Рабочая программа по литературе 11 классР
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Тетерко Юлия Александровна

Рабочая программа по литературе содержит пояснительную записку, учебный план и каледарно-тематическое планирование по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_i_poyasnit.zapiska_lit._11.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

.                       Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009. 

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;  основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Пояснительная записка

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление, классификация;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел, фантастика.

Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.                         

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

                    Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.         

                   

Учебно-тематическое планирование по литературе

     Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы  как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)

Всего

часов

Уроков развития речи (Р/р)

Уроков внеклассного чтения (В/ч)

1 четверть

9 недель

27

2

1

2 четверть

7 недель

21/48

2

2

3 четверть

10 недель

30/78

2

1

4 четверть

9 недель

27/105

4

2

год

35 недель

105

10*

6

Класс 11  (базовый уровень)    

Количество часов:

Всего – 105; в неделю – 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи)  -  10* (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения),  уроков внеклассного чтения – 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Основное содержание

Литература XX века (90ч)

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века. (1 час)

Литература первой половины XX века (70ч)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин (4ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.  Сочинение по творчеству М.Горького.

          А.И. Куприн (3ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (12ч)  

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

     А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

 А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

      «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч)  А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (8ч)  Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

В. В. Маяковский (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина»,  «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

А. Н. Толстой. (2ч) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

      М. А. Шолохов (6ч) Жизнь и творчество.  Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

      М. А. Булгаков (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

      Б. Л. Пастернак (3ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

Литература периода Великой Отечественной войны

        А. Т. Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

        Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. 

        В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.

  А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть  

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

ФК ГОС 

Домашнее задание

Элементы соде ржания

Требования к уровню подготовки

Развитие компетентности

1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века.

1

02.09

Русская литература. Направления.

  Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. Уметь видеть взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние

Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3

Литература первой половины  XX -го века

(70ч)

2

Обзор русской литературы первой половины  XX -го века

1

03.09

«Серебряный век», «модернизм»,  «декаданс». Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве.

Знать о тенденциях русской литературы, знать  толкование понятий

 

Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина.

Подготовить сообщения о писателе.

И. А. Бунин

(4ч)

3

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

04.09

Лиризм

Знать основные биографические сведения о

И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями.  Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Выучить наизусть 1 стих на выбор

Сост. план «Основные темы лирики Бунина»

4

Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний в рассказе «Антоновские яблоки».

1

09.09

Литературный процесс. Поэтика. Тропы и фигуры.

Стр 30-37, читать, отв. вопросы .

5

Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

10.09

Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви

6

Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей в рассказе «Чистый понедельник».

1

11.09

Ценности. Духовность. Интепретация

Подготовить рассказ по теме урока.

Стр41-54, перечитать рассказы М.Горького

М. Горький

(5ч)

7

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказе «Старуха Изергиль».

1

16.09

Романтизм. Философско – этическая проблематика. Тематический стержень Композиция.

Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений,  значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в повести «Фома Гордеев», философско-этическую проблематику

пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

Стр. 62-65, пересказ

8

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев»

1

17.09

Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне»

9

Философско-этическая проблематика пьесы «На дне».

1

18.09

Стр.72-80, пересказ

10

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы «На дне». 

1

23.09

Выписать высказывания героев (по вариантам)

11

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

24.09

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

А.И. Куприн

3ч+2ч

12

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

25.09

Знать основные биографические сведения об А.И.Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам

13

«Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества.

1

30.09

Стр. 92-95, пересказ, подготовить вопросы по повести.

14

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

01.10

Стр.96-98, читать, ответить на вопросы. Сбор материалов к классному сочинению

15

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна.

1

02.10

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Задания по группам

16

В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный»

1

07.10

.

Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи

Серебряный век

(12ч)

17

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» 

1

08.10

Серебряный век. Ренессанс. Символизм. Символика

Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века  (символизм, акмеизм, футуризм).

Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений,  роль символики, новые понятия.

Понимать истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы.

Распознать глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.

Написать соч.-миниат.

Подготовить выразительное чтение стихов

18

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

09.10

Стр.116-139, пересказ. Отв.  на вопросы в тетради.

19

Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта В. Брюсова.

1

14.10

Стилистическая строгость

Выучить наизусть и проанализировать стихотвор-е В.Брюсова

20

 «Солнечность» и «моцартианство»  поэзии К. Бальмонта.

1

15.10

Солнечность

Моцартианство

Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта.

21

 Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского

1

16.10

Исповедальная лирика

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам

22

Тема родины, боль и тревога за судьбу России в творчестве А. Белого.

1

21.10

Закончить работу над конспектом лекции. Подготов. к беседе по вопросам

23

Жизнь и судьба поэта А. А. Блока.

1

22.10

Акмеизм

Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание

Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение  образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи.

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Уметь выразительно читать стихотворения.

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Сделать закладки по темам Задания по группа (анализ глав)

24

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

23.10

Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания

25

Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара.

1

28.10

Футуризм

Творческие задания на выбор

26

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

29.10

Подготовить                                                                                                                                                                                                                            ся к письм. работе

27

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

1

30.10

Написать сочинение. Выучить стихи.

28

Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме «Двенадцать».

1

11.11

символ

.

Подготовить сообщения о А.Блоке

Стр. 173-178, пересказ

29

Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме.

12.11

«Преодолевшие символизм»

30

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

1

13.11

Символизм

Знать темы истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилева. Знать «музу дальных странствий» как поэтическую эмблему гумилевского неоромантизма.

Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян») Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его

31

Своеобразие лирических сюжетов Н. С. Гумилева.

1

18.11

Акмеизм

неоромантизм

Отв. на вопросы. Подготовить

ся к самост. работе

32

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

1

19.11

Кубофутуризм

Задания по группам

33

Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества И. Северянина.

1

20.11

словотворчество

Сделать сообщения по  предложенным темам

34

Творчество поэта В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

1

25.11

Раскрыть смысл образов в стихах (по вариантам).

35

Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века

1

26.11

Подготовить вопросы к семинару

А. А. Ахматова

(5ч)

36

Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

27.11

Средства художественной выразительности.

Знать основные биографические сведения о А.А.Ахматовой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры., особенности жанра и конфликта поэмы, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

Закончить конспект лекции.

Сообщение «Портреты Ахматовой»

37

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

1

02.12

Выучить стих-е наизусть, сделать письм. анализ стих-я

38

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

03.12

Исповедальная лирика

Перечитать  поэму. Выделить мотивы  пр-я. Задание по группам

39

 Монументальность, трагическая мощь поэмы «Реквием».

1

04.12

Монументальность

Подготовиться к  письменной работе.

40

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы «Реквием».

1

09.12

Историческая память

Подгото

вить сообщения о поэте. Задания по группам

М. И. Цветаева

(3ч)

41

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

10.12

Лирический дневник

Знать основные биографические сведения о М.А.Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть

Пересказ конспекта лекции, читать программные стихи М.Цветаевой.

42

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

11.12

Исповедальность

Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е.

Отв. на вопросы

43

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

1

16.12

Выучить стихотворение.  Сделать его  анализ. Отв. на вопросы

44

 «Сибирская» проза В. Шишкова

1

17.12

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

.

Индивид. сообщения. Подготовить

ся к письменной работе

45

Развитие традиций отечественной сатиры.

1

18.12

Сатира

Знать, как развивалась отечественная сатира в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дона Аминадо.

Мастерство Аверченко в выборе приемов комического

Сделать закладки по темам

46

Темы и мотивы сатирической новеллистики

А. Аверченко.

1

23.12

Сатира. Новелла. Новеллистика

Подготовить развернутый ответ на вопрос.

47

 Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе

М. Пришвина.

1

24.12

Понять идею феномена «сгущения добра» и художественные особенности в прозе М.Пришвина

Повторить изученное

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

(8ч)

48,

49

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован»

2

25.12

13.01

Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Смысл трагического финала повести «Котлован».Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Знать основные биографические сведения о  писателе                  соотнести его произведение с литературными  и историческими событиями  эпохи.      

 

Подготовить

сообщения о писателе. Задания по группам

50

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

1

14.01

Пространство и время

Пересказ лекции. Подготовить вопросы по теме.

51

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»

1

15.01

Метафоричность

Перечитать роман Е.Замятина «Мы»

52

Развитие жанра антиутопии в романе

Е. Замятина «Мы»

1

20.01

Антиутопия

Знать, что такое утопия и антиутопия. Понимать, что прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.  Роман «Мы» не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия. Подумать над актуальностью проблемы ответственности науки и людей науки перед обществом.

Сопоставить роман Замятина «Мы»  и «Историю одного города»   Салтыкова-Щедрина.

53

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.Замятина «Мы»)

1

21.01

Судьба личности

Задания по группам

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщения о поэте.

54,

55

Трагизм поэтического мышления

О. Мандельштама.

2

22.01

27.01

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к  стихам О.Э. Мандельштама

Выучить стихотворен.  Сделать его  анализ. Отв. на вопросы

В. В. Маяковский.

(5ч)

56

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского

1

28.01

Поэт и толпа

Понять тему поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема  «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений

Уметь  анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

Закончить конспект лекции.

Отв. на вопросы

57

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

29.01

Художник

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

58

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

03.02

Гримаса

Выучить стихотв. и поставить вопросы, кот оно вызывает, для обсуждения в классе.

59

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

04.02

Читать поэмы Сделать закладки по темам

60

Поэмы В. В. Маяковского. Проблематика, художественное своеобразие.

1

05.02

Подготовка рефератов по теме «Проза 30-х годов о людях труда»

С. А. Есенин.

(5ч+2ч)

61

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта С. Есенина

1

10.02

Лирика

Знать своеобразие стиля поэта. Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Уметь видеть динамику развития любовной лирики Есенина. Уметь видеть религиозные мотивы в ранней лирике поэта.

Составить план-схему по биографии, используя материал урока и учебника Сопоставить стихи Тютчева и Фета.

62

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

11.02

Антитеза города и деревни

Пересказ статьи учебника. Письменно проанализировать стихотв.

63

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

12.02

Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».

64

Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души.

1

17.02

Поэзия русского бунта

Читать поэмы Есенина

65

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

18.02

Лирическое и эпическое начала

Собрать материалы для классного сочинения.

66

Р/р Классное сочинение по творчеству

 В. Маяковского и С. Есенина.

1

19.02

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Индивидуальные сообщения.

Литературный процесс.

(4ч)

68

Духовная атмосфера 30-х – начала 40-х годов и ее отражение в литературе.

1

24.02

Духовная атмосфера

Иметь представление о духовной атмосфере десятилетия и её отражении в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Владеть монологическим устным ответом.

Закончить конспект лекции. Отв. на вопросы

69

Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова.

1

25.02

Драматургия

Подготовиться к защите рефератов по теме «Проза 30-х годов о людях труда».

70

Р/р Проза 30-х годов о людях труда.

Защита рефератов

1

26.02

Читать рассказ С.Залыгина «Бабе Ане – сто лет»

71

Своеобразие  рассказа С.Залыгина «Бабе Ане – сто лет»

1

02.03

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

72

Своеобразие романа А. Н. Толстого  «Петр Первый».

1

03.03

Знать образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения

Пересказ лекции и материалов учебника Составить вопросы по тексту (по вариантам)

73

Проблема народа и власти, личности и истории в романе «Петр Первый»

1

04.03

Проблема. История

Индивидуальные сообщения о писателе.

М. А. Шолохов.

Роман «Тихий Дон»

(6ч)

74

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.

1

09.03

Иметь представление о исторической широте и масштабности эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона».

Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем народного правдоискательства. -своеобразие «Тихого Дона»

Знать содержание романа-эпопеи, особенности стиля и художественного мира писателя, основные черты жанра романа- эпопеи, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь делать обобщения по прочитанному тексту,  аргументировано формулировать свое отношение к произведению

Сделать закладки по темам

Ответить на вопросы

75

Картины жизни донского казачества.

1

10.03

Портрет.Описание

Сделать закладки по темам

76

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

1

11.03

Трагедия

Выбрать тему реферата.

Подготовить

ся к беседе по вопросам

77

Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

1

16.03

Сделать закладки по темам

78

Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.

Р/р Домашнее сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

17.03

Казачий Гамлет

Написать домашнее сочинение по роману Шолохова.

79

Художественно-стилистическое своеобразие романа. Шолохова «Тихий Дон»

1

18.03

Стилистическое своеобразие

Подготовить сообщения о писателе. Перечитать роман

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

(6ч)

80

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

23.03

Роман-лабиринт

Знать, что «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно- композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения,

Знать особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе.

Понять,

Пересказ конспекта лекции. Отв. на вопросы

81

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

1

24.03

Пласты композиции

Составить план развернутого ответа и подготовить сообщение по выбранной теме

82

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

25.03

Ершалаимские главы

Составить викторину в 6 вопросов для взаимопроверки знания текста

83

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

1

06.04

Дьяволиада. Сатира.

Отв. на вопросы Подготовиться к проверочной работе

84

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

07.04

Проблематика

Пересказ по учебнику.

Задания по группам

85

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Р/р Домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

08.04

Написать домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова

86

Повесть Ф.Чернина «Вячик Слонимиров и его путешествие в непонятное»

1

13.04

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

.

Подготовить сообщения о писателе.

87

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака.

1

14.04

Стихия мира

Иметь представление о неразрывности связи человека и природы, их взаимотворчестве. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго»

Анализ стихов по группам Подготовить

ся к  беседе по вопросам

88,

89

Интеллигенция и революция в романе «Доктор Живаго».

Нравственные искания героя.

2

15.04

20.04

Роман

Дополнить конспект лекции, подготовиться к беседе по роману «Д.Ж.»

90

В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

1

21.04

Драматизм

Знать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В.В.Набокова, уметь раскрывать  особенности творческого метода писателя черты чеховских «недотёп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Уметь видеть  пластику Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта

Пересказ  конспекта лекции.

Составить вопросы по роману.

91

В/ч Повесть Е.Терновского  «Место свидения»

1

22.04

Повесть Завязка. Кульминация. Развязка. Композиция. Сюжет. Средства художественной выразительности.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

Пересказ глав повести. Ответить на вопросы

92,

93

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

2

27.04

28.04

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

Творческая работа «Письмо герою»

94

Доверительность и теплота лирической интонации поэта А. Т. Твардовского.

1

29.04

Лирический эпос

Понять, что «любовь к правде сущей» - основной мотив «лирического эпоса» А.Т.Твардовского. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. Знать, что поэма «По праву памяти» - поэма-завещание, в которой темы прошлого, настоящего и будущего раскрыты в свете исторической памяти, уроков пережитого.

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

95

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

04.05

Поэма-исповедь

Подготовиться к проверочной работе: классному сочинению.

96

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

05.05

Уметь отразить главное в тексте, аргументировано сформулировать свое отношение к теме.

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам

97

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта Н. А. Заболоцкого.

1

06.05

Жанр совета. Жанр размышления-предписания

Иметь представление  о жанре совета, размышления-предписания в художественной концепции Н.А.Заболоцкого

Сделать закладки по темам Записать выводы по тезисам лекции.

98

Колоритность и яркость героев-чудиков в рассказах В. М. Шукшина.

1

11.05

Колорит. Контраст.

Знать, что «народ» и «публика» - два нравственно-общественных полюса в прозе В.М.Шукшина

.

Составить связный рассказ о жизни и творчестве А.И.Солженицына

99

Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына.

1

12.05

Понять яркость и точность  авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Черты «нутряной» России в облике Матрены.

Перечитать рассказ «Матренин двор». Составить вопросы.

100

Тип героя-праведника в произведении «Матренин двор».

1

13.05

Герой-праведник

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам.

101

Поэзия и судьба Иосифа Бродского

1

18.05

Поэзия

Уметь видеть  «громадный мир зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох

Читать анализиро

вать стихи Бродского. Индивидуальные сообщения о писателях.

102

Новейшая русская проза 80-90-х годов.

«Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Токаревой.

1

19.05

Проза

Понять внутреннюю противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.)

Индивидуальные сообщения о поэтах.

103

Ироническая поэзия 80-90-х годов. И.Губерман, Д.Пригов, Т.Кибиров.

1

20.05

Ирония

Видеть традицию и новаторство в  иронической поэзии 80-90-х годов. Знать о новых литературных течениях

.

Читать анализиро

вать стихи

104

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)

1

25.05

Литературная ситуация

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

.

Подготовить

ся к итоговому зачету

105

Р/р Зачет по литературе XX века

1

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Читать и думать.


Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны:  знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой  произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;
  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
  • - ведения аргументированной полемики;
  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;
  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

.           Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009. 

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.
  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  11. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
  12. Конспекты уроков литературы. «Русская литература XX в.» Москва, «Владос», 2000.
  13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....