Календарно-тематическое планирование по литературе
картотека по литературе (7 класс) на тему

Количество часов: 68 (из расчёта 2 часа в неделю).

Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях под редакцией Г. И. Беленького.

Авторы учебника: Г. И. Беленький, Н. А. Демидова, О. М. Хренова,

М. А. Снежневская.

М., «Мнемозина», 2011 г.

Составитель В .И.Потапова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_literatura.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературе.

7 класс.

Количество часов: 68 (из расчёта 2 часа в неделю).

Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях под редакцией Г. И. Беленького.

Авторы учебника: Г. И. Беленький, Н. А. Демидова, О. М. Хренова,

М. А. Снежневская.

М., «Мнемозина», 2011 г.

Составитель В .И.Потапова

1. № темы.

2.Количество

часов.

2.Дата.

Название темы.

4. Содержание урока.

1.

1

Введение.

Г. И. Беленький.

«Путешествие без расстояний».

Пространство и время в литературе. Роды и жанры литературы. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.

1.

19ч.+

1вн. чт.

+ 1р/р

«Минувшее проходит предо мною…»

1.

4

1

1

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

Вн. чт.

М. Ю. Лермонтов. Лирика.

Р/р «Лермонтов на Кавказе».

М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество поэта. Как работал Лермонтов. О разнообразных талантах поэта. Интерес к историческому прошлому.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» - особенности жанра поэмы. Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме. Картины пира в царских палатах и кулачного боя.

Соответствие исторической действительности. Близость к произведениям устного народного творчества. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиций народа (гусляры). Язык поэмы. Позиция автора в поэме.

2.

2

А. К. Толстой. «Василий Шибанов».

А. К. Толстой: страницы биографии.

«Василий Шибанов». Смысл названиябаллады. Историческая основа баллады.

Т. л. Баллада. Ритм и рифма в стихотворном тексте. Метафора.

Р. р. Художественный пересказ баллады или выразит. чт. наизусть.

3.

7

1

Н. В. Гоголь.

«Тарас Бульба».

Р. р. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Н. В. Гоголь: работа над повестью «Тарас Бульба».

Тарас Бульба, Остап и Андрий: характеристика героев. Образ матери. Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания, гиперболизация.

Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество Козаков. Психологические мотивы предательства Андрия. Куреннойатаман Остап Бульбенко. Совещание Козаков. Речь Тараса о товариществе. Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-козаков. Связь описания битвы с устным народным творчеством. Гибель Тараса. Характеристика литературного героя.

Т. л. Сюжет, композиция, эпизод, антитеза, гипербола. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

4.

3

А. С. Пушкин

«Полтава».

Интерес Пушкина к истории России. Н. М. Карамзин: «История государства Российского». Историческая основа поэмы «Полтава». Образы Марии, Мазепы, Кочубея. Драматургия и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы. «Полтавский бой». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев.

Т. л. Сюжет, композиция, эпизод, антитеза.

5.

3

Н. С. Лесков.

«Человек на часах» (1839г.)

Н. С. Лесков: страницы биографии. К истории создания рассказа «Человек на часах» (1839г.).

Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга.

Т. л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Речевая характеристика героя.

II.

13ч.+

вн. чт

«Художник – голос своей эпохи»

1.

2

2

1

И. С. Тургенев.

«Бирюк».

«Щи», «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы…», «Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык».

Вн. чт.

И. С. Тургенев. «Записки охотника».

И. С. Тургенев. «Вся моя биография в моих сочинениях». О жизни и творчестве писателя. «Записки охотника». «Бирюк». Лингвистический анализ художественного текста. Значение «Записок охотника» в решении об отмене крепостного права в России.

Особенности жанра стихотворений в прозе. Богатство и красота русского языка. Нравственная основа человеческих взаимоотношений.

Р/р Проба пера: стихотворение в прозе.

2.

5

Н. А. Некрасов.

«Железная дорога».

«Орина, мать солдатская».

«В полном разгаре страда деревенская…»

«Мороз, Красный нос» (для самостоятельного чтения).

Н. А. Некрасов: страницы биографии. «Железная дорога».

Значение эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Т. л. Диалог – спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха.

3.

2

1

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вн. чт.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Сказки.

Особенности языка «Повести…» Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Роль сатиры в обществе.

Т. л. Сатира, гротеск, абсурд.

4.

2

1

А. П. Чехов.

«На мельнице»,

«Хамелеон».

Вн. чт.

А. П. Чехов. Рассказы.

А. П. Чехов – автор юмористических рассказов. Юмористическая ситуация.

«Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Речевая характеристика героя. Сходство и различие смеха сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов Чехова.

Т. л. Юмор (развитие понятия).

Т. л. Художественная деталь (развитие понятия).

III.

3ч.+

вн. чт

Странички поэзии. Запечатлённые мгновения.

1.

1

Ф. И. Тютчев.

«Весенняя гроза»,

«Песок зыбучий по колени…»,

«Тихой ночью, поздним летом…»,

«Как неожиданно и ярко…».

Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

Т. л. Метафора, сравнение, эпитет.

Анализ лирического произведения.

Р. р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

2.

1

А. А. Фет.

«Мотылёк мальчику»,

«Сосны», «Осенняя гроза».

Чувство радости, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях.

Р. р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

3.

1

Я. П. Полонский.

«Дорога»,

«Зимний путь».

Вн. чт.

Стихотворения о родной природе разных поэтов XIX века.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XIX века.

Т. л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

IV.

11ч.+

р/р

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

1.

4

Л. Н. Толстой.

«Детство». (Избранные главы).

«Отрочество». (Избранные главы).

Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографичноепроизведение. Особенность сюжета повести. Мир Николеньки Иртеньева. Николенька и дети. Отношения между детьми и взрослыми. Понимание ребёнком отношений между взрослыми. Образ рассказчика. Композиция повести. Анализ эпизодов.

2.

3

Ф. М. Достоевский.

«Мальчики».

Отношения детей и взрослых: проблема взаимопонимания.

Речь Алёши Карамазова у «Илюшиного камушка» - последнее слово писателя, обращённое к нам.

3.

4

1

М. Горький.

«Детство». (Избранные главы).

Р/р Сочинение на тему «Моё детство».

М. Горький: страницы биографии. Автобиографическая основа повести. Бабушка и дед. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка. Пожар. Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. «Свинцовые мерзости русской жизни». Вера в творческие силы народа.

Афористичность языка повести «Детство».

4.

Для самостоятельного чтения:

В. А. Солоухин.

«Закон набата»,

«Мочёные яблоки».

V.

5 ч.

Содружество искусств.

1.

1

С. П. Шевырёв.

«Звуки». (К N. N.)

В мире звуков и красок. Мир эмоций человека. Гармония звуков, красок, искусства исполнения.

Т. л. Размер стиха, строфика, ритм.

2.

3

К. Г. Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками».

«Исаак Левитан». (В сокращении).

«Языком поэзии».

Краткий рассказ о писателе.

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.

Т. л. Пейзаж. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

3.

1

А. А. Блок.

«Я никогда не понимал…».

К. Д. Бальмонт.

«Грусть».

К. М. Фофанов.

«Художник»,

«Уснули травы и волны…»

Выражение собственных переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

Т. л. Метафора, сравнение, эпитет.

Анализ лирического произведения.

Р. р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

VI.

5 ч.

Перекличка эпох.

1.

3

Жан Батист Мольер.

«Мещанин во дворянстве». (Избранные сцены).

Смысл названия комедии. Комические ситуации в пьесе. Поступки, речь г. Журдена, взаимоотношения с окружающими. Стремление к образованию. Мысль о том, что пьеса живёт только на сцене, без неё она как душа без тела.

Т. л. Комедия, характеристика героев через их поступки и речь. Как можно проследить позицию автора в пьесе.

2.

2

И. А. Крылов.

«Урок дочкам».

И. А. Крылов не только как известный баснописец, но и как комедиограф.

Смысл названия комедии. Комические ситуации в пьесе.

VII.

3ч.+

1р/р

В мире фантастики и приключений.

1.

1

Всеволод Рождественский.

«Над книгой».

Мир книги. Смысл эпиграфа «Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки». (М. Горький)

Анализ лирического произведения.

Р. р. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

2.

2

1

Антуан де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц».

Р/р Сочинение-миниатюра по одному из полюбившихсяафоризмов из «Маленького принца».

Краткий рассказ о писателе.

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

Т. л. Понятие о притче. Понятие об афоризме.

3.

Для самостоятельного чтения:

Рэй Брэдбери.

«К читателю-подростку», «Каникулы», «Земляничное окошко».

Всего: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...