рабочая программа по литературе для 6 класса по программе Г. С. Меркина
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Наумова Ирина Александровна

рабочая программа по литературе для 6 класса под ред. Г. С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_literature_merkin_6_klass.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса  составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Г. С. Меркин) в расчёте 3 часа в неделю (102 в год).

Цель изучения литературы в школе «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).

Состав УМК:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 3-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  2.  Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  3.  Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 6 класс» в 2ч./авт.-сост. Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
  4.  Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины / Е.В.Суркис. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. 

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать  диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и  викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  

Задачи курса

- Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической, современной и зарубежной литературы.

- Формирование устойчивых знаний, воспитание гордости за свой народ, за русскую литературу.

- Развитие устойчивого интереса и любви к искусству.

                                               Содержание разделов и тем учебного курса

1. Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

2. Из греческой мифологии  

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3. Из устного народного творчества  

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

4. Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

5. Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ  

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

6. Из литературы XIX века  

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ  

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

6.2 А.С. ПУШКИН  

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», («Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

6.4 Н.В. Гоголь  

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ  

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ  

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ  

Повесть «Детство» (отдельные главы):  «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО  

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

6.9 А.П. ЧЕХОВ  

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

7. Из литературы XX века  

7.1 И.А. БУНИН  Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

7.2  А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

7.3C.A. ЕСЕНИН  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН  

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

7.6  Н.М. РУБЦОВ  

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

7.7 Из поэзии о Великой Отечественной войне.  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

7.8 В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

8. Из  зарубежной  литературы  

8.1Восточные  сказки  «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ  

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН  

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Учебно-тематический план (102 часа - 3 часа в неделю)

МОДУЛЬ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ.

1.

Введение.

1 час

2.

Из мифологии

3 часа

3.

Из устного народного творчества

3 часа

4.

 Из древнерусской литературы

 4 часа

5.

Из литературы 18 века.

3 часа

6.

Из литературы XIX в.

50 часов

7.

Из литературы XX в.

26 часов

8

Из зарубежной литературы

10 часов.

9

Итоговые  уроки

2 часа

                                      Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

  • текущие оценки,
  • итоговые оценки,
  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
  • тест;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • зачётная система по некоторым темам курса.
  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
  • устное высказывание на заданную тему;
  • ответ на проблемный вопрос.

Основной формой контроля является сочинение

Формы контроля

год

I

 четверть

II

 четверть

III

четверть

IV

четверть

Классное сочинение

4

1

1

1

1

Домашнее сочинение

1

-

-

1

-

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  2.  Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 6 класс» в 2ч./авт.-сост. Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
  3.  Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины / Е.В.Суркис. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

             Список литературы

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.
  2. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. V – VIII классы. – М.: АРКТИ, 1998.
  3. И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  4. Руссова Н.Ю. Технология написания сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  6. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  7. Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Техническое сопровождение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Книга — необходимый элемент в формировании личности

Презентация.

Форзац, титульный лист, обложка. Завещание

Выявление уровня литературного развития учащихся, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Работа с учебником

                                                                                             Из мифологии

2

Понятие о мифологии.

Мифы о героях: «Герои»

Иллюстрации к произведению.

Миф,

легенда,

античная

мифология

Знать  художественные особенности мифа.

Уметь подбирать  ключевые слова и словосочетания.

Выразительное чтение отрывков Изложение с элементами сочинения

3

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.Мифы «Прометей», «Дедал и Икар»,

Иллюстрации к произведению.

Олимп, сонм богов Мифологические герои и персонажи

Знать  особенности мифологического сюжета, понимать ключевые проблемы  изученных произведений мифологии.

Уметь осмысливать мифологические выражения.

Беседа по вопросам. Различные виды пересказа

4

Образ Геракла в мифе «Яблоки Гесперид».

Презентация.

Мифологический сюжет

Знать  значение образа Геракла для мировой художественной литературы

Уметь составлять цитатный план.

Из устного народного творчества (3 часа)

5

Предание и его художественные особенности. «Солдат и смерть»

Иллюстрации к произведению.

Предание

Знать  свойства жанра легенды

Уметь выявлять художественную идею.

Сопоставление преданий

6

Народные представления о добре и зле. «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

Презентация.

Структура волшебной сказки,

Знать  структуру волшебной сказки,

Уметь выявлять  композиционные особенности.

Сочинение сказки

7

Сказка и ее художественные особенности «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Иллюстрации.

Мифологические элементы в волшебной сказке.

Знать  жанровые особенности волшебной сказки

Уметь выявлять языковые особенности

Определение жанра произведения, беседа по вопросам

                                                      Из древнерусской литературы (3 часа +1рр)

8

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о Белгородских колодцах».

Презентация.

Сказание, поучительный характер древнерусской литературы, автор и герой

Знать художественную идею сказания

 Уметь выделять главное.

Выборочный пересказ, составление словаря устаревших слов

9

Отражение истории Древней Руси в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Презентация.

Понятие об исторической повести, плач

Знать художественную идею произведения.

Уметь составлять художественный пересказ

Выборочный пересказ, составление словаря устаревших слов

10

Призыв к милосердию и состраданию в «Поучении» Владимира Мономаха

Презентация.

Автор

и герой.

Знать художественную идею произведения.

Уметь составлять художественный пересказ

Составление стилизованной под летопись хроники школьной жизни.

11.

Анализ письменных работ.

Уметь анализировать и редактировать.

.  Из литературы 18 века. (3 ч)

12

М. Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт.

Презентация.

Знать об основных жанрах поэтического творчества

Уметь составлять план прочитанного

Беседа по вопросам.

13.

Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии..М.В.Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».

Презентация.

Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Знать ключевую идею стихотворения Определять   в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Работа с лексическим словарем

14.

М. Ломоносов о значении русского языка.

Презентация.

Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Знать об идеале личности царя-реформатора.

Уметь выявлять гражданскую позицию.

Работа с лексическим словарем

Из литературы XIX в.(часов+

15

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе.

Презентация.

Знать основные факты биографии

Развивать монологическую речь.

Составление цитатного плана вступительной статьи

16

Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана».

Иллюстрации к произведению.

Реальное, фантастическое, фабула, баллада

Знать строение баллады.

Уметь находить в балладе завязку, кульминацию и развязку, языковой анализ текста

Выразительное чтение.

17

Особенности языка и образов. Тема

любви в балладе.

Иллюстрации к произведению.

Реальное, фантастическое, фабула, баллада

Знать особенности мировосприятия героини.

Развивать нравственно-эстетические представления.

Выразительное чтение.

18

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. 

Презентация.

Литературная жизнь Петербурга, творческая биография

Знать основные факты биографии Пушкина.

Уметь строить монологическое высказывание

Составление цитатного плана вступительной статьи

19

Призыв на борьбу с пороком в стихотворении «Деревня»

Презентация.

Двусложные размеры стиха, строфа (типы строф)

Знать гражданскую позицию Пушкина.

Уметь строить монологическое высказывание

Выразительное чтение.

20

Элегия как жанр лирики.

Презентация.

Двусложные размеры стиха, строфа (типы строф)

Знать,  что такое  пейзажная лирика, жанр элегии.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Заучивание наизусть.

21

Лирика природы А.С.Пушкина: «Зимняя дорога»,»Зимнее утро.»

Иллюстрации к произведению.

Двусложные размеры стиха, строфа (типы строф)

Знать,  что такое  пейзажная лирика.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Заучивание наизусть.

22.

Конкурс выразительного чтения.

Иллюстрации к произведению.

Совершенствование исполнительского мастерства уч-ся 

23

А.С.Пушкин «Дубровский».

Историческая правда и художественный вымысел.

Фрагменты видеофильма.

Роман (первичные представления), авторское отношение к героям

Знать творческую историю романа

Уметь отбирать цитатный материал

Работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве

24.

Ссора Троекурова и Дубровского (глава 1)

Авторское отношение к героям.

Знать причины ссоры Троекурова и Дубровского

Уметь проводить сопоставительный анализ

25

Нравственные и социальные проблемы романа

Фрагменты видеофильма.

Авторское отношение к героям.

Знать нравственные и социальные проблемы романа.

 Уметь выявлять лексическое значение слов.

Подготовка развёрнутого ответа на вопрос.

26

Владимир Дубровский-благородный разбойник.

Фрагменты видеофильма.

Роман (первичные представления), авторское отношение к героям

Знать причины неспособности героя изменить несправедливые законы.

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Выразительное чтение.

27

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Презентация.

Роман (первичные представления), авторское отношение к героям

Знать причины отказа Маши от помощи Дубровского.

Уметь сопоставлять образы героев.

Беседа по вопросам.

28-29

Мастерская творческого письма.

Презентация.

Композиция, завязка, развязка.

Знать композиционное строение сочинения

Уметь сопоставлять образы героев.

Развитие речи.

30

М.Ю. Лермонтов.

Краткие сведения

о детских годах

поэта

Презентация.

трехсложные размеры стиха

Знать основные факты биографии Лермонтова

Уметь строить монологическое высказывание

Беседа по вопросам.

31

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Тучи».

Презентация.

Мотив странничества

Знать историю создания стихотворения

Совершенствовать навыки выразительного чтения. Уметь анализировать стихотворение.

Выразительное чтение.

2 четверть.

32

Художественный мир стихотворения «Парус».

Иллюстрации к произведению.

Гармония, дисгармония.

Знать идею произведения

Уметь строить монологическое высказывание Уметь анализировать стихотворение.

Развитие речи.

33

Автобиографические мотивы в стихотворении «Листок»

Иллюстрации к произведению

Автобиографические мотивы

Знать , как раскрывается автобиографический мотив

Уметь анализировать стихотворение.

Развитие речи.

34

Конкурс творческих работ.

Иллюстрации к произведению

Совершенствование исполнительского мастерства уч-ся 

Развитие речи.

35

Н.В. Гоголь. Историческая основа повести.

Презентация.

Героическая повесть.

Знать мотивы, побудившие  Гоголя к созданию повести.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Краткий выборочный пересказ

36

Степь как образ родины.

Фрагменты видеофильма.

Тропы и фигуры в повести

Знать, что оказало влияние на формирование характера героев

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование,

37-38

Сложность и многогранность характеров. Андрий и Остап.

Фрагменты видеофильма.

Художественная деталь, портрет, речевая характеристика

Знать , в чем состоит авторский замысел,  способы его характеристики

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Сопоставление образов

39

Подвиг Тараса Бульбы

Презентация.

Тропы и фигуры в повести

Знать тематику и проблематику повести, сбор материала к сочинениям.

Выразительное чтение.

40

Мастерская творческого письма.

Иллюстрации к произведению

Художественная деталь, портрет, речевая характеристика

Выявление тематики и проблематики повести, сбор материала к сочинениям, написание черновика сочинений

Развитие речи.

41

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

42

И.С.Тургенев «Записки охотника». Творческая история.

Презентация.

Своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел

Знать , в чем состоит внутреннее единство цикла

Уметь художественно пересказывать текст

Эвристическая беседа, выявление авторской позиции, объяснение смысла финала рассказа

43-44

Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк»

Презентация. Иллюстрации к произведению

Тропы и фигуры в

рассказе (сравнение, метафора, эпитет)

Знать особенности характера героя, понимать, в чем причины его  трагического одиночества .

Уметь оформлять свои мысли на письме

Эвристическая беседа, работа с материалами вступительной статьи, сопоставление литературных персонажей

45

Тема любви в лирике И.С.Тургенева. Стихотворение «В дороге».

Иллюстрации к произведению.

Тема, изобразительно-выразительные средства

Знать, какова роль выразительных средств в стихотворении.

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Чтение наизусть

46-47

Тема народного труда и долюшки женской в произведениях Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Иллюстрации к произведению.

Гражданская поэзия, тема, способы создания образа женщины-труженицы, отношение автора к героям

Знать художественную идею              стихотворения

Формировать навык выразительного чтения.

Беседа по вопросам. Эвристическая беседа ,создание связного письменного текста

48

Л.Н.Толстой. В начале пути.

Презентация.

Автобиографическое произведение

Знать , что оказало влияние на становление характера писателя.

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Выразительное чтение.

49-50

Взаимоотношения в семье; главные качества

родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Анализ глав из повести «Детство».

Иллюстрации к произведению.

Автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Знать , какова тема и способы ее раскрытия

 Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

Выразительное чтение, подробный пересказ

51

Л.Н.Толстой. Любовь к

близким, верность, преданность. Анализ глав из повести «Детство».

Иллюстрации к произведению.

Нравственные искания.

Знать основные идеи повести

 Уметь художественно пересказать текст

Беседа по вопросам.

52

Мастерская творческого письма.

Иллюстрации к произведению.

Нравственные искания.

Знать, в чем заключается ключевая идея рассказа

Уметь сопоставлять устные высказывания.

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о проблематике произведения, сопоставлять произведения

III четверть

53

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

54-55

В.Г.Короленко, Краткие сведения о писателе. Проблематика произведения «В дурном обществе».

Презентация.

Повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Знать основные факты биографии Формировать  навыки работы с учебным текстом

Комментированное чтение с опорой на вопросы учителя и учащихся

56

Система образов в рассказе «В дурном обществе». Авторское отношение к героям

Презентация.

Повесть, проблематика, портрет и характер, художественная деталь

Знать , в чем состояла нравственная основа дружбы

Развивать монологическую речь.

Беседа по вопросам.

57

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

Иллюстрации к произведению.

Портрет и характер, художественная деталь

Знать, в чем заключается художественная идея повести.

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Различные виды пересказа, чтение по ролям

58

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

59-60

Сатирические  и юмористические рассказы А.П.Чехова.

Иллюстрации к произведению

Юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении

Знать тематику и проблематику рассказов.

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста

Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведения Чехова

61

Приёмы создания характеров персонажей в рассказе «Толстый и тонкий».

Иллюстрации к произведению.

Деталь и её художественная роль в юмористическом произведении

Знать, в чем состоит идея рассказа.

Уметь проводить исследовательскую работу с текстом

Беседа по вопросам учителя и учебника

62

Отношение автора

к героям в рассказе «Шуточка»

Иллюстрации к произведению.

Юмор, юмористическая ситуация, конфликт

Знать особенности авторского мировосприятия.

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведения Чехова

63

Мастерская творческого письма.

Иллюстрации к произведению.

Юмор, юмористическая ситуация, конфликт

Знать, в чем заключается приемы создания комического

Уметь составлять письменное высказывание

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о проблематике произведения, сопоставлять произведения

64

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

Из литературы 20 века

65-66

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.

Бунина.

Иллюстрации к произведению.

Стили речи и их роль в создании художественного образа

Знать особенности мировосприятия Бунина.

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Беседа по вопросам учебника, выполнение аналитических заданий по тексту рассказа

67

Душа крестьянина в изображении писателя

Презентация.

Стили речи и их роль в создании художественного образа

Знать, в чем состоит идея рассказа.

Уметь проводить исследовательскую работу с текстом

Составление словаря персонажа, письменный отзыв об эпизоде

68-69

А.И.Куприн. Детские годы. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.

Иллюстрации к произведению.

Рождественский рассказ 

Знать в чем состоит идея рассказа, особенности создания образа

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

Беседа по вопросам.

70-71

Внутренний мир человека и приёмы его  художественного раскрытия в рассказе «Белый пудель»

Презентация.

Портрет, художественная деталь

Знать в чем состоит идея рассказа, особенности создания образа

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

Беседа по вопросам.

72

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

73-74

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Пафос и тематика стихотворений  «Песнь о собаке».

Презентация.

Метафора, эпитет.

Знать , как отразилась в поэзии любовь к малой родине.

Уметь интерпретировать лирическое  стихотворение

Лингвистический анализ стихотворного текста.

75

Пафос и тематика стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»

Презентация.

Поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора

Знать особенности поэтического мира Есенина.

Уметь анализировать лирическое  стихотворение

Лингвистический анализ стихотворного текста.

76

М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Презентация.

Сказочные и мифологические мотивы, портрет героя в литературном произведении

Знать основные факты биографии

Уметь анализировать  прозаическое произведение.

Тезисный план статьи учебника

77

Особенности жанра сказки-были.

Презентация.

Сказочное и реалистическое, особенности стиля писателя

Знать , в чем особенности жанра

Уметь строить монологическое высказывание.

Различные виды пересказа, участие в диалоге по прочитанным произведениям

78

Способы создания образа-персонажа

Иллюстрации к произведению.

Основные элементы сюжета.

Знать содержание рассказов

Развитие умений характеристики образа- персонажа

Краткий выборочный пересказ.

79

Смысл заглавия, идея произведения.

Презентация.

Сказочное и реалистическое, особенности стиля писателя

Знать приемы создания художественного образа.

Уметь использовать в работе средства выразительности.

Составление плана, рассказ по плану, выборочный пересказ (рассказы о Насте и Митраше по плану, история Травки)

80

Контрольное сочинение. Характеристика персонажа художественного произведения

Развитие речи.

81-82

А.А. Ахматова

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими

и героическими событиями отечественной истории XX века.

Иллюстрации к произведению.

Тема духовной свободы народа. Мотив, анафора, эпитет.

Знать значение художественной детали в тексте

Уметь строить монологическое высказывание.

Выразительное чтение, участие в диалоге по прочитанным произведениям

83-84

Проблематика произведений Д.С.Самойлова «Сороковые», М.В.Исаковского «В прифронтовом лесу».

Презентация.

Обобщить  теоретические сведения по теме «Лирика»

Уметь строить монологическое высказывание.

Эвристическая беседа по вопросам учебника Выразительное чтение, устное словесное рисование

85

В.Астафьев. Краткие сведения о писателе.

Презентация.

Тема, проблема, сюжет, образ-персонаж, идея рассказа

Знать основные факты биографии

Уметь строить монологическое высказывание.

Эвристическая беседа по вопросам учебника

86-87

Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Презентация.

Тема, проблема, сюжет, образ-персонаж, идея рассказа

Знать законы организации эпических произведений

Уметь строить монологическое высказывание.

Устное словесное рисование интерьера деревенской избы

88-89

Н.М.Рубцов, Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина»

Иллюстрации к произведению.

Художественная идея, кольцевая композиция

Знать художественную идею произведения

Уметь строить монологическое высказывание.

Выразительное чтение, чтение наизусть

90

Анализ письменных работ.

Иллюстрации к произведению

Развивать умение анализировать и редактировать написанное

Развитие речи.

Из зарубежной литерературы

91-92

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна

ночь». История создания, тематика, проблематика.

Иллюстрации к произведению.

Творческая биография.

Знать историю создания, тематику, проблематику.

Уметь работать со справочниками, дополнительными источниками информации

Лингвистический анализ стихотворного текста.

93-94

Я. и В. Гримм

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Иллюстрации к произведению.

Знать тематику и проблематику сказки.

Уметь работать со справочниками, дополнительными источниками информации

95

О.Генри. Краткие сведения о писателе.

Фрагменты видеофильма

Юмористическое произведение

Знать особенности юмористического произведения.

Уметь строить монологическое высказывание.

Эвристическая беседа по вопросам учебника

96-97

«Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

Фрагменты видеофильма

Новелла, ирония.

Знать проблематику рассказа.

Уметь строить монологическое высказывание.

Эвристическая беседа по вопросам учебника

98-99-100

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»:

жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и

основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Презентация.

Пафос произведения, сюжет, художественный образ

Знать, в чем   состоит пафос произведения

Уметь строить монологическое высказывание.

Цитатный план, пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения

101-102

Итоговые уроки. Рекомендации для летнего чтения.

Презентация.

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )

Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю)  в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев

Настоящая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,  Примерной программы основного общего о...

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина

Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина в объеме 3 часа  в неделю...

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина составлена в соответствии с ФГОС...