Выявление одарённых детей и особенности работы с ними
опыты и эксперименты по математике на тему

Кропотина Галина Николаевна

 В условиях  быстро  развивающемся   информационном  мире,  развитии  новых  технологий,  резко  ставится  вопрос  о  талантливых  людях,  с  задатками  от  природы.  Одаренные  люди  должны  иметь  возможность  проявить  себя, раскрыться,  развивать  свои  способности.  Даже  у  детей  с  признанным  талантом  вероятность  того, что этот   план  состоится  в  жизни,  равна  50%.  Дети  с  задатками  от  природы  производят  впечатление  благополучных, нередко  обделенных  вниманием.  Трудности, с  которыми  сталкиваются  сами  одаренные  дети  и  те  люди,  которые  призваны  им  помочь,  в  развитии   их  способностей,  также   очень  разнообразные.  Возникает  противоречие  между  потреблением  общества  и  практики  в  работе  с  одаренными  учащимися  по  математике,  так  как  отсутствуют  соответствующие  рекомендации и  программы  для  работы  с  такими  детьми.  Выявление  детей,  обладающих  незаурядными  способностями,  представляют  собой  сложную  и  многоаспектную  проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выявление  одаренных  детей  и  особенности  работы  с  ними.

Исследовательская  работа.

1.1.Актуальность.

 В условиях  быстро  развивающемся   информационном  мире,  развитии  новых  технологий,  резко  ставится  вопрос  о  талантливых  людях,  с  задатками  от  природы.  Одаренные  люди  должны  иметь  возможность  проявить  себя, раскрыться,  развивать  свои  способности.  Даже  у  детей  с  признанным  талантом  вероятность  того, что этот   план  состоится  в  жизни,  равна  50%.  Дети  с  задатками  от  природы  производят  впечатление  благополучных, нередко  обделенных  вниманием.  Трудности, с  которыми  сталкиваются  сами  одаренные  дети  и  те  люди,  которые  призваны  им  помочь,  в  развитии   их  способностей,  также   очень  разнообразные.  Возникает  противоречие  между  потреблением  общества  и  практики  в  работе  с  одаренными  учащимися  по  математике,  так  как  отсутствуют  соответствующие  рекомендации и  программы  для  работы  с  такими  детьми.  Выявление  детей,  обладающих  незаурядными  способностями,  представляют  собой  сложную  и  многоаспектную  проблему.

Современная  педагогическая  практика  не  обеспечена  полностью  знанием  о  специфических  особенностях  одаренных  детей.  О  целях  и  методах  работы  с  ними,  о  критериях  результативности  такой  педагогической  деятельности.

Разрозненная  деятельность  различных  педагогов  или  образовательных  учреждений  в  сфере  обучения  и  воспитания  одаренных  детей  опирается, либо  на  психологическое  знание, оторванное  от  педагогической  теории, либо  на  педагогическое, но  интуитивное  понимание  происходящих  процессов.  Ни  то,  ни  другое  не  спасает  практическую  педагогику  от  опасности  постоянного  совершения  однотипных  ошибок  в  области  воспитания  и  обучения  одаренных  детей. Эти  ошибки  могут  приводить  или  к  невротизации  личности  одаренного  ребенка,  или  к  угасанию  одаренности, обычно  и  к  тому  и  к  другому  вместе.  В  данном  проекте  можно   выстроить  пространство  заинтересованного учащегося и  продуктивного  образования,  для  желающих  и  могущих  учащихся  и  учителей,  не  нарушая  принципа  равных  шансов  на  образование  для  всех.

 Одаренность, талант,  гениальность  проявляются  в  личности,  как  яркие  индивидуально- неповторимые  творческие, интеллектуальные,  физические  способности  в  той  или  иной  человеческой  деятельности.  Различия  в  степени, качестве  и  направленности  одаренности  человека  предопределены  природой,  генетическим  фоном. Каждый  нормальный  ребенок  одарен  всеми  человеческими  сущностными  силами  и  возможностью  в  необходимых  и  достаточных  социальных  условиях, развивать  их  в  себе.

Какая  из  сущностных  сил, будь  то  интеллект, чувство, воля,  зрение  и  слух, абстрактное  или  абстрактно-образное  мышлении, может  наиболее  мощно  и  ярко  проявиться, зависит  от  социального  и  педагогического  фона, на  котором  происходит  общее  развитие  детской  личности. При  благоприятных  обстоятельствах  каждый  ребенок  может  проявить  себя, как  одаренное  существо.

Подобные  редкие  явления  одаренности  заслуживают  особого  внимания. Однако, они  не  должны  отвлекать  психологов  от  проблем  одаренности  каждого  нормального  ребенка.  Чем  больше  создается  возможностей  для  творческого  проявления  всем  детям, тем  больше  шансов  выявления   и  выращивания  в  общей  массе  одаренных, редких, ярких  и  сильных  талантов.

Проблема  детской  одаренности  осознается  в  теории  и  не  реализуется  на  практике  одновременно, как  необходимость  всеобщего  развития  творческих  способностей  всех  детей, создание  талантливого  человеческого  общества,  обеспечивающего  материальное  благополучие, богатство, и  вместе  с  тем, как  требование  осуществления  специфического  воспитания  и  обучения  особо  одаренных  детей  в  уникальных  областях  человеческого  общества

Проблема.

  1. Какой  должна  быть  система  содержания  индивидуальной  работы  с  учащимися,  которая  позволит  обеспечить  поддержку  талантливым  детям?
  2. Как  выстроить урочную  и внеурочную  деятельность  или  индивидуальное  обучение  заинтересованного учащегося,  систему продуктивного  образования  для  желающих  и  могущих  учащихся  и  учителей,  в  учебном  процессе,  не  нарушая  принципа  равных  шансов  на  образование  для  всех?

Объект.   Одаренные учащиеся, процесс  развития  одаренных  учащихся,

учебно-воспитательный  процесс.

Предмет:  развитие  одаренности  учащихся.

Предмет  исследования.

Содержание,  формы,  педагогические  технологии,  методика  работы  с  одаренными  детьми.

Цель:Выявление  одаренных  детей  в  процессе  изучения  математики,  способных  реализовать  свои   возможности  на  оптимальном  уровне.

Задачи.

  1. Изучить  проблему  одаренности  в  теории  и  практике.
  2. Подобрать  и  построить  диагностическую  систему  одаренных  детей.
  3. Выявить  формы,  методы,  которые  будут  давать  результаты  работы  с  одаренными  детьми.
  4. Разработать  программу  индивидуальных  занятий.
  5. Сформулировать  требования  к  профессиональным  качествам  педагога  для  работы  с  одаренными  детьми.
  6. Подготовить  рекомендации  по  использованию  требований  к  профессиональным  качествам  педагога  для  работы  с  одаренными  детьми.

Гипотеза.

Возможно  обеспечить  эффективное  развитие  и  саморазвитие  одаренных  детей, если:

         вести  индивидуальную  работу  с  учащимися  на  основе  специально  разработанной  программы  занятий;

         обеспечить  единство  учебной  и  внеурочной  деятельности,  позволяющей  удовлетворять  интересы   учащихся  и  реализовать  их  личностные   качества.

Методы.

  1. Изучение  литературы  по  данной  проблеме.
  2. Изучение  инструкций,  методических  документов.
  3. Анкетирование  учащихся  по  заранее  составленному  тесту.
  4. Наблюдение, анализ, сравнение,  обобщение.

Основные  этапы  выполнения  проекта.

1. теоретический  этап.

•  изучение  теоретических  основ  проблемы  и  имеющегося  практического  опыта;

•  подбор  диагностических  материалов  по  направлениям:

•  творческое  мышление;

•  уровень  самооценки;

•  доминирование  правого  и  левого  полушария;

• диагностика  задатков  и  склонностей  личности

2. Диагностический  этап:

•  стартовая  диагностика;

•  выявление  одаренных  детей;

•  определение  готовности  родителей  и  учащихся  для  участия  в  работе;

•  сбор  наиболее  оптимальных  диагностик.

             3. Практический  этап:

•  реализация  программы, технологий  с  корректировкой  в  случае  необходимости;

•  промежуточное  диагностирование.

4.Аналитико  прогностический:

•  подведение  итогов, изучение  результатов;

•  выявление  соответствия  целям  исследования;

•  систематизация, оформление  результатов;

1.2. Ожидаемые  результаты   (Результативность  работы) :

В  условиях  класса  со  смешанным  типом  способностей, организовывается  контроль  за  развитием  познавательной  деятельности  одаренных  школьников  по  направлениям:

•  создание  для  ученика  ситуации  успеха  и  уверенности;

•  сотрудничество  учителя  и  ученика;

•  возможность  выбора  учеником  уровня  сложности  и  трудности  контрольного  задания;

•  тематический  учет  знаний;

•  поощрение   ученика;

•  соответствие  целей  контроля  целям  учебно-воспитательного  процесс

3  Научно-методическое  обеспечение  проекта.

Проект  написан  на  основе  изучения  вопросов  возрастной  педагогической  психологии,  психодиагностикой  работы  по  изучению  особенностей  личностного  развития  учащихся .

Проект  обеспечен  необходимым  психологическим  инструментом,  стимулирующим   материалом,  который  соответствует  возрастным  особенностям  учащихся.

Участники:  учащиеся     10   классов.

Руководитель  исследования: Кропотина  Г.Н.

  1. Актуальность.

Современная  педагогическая  практика  не  обеспечена  полностью  знанием  о  специфических  особенностях  одаренных  детей.  О  целях  и  методах  работы  с  ними,  о  критериях  результативности  такой  педагогической  деятельности.

Разрозненная  деятельность  различных  педагогов  или  образовательных  учреждений  в  сфере  обучения  и  воспитания  одаренных  детей  опирается, либо  на  психологическое  знание, оторванное  от  педагогической  теории, либо  на  педагогическое, но  интуитивное  понимание  происходящих  процессов.  Ни  то,  ни  другое  не  спасает  практическую  педагогику  от  опасности  постоянного  совершения  однотипных  ошибок  в  области  воспитания  и  обучения  одаренных  детей. Эти  ошибки  могут  приводить  или  к  невротизации  личности  одаренного  ребенка,  или  к  угасанию  одаренности, обычно  и  к  тому  и  к  другому  вместе.  В  данном  проекте  можно   выстроить  пространство  заинтересованного учащегося и  продуктивного  образования,  для  желающих  и  могущих  учащихся  и  учителей,  не  нарушая  принципа  равных  шансов  на  образование  для  всех.

 Одаренность, талант,  гениальность  проявляются  в  личности,  как  яркие  индивидуально- неповторимые  творческие, интеллектуальные,  физические  способности  в  той  или  иной  человеческой  деятельности.  Различия  в  степени, качестве  и  направленности  одаренности  человека  предопределены  природой,  генетическим  фоном. Каждый  нормальный  ребенок  одарен  всеми  человеческими  сущностными  силами  и  возможностью  в  необходимых  и  достаточных  социальных  условиях, развивать  их  в  себе.

Какая  из  сущностных  сил, будь  то  интеллект, чувство, воля,  зрение  и  слух, абстрактное  или  абстрактно-образное  мышлении, может  наиболее  мощно  и  ярко  проявиться, зависит  от  социального  и  педагогического  фона, на  котором  происходит  общее  развитие  детской  личности. При  благоприятных  обстоятельствах  каждый  ребенок  может  проявить  себя, как  одаренное  существо.

Подобные  редкие  явления  одаренности  заслуживают  особого  внимания. Однако, они  не  должны  отвлекать  психологов  от  проблем  одаренности  каждого  нормального  ребенка.  Чем  больше  создается  возможностей  для  творческого  проявления  всем  детям, тем  больше  шансов  выявления   и  выращивания  в  общей  массе  одаренных, редких, ярких  и  сильных  талантов.

Проблема  детской  одаренности  осознается  в  теории  и  не  реализуется  на  практике  одновременно, как  необходимость  всеобщего  развития  творческих  способностей  всех  детей, создание  талантливого  человеческого  общества,  обеспечивающего  материальное  благополучие, богатство, и  вместе  с  тем, как  требование  осуществления  специфического  воспитания  и  обучения  особо  одаренных  детей  в  уникальных  областях  человеческого  общества.

Цель: разработать  программу  индивидуальной  работы  с  учащимися,

Систему  диагностики.

Содействовать  психологическому, психофизическому  и  личностному  развитию  одаренных  детей.

1.2. Ожидаемые  результаты.  

Опытно – эксперементальная  работа  и  ее  результаты.

Теоретический  этап.

         Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса   должна стоять работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами. В последние учебные годы ярко проявляются потребности детей не только приобретать специальные знания, умения и навыки в различных видах деятельности, но и опыт творческой активности  и социальной  ориентации  в  сферах  будущих  профессий.

        Выражение  «одаренные дети»  употребляется  весьма  широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть  одаренным. Понятие «одаренность» относительно детей должно было бы применяться  к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают  как действительный залог его будущих возможностей.       Психолог  Д..Б.Богоявленская   предложила  рассматривать творческий  потенциал с точки зрения интеллектуальной активности. Выделены три уровня интеллектуальной активности.  Если при самой добросовестной и энергичной работе человек остается в рамках заданного способа действия, то  интеллектуальная активность  относится  к   стимульно-продуктивному или пассивному уровню.

            Второй уровень - эвристический.   Находящихся   на  этом уровне отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой. Высший уровень интеллектуальной активности - креативный.  Здесь обнаруживаемая закономерность становится для человека не формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную ему и оцениваемую деятельность. Итак, задатки - заложенные природой, предпосылки развития  способностей. Способности – индивидуально – психологические особенности  личности, являющиеся  необходимым  условием  успешно  выполненной той  или  иной  продуктивной  деятельности.

         Потенциал ребенка зависит не только от  умственных данных, но  и  от  свойств  его  личности. В умственных возможностях ребенка взаимодействуют, выступают  в  единстве:    -индивидуальное  и  возрастное; -интеллектуальное  и    личностное.

       Одаренность – комплексное, синтетическое понятие, «качественно – своеобразное сочетание способностей», которая включает в себя:   -интеллектуальные способности  выше среднего уровня; -увлеченность задачей;   -творческие способности.

       Математическая одаренность-это структура математических  способностей, которая  состоит  из  компонентов:

  1. Получение  математической  информации. Способность  к формализованному  восприятию  математического  материала, схватыванию  формальной  структуры  задачи.
  2. Переработка  математической  информации:

           а). способность  к  логическому  мышлению  в  сфере    количественных  и  пространственных  отношений, числовой  и  знаковой  символики;

способность  мыслить  математическими  символами;

           б). способность  к  быстрому  и  широкому  обобщению  математических  объектов, отношений  и  действий;

           в). способность к свертыванию  процесса  математического  рассуждения и системы  соответствующих  действий, способность  мыслить  свернутыми  структурами;

           г).  гибкость  мыслительных  процессов  в  математической  деятельности;

           д).  стремление  к  ясности, простоте, экономности  и  рациональности  решений;

                 е). способность  к  быстрой  и  свободной  перестройке   направленности  мыслительного  процесса, переключение  с  прямого  на  обратный  ход  мысли  при  математическом    рассуждении.

  1. Хранение  математической  информации, математическая  память – обобщенная  память  на   математические  отношения,  типовые  характеристики, схемы  рассуждений  и  доказательств,  методы  решения  задач  и  принципы  подхода  к  ним.
  2. Математическая  направленность  ума.

 Способы  выявления таких детей  в  каждом классе:  собеседование, диагностика знаний, умений, навыков, возможностей, уровня восприятия нового с помощью тестирования,  контрольные срезы, индивидуальные  задания  повышенной  трудности и т.д.

Эффективность  учебной  деятельности  ученика  зависит  не  только  от  системы  хорошо  усвоенных  знаний  и  владения  приемами  умственной  деятельности,  но  и  от  уровня  самооценки. Существует  тесная  связь  между  успехами, достигнутыми  в  овладении  учебной  деятельностью,  и  развитием  личности.  Это  то,  чего  достиг  ученик, и  то,  к  чему  он  стремится.  Самооценка,   являясь   личностными  параметрами  умственной  деятельности,  позволяет  судить  о  том,  как  происходит  процесс  развития  личности  под  влиянием  учебной  деятельности. С  возрастом  у  слабоуспевающих  учащихся  нарастает  тенденция  к  недооценке  своих  возможностей. Преобладание  неуспеха  над  успехом, подкрепляемое  низкими  оценками  их  работы  учителем,  ведет  к  увеличению  неуверенности  в  себе, чувству  неполноценности  и  к  заниженному  уровню  притязаний.  Большую  роль  в  процессе  формирования  самооценки  и  уровня  притязаний  играет  мотив  достижения  успеха.  Если  ученик постоянно  не  справляется  с  заданием  и  получает  низкие  оценки,  то  мотив  достижения  успеха  значительно  ослабевает.  Таким  учащимся  нужна  помощь  и  индивидуальный  подход  со  стороны  взрослых,  необходимы  похвала,  поддержка,  комплименты,  что  повышает  уровень  притязаний  ученика  и  тем  самым  побуждает  его  браться  за  более  трудные  задачи.

 

Опытно - экспериментальная  работа  проводилась  в  10  классах  средней  школы  №11,  обследовалось  67  учащихся.

Основная  цель:  выявление  одаренных  детей  в  процессе  изучения  математики,  способных  реализовать  свои  возможности  на  оптимальном  уровне  (  по  статистике  их  должно  быть  не  более  5%) .

С  этой  целью:

1)  проанализированы  учебные  программы  и  пособия  с  различными  дифференцированными  заданиями;

2)  подобраны  и  проведены  психодиагностические  методики,  целью  которых  является  определение  наличного  уровня  развития  математических  способностей  учащихся, творческого  мышления;  уровня  самооценки;  доминирование  правого  и  левого  полушария,  определение  типа  темперамента  личности.

Полная  комплексная  диагностика  учащихся  проводилась  по  параметрам:

 обученность  (на  первом  этапе  проверяется  АУЗ  -актуального  уровня знаний;

обучаемость  по   методике  И.П.Третьякова  и  С.Б. Сербского;  доминирующее  полушарие     по  методике  И.П.  Павлова; интеллектуальное  мышление    по  методике  Г. Мюнстерберга;  уровень  самооценки  по  методике   Дембо  Рубинштейна;    выявление типа темперамента  по  методике   Г. Айзенка  (круги); творческий  потенциал  учащихся  по  методике  Щебетенко  А.И; проведение  итоговых  работ,  наблюдение  динамики  качества усвоения  знаний.

Опытно - экспеременальная  работа  проходила  по  следующим  этапам:

             1. Диагностический – на  этом  этапе  подбирались  и  проводились  психодиагностические  методики  по  изучению  познавательной  деятельности  одаренных  детей;  проводилась  подготовительная  работа  с  родителями, определялась    готовность  родителей  и  учащихся  для  участия  в  работе.  

            2. Практический  этап -   на  этом  этапе  было  организовано   экспериментальное  обучение  учащихся  с  целью  выявления  уровня  математических   способностей  учащихся; реализовывалась  программа  факультативного курса «Подготовительный». В  конце  этого  этапа  проводилась  повторная  диагностика   по  изучению  познавательной  деятельности  одаренных  учащихся  с  помощью  контрольных  срезов.

           3. Результативность  работы – заключительный этап.  На  нем  обрабатывались  и  сравнивались  результаты,  а  также  формулировались  выводы  по  данному  исследованию.

            На   первом  этапе (диагностическом)  большую  помощь   и  поддержку  оказал  мне  школьный  психолог,  которая  вместе  со  мной  проводила  анкетирования,  беседы,  консультации    и  помогала  мне  составить  психологический  портрет  учащихся,  определяла  отношение  ребят  к  предмету  и  ко  мне,  как  к  учителю.  С  нею  мы  подобрали  методики,  которые  позволили  мне  выявить  проблемы,  над  которыми  мне  предстояло  работать.  Проверялось   интеллектуальное  мышление  учащихся,  то  есть  следующие  направления  развития:  логическое  мышление,   внимание,  зрительная  память, слуховая  память.  Развитие  способностей  связано  с  развитием  психики,  с  особенностями  переработки  информации  и  принятия  решений.  (Приложение 6)

   С  целью  выявления  мотивации  на  изучение  математики  была   предложена  учащимся  анкета  (см Приложение 1).   Анкета  проводилась в начале  учебного  года.  Проводить  исследование  без  учета  этого  факта  с  надеждой  на  успех и  выявление  одаренных  детей,  бессмысленно. Результаты  анкетирования  показывают, что  математика,  как  предмет,  учащимся  нравится, но  объяснить  почему, многие  не  могут.  Объяснения, которые  дают  учащиеся, показывают, что  они  не  информированы  о  специфике  предмета, не  знают  и  не  задумывались  о  том, что  даже  сам  процесс  решения  может  доставить  удовольствие.

После  обсуждения  результатов  анкетирования  учащимся  дается  объяснение и на практическом  опыте  они  убеждаются, что  запоминая  алгоритмы, правила решения,  можно  тренировать  память. Обращается внимание  и на то, что  процесс решения  уравнения  позволяет  проверить  объем  памяти  ученика, установить, какое количество  шагов  он  может  удержать  в  памяти. Указывается, что  процесс  решения  простейшего  уравнения  или  неравенства  требует  усиленной концентрации внимания.

Математика  нужна для   «Развития мозгов»,  «Чтобы жить  хорошо» - попытки  единиц  учащихся  сформулировать  правильное понимание  важности  изучаемого  предмета. «Для  поступления в ВУЗ»  это  ориентир  многих  старшеклассников.

Результаты  ответа на вопрос «Как ты оцениваешь свои знания?»  подсказывают  учителю  способ  действия  в  процессе  обучения, позволяют  найти  неиспользованные  резервы  для  дальнейшей   работы.   Причину  неудач, неуспехов  по  предмету  учащиеся   видят   в  себе. Самое радостное, что большинство  учащихся хотят  улучшить  свои результаты,  и в этом  им должен  оказать  поддержку учитель.

Совместно  с  психологом  школы  провели  для  родителей  психолого-педагогический  практикум, на котором  говорилось  об  уровне  интеллектуальной  активности  учащихся,  определялся  тип  темперамента  учащихся  ( работа проводилась вначале  с учениками, а затем  с  родителями).  Обобщались  результаты  теста Творческого  потенциала  учащихся  10  классов  и  отдельных  учеников,  рассматривались  предпосылки  развития   способностей   отдельных  учеников. Определялась  готовность  родителей   для  участия  в  эксперименте,   давались  рекомендации.

Следующий этап: проверка  актуального уровня знаний  (АУЗ)  (Приложение 2).  Предлагаемые  задания  позволяют  проверить  уровень знаний  учащихся ( в начале четверти), необходимые  для дальнейшего изучения  материала по курсу алгебры  в  10-11 классах, дают учителю  контролировать  минимальный уровень знаний, умений  и  навыков   учащихся, необходимый для овладения  базовым  уровнем  и  продвинутым  уровнем  знаний.

Результаты  проверки  позволяют учителю  организовать  индивидуальную работу  с каждым  учащимся,  как на  минимальном  уровне, так и  на продвинутом;  являются  мобильным средством  контроля  и  оказания  своевременной  помощи;  могут быть  объектом  для работы  с  учащимися, которые  показали  отличный  уровень  знаний.  Из  предложенных  заданий  полностью  справились 29 % учащихся. Весь  процесс обучения строится  с учетом  первичной диагностики.

Результаты  проверки  заносились в таблицу  ( план – карта), что позволяло   учителю  организовать  индивидуальную  работу с учащимися. В  ней  также  можно  вести  учет  знаний умений и навыков, которые приобретают учащиеся в течение учебного года, фиксировать  ОУУН, которых достиг ученик. Оценочная таблица позволяет каждому ученику видеть свой уровень достижений.

Следующий этап: определение уровня  обученности учащихся. После  объяснения нового материала  и  показа  образца  применения  нового материала в аналогичной и измененной  ситуациях, проводится  самостоятельная работа  среди  учащихся. Как  только  3 – 4 ученика  выполнят задания, собираю  рабочие записи у всех. Результаты   степени  обученности  проверялись   по шкале В. Симонова.     Высокую  степень  обученности,  из  асех  тестируемых,  достигли  18% учащихся.  Это  5 - й  уровень  степени  обученности – перенос.  

4 - й уровень степени  обученности,  тоже  высокий,  его  достигли  29% учащихся  

3 - й  уровень степени  обученности – понимание.  Его  показали 46% учащихся. Это нормальный уровень.

2 - й  уровень  степени  обученноси – запоминание.   Низкий уровень, его  показали  7%  учащихся. ( См  технологию  В.Симонова  -  уровеи  обученности.)

Для  изучения  самооценки  я  использовала  методику  Дембо  Рубинштейна  по  десятибалльной  шкале.  По  этой  методике   ученикам  предлагается  лист  бумаги, на  котором  имеются  шкалы   с  надписями  вверху  и  внизу: счастливый – несчастный; красивый – уродливый;  умный – глупый;  общительный – замкнутый;  веселый – угрюмый;  ответственный – безразличный;  сильный – слабый; подвижный – медлительный. Ученик  сам  оценивает  себя  по  10 – бальной  шкале. Нормальная  самооценки   3/4  шкалы,  занижена -1/2  шкалы, ниже  1/2 - патология.  Уровень  самооценки  школьников  определялся  на  основе  полученных  данных  по  показателям: совпадение  или  несовпадение  самооценки  с  адекватной  оценкой  учителя.   Результаты  исследования  показали, что  учащиеся  имеют  как  завышенную  самооценку,  так  и заниженную  по  разным  показателям.

Целенаправленно  проводить  учебный процесс  позволяет  тестирование учащихся на доминирующее  полушарие   Исследование  проводилось  индивидуально. Ученику  предлагались  девять  карточек, на  каждой  написано  по  одному  слову. Задание:  разложить  карточки  по  три  на  три  группы  так, чтобы  в  каждой  было  что-то  общее. В  протоколе  фиксировались  результаты  разложения  карточек.  Тестирование  позволяет  ориентировочно  определить один  из параметров  стиля деятельности  учащегося. По  результатам  исследования  65%  составляют  «правополушарные»  и  35%  «левополушарные» учащиеся. В  предлагаемой  таблице  показано, в какой деятельности  успешны  «правополушарные» учащиеся, в какой – «левополушарные», что  необходимо учитывать  при  организации  учебного  процесса,  индивидуальной  работы  с  учащимися.   Беседа  с  учащимися  о  доминирующих  полушариях, о  работе  правого  и  левого  полушарий  для  учеников  является  открытием. «Правополушарные»  часто  интуитивно  знают  правильный  ответ, но  объяснить,  как  провести  решение  не  могут. Поэтому  в  качестве  поддержки  этим  учащимся  рекомендуется  иметь   на  первых  этапах  изучения  темы  памятки, алгоритмы  решения.  «Левополушарные»  лучше  запоминают  алгоритмы  решения, доказательства  теорем, в  то  же  время  формулировки  теорем,  правил  им  приходится  заучивать.  Учащиеся  начинают  относиться  к  себе  с  большим  уважением; видеть  и  понимать  истинные  причины  своих  успехов  и  неудач.

                 На  втором  этапе  (практическом)  -     было  организовано   экспериментальное  обучение  учащихся  с  целью  выявления  уровня  математических   способностей  учащихся,  учащихся  с  креативным  мышлением. Реализовывалась  программа  факультативного курса «Подготовительный».  (Программа  прилагается).     Факультативный  курс  посещала  группа  из  14 – 16  учеников.  Рассматривались  теория  и  решались  задания  повышенной  сложности.  Ученикам  предлагались   контрольные  срезы.    Работа  №1   состояла  из  10  заданий.  Если  ученик  испытывал  затруднения  при  решении,  то  он  мог  получить  консультацию  у  учителя. Ход  выполнения заданий  и  количество   подсказок   фиксировались    в  план - карте. Результаты  выполнения  первого   задания   показывают,  что  из  14  учащихся  без  помощи  учителя  справились 6  учеников.  С  одной   подсказкой   выполнили   задание - 3  ученика,   с  двумя   подсказками - 3  ученика  и  с  тремя  подсказками - два  ученика.

            Повторная  диагностика   по  изучению  познавательной  деятельности  одаренных  учащихся  проводилась  в  конце  года.    Ученикам    предлагались  олимпиадные  и  разноуровневые  задания.  Задания  ученики  выбирали  сами  из  предложенных  учителем  заданий.   В  итоге,   при  выполнении  работы   №2,  высоких  показателей  добились  не  все  ученики.  Результаты  выполнения  второго   срезового  задания  показывают, что  полностью  без  подсказки  при  выполнении  задания,   справились   три  ученика,  что  составило  4%  от  числа  всех  учащихся.  (Приложение 8)

На  третьем  этапе (заключительном)  обрабатывались  и  сравнивались  результаты. Проведя  методики,  мы выяснили,  что  возможно  обеспечить  эффективное  развитие  и  саморазвитие  одаренных  детей  при  изучении  математики.  Развитию  будут  способствовать  целенаправленные  наблюдения  за  учащимися, содействия  психологическому,  психофизическому  и  личностному  развитию  одаренных  детей.  Из  всего  количества  учащихся,  участвовавших  в  эксперименте,  одаренными  можно  назвать  в  этой  группе   учащихся   под  № 1;  5;  9  -  4 %  учащихся  ( 3  ученика.),   7% -  учащиеся  с  повышенным   уровнем    мотивации  -  ( 5 учеников),  5% - способных  ( 4  ученика).

          Результаты  показали, что  одаренные   ученики  испытывают  сложность.  Работа с талантливыми   детьми   должна   быть повсеместной,  начиная  с особого внимания к ним на уроках,   продолжая  эту работу в кружках,  на  факультативных  занятиях, а  также, используя  индивидуально-групповые  формы  работы  и консультации  во  внеурочное время.  В классе  с  детьми   разного  уровня   развития   важно  правильно  организовать работу с "сильными"   учениками,   создать  такую  проблемную ситуацию, чтобы  включить способных   учеников  в  самостоятельный  творческий   поиск. Опытные  педагоги,  зная,  что  способны  посредством  дифференцированных  заданий,  творческих  заданий,  индивидуального  подхода     оказать  большую  помощь  одаренным  учащимся  в  раскрытии  своих  способностей.

Заключение. Проблема  развития  одаренных  детей  остается  актуальной.  Изученная    психолого – педагогическая  литература  и  ее  анализ  по  этой  проблеме  позволила  нам  сделать  следующий  вывод,  что   одаренным  детям  в  системе  учебно – воспитательного  процесса  уделяется  недостаточное  внимание.

          Развитие   таких  учеников  может  проходить  как  целенаправленно, так  и  спонтанно.  В  этом  процессе  огромную  роль  играет  школа.  В  учебном  плане  должны  быть  предусмотрены  система  дополнительных  занятий  по  предметам, где  ученик  мог  бы  реализовать  свои  возможности.

        Опытно – эксперементальная   работа  позволила  сделать  вывод,  что  уровень  развития  одаренных  детей  можно  повышать  при  помощи  целенаправленной  и  систематической  работы,  использовании  современных  педагогических  технологий, внеурочной  работы.

         Одаренный, талантливый ученик - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему  нужны  ласка, любовь,  внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей.  Всегда  важно  найти  время  радоваться  ученику.  Не  стоит  забывать  о  том, что одаренному  ученику  нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только  в  большей  мере.  Одаренному  ребенку  нужна  и   дисциплина,   и  возможность делать   ошибки   и   брать  на  себя  ответственность.  Следует   помнить, что одаренный  ученик  уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в  любом  вопросе  доходит до самой сути.

            Одаренный ученик стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ученик, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.

          Без  организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного   участия  родителей   развитие   способностей  ребенка  невозможно.  На  наш  взгляд,  реализуя  программу  развития  одаренных  детей, учитель  в  будущем  обеспечивает  становление  такой  личности,  которая   будет  сочетать  в  себе  духовное  богатство  и  высокий  интеллектуальный  потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Одаренные дети и особенности работы с ними.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Материал пригодиться для аттестации педаг...

Диагностика одарённости детей и система работы с ними

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла. Тема: "Диагностика одарённости детей и система работы с ними"...

«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...