Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Файл содержит пояснительную записку, учебный план и календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_10.doc | 422 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В основе Рабочей программы лежат следующие документы:
- Ст. 32 Закона «Об образовании»;
- Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);
- Базисный учебный план;
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.
При распределении часов по темам курса в основном учитывались рекомендации авторов-составителей программы. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 13 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.
Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».
В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
– рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
– репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
– продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
– поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»
Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.
Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
102 ч
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН (4 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовая работа по творчеству писателей первой половины 19 века (тему выбирает обучающийся).
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (6+2Рр)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьеса «Бесприданница».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Рр К/Сочинение по творчеству А.Н.Островского.
И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству И.А.Гончарова.
И.С. ТУРГЕНЕВ (6+2Рр)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Рр К/Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 час)
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Д/Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. ФЕТ ( 3+1Рр)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Рр Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Н.С. ЛЕСКОВ (4 часа)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А.К. ТОЛСТОЙ (3 часа)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого
Л.Н. Толстой (16+2Рр)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Рр К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. ЧЕХОВ (5+2 Рр)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Рр К/ Сочинение по творчеству А.П. Чехова
ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА. (1ЧАС)
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Контрольные мероприятия |
Введение. К истории русской литературы 19 века. | 1 | ||
Из литературы первой половины 19 века (11). | |||
А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник» | 4 | Анализ стихотворения А.С.Пушкина. | |
М.Ю.Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон» | 3 | ||
Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». | 4 | ||
Тест | 1 | Работа по творчеству писателей 1 половины 19 века | |
Из литературы второй половины 19 века (78+9Рр). | |||
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века. | 1 | ||
Творчество А.Н.Островского. | 6 | ||
Рр | 2 | К/ Сочинение по творчеству А.Н.Островского. | |
Творчество И.А.Гончарова. | 5 | ||
Кр | 1 | Проверочная работа по роману И.А.Гончарова. | |
Творчество И.С.Тургенева. | 6 | ||
Рр | 2 | К/ Сочинение по роману И.С.Тургенева. | |
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 2 | ||
Творчество Н.А.Некрасова. | 8 | Д/ Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | |
Лирика Ф.И.Тютчева. | 3 | ||
Лирика А.А.Фета. | 3 | ||
Рр | 1 | Сопост. анализ стих-й | |
Творчество Н.С.Лескова. | 3 | ||
Тест | 1 | Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова. | |
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 6 | Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина | |
Лирика А.К.Толстого. | 2 | ||
Кр | 1 | Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого | |
Творчество Л.Н.Толстого. | 16 | ||
Рр | 2 | К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | |
Творчество Ф.М.Достоевского | 8 | Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского. | |
Творчество А.П.Чехова. | 5 | ||
Рр | 2 | К/Сочинение по творчеству А.П. Чехова. | |
Обобщение по курсу. | 1 | ||
Итого: | 102 |
Формы и средства контроля
Количество часов контроля
Уровень и количество часов программы | Класс |
10 | |
Базовый (А)/ количество часов | 3 |
классное сочинение | 4 |
домашнее сочинение | 3 |
творческая работа | 4 |
тест | 2 |
Контрольные работы
на 2013/14 учебный год
1 полугодие | 2 полугодие | ||
план | факт | план | факт |
6 | 7 | ||
К/сочинение-2 | К/сочинение-2 | ||
Д/ сочинение-1 | Д/сочинение-2 | ||
Творч./работа-2 | Творч./работа-2 | ||
Тест-1 | Тест-1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Внутрипредметные и межпредметные связи | Домашнее задание | План | Факт | |
1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | вводный урок | историко-литературный процесс | Вечные темы русской классики. Литература, история, театр, музыка. | Лекция ч.1. с.3-14. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало». | 02.09 | 02.09 | |
Из литературы 1-й половины XIX века | ||||||||
2 | А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». | комбинированный | тематические жанры лирики | Пушкин и Жуковский. | сообщения, стих-я, ч.1. с.15-27, Выучить стих. на выбор, «Вольность», «К морю» | 03.09 | 03.09 | |
3 | Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. | комбинированный | Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии | с. 36-40 учебника. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт». | 07.09 | 07.09 | ||
4 | «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина | комбинированный | Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии | Чит. Поэму «Медный всадник». с.40-5- учебника | 09.09 | 09.09 | ||
5 | Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». | комбинированный | Лиро-эпика | Историческая основа сюжета поэмы. | текст,ч.1. с.40-51 Ответить на вопросы. И/з: Подготовить сообщения о творчестве М.Ю.Лермонтова. | 10.09 | 10.09 | |
6 | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина | «литер. портрет» | тематические жанры лирики | Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова | С.65 – 72 учебника Выучить наизусть стихотворения и их анализ. | 14.09 | 14.09 | |
7 | «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). | комбинированный | Живопись и рисунки Лермонтова. | Прочитать с.72 – 78 учебника.Прочитать поэму «Демон» | 16.09 | 16.09 | ||
8 | Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | комбинированный | романтическая поэма | Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова | текст, вопросам на с. 78 ч.1. с.72-79 | 17.09 | 17.09 | |
9 | Художественный мир Н.В. Гоголя. | комбинированный | «Петербургская тема» в ТВ-ве Гоголя и Пушкина. | дифф. задание, ч.1. с.81-84, чит. расск. | 21.09 | 21.09 | ||
10 | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | комбинированный | романтическая ирония | Литературные реминистенции в повестях Гоголя. | текст, ч.1. с.84-89 | 23.09 | 23.09 | |
11-12 | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». | комбинированный | гротеск, фантасмагория | Литературные реминистенции в повестях Гоголя. Иллюстрации Альтмана, Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя. | текст, ч.1. с.89-98. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина. С.125-137 учебника | 24.09 28.09 | 24.09 28.09 | |
13 | Подготовка и проведение творческой работы по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | контроль ЗУН | 30.09 | 30.09 | ||||
Из литературы 2-й половины XIX века | ||||||||
14 | Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века. | усвоение новых знаний | литер. процесс, литер. критика | Историко-биографические связи писателей эпохи. Исторические аспекты литературного развития. | Конспект статьи учебника «На переломе веков» Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди – сочтёмся» | 01.10 | 01.10 | |
15 | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. | Урок-лекция | драматургия | Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского. Островский и русский театр. | С. 141-145 учебника. Чит. пьесу «Гроза». | 05.10 | 05.10 | |
16 | Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. | комбинированный | семейно-бытовая коллизия, речевая характеристика, речевой жест | Анализ экспозиции и образной системы пьесы. | д-е 3, ср. хар-ка; ч.1. с.158-171 | 07.10 | 07.10 | |
17 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. | комбинированный | Сопоставительный анализ персонажей. | д-е 4; ч.1. с.171-174 вопросы | 08.10 | 08.10 | ||
18 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | комбинированный | Образ Катерины. | с.162-171 Подобрать цитаты к образу Катерины. | 12.10 | 12.10 | ||
19 | Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики. | комбинированный | критическая статья | Критические статьи Добролюбова, Писарева. | дифф. зад-е Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…» | 14.10 | 14.10 | |
20 | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Пьеса в критике (Добролюбов, Писарев) | комбинированный | образ-символ | Критические статьи Добролюбова, Писарева. | ч.1. с.175 подгот. к соч. | 15.10 | 15.10 | |
21-22 Р.Р. | Классное сочинение по проблематике изученной темы. | развитие речи | Прочитать пьесу «Бесприданница» дифф. задание | 19.10 21.10 | 19.10 21.10 | |||
23 | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | усвоение новых знаний | образная типизация, символика детали | Общая характеристика литературной деятельности писателя. | сообщения, ч.1. с.176-184. читать роман «Обломов» | 22.10 | 22.10 | |
24 | Роман «Обломов». Утро Обломова. | комбинированный | Литературные предшественники Обломова. | текст, ч.1. с.184-190. Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа. | 26.10 | 26.10 | ||
25 | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | комбинированный | утопия, «роман в романе» | Знакомство с героем. Анализ центральной главы романа. Киноверсия романа (реж. Н. Михалков) | текст,ч.1. с.190-200. Читать Главы о Штольце и Обломове | 28.10 | 28.10 | |
26 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | комбинированный | герой-антагонист, антитеза, авторский комментарий | Сопоставительная характеристика героев. Киноверсия романа (реж. Н. Михалков) | текст,ч.1. с.201-208. «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?» Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной. | 29.10 | 29.10 | |
27 | Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). | комбинированный | Анализ проблематики романа с элементами сопоставления. | дифф. зад-е ч.1. с.208-209 вопросы | 02.11 | 02.11 | ||
28 Р.Р. | Письменная работа по проблематике изученной темы. (ответ на вопрос) | развитие речи | С.211-214 Сообщения по группам | 04.11 | 04.11 | |||
29 | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. | усвоение новых знаний | социально-психологический роман, «говорящая» деталь, внутренний жест принцип «тайной психологии» | Общая характеристика литературной деятельности писателя. | Сообщения. Читать роман «Отцы и дети» | 05.11 | 05.11 | |
30 | Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». | комбинированный | Анализ первых глав романа. | Речевая характеристика героев Перечитать гл. 10-14 2. С.234-239, вопрос на с.254 | 09.11 | 09.11 | ||
31 | Мир «отцов» в романе. | комбинированный | Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов. | Вопрос 8, с. 254. Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» | 11.11 | 11.11 | ||
32-33 | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | усвоение новых знаний | протагонист, нигилизм | Проблемная дискуссия с опорой на ключвые эпизоды романа и задания учебника. | Стр. 254, вопросы; инд. задания | 12.11 16.11 | 12.11 16.11 | |
34 | Философские итоги романа. Смысл заглавия. | обобщение | Урок-обобщение с привлечением критического материала статей Писарева и Страхова. | Стр.250-253 | 18.11 | 18.11 | ||
35 | Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. | комбинированный | стихотворение в прозе | Чтение и анализ стихотворений в прозе «Порог», «Два богача» и др. | Выучить стихотворение в прозе | 19.11 | 19.11 | |
36-37 Р.Р. | Классное сочинение по проблематике изученной темы. | развитие речи | Сообщения, презентации | 23.11 25.11 | 23.11 25.11 | |||
38 | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» | усвоение новых знаний | «идеологический» роман | Лекция учителя с опорой на материал учебника. | 4-й сон Веры Павловны | 26.11 | 26.11 | |
39 | Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». | комбинированный | Ложная интрига, литературная утопия | Анализ 4 сна Веры Павловны. Дискуссия по проблематике «романа о новых людях». | Закончить анализ. Биография Некрасова | 30.11 | 30.11 | |
40 | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. | комбинированный | Историко-биографический очерк. | Анализ стихотворения (по выбору) | 02.12 | 02.12 | ||
41 | Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка»). | комбинированный урок | тематические жанры лирики | Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка». Некрасовские мотивы в русской живописи. | Стихотворение наизусть | 03.12 | 03.12 | |
42 | «Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). | комбинированный | Анализ стихотворений с опорой на проблемные задания учебника. | Наизусть «Элегия»; Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия» | 07.12 | 07.12 | ||
43 | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | комбинированный | Анализ стихотворений с опорой на проблемные задания учебника. | Вопросы учебника Читать «Кому на Руси жить хорошо» | 09.12 | 09.12 | ||
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. | комбинированный | народность художественного творчества, демократизация поэтического языка поэма-эпопея, фольклорный мотив, мифологический образ | Вводная беседа с закреплением понятий «поэма-эпопея», «сказочный зачин», «мифологический образ». | С.311-314 Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии. | 10.12 | 10.12 | |
45 | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. | комбинированный | Характеристика представителей старой Руси и претендентов на мужицкое счастье». Анализ глав «Счастливые», «Последыш». | Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы. | 14.12 | 14.12 | ||
46 | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме | комбинированный | Анализ главы «Крестьянка». | С.314-317 Образ Гриши Добросклонова | 16.12 | 16.12 | ||
47 Рр | «Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса. Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы | контроль ЗУН РР | Дискуссия с обсуждением проблематики финала поэмы. | Д/С на заданную тему | 17.12 | 17.12 | ||
48 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | усвоение новых знаний | пушкинские мотивы в лирике | Историко-биографический очерк. Музыкальные интерпретации произведений Тютчева. | Анализ стих. о природе (по выбору). Составить хронологическую таблицу. | 21.12 | 21.12 | |
49 | Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились»). | комбинированный | Анализ стихотворений в опоре на ранее изученный материали статью учебника. | Выучить наизусть стих-е «Силенциум». | 23.12 | 23.12 | ||
50 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…»). | комбинированный | Анализ стихотворений, обсуждение вопроса о поэтической традиции в лирике поэта. Музыкальные интерпретации произведений Тютчева. | Чтение и анализ стих-я Т. о любви. С.33-39; составить тезисный план. | 24.12 | 24.12 | ||
51 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | усвоение новых знаний | Историко-биографический очерк Музыкальные интерпретации произведений Фета. | Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50. Выучить 1 стих. Анализ «На заре ты её не буди…» | 11.01 | 11.01 | ||
52 | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…»). | комбинированный | мелодика стиха, образ-переживание, поэтический синтаксис | Анализ стихотворений. Фетовские мотивы в русской живописи. | С.40-50 - составить тезисный план. Задание по группам. | 13.01 | 13.01 | |
53 | Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»). | комбинированный | Анализ стихотворений. Музыкальные интерпретации произведений Фета. | Подготовиться к письменной работе | 14.01 | 14.01 | ||
54 Р.Р. | Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | развитие речи | Сообщение о жизни и творчестве Лескова. | 18.01 | 18.01 | |||
55 | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. | усвоение новых знаний | литературный сказ, жанр путешествия, литер. тип | Общая характеристика литературной деятельности писателя | С.52-62 Прочитать повесть «Очарованный странник». | 20.01 | 20.01 | |
56-57 | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | комбинированный | Анализ повести с опорой на проблемные вопросы и задания статьи учебника и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике повести. | Вопросы 9, 10 на с. 76-77. Сравнить героев Лескова и Гоголя. | 21.01 25.01 | 21.01 25.01 | ||
58
| Отзыв о прочитанном произведении. Тест. | контроль ЗУН | Составить историко - биографический очерк по С.- Щедрину. Прочитать «Историю одного города». | 27.01 | 27.01 | |||
59 | От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. | усвоение новых знаний | роман-летопись, сарказм, ирония, гротеск | Общая характеристика литературной деятельности писателя. Иллюстрации художников к произведениям С-Щ (Кукрыниксы, Карасев и т.д.). | Вопросы учебника | 28.01 | 28.01 | |
60 | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | усвоение новых знаний | Анализ образной системы и проблематики «Истории…» с опорой на проблемные вопросы и задания. | Подготовиться к дискуссии | 01.02 | 01.02 | ||
61 | Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. | комбинированный | литер. сказка, фолькл. стилизация, эзопов язык | Дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по теме. | Презентация сказки «Премудрый пескарь» | 03.02 | 03.02 | |
62 | «Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь» | комбинированный | Анализ сказки с опорой на материал учебника. | Вспомнить прочитанные ранее сказки. | 04.02 | 04.02 | ||
63 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»). | комбинированный | Анализ сказок с привлечением вопросов и заданий учебника. | Герои С-Щ в отечественной живописи. | 08.02 | 08.02 | ||
64 Р.Р. | Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы. | развитие речи | Д/С по данной теме Инд. задание - подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого. | 10.02 | 10.02 | |||
65 | А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…».). | комбинированный | лирика позднего романтизма | Анализ стихотворений с опорой на материал учебника и самостоятельный анализ поэтического текста. | с.110-126, составить тезисный план. Выучить стих. «Средь шумного бала…» | 11.02 | 11.02 | |
66 | Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» ) | комбинированный | Анализ стихотворений с прослушиванием романсов Чайковского на стихи поэта. | Анализ стихотворения | 15.02 | 15.02 | ||
67 | Тестирование. | контроль ЗУН | Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся. | Прочитать материал учебника «Биография Л Толстого», подготовить сообщение С.129-141. | 17.02 | 17.02 | ||
68 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. | Урок-экскурсия | Историко-биографический очерк. Путешествие по толстовским местам. Живописные портреты Толстого. | С.145-146. Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир» | 18.02 | 18.02 | ||
69 | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | усвоение новых знаний | роман-эпопея | Исторические источники «Войны и мира». Лекция по теме. Анализ первых сцен романа. Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук) | С.146-155, составить тезисный план. Прочитать т.1, ч.1. | 22.02 | 22.02 | |
70 | Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. | комбинированный | Анализ эпизодов кампании 1805-1807 г.г. с привлечением вопросов и заданий учебника. | Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея в Лысые Горы». Подготовить рассказ о Ростовых и Болконских | 24.02 | 24.02 | ||
71 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе. | комбинированный | Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям (сопоставительный анализ). | Вопросы учебника | 25.02 | 25.02 | ||
72-73 | Наташа Ростова и женские образы в романе. | комбинированный | ум ума, ум сердца, диалектика души | Сравнительная характеристика с опорой на образную систему романа. Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук) | Составить план к образу Наташи | 29.02 02.03 | 29.02 02.03 | |
74-75 | Критическое изображение высшего света в романе | комбинированный | Анализ избранных глав романа . | Вопросы учебника.. | 03.03 07.03 | 03.03 07.03 | ||
76-77 | Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав. | комбинированный | Анализ избранных глав романа с опорой на на сопоставлние двух сюжетных линий и их пересечений в романе. | Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы. | 09.03 10.03 | 09.03 10.03 | ||
78 | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. | комбинированный | историко-философская концепция | Сравнительная характеристика героев в опорой на материал стаьи учебника и дополнительную литературу. | Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника. | 14.03 | 14.03 | |
79-80 | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | комбинированный | Анализ сцен бородинского сражения в контексте историко-философской концепции Толстого. Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук) | Прочитать с. 176-183. Подготовить сообщения | 16.03 17.03 | 16.03 17.03 | ||
81 | «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» Истинный и ложный патриотизм. | комбинированный | Анализ ключевых эпизодов военных глав романа (совет в Филях, отъезд ростовых из Москвы», партизанские будни и др.) | Рассказ о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве | 21.03 | 21.03 | ||
82 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев: русская картина мира | комбинированный | Анализ эпизодов пребывания Пьера в плену и характеристика образа «народного мудреца». Задания к статье учебника. | Том 4, Прочитать эпилог. Индивидуальные сообщения, вопросы | 23.03 | 23.03 | ||
83 | Нравственно-философские итоги романа. Значение романа для развития русской реалистической литературы Подготовка к сочинению. | комбинированный | Анализ эпилога романа с выходом на смысл названия эпопеи Толстого. Подготовка к написанию итогового сочинения. | Подготовиться к сочинению | 24.03 | 24.03 | ||
84-85 Р.Р. | Классное сочинение по проблематике изученной темы. | развитие речи | Подготовиться к вн. чтению | 04.04 06.04 | 04.04 06.04 | |||
86 | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | литературный портрет | идеологический роман, философская проблематика | Историко-биографический очерк. Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание». | Составить хронологическую таблицу. Индивидуальные задания. | 07.04 | 07.04 | |
87 | Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. | комбинированный | Отработка понятий, обсуждение «городской темы» в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике (пр-я Пушкина, Гоголя, Некрасова). Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание». | Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга.Групповые задания | 11.04 | 11.04 | ||
88 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. | комбинированный | тип «маленького человека» | Рассмотрение темы «маленького человека в романе с опорой на классическую традицию. задания в учебнике. Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание». | Ответить на вопросы: Как вы понимаете теорию Раскольникова? Проследите внутреннюю речь Раскольникова. | 13.04 | 13.04 | |
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | комбинированный | Развернутая характеристика образа с анализом ключевых глав романа. Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание». | Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. | 14.04 | 14.04 | ||
90 | Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. | комбинированный | герой-двойник, полифония | Анализ образов лужина и Свидригайлова в контексте теории Раскольникова. | Задание 5 на с. 241 (письменно). Подобрать эпизоды с Соней Мармеладовой. | 18.04 | 18.04 | |
91 | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | комбинированный | Характеристика образа Сони Мармеладовой в опоре на материалы учебника. | Подбор цитат к сочинению | 20.04 | 20.04 | ||
92 | «Преступление и наказание» как роман-предупреждение. | обобщающий | Анализ эпилога романа , обсуждение смысла его названия с выявлением авторской позиции (с опорой на материал учебника). | Письменное размышление на тему «Достоевский и современность» | 21.04 | 21.04 | ||
93 Р.Р. | Подготовка к написанию домашней творческой работы по проблематике изученной темы. | развитие речи | Дискуссия на основе изученного материала с выходом на проблематику новейшей истории. | Домашнее сочинение по роману Достоевского. | 25.04 | 25.04 | ||
94 | Жизнь и творчество А.П. Чехова. | комбинированный | Историко-биографический очерк. А. Баталов. Вспоминая Чехова. | Перечитать р-зы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | 27.04 | 27.04 | ||
95 | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | комбинированный | лаконизм, чеховская деталь | Анализ рассказов трилогии «о футлярной жизни». Беликов в русской живописи. | «Ионыч» | 28.04 | 28.04 | |
96 | Выбор доктора Старцева ( рассказ «Ионыч»). | комбинированный | Анализ рассказа с опорой на задания статьи учебника. | Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план. Читать пьесу «Вишнёвый сад» | 04.05 | 04.05 | ||
97 | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | усвоение новых знаний | внутреннее действие, подтекст, лирическая комедия, символическая деталь | Анализ общей проблематики пьесы с отработкой литературных понятий. Система образов пьесы. | Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276 | 05.05 | 05.05 | |
98-99 | Образ сада и философская проблематика пьесы. | комбинированный | Анализ комедии с выявлением авторской позиции и художественных средств ее отражния. Сценические интерпретации пьесы . Чехов и Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике. | Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282, подготовка материала кс сочинению | 11.05 12.05 | 11.05 12.05 | ||
100-101 Р.Р. | Классное сочинение по проблематике изученной темы. | развитие речи | Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса. | 16.05 18.05 | 16.05 18.05 | |||
102-104 | Обобщение материала историко-литературного курса. | систематизация знаний | 19.05 23.05 25.05 | 19.05 23.05 25.05 | ||||
105-106 | Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века | 26.05 30.01 | 26.05 30.01 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
применять
приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге и дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Литература и средства обучения
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
- Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс. Тематическое планирование к учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина с учетом национально-регионального компонента. – М., «Русское слово», 2010
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
- Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.
- Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.
- Литература в школе. Научно-методический журнал.
- Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....