открытый урок по литературе с использованием СОТ "Просто выбор был..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Бедова Ольга Андреевна

урок с использованием СОТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosto_vybor_11_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе с применением информационных технологий в 11 классе

Май 2010 г.

Тема: «Просто выбор был у каждого: я или Родина».

Р. Рождественский «Реквием».

                                                                         Эпиграф к уроку:

Каждый писатель пишет о

своем времени,

Какой бы темы или эпохи

он ни коснулся.

И я написал о том, что

знаю.

О моем поколении…

Б. Васильев.

Цели урока:

  • Вызвать интерес у учащихся к творчеству Бориса Васильева;
  • Выявить идейно – художественное изображение Великой Отечественной войны;
  • Развить у учащихся патриотические чувства.

Наглядные пособия: Компьютерная презентация урока

ТСО: Мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Ход урока:

  1. Начало урока

Слайд №1(Приложение №1)

Слово учителя.

Обговорить тему урока, эпиграф.

   

Течет река времени. Минуло уже более шестидесяти лет  с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

Заросли шрамы, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая  дата, но и как рубец. Начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа против фашистских захватчиков.

Военная тема, естественно, нашла отражение на страницах художественных произведений. Никого эта тема не оставила равнодушным.

Почти каждый поэт, писатель, художник, скульптор, музыкант считал своим долгом написать об этом.

Подтверждение этому – произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие».

   

Слайд №2(Приложение №2)

 

2. Ученик с сообщением о биографии писателя и творческом замысле повести.

Литературный дебют Бориса Васильева был на редкость удачным. А повесть «А зори здесь тихие» была его дебютом. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивает, что повесть его адресована,  прежде всего, молодежи.

Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть напечатана в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей».

Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.

Писатель вспоминает: «… замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес.

И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, я увидел двух мертвых деревенских девушек.

Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага.

Я потом видел много горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Так и родился потом сюжет этой повести».

3. Слово учителя.

Повесть «А зори здесь тихие…» пользуется прочным и заслуженным успехом у читателей, инсценирована не одним десятком театров, получила новую жизнь на киноэкране. А герои повести надолго запали в наши сердца.

Слайд №3(Приложение №3)

Вот они… героини повести (выходят девятиклассницы, одетые в военную форму, пока девушки выстраиваются, учитель сообщает следующую информацию).

Девушки-солдаты! По фронтовым дорогам брели усталые фигурки с большими санитарными сумками через плечо, мелькали пестрые (под цвет листвы) или белые (под цвет снега) маскхалаты девушек – снайперов. В землянках, у полевых раций, звенели девичьи голоса: «Земля! Земля! Как слышите? Прием!».

Были женские полки ночных бомбардировщиков (БАО), т.е. батальоны аэродромного обслуживания, часто состояли сплошь из женщин.

Военная сухая статистика показала, что в армии в войну служило более 800 тысяч женщин.

Мы становимся свидетелями будней полувзвода зенитчиц на разбомбленном и потому спокойном глухом разъезде в Карелии в мае 1942 года.

4. Кто они, наши героини? Как оказались на фронте?

Девушки-зенитчицы  рассказывают о своем прошлом.

Слайд №4(Приложение №4)

5. Слово учителя.

Известная поэтесса Юлия Друнина теме «Женщина на войне» посвятила много стихов. Вот одно из них.

ченица читает это стихотворение и подходит к девушкам-зенитчицам, представляется – помкомвзвода сержант Кирьянова).

6. Кирьянова.

«Мирная тихая жизнь на 171 разъезде закончилась. Возвращаясь из города, от сына и больной матери, младший сержант Осянина в лемму увидела двух немцев диверсантов. Мы доложили об этом старшине Васкову, нашему командиру».

Обыграть сценку.

После команды «Разойдись!» «зенитчицы»  расходятся за парты.

7. Беседа с классом по повести «А зори здесь тихие…»

а) Почему для охраны объекта Васкову прислали девушек?

б) Почему именно этих девушек взял Васков с собой?

в) Почему взял только девчат и немного патронов?

г) Куда держала путь диверсионная группа немцев?

д) Еще один главный герой.

8. Девятиклассник в военной форме рассказывает о Васкове

Слайд №5(Приложение №5)

Федот Евграфович Васков, кадровый военный, старшина. Сначала девушки-зенитчицы видят дотошного служаку, который всю свою жизнь … выполнял приказания. В этом он и видел смысл своего существования: неполных четыре класса образования да полковая школа разведчиков, за десять лет безупречной службы до старшины дослужился…

Но постепенно этот человек вырос в  глазах девушек. Он предстал не только умным, опытным воином, но и очень деликатным, чутким человеком, с трезвым умом. Он понимал, как трудно им, его подчиненным, и физически, и морально, и где только можно старается помочь, защитить их, спасает от смерти, так как хорошо осознает, что воюют «… будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена».

Борис Васильев неоднократно говорил о том, что «женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами».

9. Учитель.

О Васкове.

Слайд №6(Приложение №6)

Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа.

Чаще она во внешней суровости.

Работа с текстом повести. Найти последний разговор Васкова с Ритой.

Выразительное чтение отрывка

       (Осянина – Васков)

        « - Не тревожься, Рита, понял я все».

Такому человеку, как Федот Васков, много говорить не нужно. Всего лишь пять слов он сказал. Но для того, чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить еще двух фашистов, четырех взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его,  сделать человеком. Пять слов – и почти вся жизнь. И это дорисовывает образ Федота Евграфовича Васкова.

е) Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

ж) Было ли поведение Гали Четвертак в первом бою трусостью или это была растерянность?

з) Почему раньше других погибли Бричкина, Четвертак, Гурвич?

и) Можно ли осуждать их за нелепую смерть?

к) Почему Женя не укрылась, когда у нее закончились патроны?

л) Почему Рита застрелились?

м) Зачем Васков оставил ей пистолет? Почему Васков остался жив, а девушки погибли?

н) Почему повесть называется «А зори здесь тихие…»?

Слово учителя.

Слайд №7(Приложение №7)

Спокойствием и безмятежностью веет от этого названия. Но мы знаем, о чем говорит автор.

Главная мысль, которая проходит через всю повесть, заключается в том, что девушки погибли во имя светлого будущего. Во имя того, чтобы над нашей страной всегда было безоблачное небо, тихие зори, чтобы нас не будили взрывы бомб, и мы никогда не знали войны. Вся повесть – протест против войны.

Заключительный этап урока.

Перекличка девушек-зенитчиц:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь… - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто выбор был у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина.

                                              Р.Рождественский «Реквием»

Исполняется песня.

Ровесницы наши.

1.    Ровесницы наши со школьной скамьи

Когда-то под пули шагнули в бои

И тяжесть войны, что бедой обожгла,

На плечики школьниц вчерашних легла.

Припев:  Ровесницы наши, девчонки поры огневой,

Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой

Вы в праздник победы не все станцевали

                                                             свой вальс.

О подвиге вашем мы знаем и помним

                                                            о вас.

2.    Ровесницы наши просились на фронт –

               Туда, где в полнеба пылал горизонт,

Спешили попасть поскорее в санбат,

Спасали от ран умиравших солдат.

Припев.

3.     Ровесницы наши прошли всю войну

И нам подарили полей тишину.

На их волосах ранний снег тишины,

Не тает, как память далекой войны.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 9 класса по теме "Выбор будущей профессии"

Открытый урок в 9 классе по теме "Выбор будущей профессии", форма работы - групповая.Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме  «What profession to choose?» по курсу «Enj...

Открытый урок по литературе в 7 классе с использованием технологий проблемного и развивающего обучения Тема: Свет «Зелёной лампы» А. Грина

Тип урока – получение новых знаний, урок «фантазирования». На уроке использовались следующие методы: проблемный, словесный, аналитический, практический, частично – поисковый; ф...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...