Открытый урок по литературе в 7 классе с использованием технологий проблемного и развивающего обучения Тема: Свет «Зелёной лампы» А. Грина
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тип урока – получение новых знаний, урок «фантазирования». На уроке использовались следующие методы: проблемный, словесный, аналитический, практический, частично – поисковый; формы работы: индивидуальная, групповая.  Этапы урока: воспроизведение учащимися ЗУН, которые понадобятся для выполнения предложенных заданий; творческое применение ЗУН; проверка выполненных работ, обсуждение ошибок и их коррекция; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов, задание на дом. Мотивация к изучению нового материала проходила через проблемные вопросы, творческие задания, через чёткую постановку целей, заданий на каждом этапе урока. На уроке было проведено повторение  изученного: что такое рассказ, композиция рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе с использованием технологий проблемного и развивающего обучения

Тема: Свет «Зелёной лампы» А. Грина

Цель: поиск единства формы и содержания, от ассоциативного воображения читателя - через литературное творчество−к пониманию замысла автора.

Задачи: обучающие−актуализация знаний по теории литературы.

Развивающие − развитие «дара воображения», умения составлять ассоциативные ряды слов, применять знания в незнакомой ситуации, анализировать  работы.

Воспитывающие - вызов эмоций, ситуации сопереживания, сопричастности, воспитание веры в возможности человека, великодушия, благородства чувств и мыслей.

Оборудование: рассказ А. Грина «Зелёная лампа»; презентация; карточки с

 творческим заданием; выставка литературы по А. Грину.

Последовательность этапов урока:

  • Организационный момент
  • Постановка цели занятия перед учащимися
  • Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий
  • Творческое применение знаний и умений
  • Проверка выполненных работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
  • Формулирование выводов по изученному материалу
  • Оценка результатов урока
  • Подведение итогов/рефлексия/
  • Задание на дом

Литература:1.Ковский В. Романтический мир А.Грина-М.,2009,стр.10-15

        2.Ранняя проза А.Грина-Симферополь.,2005-ч.I.стр.210-221

         3.Матвеева Н. Сила сюжета и паруса романтизма. Литературная учёба-М.,1980- №4.-с.104-105

        4.Паустовский К. Жизнь Грина. Избранное. - М.,1996г.-с.17

Содержательная часть

       Что делают                                    

    этапы         

Учащиеся

Учитель

I. Организационный момент

II.Постановка цели

занятия перед

учащимися.

Экспозиция.

III.Воспроизведение

учащимися знаний, умений и навыков,

которые потребуются для выполнения заданий.

Цель

Форма− коллективная

Метод− фронтальный

Творческое задание

Цель: прочувствовать символику цвета.

Форма:

Индивидуальная.

Метод: проблемный

Творческое применение ЗУН

Развитие действия

Проверка задания

Кульминация урока

Цель: выяснить

адекватно ли понят

замысел автора?

Метод: словесный

Развязка урока

/рефлексивный этап/формирование

выводов по

изученному

материалу. Оценка

результатов урока.

Цель: высказать

свои эмоции,

показать адекватное

понимание замысла

автора.

Форма:

индивидуальная.

Метод: проблемный

Послесловие.

Цель: вызвать

познавательный

интерес.

Форма - групповая

Метод-

аналитический

Формулирование

выводов, оценка

результатов урока

Задание на дом

Подведение итогов

урока.

Задание на дом

Слушают учителя,

читают запись на слайде.

Эпиграф урока:

«Тренируйте воображение

и лелейте мечты»                            А. Грин

Человек - «игрушка» или

 человек-

создатель своей

судьбы.

рассказ-это небольшое произведение прозаического

 характера, в

котором

нарисовано одно

нарисовано одно, реже-

несколько событий с малым количеством

действующих лиц.

-завязка

-развитие действия

-кульминация

-развязка

-замысел

-тема

-основная мысль

-сюжет

-композиция

-действующие лица и

способ их описания

-своеобразие стиля.

Выполняют задание.

Записывают слова на

своих заготовках.

Читают свои

 ассоциативные ряды

.

Слушают, сравнивают.

Дополняют.

Адекватно понимающий

автора, воспринимает

Автора, становится

соавтором.

«тайна», сигнал для людей, надежда.

Работают над развязкой рассказа.

С необходимостью понять характеры героев,

определить идею как основную мысль рассказа, т.к. концовка рассказа

завершает движение

авторского  замысла.

 3-4 человека зачитывают

свою развязку рассказа.

-человек «игрушка» в руках судьбы или человек-создатель своей судьбы?

Эмоциональная реакция

Рассуждают:

« Зелёная лампа» - символ веры в

 возможности

человека, в его

 стремление

к исполнению мечты,

символ надежды, света,

добра. «Зелёная лампа»

словно проливает свет,

высвечивает  наиболее

глубинные стороны

характеров героев:

способность идти к своей

мечте у Джона Ива, у

Стильтона - эгоизм и

презрение к людям,

пресыщенность жизнью и

её удовольствиями.

«Зелёная лампа»

открывает героям новые,

истинные ценности

жизни: «свет в душе»,

 «свет во мраке», «свет

свечи», «свет знаний»,

«свет надежды».

Выполняют задание

в рабочих тетрадях. Меня

удивило…меня

взволновало…

Мне запомнились

 строки...

Разобраться в своём

отношении к

происшедшему на уроке

Получают карточки с

 заданием, выполняют

 задание.

-Читают, сравнивают.

Обсуждают в парах.

Перу Грина

 принадлежит

3й фрагмент

/особая образность

 языка,

взволнованность

интонации, яркость

 метафор, отсутствие

точных географических

названий/

-Увлечённость морем,

умение смотреть и

 видеть, творческое

 воображение.

«Человек - «игрушка»

в руках судьбы или

  человек  - создатель

своей судьбы?

Человек – создатель

  своей судьбы.

Записывают темы

сочинений.

«Не быть нищими духом»

Сегодня на уроке мы будем

работать над следующим

кругом вопросов:

-Актуализация знаний по

теории литературы.

Что такое рассказ?

-Составление ассоциативного ряда слов к словосочетанию

«зелёная лампа», дополнение их ассоциациями Грина после

прочтения рассказа.

-Творческая работа. Написание

своего индивидуального

продолжения/развязки/рассказа.

-Обсуждение ваших работ.

-Проблемный вопрос

Проблема:

Найти единство формы и содержания; от ассоциативного воображения читателям – через

литературное творчество - к

пониманию замысла автора

/нравственная проблема/

Произведение, над которым мы

сегодня будем работать

относится к жанру рассказа.

Повторим, что такое рассказ.

Какова композиция рассказа?

Что нужно продумать, увидеть,

вообразить, чтобы сочинить

рассказ?

Попытаемся воспользоваться

своими творческими

возможностями.

В произведениях Грина

особую символическую, часто

смысловую значимость имеет

цвет: « Алые паруса», «Золотая

цепь», «Блистающий мир».

составим ассоциативный ряд

слов к заголовку рассказа

 «Зелёная лампа»

 (появляется слайд с этим с/с)

-Просит двух учащихся

зачитать свои ряды слов.

-Продолжим работу по

Творчеству автора.

Настоящий читатель - кто он?

Попытаемся совместить

творческую мастерскую

писателя и творческую

мастерскую класса. Я зачитаю вам 1ю часть рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Вам даётся два задания: 1.дополнить наш

ассоциативный ряд

ассоциациями Грина.

2.Закончить рассказ с помощью

собственного воображения.

-С чем вам пришлось

столкнуться во время

написания развязки рассказа?

-Обсудим с т. зрения логики

развития характеров,

воплощения идеи, интонации.

-Итак, как мы формулируем

проблему нашего урока?

Читает вторую часть рассказа.

-Итоговый проблемный вопрос:

-Почему Грин назвал свой

рассказ «Зелёная лампа»?

какую роль она сыграла

в жизни героев?

Дополним наш ассоциативный ряд.

-Ответьте коротко на вопрос:

-Что вас удивило, взволновало,

запомнилось.

-Закончить фразу: «Автор

ходом повествования приводит

нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец её,

если у него есть…

-Прочитайте 3 отрывка и определите, какой из них

принадлежит перу Грина,

обоснуйте своё предположение.

-Что общего в текстах?

-Итак, какую проблему

 выдвигал Грин тогда  и какая

существует сейчас?

К какому выводу мы пришли?

-Мы поняли замысел автора. Цель урока выполнена.

Благодарю всех за

сотрудничество. Я думаю, вы

все согласитесь с тем, что всем,

 принявшим участие в ходе

урока я поставлю оценку «5».

Написать сочинение по

творчеству Грина.

Предлагаемые темы:

-Прелесть духовного отражения

или символика цвета у Грина.

Вовремя сказанное нужное

слово

-Мечты и идеалы, подаренные

мне Грином.

Пусть зелёный огонёк горит

 В наших душах, как мечтал об этом Грин.

-Прочитайте высказывание

 Паустовского и ответьте на

вопрос: Что мы можем

пожелать друг другу

 напоследок?

Тип урока – получение новых знаний, урок «фантазирования». На уроке использовались

следующие методы: проблемный, словесный, аналитический, практический, частично –

поисковый; формы работы: индивидуальная, групповая.  Этапы урока: воспроизведение учащимися ЗУН, которые понадобятся для выполнения предложенных заданий; творческое применение ЗУН; проверка выполненных работ, обсуждение ошибок и их коррекция; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов, задание на дом. Мотивация к изучению нового материала проходила через проблемные вопросы, творческие задания, через чёткую постановку целей, заданий на каждом этапе урока. На уроке было проведено повторение  изученного: что такое рассказ, композиция рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект"Урок алгебры в 8 классе с использованием технологии « проблемной ситуации»."

Урок с постановкой проблемной ситуации по теме:" Арифметический квадратный корень".Для 8 класса....

Конструкт урока "«Правописание слов с разделительными Ъ и Ь». 5 класс. (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения по УМК М.М. Разумовской)"

Данный конструкт урока  построен в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет активно реализовать деятельностный подход в образовании...

Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...

конспект урока литературы в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения

В разработке представлен материалы для урока литературы в 6 классе на тему : "Жанровое своеобразие повестии А.С. Пушкина "Дубровский"...

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме « Озёра»

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием  технологии проблемного обучения по теме : « Озёра»...

Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту  урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработа...