., 2011.
План урока
Структура и его содержание | Методы и приемы |
1.Приветствие, организация класса 2.Проверка отсутствующих 3.Постановка задач и объявление темы прошлого урока | -Деятельность учителя -Староста называет отсутствующих -Рассказ учителя |
«Горные области» 1.В горах, вдоль морских побережий широко распространены горно-лесные природные комплексы. (Х) 2.Горы занимают около 50% территории России. (О) 3.Из-за изменений климата с высотой смена природных комплексов в них происходит сверху вниз. (О) 4.Чем южнее расположены горы и чем они выше, тем больше в них высотных поясов. (Х) 5.Для выращивания разных культур и предотвращения почвенной эрозии на склонах создают террасы – искусственные площадки в виде широких ступеней. (Х) | -Знаковый диктант «Крестики-нолики» «Я утверждаю, что…» Х – согласен О – не согласен -Учитель зачитывает вопросы -Взаимопроверка -Демонстрация правильных ответов на доске |
-Стихотворение «Байкал» (Степанов С.) -Постановка задач урока. 1. Карточка №1(ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 2. Карточка № 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). 3.Просмотр видеоролика «Уникальность Байкала» (https://www.youtube.com/watch?v=VH9u7xx7HBM) и вопросы к нему: А) Размеры Байкала? (ширина-40 км, длина-600 км) Б) Какое происхождение у озера Байкал? (тектоническое) Почему? (часть рифтовой зоны) В) Чем климат Байкала отличается от других территорий Южной Сибири? (зима-теплее, лето-прохладнее, так как водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 м и как аккумулятор, накапливают большое количество тепла) Г) Сколько рек впадает и вытекает из Байкала? (540, 1) -Карточка № 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Д) Перечислите эндемичных представителей озера Байкал. (рачок-эпишура, байкальский омуль, нерпа) 4. Экологическая обстановка Байкала (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). | -Учащиеся угадывают тему урока и записывают ее в тетрадь -Работа с карточками - Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст (Сибири, с юго- запада на северо-восток, 2000 м., Приморский, Байкальский, Ольхон, 1620 м.) -Ответы на вопросы в тетради - При помощи атласа определяют тип климата -Демонстрация иллюстраций, запись экологических проблем в тетрадь |
- Нарисовать ментальную карту Байкала, где будут отражены: тип климата, происхождение, количество запасов пресной воды, названия эндемичных животных, экологические проблемы.» | -Учащиеся рисуют карту в тетради |
-§ 46 -написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…» -нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!» | -Инструктаж учителя |
Конспект урока
- Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза,
пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодняшний урок географии и последующие уроки проведу я, меня зовут Осина Ангелина Сергеевна.
- На прошлом уроке вы изучали тему «Горные области», сейчас мы
поработаем над проверкой данного материала и проведем диктант «крестики-нолики», состоящий из 5 вопросов. За каждый правильный ответ-вам зачисляется один балл, из этих баллов и будет складываться ваша отметка. Продолжительность диктанта не более 5 минут.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема, а какая именно вы
мне сейчас назовете сами после прослушивания стихотворения «Байкал» (Степанов С.)
Смотрю я вдаль, душа моя с тобою
Где меж равнин, лесов, высоких скал
Играя на ветру под звук прибоя
Раскинулся наш батюшка - Байкал.»
Ученики называют тему урока. Перед нами стоят следующие задачи (перечислить планируемые результаты обучения).
С этими задачами мы успешно справимся, если будем внимательны, наблюдательны и активны в течение всего урока.
- Работа с карточкой №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). А сейчас заполните
карточки под номером 1, которые лежат у вас на парте. В них вы должны написать все, что знаете о Байкале (1 мин.). Затем учащимся предлагается прочитать свою информацию о Байкале вслух и дополнить то, что для каждого наиболее интересно.
- Карточка №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Итак, сейчас нам необходимо
определить географическое положение нашей Жемчужины, для этого я попрошу вас заполнить карточку под номером 2 (ответы – см. план урока)
3. Просмотр видеоролика «Уникальность Байкала». Вопросы к видеоролику:
А) Размеры Байкала? (ширина-40 км, длина-600 км)
Б) Какое происхождение у озера Байкал? (тектоническое) Почему? (Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения).
В) Чем климат Байкала отличается от других территорий Южной Сибири? (зима-теплее, лето-прохладнее. Огромная масса воды озера является главным фактором влияния на погоду и климат. Она нагревается и остывает гораздо медленнее, чем почва окружающей суши. Поэтому Байкал летом охлаждает окружающее пространство, и на его берегах всегда свежее и прохладнее, чем на удалённой от озера территории. А осенью и в начале зимы озеро, наоборот, отдаёт в воздух тепло, накопленное за лето. Это уменьшает контраст зимних температур на побережье.). А сейчас давайте откроем климатическую карту атласа на странице 17 и определим тип климата на Байкале, количество осадков, а также температуры самого теплого и холодного месяцев. Затем заполним карточку № 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
- Туман. Довольно часто на Байкале образуются туманы. Туман – это мельчайшие капли воды, взвешенные в воздухе. По происхождению туманы сходны с облаками. Только туманы формируются в низких слоях атмосферы, а облака высоко над землей. Давайте подробнее разберем как образуются туманы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Летом туманы образуются в слое натекающего с суши тёплого влажного воздуха на более холодную водную поверхность. Поздней осенью и зимой образование туманов происходит из-за испарения воды с более тёплой, по сравнению с окружающим воздухом, поверхности озера. Наиболее часты туманы при максимальных контрастах температуры воздуха и поверхности воды – в июле, а также в декабре-январе, перед замерзанием озера.
Г) Сколько рек впадает и вытекает из Байкала? (540, 1) Про Байкал ходят много легенд. И одну из них я попрошу вас прочитать (читает ученик).
«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»
Д) Перечислите эндемичных представителей озера Байкал. (рачок-эпишура, байкальский омуль, нерпа). Чтобы продолжить тему уникальности, откройте страницу учебника 129 и назовите первый государственный заповедник, входящий в состав оз. Байкал. В каком году он был создан? (Баргузинский заповедник, 1917 год).
4. Экологическая обстановка Байкала. Но даже такому чуду
природы угрожает загрязнение. Давайте взглянем на иллюстрации и определим главные экологические проблемы (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
- Закрепление и обобщение знаний: Итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. Давайте закрепим наши знания и нарисуем ментальную карту Байкала, где будут отражены: тип климата, происхождение, количество запасов пресной воды, названия эндемичных животных, экологические проблемы.»
- Домашнее задание (см. план урока).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ 1 Я знаю о Байкале: |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ср.t июля | ср.t янв. | Осадки | тип климата |
+14-18 | -14-17 | 400-600 | Вокруг озера умеренный резко континентальный (суровый) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 – Схема образования туманов на Байкале
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(Автомобильный туризм) (Загрязнение водным транспортом)
(Бытовые стоки попадают в реку Селенгу) (Деятельность человека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".
Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...
Презентация к уроку в 7 классе "Озеро Байкал"
Презентацию можно использовать на уроке в 7 классе. В презентации использованы материалы к Разделу 10 Урок 7 , УМК под редакцией Н.Н.Деревянко.,С.В.Жаворонковой и др. "Английский нового тысячеле...
Конспект урока по теме "Сибирь"
Конспект урока по теме " Сибирь", вводный урок ,учебник "География. Хозяйства России" А.И. Алексеев...
Конспект урока "Климат Восточной Сибири"
Конспект урока "Климат Восточной Сибири" для курса 8 класса"География России. Природа". Поставлена цель:Образовательная: Выявить отличительные признаки климата Восточной Сибир...
Урок географии 8 класс "Озеро Байкал -жемчужина России"
Обычный урок...
Конспект урока "Север Восточной Сибири"
конспект...
Комплексная рабочая тетрадь для 5 класса "Жемчужине Сибири - озеру Байкал посвящается...."
Сборник заданий о Байкале...