Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Тетерко Юлия Александровна

Файл содержит пояснительную записку, учебный план и календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_10.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Ст. 32 Закона «Об образовании»;
  • Государственный образовательный стандарт  (федеральный и региональный компонент);
  • Базисный учебный план;
  • Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.

При распределении часов по темам курса в основном учитывались рекомендации авторов-составителей программы. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 13 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

102 ч

      Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из  литературы  первой  половины  XIX  века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».  

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

      «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовая работа по творчеству писателей первой половины 19 века (тему выбирает обучающийся).

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (6+2Рр)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница».

«Колумб Замоскворечья» (слово об  А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие  драмы Н.А. Островского «Гроза». Город  Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме  «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьеса «Бесприданница».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и   Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа  по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (6+2Рр)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр,  композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 3+1Рр)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета        

Н.С. ЛЕСКОВ (4 часа)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений  Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».  Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».  Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».  

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А.К. ТОЛСТОЙ (3 часа)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии  А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (16+2Рр)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная  война 1812 г.  Философия войны в романе. «Нет величия там,  где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.    

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания  социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория  Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда»  Сони Мармеладовой.  Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (5+2 Рр)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/ Сочинение по творчеству А.П. Чехова

ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА. (1ЧАС)


Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел. Тема

Кол-во

часов

Контрольные мероприятия

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1

Из литературы первой половины 19 века (11).

А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

4

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

3

Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

4

Тест

1

 Работа по творчеству писателей 1 половины 19 века

Из литературы второй половины 19 века (78+9Рр).

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

1

Творчество А.Н.Островского.

6

Рр

2

К/ Сочинение  по творчеству А.Н.Островского.

Творчество И.А.Гончарова.

5

Кр

1

Проверочная работа по роману И.А.Гончарова.

Творчество И.С.Тургенева.

6

Рр

2

К/ Сочинение по роману И.С.Тургенева.

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

2

Творчество Н.А.Некрасова.

8

Д/ Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

Лирика Ф.И.Тютчева.

3

Лирика А.А.Фета.

3

Рр

1

Сопост. анализ стих-й

Творчество Н.С.Лескова.

3

Тест

1

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

6

Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

Лирика А.К.Толстого.

2

Кр

1

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Творчество Л.Н.Толстого.

16

Рр

2

К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Творчество Ф.М.Достоевского

8

Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского.

Творчество А.П.Чехова.

5

Рр

2

К/Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

Обобщение по курсу.

1

Итого:

102

Формы и средства контроля

Количество часов контроля

Уровень и количество

часов программы

Класс

10

Базовый (А)/ количество часов

3

классное сочинение

4

домашнее сочинение

3

творческая работа

4

тест

2

Контрольные работы

на 2013/14 учебный год

1 полугодие

2 полугодие

план

факт

план

факт

6

7

К/сочинение-2

К/сочинение-2

Д/ сочинение-1

Д/сочинение-2

Творч./работа-2

Творч./работа-2

Тест-1

Тест-1




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Внутрипредметные и межпредметные связи

Домашнее

задание

План

Факт

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

вводный урок

историко-литературный процесс

Вечные темы русской классики.

Литература, история, театр, музыка.

Лекция ч.1. с.3-14. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало».

02.09

02.09

Из литературы 1-й половины XIX века

2

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

комбинированный

тематические жанры лирики

Пушкин и Жуковский.

сообщения, стих-я,

ч.1. с.15-27, Выучить стих. на выбор, «Вольность», «К морю»

03.09

03.09

3

Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов.

комбинированный

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии

с. 36-40 учебника.

Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт».

07.09

07.09

4

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина

комбинированный

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии

Чит. Поэму «Медный всадник». с.40-5- учебника

09.09

09.09

5

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

комбинированный

Лиро-эпика

Историческая основа сюжета поэмы.

текст,ч.1. с.40-51 Ответить на вопросы. И/з: Подготовить сообщения  о творчестве М.Ю.Лермонтова.

10.09

10.09

6

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина

«литер. портрет»

тематические жанры лирики

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

 С.65 – 72 учебника

Выучить наизусть стихотворения и их анализ.

14.09

14.09

7

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова).

комбинированный

Живопись и рисунки Лермонтова.

Прочитать с.72 – 78 учебника.Прочитать поэму «Демон»

16.09

16.09

8

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

комбинированный

романтическая поэма

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

текст, вопросам на с. 78

ч.1. с.72-79

17.09

17.09

9

Художественный мир Н.В. Гоголя.

комбинированный

«Петербургская тема» в ТВ-ве Гоголя и Пушкина.

дифф. задание,

ч.1. с.81-84, чит. расск.

21.09

21.09

10

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

комбинированный

романтическая ирония

Литературные реминистенции в повестях Гоголя.

текст,

ч.1. с.84-89

23.09

23.09

11-12

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

комбинированный

гротеск, фантасмагория

Литературные реминистенции в повестях Гоголя.

Иллюстрации Альтмана, Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя.

текст, ч.1. с.89-98. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина.

С.125-137 учебника

24.09

28.09

24.09

28.09

13

Подготовка и проведение творческой  работы по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» 

контроль ЗУН

30.09

30.09

Из литературы 2-й половины XIX века

14

Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

усвоение

новых знаний

литер. процесс, литер. критика

Историко-биографические связи писателей эпохи. Исторические аспекты литературного развития.

Конспект статьи учебника «На переломе веков»

Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди – сочтёмся»

01.10

01.10

15

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга.

Урок-лекция

драматургия

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского. Островский и русский театр.

С. 141-145 учебника.

Чит.  пьесу «Гроза».

05.10

05.10

16

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

комбинированный

семейно-бытовая коллизия, речевая характеристика, речевой жест

Анализ экспозиции и образной системы пьесы.

д-е 3, ср. хар-ка;

ч.1. с.158-171

07.10

07.10

17

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

комбинированный

Сопоставительный анализ персонажей.

д-е 4;

ч.1. с.171-174 вопросы

08.10

08.10

18

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

комбинированный

Образ Катерины.

с.162-171

Подобрать цитаты к образу Катерины.

12.10

12.10

19

Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики.

комбинированный

критическая статья

Критические статьи Добролюбова, Писарева.

дифф. зад-е Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…»

14.10

14.10

20

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Пьеса в критике (Добролюбов, Писарев)

комбинированный

образ-символ

Критические статьи Добролюбова, Писарева.

ч.1. с.175

подгот. к соч.

15.10

15.10

21-22

Р.Р.

 Классное сочинение по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Прочитать пьесу «Бесприданница» дифф. задание

19.10

21.10

19.10

21.10

23

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

усвоение

новых знаний

образная типизация,

символика детали

Общая характеристика литературной деятельности писателя.

сообщения, ч.1. с.176-184.

читать роман «Обломов»

22.10

22.10

24

Роман «Обломов». Утро Обломова.

комбинированный

Литературные предшественники Обломова.

текст, ч.1. с.184-190. Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа.

26.10

26.10

25

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

комбинированный

утопия, «роман в романе»

Знакомство с героем. Анализ центральной главы романа.

Киноверсия романа (реж. Н. Михалков)

текст,ч.1. с.190-200. Читать Главы о Штольце и Обломове

28.10

28.10

26

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

комбинированный

герой-антагонист, антитеза, авторский комментарий

Сопоставительная характеристика героев.

Киноверсия романа (реж. Н. Михалков)

текст,ч.1. с.201-208. «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?»

Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной.

29.10

29.10

27

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

комбинированный

Анализ проблематики романа с элементами сопоставления.

дифф. зад-е ч.1. с.208-209 вопросы

02.11

02.11

28

Р.Р.

 Письменная работа по проблематике изученной темы. (ответ на вопрос)

развитие

речи

С.211-214

Сообщения по группам

04.11

04.11

29

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.

усвоение

новых знаний

социально-психологический роман, «говорящая» деталь, внутренний жест

 принцип «тайной психологии»

Общая характеристика литературной деятельности писателя.

Сообщения.  Читать роман «Отцы и дети»

05.11

05.11

30

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

комбинированный

Анализ первых глав романа.

Речевая характеристика героев  Перечитать гл. 10-14

2. С.234-239, вопрос на с.254

09.11

09.11

31

Мир «отцов» в романе.

комбинированный

Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов.

Вопрос 8, с. 254.

 Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров»

11.11

11.11

32-33

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

усвоение

новых знаний

протагонист,

нигилизм

Проблемная дискуссия с опорой на ключвые эпизоды романа и задания учебника.

Стр. 254, вопросы; инд. задания

12.11

16.11

12.11

16.11

34

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

обобщение

Урок-обобщение с привлечением критического материала статей Писарева и Страхова.

Стр.250-253

18.11

18.11

35

Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

комбинированный

стихотворение в прозе

Чтение и анализ стихотворений в прозе «Порог», «Два богача» и др.

Выучить стихотворение в прозе

19.11

19.11

36-37

Р.Р.

 Классное сочинение по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Сообщения, презентации

23.11

25.11

23.11

25.11

38

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

усвоение

новых знаний

«идеологический» роман

Лекция учителя с опорой на материал учебника.

4-й сон Веры Павловны

26.11

26.11

39

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

комбинированный

Ложная интрига, литературная утопия

Анализ 4 сна Веры Павловны. Дискуссия по проблематике «романа о новых людях».

Закончить анализ. Биография Некрасова

30.11

30.11

40

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

комбинированный

Историко-биографический очерк.

Анализ стихотворения (по выбору)

02.12

02.12

41

Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка»).

комбинированный урок

тематические жанры лирики

Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка».

Некрасовские мотивы в русской живописи.

Стихотворение наизусть

03.12

03.12

42

«Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»).

комбинированный

Анализ стихотворений с опорой на проблемные задания учебника.

Наизусть «Элегия»;

Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия»

07.12

07.12

43

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

комбинированный

Анализ стихотворений с опорой на проблемные задания учебника.

Вопросы учебника Читать «Кому на Руси жить хорошо»

09.12

09.12

44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

комбинированный

народность художественного творчества, демократизация поэтического языка

поэма-эпопея, фольклорный мотив, мифологический образ

Вводная  беседа с закреплением понятий «поэма-эпопея», «сказочный зачин», «мифологический образ».

С.311-314 Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии.

10.12

10.12

45

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

комбинированный

Характеристика представителей старой Руси и претендентов на мужицкое счастье». Анализ глав «Счастливые», «Последыш».

Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы.

14.12

14.12

46

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме

комбинированный

Анализ главы «Крестьянка».

С.314-317 Образ Гриши Добросклонова

16.12

16.12

47

Рр

«Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса. Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы

контроль ЗУН РР

Дискуссия с обсуждением проблематики финала поэмы.

Д/С на заданную тему

17.12

17.12

48

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

усвоение

новых знаний

пушкинские мотивы в лирике

Историко-биографический очерк.

Музыкальные интерпретации произведений Тютчева.

Анализ стих. о природе (по выбору). Составить хронологическую таблицу.

21.12

21.12

49

Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились»).

комбинированный

Анализ стихотворений в опоре на ранее изученный материали статью учебника.

Выучить наизусть стих-е «Силенциум».

23.12

23.12

50

Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…»).

комбинированный

Анализ стихотворений, обсуждение вопроса о поэтической традиции в лирике поэта.

Музыкальные интерпретации произведений Тютчева.

Чтение и анализ стих-я Т. о любви. С.33-39; составить тезисный план.

24.12

24.12

51

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

усвоение

новых знаний

Историко-биографический очерк Музыкальные интерпретации произведений Фета.

Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50.

Выучить 1 стих. Анализ  «На заре ты её не буди…»

11.01

11.01

52

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…»).

комбинированный

мелодика стиха, образ-переживание, поэтический синтаксис

Анализ стихотворений.

Фетовские мотивы в русской живописи.

С.40-50 - составить тезисный план.

Задание по группам.

13.01

13.01

53

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»).

комбинированный

Анализ стихотворений. Музыкальные интерпретации произведений Фета.

Подготовиться к письменной работе

14.01

14.01

54 

Р.Р.

Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

развитие

речи

Сообщение о жизни и творчестве Лескова.

18.01

18.01

55

 Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

усвоение

новых знаний

литературный сказ,

жанр путешествия, литер. тип

Общая характеристика литературной деятельности писателя

С.52-62 Прочитать повесть «Очарованный странник».

20.01

20.01

56-57

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

комбинированный

Анализ повести с опорой на проблемные вопросы и задания статьи учебника и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике повести.

Вопросы 9, 10 на с. 76-77.

Сравнить героев Лескова и Гоголя.

21.01

25.01

21.01

25.01

58

 

Отзыв о прочитанном произведении. Тест.

контроль ЗУН

Составить историко - биографический очерк по С.- Щедрину. Прочитать «Историю одного города».

27.01

27.01

59

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

усвоение

новых знаний

роман-летопись,

сарказм, ирония,

гротеск

Общая характеристика литературной деятельности писателя.

Иллюстрации художников к произведениям С-Щ (Кукрыниксы, Карасев и т.д.).

Вопросы учебника

28.01

28.01

60

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

усвоение

новых знаний

Анализ образной системы и проблематики «Истории…» с опорой на проблемные вопросы и задания.

Подготовиться к дискуссии

01.02

01.02

61

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

комбинированный

литер. сказка, фолькл. стилизация, эзопов язык

Дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по теме.

Презентация сказки «Премудрый пескарь»

03.02

03.02

62

«Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь»

комбинированный

Анализ сказки с опорой на материал учебника.

Вспомнить прочитанные ранее  сказки.

04.02

04.02

63

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»).

комбинированный

Анализ сказок с привлечением вопросов и заданий учебника.

Герои С-Щ в отечественной живописи.

08.02

08.02

64 

Р.Р.

Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Д/С по данной теме

Инд. задание - подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого.

10.02

10.02

65

А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…».).

комбинированный

лирика позднего романтизма

Анализ стихотворений с опорой на материал учебника и самостоятельный анализ поэтического текста.

с.110-126, составить тезисный план. Выучить стих. «Средь шумного бала…»

11.02

11.02

66

Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» )

комбинированный

Анализ стихотворений  с прослушиванием романсов Чайковского на стихи поэта.

Анализ стихотворения

15.02

15.02

67

Тестирование.

контроль ЗУН

Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

Прочитать материал учебника «Биография Л Толстого», подготовить сообщение С.129-141.

17.02

17.02

68

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Урок-экскурсия

Историко-биографический очерк. Путешествие по толстовским местам.

Живописные портреты Толстого.

С.145-146.

 Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир»

18.02

18.02

69

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

усвоение

новых знаний

роман-эпопея

Исторические источники «Войны и мира». Лекция по теме. Анализ первых сцен романа.

Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук)

С.146-155, составить тезисный план.

 Прочитать т.1, ч.1.

22.02

22.02

70

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и  псевдопатриотизма.

комбинированный

Анализ эпизодов кампании 1805-1807 г.г. с привлечением вопросов и заданий учебника.

Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея в Лысые Горы». Подготовить рассказ о Ростовых и Болконских

24.02

24.02

71

«Мысль семейная» и ее развитие в романе.

комбинированный

Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям (сопоставительный анализ).

Вопросы учебника

25.02

25.02

72-73

Наташа Ростова и женские образы в романе.

комбинированный

ум ума,

ум сердца,

диалектика души

Сравнительная характеристика с опорой на образную систему романа.

Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук)

Составить план к образу Наташи

29.02

02.03

29.02

02.03

74-75

Критическое изображение высшего света в романе

комбинированный

Анализ избранных глав романа .

Вопросы учебника..

03.03

07.03

03.03

07.03

76-77

Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

комбинированный

Анализ избранных глав романа с опорой на на сопоставлние двух сюжетных линий и их пересечений в романе.

Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы.

09.03

10.03

09.03

10.03

78

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

комбинированный

историко-философская концепция

Сравнительная характеристика героев в опорой на материал стаьи учебника и дополнительную литературу.

Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника.

14.03

14.03

79-80

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

комбинированный

Анализ сцен бородинского сражения в контексте историко-философской концепции Толстого.

Фрагменты Х/Ф «Война и мир»(реж. С. Бондарчук)

Прочитать с. 176-183.

Подготовить сообщения

16.03

17.03

16.03

17.03

81

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

Истинный и ложный патриотизм.

комбинированный

Анализ ключевых эпизодов военных глав романа (совет в Филях, отъезд ростовых из Москвы», партизанские будни и др.)

Рассказ о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве

21.03

21.03

82

Тихон Щербатый и Платон Каратаев: русская картина мира

комбинированный

Анализ эпизодов пребывания Пьера в плену и характеристика образа «народного мудреца». Задания к статье учебника.

Том 4, Прочитать эпилог.

Индивидуальные сообщения, вопросы

23.03

23.03

83

 Нравственно-философские итоги романа. Значение романа для развития русской реалистической литературы Подготовка к сочинению.

комбинированный

Анализ эпилога романа с выходом на смысл названия эпопеи Толстого.  Подготовка к написанию итогового сочинения.

Подготовиться к сочинению

24.03

24.03

84-85 Р.Р.

Классное сочинение по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Подготовиться к вн. чтению

04.04

06.04

04.04

06.04

86

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

литературный портрет

идеологический роман, философская проблематика

Историко-биографический очерк.

Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание».

Составить хронологическую таблицу. Индивидуальные задания.

07.04

07.04

87

Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

комбинированный

Отработка понятий, обсуждение «городской темы» в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике (пр-я Пушкина, Гоголя, Некрасова).

 Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание».

Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга.Групповые задания

11.04

11.04

88

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

комбинированный

тип «маленького человека»

Рассмотрение темы «маленького человека в романе с опорой на классическую традицию. задания в учебнике.

Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание».

Ответить на вопросы:  Как вы понимаете теорию Раскольникова? Проследите внутреннюю речь Раскольникова.

13.04

13.04

89

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

комбинированный

Развернутая характеристика образа с анализом ключевых глав романа.

Фрагменты Х/Ф «Преступление и наказание».

Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова.

14.04

14.04

90

Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

комбинированный

герой-двойник, полифония

Анализ образов лужина и Свидригайлова в контексте теории Раскольникова.

Задание 5 на с. 241 (письменно). Подобрать эпизоды с Соней Мармеладовой.

18.04

18.04

91

«Вечная Сонечка»  как нравственный идеал автора.

комбинированный

Характеристика образа Сони Мармеладовой в опоре на материалы учебника.

Подбор цитат к сочинению

20.04

20.04

92

«Преступление и наказание» как роман-предупреждение.

обобщающий

Анализ эпилога романа , обсуждение смысла его названия с выявлением авторской позиции (с опорой на материал учебника).

Письменное размышление на тему «Достоевский и современность»

21.04

21.04

93 

Р.Р.

Подготовка к написанию домашней творческой работы по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Дискуссия на основе изученного материала с выходом на проблематику новейшей истории.

Домашнее сочинение по роману Достоевского.

25.04

25.04

94

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

комбинированный

Историко-биографический очерк.

А. Баталов. Вспоминая Чехова.

Перечитать  р-зы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

27.04

27.04

95

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

комбинированный

лаконизм, чеховская деталь

Анализ рассказов трилогии «о футлярной жизни». Беликов в русской живописи.

«Ионыч»

28.04

28.04

96

Выбор доктора Старцева ( рассказ «Ионыч»).

комбинированный

Анализ рассказа с опорой на задания статьи учебника.

Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план.

Читать пьесу «Вишнёвый сад»

04.05

04.05

97

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

усвоение

новых знаний

внутреннее действие, подтекст, лирическая комедия,

символическая деталь

Анализ общей проблематики пьесы с отработкой литературных понятий. Система образов пьесы.

Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276

05.05

05.05

98-99

Образ сада и философская проблематика пьесы.

комбинированный

Анализ комедии с выявлением авторской позиции и художественных средств ее отражния.

Сценические интерпретации пьесы .

Чехов и Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике.

Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282, подготовка материала кс сочинению

11.05

12.05

11.05

12.05

100-101

Р.Р.

 Классное сочинение по проблематике изученной темы.

развитие

речи

Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса.

16.05

18.05

16.05

18.05

102-104

Обобщение материала историко-литературного курса.

систематизация

знаний

19.05

23.05

25.05

19.05

23.05

25.05

105-106

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века

26.05

30.01

26.05

30.01



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно  читать изученные  произведения  (или   их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

применять 

приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для:

- создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге и дискуссии;

-  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Литература и средства обучения

  • Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
  • Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс. Тематическое планирование к учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина с учетом национально-регионального компонента. – М., «Русское слово», 2010
  • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
  • Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.
  • Фадеева Т.М.  Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.
  • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.
  • Литература в школе. Научно-методический журнал.
  • Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....