Урок по литературе «Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..
2) понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;
3) развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;
4) воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_poucheniya_monomaha.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поучения Владимира Мономаха» -
нравственное завещание наших предков.
Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..
- понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;
- развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;
- воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.
Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа - сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах
Учитель:
- Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.
Запишите в тетрадях число, тему урока : «Поучения» Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков».
«» В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из «Евангелия», ставшие пословицей: « как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…».
Итак, мы второй урок изучаем древнерусскую литературу.
Прочитаем слова Тургенева
- слайд 1 – написание темы урока.
- слайды2-3 (слова Тургенева и Лихачёва, известного исследователя древнерусской культуры).
- Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? Произведения, написанные несколько веков назад?
Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? ( В десятом веке.)
- И.С.Тургенев и Д.С.Лихачёв утверждают, что прошлое и настоящее связаны и наши далёкие предки помогают решать сегодняшние проблемы.
Цель.
Сегодня мы изучаем ещё одно произведение. Как вы думаете, для чего вы должны знать его?
Итак, нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» для нашего времени, чем оно интересно для нас, и постараться понять его смысл.
- Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)
3. Итак, поучение, в ДРЛ не просто совет, наставление - произведение, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.
(Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.)
Учитель:
- Чему же нас учит Владимир Мономах? Следует ли нам следовать его советам? Советам каких людей вы прислушиваетесь?
(авторитетным)
- Можно ли считать князя авторитетным для нас человеком?
- Послушаем, кем он был.
Задание классу: записать хронологию жизни Владимира Мономаха.
Сообщение:
- Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.
По свидетельству, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.
С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах. Около 1067 года (дата предположительная) Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.
- После смерти отца в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку .
Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны.
Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Русь была освобождена.
Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах возглавил правление страной.
В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Диоген погиб, а новый византийский император Алексей послал к Мономаху царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".
Учитель:
Каким правителем был князь? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли. - Итак, Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым и смелым правителем.
Учитель:
Итак, думаю у такого человека можно и поучиться. Мономах имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства. Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах.)
Учитель:
Владимир Мономах был не только хорошим правителем, но имел литературный талант. Прожив славную жизнь, он пишет незадолго до смерти поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания. В тексте Лаврентьевской летописи были обнаружены 2 сочинения Владимира Мономаха – «Поучение чадам своим» и «Послание двоюродному брату князю Олегу Святославичу».
В нашем учебнике дан отрывок «Поучение чадам своим». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным.
Как вы понимаете значение слова «чадо»? (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины. )
Итак, Поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для правителей и простых людей, обличались пороки, прославлялись добродетели.
Учитель:
Поучение как литературный жанр имело свои правила создания.
- Для древнерусской литературы обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его описанием.(чтение вступления)
- Задача вступления – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного.
- Затем следуют сами поучения.
- Выразительное чтение.
- перед чтением задание классу: выпишите самое, на ваш взгляд, важные советы не только для того времени, но и для нас.
- У нас в классе будет свой летописец, он записывает поучения, которые кажутся важными большинству.
Обратите внимание, каждый раз автор не только даёт наставление, но и объясняет, почему так надо поступать.
- «Почение написано в 11 веке, не устарело ли оно?
- послушаем нашего урокописца, какие советы вы считаете самыми важными?
Учитель:
- вам приходилось слушать наставления и советы в своей жизни?
- а самим приходилось кого-нибудь наставлять?
Задание: соблюдая структуру поучения, написать своему другу советы в форме поучения.
(хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна)
5. Итоги урока. Рефлексия.
- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
1 Написать сочинение-рассуждение. «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.
Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе, развивает логику, умение анализировать, воспитывает самостоятельность и ответственно...
Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»
Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
«Поучения Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков. Класс: 7 Урок литературы
Цель урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе.. (понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»);Задачи:развитие логи...
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...