Эссе "Её Величество Литературная игра". Из опыта работы.
статья по теме
В данной работе рассказывается о том, что такое литературная игра, как она проводится в школе, какие результаты она даёт. Учитель делится материалами из опыта работы в форме размышлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._iz_opyta_raboty_nad_literaturnymi_igrami.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Её Величество «Литературная игра». Из опыта работы. Вечер… За окном завывает ветер. А дома тепло, уютно и удивительно тихо. Вес домашние уже угомонились и легли спать. Наконец-то, на сегодня все семейные дела переделала и могу спокойно сесть за стол, чтобы заняться самой любимой работой – сочинить очередную литературную игру. Сколько их уже было в моей учительской практике?! Но каждый раз сажусь за стол с ожиданием какого-то чуда: что игра принесёт нового мне и детям, что необычное откроет в обыкновенных сельских ребятишках, что поможет понять в окружающем мире… Когда и почему возникло это желание самой составить литературную игру, родилась эта страсть снова и снова браться за ручку и сидеть допоздна, составляя задания и вопросы к тексту, мучиться при этом, не находя нужного варианта?.. Давно уже. Когда-то пришла работать в школу в качестве учителя русского языка и литературы. Увидела, как мало школьники читают, как редко ходят в библиотеку, как откровенно скучают на уроках литературы, как скованно и зажато они чувствуют себя при рассказах у доски. Захотелось вдруг разбудить это сонное царство, разнообразить школьную жизнь, внести «живинку» в урок, пробудить интерес и любовь к чтению. И эта мысль буквально захлестнула меня, поглотила целиком. Так начали рождаться одна за другой игры: «Что? Где? Когда?» по роману А.С. Пушкина «Дубровский», «Тяжеловес» по стихам С.Я.Маршака, «Счастливый случай» по сказке Гауфа «Карлик Нос», «Фестиваль искусств» по рассказам М.Пришвина «Лесная капель», «Звёздный час» по повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат», вечер - концерт по теме «Русская народная песня», КВН по повести В.Астафьева «Ода русскому огороду», бал пушкинских героев… Сегодня в моей картотеке насчитывается более ста литературных игр. Что только я не сочиняла… Но почему я вдруг выбрал игру? Почему остановилась именно на этой технологии? Применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса. Игра – это и важное средство развития личности, особенно в наш динамичный век, когда от человека требуется значительная поведенческая гибкость. Дело ещё и в том, что большинство методов, применяемых учителем, интеллектуализированы и имеют дело с рассказом, объяснением, запоминанием. Чувства обычно подавлены. Игра же стимулирует эмоции, побуждает ребят включать свои чувства, «поработать» ими и с ними. Таким образом, игра – это мощное возбуждающее педагогическое средство, которое можно использовать в работе с детьми всех возрастов. Она особенно эффективна, когда учебная тема затрагивает чувства, когда необходимо привить интерес к изучаемому предмету, когда надо проверить без нажима и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Ребята берутся за работу с удовольствием и выполняют её всегда отлично. Я использую в своей работе игры и игровые элементы с целью повышения интереса учащихся к изучению литературы, включения в процесс познания эмоциональной сферы детей, сочетания рационального и эмоционального при овладении знаниями. А ещё очень хотелось увлечь ребят чтением, удивить их литературой, показать её безграничные возможности… Какое же это было удовольствие и для детей, и для меня самой проводить игру! Но ещё интереснее готовить её! Сколько идей! Сколько фантазии! А какой энтузиазм! Какие таланты вдруг открывались в детях! Методику проведения игры всегда готовлю сама. Чаще всего игра проводится как завершающий этап при изучении произведения, где основная цель – подвести итог. Именно так проходил КВН по сказкам А.С.Пушкина, или игра по произведениям устного народного творчества, когда дети уже познакомились со многими фольклорными жанрами, или вечер-концерт по теме «Русская народная песня». Здесь ребята применили и знания, полученные на уроке литературы, и свой жизненный опыт, и раскрыли свои таланты. Некоторые задания были даны на дом, поэтому много готовились после уроков, репетировали номера. А вот КВН по повести В.Катаева «Сын полка», «Что? Где? Когда?» по рассказу М.Шолохова «Судьба человека», «Брейн - ринг» по повести А.И.Куприна «Олеся» я проводила до изучения произведений в классе, когда ученики прочитали книгу дома самостоятельно. Главная цель здесь – заинтересовать произведением, обратить внимание на детали текста, показать важность и значительность каждого эпизода для раскрытия характера героя. Хотя большинство игр проводится в среднем звене, но стараюсь не забывать и про старшеклассников, когда чувствую, что чтение того или иного текста пойдёт «туго», что у ребят нет интереса к этому автору, объявляю игру. Сразу меняется настрой на чтение, появляется желание, загораются глаза. Так было с повестью В.Астафьева «Ода русскому огороду», или со сборником Н.В.Гоголя «Миргород», или с драмой А.С.Пушкина «Борис Годунов», или с романом А.Островского «Как закалялась сталь». Особенно тяжело «идут» в старшем звене зарубежные авторы. И здесь я включаю в урок игровые моменты. Одной из трудностей в работе учителя литературы считаю проведение уроков внеклассного чтения, поэтому играми я и занимаюсь в основном на этих уроках. Задолго до назначенного дня игры даётся задание прочитать указанную книгу и объявляется игра, принцип проведения которой или объясняю ребятам заранее, или вывешиваю на доске названия конкурсов, к некоторым начинаем готовиться всей командой после уроков. Результаты проведённых игр часто превосходят все мои ожидания. Ученики и в тексте разобрались, и выводы из прочитанного сумели сделать, и себя показали, и других посмотрели. Но самое главное – никому не бывает скучно, все активно работают, все переживают. А я после таких мероприятий начинаю смотреть как-то по-другому на каждого ученика, как бы сквозь призму игры… Помню выступление одной девочки в роли Дуни Выриной, героини повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», кстати, сочинённое самостоятельно и прочитанное на импровизированной могиле отца. До сих пор стоит в ушах её дрожащий голос и печальный облик. Так вжиться в образ, что слёзы стояли в глазах зрителей?! А ученица вроде бы так, средненькая, ничем никогда не выделялась среди одноклассников. И вот, пожалуйста, игра «заставила» посмотреть на неё другими глазами. Или вспоминаю «Фестиваль искусств» по сборнику И.С.Тургенева «Записки охотника». Весь класс нарядился в костюмы тургеневских персонажей, даже и не члены команды!.. Но какое огромное желание было у ребят просто поучаствовать в игре, поддержать товарищей своих одним видом… А однажды мои бывшие выпускники изъявили желание сразиться в «Игровой мозаике» по повести Г.Троеппольского «Белый Бим Чёрное Ухо» с моими нынешними учениками. Вновь им захотелось проверить себя, почувствовать накал борьбы, испытать положительные эмоции. А для меня это желание стало огромной радостью, а разговоры после игры ещё долго не утихали. Перебираю в памяти проведённые игры… Как всё-таки это здорово! Азарт! Напор! Смех! Слёзы! Горечь поражения! Радость победы! Удивления! Открытия! Восторг! И … желание читать, читать и ещё раз читать. Да, тогда стали именно читать, а не «проходить» программные художественные тексты. Начали читать все и всё. Иногда признавались, что не очень интересно, не совсем понятно, но будущая игра, ожидание её, подготовка к ней как бы подстёгивали ребят. Они почувствовали безграничность своих возможностей, стали вести себя раскованно и непринуждённо в незнакомой обстановке, поверили в себя, научились быстро ориентироваться в тексте, внимательно читать, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ рядом стоящего человека, появилось желание творить. А какие поделки, рисунки, плакаты, книжки-малышки, костюмы готовили школьники! У меня же снова радость, чувствую гордость: наши сельские дети так талантливы, так способны, так активны, так умны и внимательны, так добры и чувствительны… Потихоньку начала подключать и родителей, некоторые из них раньше сетовали на то, что дети не читают, что ребёнка не заставишь сесть за книгу. Всегда приглашаю на все литературные игры и родителей. Сначала они приходили в качестве зрителей, а потом и сами стали участниками игр «Что? Где? Когда?» по поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», «Звёздный час» по повести А.Гайдара «Судьба барабанщика»… Позже мамы и папы, бабушки и дедушки признавались, что кое-кто из них за последние годы первый раз взял книгу в руки, что пришлось даже вести конспект произведения в ходе чтения, чтобы не пропустить детали и не упасть в грязь лицом перед собственным ребёнком. А какое счастье светилось в глазах взрослых, когда они видели, как находчивы, доброжелательны, смекалисты их дети в игре. Мне кажется, что родители ещё испытывали удовольствие от того, что выигрывали у своих собственных детей. Ведь как тогда рос их авторитет в глазах ребят! Таким образом, по моему мнению, литературная игра даёт очень хорошие результаты. Они налицо: во-первых, появляется интерес к чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а очень внимательно и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем окажутся важными при анализе текста; во-вторых, материал по теме обобщается не скучно и сухо, а непринуждённо и с большим желанием и охотой; в-третьих, развиваются разные виды речевой деятельности, в том числе выразительное чтение любого текста; в-четвёртых, раскрываются способности детей, все видят, как может быть талантлив и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, чувство долга, человеколюбие. Вот уже часы показывают двенадцать… Полночь… А я всё сижу и вспоминаю, перебираю в памяти то одну игру, то другую… Сколько их ещё впереди. Значит, завтра опять придёт на урок её Величество «ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА». И снова мы вместе с ней будем «сеять разумное, доброе, вечное…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»
Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...
Его величество эпистолярный жанр (урок письма)
В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...
Интегрированный урок "Его величество Театр" для 1 класса (по системе Л. В. Занкова)
Этот урок познакомит учеников с различными видами театрального искусства. Создаст условия для целостного восприятия мира учениками, через интеграцию предметов обучения грамоте, музыки, изобразите...
лекция -концерт "Его величество Фортепиано"
Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...
лекция -концерт "Его величество Фортепиано"
Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...
"Его величество корень"
Урок изучения нового материала по теме "Корень" в 6 классе...
Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...