Рабочая программа по литературе с использованием УМК С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе с использованием УМК С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. 11 класс. Рассчитана на 136 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature._11_klass.docx | 54.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
11 класс
Пояснительная записка
(базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе (базовый уровень), на основании примерной программы среднего общего образования по литературе с использованием УМК С.А. Зинина, В.А. Чалмаева:
С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. - М «Русское слово» 2014
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. 1-ое, 2-ое полугодие. Универсальное издание, (М.: Дрофа) 2010 г.
Цели:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи:
1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.
5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Место предмета
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта в 11 классе на изучение литературы отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Из регионального компонента был добавлен еще 1 час. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 136 часов.
Основное содержание программы
Литература XX в. (136ч.)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (96ч..)
Обзор русской литературы первой половины XX в. (1 ч.)
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX—XX вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».
И. А. Бунин (4ч.+1ч.=5 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
А. И. Куприн (2ч.+1ч.=3ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет»
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький (5ч.+2ч.=7ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX в. (1 ч.)
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (2 ч.)
Пьеса «Пигмалион».
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо».
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Обзор русской поэзии конца XIX — начала XX в. (13 ч.)
Обзор (1 ч.)
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм (1 ч.)
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...».
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событии как пришествия нового Мессии.
Акмеизм (1 ч.)
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье И. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм (1 ч.)
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия (1 ч.+ 1ч.)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIXв. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX — начала XX в.
А. А. Блок (7ч+2ч.=9ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В. В. Маяковский (5 ч.+1ч=6ч.)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин (5ч+1ч.=6 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...».
Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
М. И. Цветаева (3 ч.+1ч.=4ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...».
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий...», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам (3 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Тristiа».
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова (5ч.+2ч.=7 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля».
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак (4 ч.+2ч=6ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков (6 ч.+3ч.=9ч.)
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов (2 ч.+1ч=3ч)
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов (6 ч.+2ч=8ч)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (29ч)
Э. Хемингуэй (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Обзор русской литературы второй половины XX в. (2 ч.+1ч.=3ч)
Великая Отечественная война, ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский (2 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины....
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов (2 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын (4 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин (2 ч.)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков (2 ч.)
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин (2 ч.)
Повесть «Прощание с Матёрой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов (1 ч.)
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Р. Гамзатов (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения". «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...».
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
И. А. Бродский (1 ч.)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».
Б. Ш. Окуджава (1 ч.)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х гг. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов (2ч.+2ч.=4 ч.)
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Сочинение по русской литературе второй половины XX в.
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Список произведений для уроков внеклассного чтения
А. Фадеев (2ч)
«Разгром». Обзор творческого пути Фадеева. Истории создания романа «Разгром», тема, основная мысль. Интеллигенция и революция
В. Кондратьев (2ч.)
«Сашка». Знакомство с писателем В. Кондратьевым. Представление о необычном подходе писателя к изображению войны. Характер русского солдата. Проблема нравственного выбора на войне. Подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.
В. Пелевин (2 ч.).
В. Пелевин - наиболее яркий представителем русского постмодернизма. Роман «Чапаев и Пустота». Своеобразие романа «Чапаев и Пустота» (воплощение ведущих черт художественного стиля В. Пелевина, отражение в романе характерных черт постмодернизма, философских идей буддизма). Авторское понимание темы сна, сравнить его с классическим.
Е. Ерофеев (1ч.)
Знакомство с творчеством. «Москва-Петушки». Поэма в прозе «Москва - Петушки» как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени.
Людмила Петрушевская (2ч.)
Знакомство с творчеством. Рассказ «Как ангел». Жизнь современного “маленького” человека. Жёсткие, но насущные вопросов бытия, заставляющих задуматься читателя о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.
Т. Толстая (1 ч.)
Краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого явления постмодернизма. Нравственная проблематика рассказа «Соня». Основные черты поэтики: устойчивый интерес к странным, нелепым героям (в основном детям, старухам, ненормальным), жесткая, отстраненная авторская позиция, «бесслезная традиция», перепутывание «важного и неважного», отказ «от постулатов жизнеподобия», от установки «на тепловатое сочувствие любому персонажу».
Л.Е. Улицкая (1ч.)
Знакомство с творчеством Л.Е. Улицкой. Рассказ «Утка». Тематика и проблематика рассказа.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
Литература ХХ века | 136 | |
I. | Введение | 1 |
II. | Литература первой половины ХХ века | 96 |
1 | Обзор русской литературы первой половины XX века | 1 |
2 | И.А. Бунин Р/р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина | 4+1 |
3 | А.И. Куприн | 3 |
4 | М. Горький Р/р. Сочинение по творчеству М. Горького | 6+1 |
III. | Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ в. | 1 |
1 | Б.Шоу | 2 |
2 | Г. Аполлинер | 1 |
IV. | Обзор русской поэзии конца ХIX в. – начала ХХ в. | 13 |
1 | Обзор. Серебряный век | 1 |
2 | Символизм | 1 |
3 | В.Я. Брюсов | 1 |
4 | К.Д. Бадьмонт | 1 |
5 | А. Белый | 1 |
6 | Акмеизм | 1 |
7 | Н.С. Гумилев | 1 |
8 | Футуризм | 1 |
9 | И. Северянин | 1 |
10 | В.В. Хлебников | 1 |
11 | Крестьянская поэзия | 1 |
12 | Н.А. Клюев Р/р. Сочинение по творчеству поэтов конца ХIХ-начала ХХ в. | 1+1 |
13 | А.А. Блок Р/р. Сочинение по творчеству А.А. Блока | 8+1 |
14 | А.А. Ахматова Р/р. Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой | 6+1 |
15 | М. Цветаева | 4 |
16 | В.В. Маяковский | 6 |
17 | С.А. Есенин Р/р. Сочинение по творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина | 5+1 |
18 | О.Э. Мандельштам | 3 |
19 | М.А. Шолохов Р/р. Сочинение по роману «Тихий Дон» М.А. Шолохова | 7+1 |
20 | М.А. Булгаков Р/р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова | 8+1 |
21 | Б.Л. Пастернак Вн/ч. А. Фадеев. «Разгром» | 6+2 |
22 | А.П. Платонов | 3 |
III. | Литература второй половины XX века | 29 |
1 | Э. Хемингуэй | 2 |
2 | Обзор русской литературы второй половины ХХ в. Вн/ч. В. Кондратьев «Сашка» | 3+2 |
3 | А.Т. Твардовский | 2 |
4 | Н.М. Рубцов | 1 |
5 | В.Г. Распутин | 2 |
6 | В.Т. Шаламов | 2 |
7 | А.И. Солженицын | 4 |
8 | В.М. Шукшин | 2 |
9 | В.В. Быков | 2 |
10 | Р. Гамзатов | 1 |
11 | И.А. Бродский | 1 |
12 | Б.Ш. Окуджава | 1 |
13 | А.В. Вампилов Р/р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ В. | 2+2 |
IV. | Обзор литературы последнего десятилетия Вн/ч. В. Пелевин. Роман «Чапаев и Пустота» Вн/ч. Е. Ерофеев. Поэма в прозе «Москва - Петушки» Вн/ч. Л.С. Петрушевская. «Как ангел». Вн/ч. Т. Толстая. «Соня». Вн/ч. Л.Е. Улицкая. Рассказ «Утка». | 1+7 |
V. | Итоговый урок | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно – методический комплект
1. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 я. - М «Русское слово» 2014
2. Литература. 11 класс. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. Н.В. Золотарева. Москва «ВАКО» 2005
3. Литература в основной и профильной школе. Поурочное планирование. 11 класс. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович М., ТЦ Сфера, 2007
4. Литература. ЕГЭ. Сборник тренировочных тестов. Е.А. Самойлова и др. М., «Экзамен» 2010
Календарно - тематическое планирование по литературе в 11 классе
№ урока | Дата | Раздел программы. Тема урока | |
план | ф а к т | ||
I полугодие | |||
1 | 1нед. | Введение – 1ч. Русская литература XX века в контексте мировой культуры | |
2 | Литература первой половины XX века (93 ч) Обзор русской литературы первой половины XX века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв. | ||
3 | И. А. Бунин – 5 ч. И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина | ||
4 | Рассказ «Антоновские яблоки». Тема угасания «дворянских гнезд» | ||
5 | 2нед. | Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». | |
6 | «Чистый понедельник». Психологизм бунинской прозы. | ||
7 | Р/р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина | ||
8 | А. И. Куприн – 3ч. А. И. Куприн. Жизнь и творчество. | ||
9 | 3нед. | А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести «Гранатовый браслет». | |
10 | А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности. | ||
11 | М. Горький – 7 ч . М. Горький. Жизнь и творчество | ||
12 | Романтизм ранних рассказов Горького | ||
13 | 4нед. | М. Горький. «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы | |
14 | М. Горький. Пьеса «На дне» как социально-философская драма | ||
15 | М. Горький. Проблема духовной разобщенности людей | ||
16 | М. Горький. Проблема счастья в пьесе | ||
17 | 5 нед. | Р/р. Сочинение по творчеству М. Горького | |
18 | Обзор зарубежной литературы первой половины XX века – 1ч. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX века | ||
19 | Бернард Шоу - 2 ч. Бернард Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе | ||
20 | Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей | ||
21 | 6нед. | Г. Аполлинер – 1ч. Г. Аполлинер. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо». Темы лирики. | |
22 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века – 13ч. Обзор. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». | ||
23 | Символизм – 1ч. Символизм. Истоки русского символизма. | ||
24 | В. Я. Брюсов – 1ч. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова | ||
25 | 7нед. | К. Д. Бальмонт – 1ч. К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта | |
26 | А. Белый – 1ч. А. Белый. Жизнь и творчество(обзор). Интуитивное постижение действительности | ||
27 | А. А. Блок – 9ч. А. А. Блок. Жизнь и творчество. | ||
28 | А. А. Блок. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы | ||
29 | 8нед. | А. А. Блок. Образ Прекрасной Дамы. «Незнакомка». Соотношение идеала и действительности | |
30 | Тема города в творчестве А. А. Блока. | ||
31 | А. А. Блок. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. | ||
32 | А. А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции | ||
33 | 9нед. | А. А. Блок. «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции | |
34 | А. А. Блок. «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы | ||
35 | Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Блока | ||
36 | Акмеизм – 1ч. Истоки акмеизма. Программа акмеизма. | ||
37 | 10нед. | Н. С. Гумилев – 1ч. Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике | |
38 | Футуризм – 1ч. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. | ||
39 | И. Северянин – 1ч. И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества | ||
40 | В. В. Хлебников – 1ч. В. В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова | ||
41 | 11нед. | Крестьянская поэзия – 1ч. Крестьянская поэзия . Особое место крестьянской поэзии в литературе начала XX в. | |
42 | Н. А. Клюев – 1ч. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). | ||
43 | Р/р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX- начала XX в. | ||
44 | А. А. Ахматова – 7ч. А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. | ||
45 | 12нед. | А. А. Ахматова. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. | |
46 | А. А. Ахматова. Темы любви и искусства. | ||
47 | Патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой | ||
48 | А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». История создания и публикации | ||
49 | 13нед. | А. А. Ахматова. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема» | |
50 | Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой | ||
51 | М. И. Цветаева – 4ч. М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). | ||
52 | М. И. Цветаева. Основные темы творчества Цветаевой. | ||
53 | 14нед. | М. И. Цветаева. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в лирике | |
54 | М. И. Цветаева. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. | ||
55 | В. В. Маяковский – 6ч. В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. | ||
56 | Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. | ||
57 | 15нед. | В. В. Маяковский. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. | |
58 | В. В. Маяковский. Особенности любовной лирики. | ||
59 | В. В. Маяковский. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. | ||
60 | В. В. Маяковский. Сатирические образы в творчестве Маяковского. | ||
61 | 16нед. | С. А. Есенин – 6ч. С. А. Есенин. Жизнь и творчество. | |
62 | С. А. Есенин. Тема Родины в поэзии Есенина. | ||
63 | С. А. Есенин. Отражение в лирике особой связи природы и человека. | ||
64 | С. А. Есенин. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | ||
II полугодие | |||
65 | 17нед. | С. А. Есенин. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. | |
66 | Р/р. Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина | ||
67 | О. Э. Мандельштам – 3ч. О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | ||
68 | О. Э. Мандельштам. Представление о поэте как хранителе культуры. | ||
69 | 18нед. | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. | |
70 | М. А. Шолохов – 8ч. М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы» | ||
71 | История создания романа-эпопеи «Тихий Дон» | ||
72 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Система образов в романе | ||
73 | 19нед. | М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Глубина постижения исторических процессов в романе | |
74 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Тема разрушения семейного и крестьянского укладов | ||
75 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон». «Вечные» темы в романе. | ||
76 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Функция пейзажа в романе. Смысл финала | ||
77 | 20нед. | Р/р. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» | |
78 | М. А. Булгаков – 9ч. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. | ||
79 | Сатира М. А. Булгакова | ||
80 | М. А. Булгаков. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» | ||
81 | 21нед. | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Эпическая широта и сатирическое начало в романе | |
82 | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Москва и Ершалаим | ||
83 | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Библейские мотивы и образы в романе | ||
84 | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Фигура Понтия Пилата и тема совести | ||
85 | 22нед. | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Изображение любви как высшей духовной ценности | |
86 | Р/р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова | ||
87 | Б. Л. Пастернак – 6ч. Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). | ||
88 | Б. Л. Пастернак. Тема поэта и поэзии | ||
89 | 23нед. | Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. | |
90 | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа | ||
91 | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Христианские мотивы. | ||
92 | Б. Л. Пастернак. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа | ||
93 | 24нед. | Вн/ч. А. Фадеев. «Разгром». Истории создания романа. | |
94 | Вн/ч. А. Фадеев. «Разгром». «Кто он, Павел Мечик?» | ||
95 | А. П. Платонов – 3ч. А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Традиции М. Е. Салтыкова- Щедрина. | ||
96 | А. П. Платонов. «Котлован». Характерные черты времени в повести | ||
97 | 25нед. | «Непростые» простые герои Платонова | |
98 | Литература второй половины XX века - 27ч Э. Хемингуэй – 2ч. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика повести «Старик и море» | ||
99 | Э. Хемингуэй «Старик и море». Образ рыбака Сантьяго | ||
100 | Обзор русской литературы второй половины XX века – 3ч. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе | ||
101 | 26нед. | Вн/ч. В. Кондратьев «Сашка». Характер русского солдата. | |
102 | Вн/ч. В. Кондратьев «Сашка». Проблема нравственного выбора на войне | ||
103 | «Лагерная» тема. Постановка острых нравственных и социальных проблем | ||
104 | «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала | ||
105 | 27нед. | А. Т. Твардовский – 2ч. А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Исповедальный характер лирики Твардовского. | |
106 | А. Т. Твардовский. Тема памяти в лирике Твардовского. | ||
107 | Н. М. Рубцов – 1ч. Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира Н. М. Рубцова. | ||
108 | В. Г. Распутин – 2ч В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести | ||
109 | 28нед. | В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений. | |
110 | В. Т. Шаламов -2ч. В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). История создания «Колымских рассказов». | ||
111 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Шоковая терапия» | ||
112 | А. И. Солженицын - 4ч. А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории | ||
113 | 29нед | А. И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». | |
114 | А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | ||
115 | А. И. Солженицын. «Матренин двор». Философский смысл рассказа | ||
116 | В. М. Шукшин -2ч. Жизнь. Творчество. Личность писателя | ||
117 | 30нед. | В. М. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах | |
118 | В. В. Быков – 2ч.. В. В. Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения | ||
119 | В. В. Быков. Повесть «Сотников». Мастерство психологического анализа. | ||
120 | Р. Гамзатов – 1ч. Р. Гамзатов. Жизнь и творчество (обзор). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. | ||
121 | 31нед | И. А. Бродский-1ч. И. А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. | |
122 | Б. Ш. Окуджава. Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии. | ||
123 | А. В. Вампилов – 2ч. А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. | ||
124 | А. В. Вампилов. «Утиная охота». Зилов как художественное открытие драматурга | ||
125 | 32нед. . | Р/р. Сочинение по русской литературе второй половины XX в. | |
126 | Р/р. Сочинение по русской литературе второй половины XX в. | ||
127 | Обзор литературы последнего десятилетия-1ч. Основные тенденции современного литературного процесса | ||
128 | В. Пелевин – 2ч. Вн/ч. В. Пелевин - наиболее яркий представителем русского постмодернизма. Роман «Чапаев и Пустота» | ||
129 | 33нед. | Вн/ч. В. Пелевин. «Чапаев и Пустота». Своеобразие романа. | |
130 | Е. Ерофеев – 1ч. Вн/ч. Е. Ерофеев. Поэма в прозе «Москва - Петушки» | ||
131 | Л.С. Петрушевской – 2ч. Вн/ч. Л.С. Петрушевской. «Как ангел». Жизнь современного “маленького” человека. | ||
132 | Вн/ч. Л.С. Петрушевской «Как ангел». «Все мы немножко ангелы». | ||
133 | 34нед. | Т. Толстая – 1ч Вн/ч. Проза Т. Толстой. Рассказ «Соня». Нравственная проблематика. | |
134 | Л.Е. Улицкая – 1ч. Вн/ч. Л.Е. Улицкая. Рассказ «Утка». Тематика и проблематика рассказа. | ||
135 | Подведение итогов | ||
136 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента. Она рассчитана на 3 учебных часа в неделю. В программе указаны требования к знаниям и умениям обучающихся, типы уроков, методы обучени...
Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс
Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс. Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...
Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А.Чалмаева
Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А.Чалмаева...
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
Рабочая программа по литературе для 11 класса (учебник В.А.Чалмаева, С.А.Зинина)
Программа по литературе на 102 часа (3 часа в неделю) - учебник В.А.Чалмаева и С.А.Зинина...
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 105 часов по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
Рабочая программа по литературе для 11-Б класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных Федеральным государственным стандартом среднего (полног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Использование языка программирования Python для решения задач» 11 класс
Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения...