«Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков. Класс: 7 Урок литературы
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Цель урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе.. (понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»);
Задачи:
- развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;
- воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.
- Подростки получают возможность и повод задуматься о жизненно важных проблемах,
- определить свое отношения к нравственным ценностям;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poucheniya_vladimira_monomaha_-_urok_literatury_7_klass.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.
Класс: 7
Урок литературы
Цель урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе.. (понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»);
Задачи:
- развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;
- воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.
- Подростки получают возможность и повод задуматься о жизненно важных проблемах,
- определить свое отношения к нравственным ценностям;
Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа - сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей, я волнуюсь и хочу, чтобы наш урок прошел хорошо, не могли бы вы мне что- нибудь посоветовать, пожелать? (Дети советуют не волноваться, успокоиться, обещают свою поддержку)
Актуализация знаний:
- Я вам очень благодарна за советы и пожелания, я ими обязательно воспользуюсь. У вас, наверное, тоже встречались такие ситуации, когда нужен был чей- то совет? А к кому вы обращаетесь за советами? (Ответы детей в режиме полилога). (Создание благоприятного психологического климата на уроке, обстановки комфортности и доброжелательности.)
Советуют или говорят свои пожелания люди с тем, чтобы ПОМОЧЬ!
Сегодня мы обратимся к « Поучению Владимира Мономаха» и постараемся выяснить , в чём заключается значение «Поучения» для нашего времени, чем оно интересно для нас?
- Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)
Древнерусская литература - бесценный кладезь поэзии, необыкновенного мастерства и глубинного содержания творений русского народа.
Сегодня мы обратимся к имени Владимира Мономаха, познакомимься с нравственными заветами Древней Руси.
Мономах жил в трудные времена, когда между отдельными князьями не прекращались междоусобицы, вражда, когда на Руси не было единства, и этим пользовались враги, постоянно нападавшие на Киевскую Русь. Он не жалел своих сил для укрепления единства Руси, для борьбы с теми, кто пытался покорить Киевскую Русь.
Слайды о Мономахе или
«XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано «Поучение» сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов. По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков). В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…»
- Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? Произведения, написанные несколько веков назад?
Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? ( В десятом веке.)
Советам каких людей вы прислушиваетесь?
(авторитетным)
- Можно ли считать князя авторитетным для нас человеком?
Учитель:
Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым и смелым правителем.
Итак, думаю у такого человека можно и поучиться. Мономах имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства.
В нашем учебнике дан отрывок «Поучение чадам своим». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным.
Как вы понимаете значение слова «чадо»? (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины. )
Итак, Поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для правителей и простых людей, обличались пороки, прославлялись добродетели.
Учитель:
- Выразительное чтение.
Неспешного, вдумчивого чтения, как вы заметили, требует «Поучение» Владимира Мономаха.
- задание классу: выпишите самое, на ваш взгляд, важное : сформулируйте основную идею «Поучения». С какой целью написано это произведение?
Чем ценно «Поучение» Владимира Мономаха для современной молодёжи? Что полезного для себя вы извлекли, размышляя о наставлениях древнего автора?
Напишите это в виде кластера ( так вам легче будет содержательно и логично высказать свое мнение )
(КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом» (Т.Вуджик. Как создать идею.СПб.,1997, с.69.) Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Работать можно в парах , группах или индивидуально
Выслушать аргументированные выступления обучающихся – вызвать на диалог, полилог.
Выводы:
- Д. С.Лихачев в книге «Земля родная» пишет: «Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь… Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем…Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь».
- Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.
«Поучения» написаны почти 1000 лет назад, но и сегодня мы с большим интересом и с уважением относимся к советам, оставленным В.Мономахом.
Основная идея «Поучения» - мир и согласие во всех русских землях.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
Конспект содержит элементы кейс-технологии....
Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.
Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе, развивает логику, умение анализировать, воспитывает самостоятельность и ответственно...
Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»
Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...
«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
Урок литературы в 7 классе...
Урок по литературе «Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.
Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..2) понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;3) развит...
«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха».
Данное внеклассное мероприятие посвящено Великому русскому князю Владимиру Мономаху. Оно знакомит с особенностями поучения как жанра литературы, способствует осмысленному пониманию «Поучения&raq...