Открытый урок по литературе в 7 классе с использованием технологий проблемного и развивающего обучения Тема: Свет «Зелёной лампы» А. Грина
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тип урока – получение новых знаний, урок «фантазирования». На уроке использовались следующие методы: проблемный, словесный, аналитический, практический, частично – поисковый; формы работы: индивидуальная, групповая. Этапы урока: воспроизведение учащимися ЗУН, которые понадобятся для выполнения предложенных заданий; творческое применение ЗУН; проверка выполненных работ, обсуждение ошибок и их коррекция; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов, задание на дом. Мотивация к изучению нового материала проходила через проблемные вопросы, творческие задания, через чёткую постановку целей, заданий на каждом этапе урока. На уроке было проведено повторение изученного: что такое рассказ, композиция рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ya.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 классе с использованием технологий проблемного и развивающего обучения
Тема: Свет «Зелёной лампы» А. Грина
Цель: поиск единства формы и содержания, от ассоциативного воображения читателя - через литературное творчество−к пониманию замысла автора.
Задачи: обучающие−актуализация знаний по теории литературы.
Развивающие − развитие «дара воображения», умения составлять ассоциативные ряды слов, применять знания в незнакомой ситуации, анализировать работы.
Воспитывающие - вызов эмоций, ситуации сопереживания, сопричастности, воспитание веры в возможности человека, великодушия, благородства чувств и мыслей.
Оборудование: рассказ А. Грина «Зелёная лампа»; презентация; карточки с
творческим заданием; выставка литературы по А. Грину.
Последовательность этапов урока:
- Организационный момент
- Постановка цели занятия перед учащимися
- Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий
- Творческое применение знаний и умений
- Проверка выполненных работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Формулирование выводов по изученному материалу
- Оценка результатов урока
- Подведение итогов/рефлексия/
- Задание на дом
Литература:1.Ковский В. Романтический мир А.Грина-М.,2009,стр.10-15
2.Ранняя проза А.Грина-Симферополь.,2005-ч.I.стр.210-221
3.Матвеева Н. Сила сюжета и паруса романтизма. Литературная учёба-М.,1980- №4.-с.104-105
4.Паустовский К. Жизнь Грина. Избранное. - М.,1996г.-с.17
Содержательная часть
Что делают этапы | Учащиеся | Учитель |
I. Организационный момент II.Постановка цели занятия перед учащимися. Экспозиция. III.Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий. ↓ Цель Форма− коллективная Метод− фронтальный Творческое задание Цель: прочувствовать символику цвета. Форма: Индивидуальная. Метод: проблемный Творческое применение ЗУН Развитие действия Проверка задания Кульминация урока Цель: выяснить адекватно ли понят замысел автора? Метод: словесный Развязка урока /рефлексивный этап/формирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока. Цель: высказать свои эмоции, показать адекватное понимание замысла автора. Форма: индивидуальная. Метод: проблемный Послесловие. Цель: вызвать познавательный интерес. Форма - групповая Метод- аналитический Формулирование выводов, оценка результатов урока Задание на дом Подведение итогов урока. Задание на дом | Слушают учителя, читают запись на слайде. Эпиграф урока: «Тренируйте воображение и лелейте мечты» А. Грин Человек - «игрушка» или человек- создатель своей судьбы.→ рассказ-это небольшое произведение прозаического характера, в котором нарисовано одно нарисовано одно, реже- несколько событий с малым количеством действующих лиц. -завязка -развитие действия -кульминация -развязка -замысел -тема -основная мысль -сюжет -композиция -действующие лица и способ их описания -своеобразие стиля. Выполняют задание. Записывают слова на своих заготовках. Читают свои ассоциативные ряды . Слушают, сравнивают. Дополняют. Адекватно понимающий автора, воспринимает Автора, становится соавтором. «тайна», сигнал для людей, надежда. Работают над развязкой рассказа. С необходимостью понять характеры героев, определить идею как основную мысль рассказа, т.к. концовка рассказа завершает движение авторского замысла. 3-4 человека зачитывают свою развязку рассказа. -человек «игрушка» в руках судьбы или человек-создатель своей судьбы? Эмоциональная реакция Рассуждают: « Зелёная лампа» - символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, символ надежды, света, добра. «Зелёная лампа» словно проливает свет, высвечивает наиболее глубинные стороны характеров героев: способность идти к своей мечте у Джона Ива, у Стильтона - эгоизм и презрение к людям, пресыщенность жизнью и её удовольствиями. «Зелёная лампа» открывает героям новые, истинные ценности жизни: «свет в душе», «свет во мраке», «свет свечи», «свет знаний», «свет надежды». Выполняют задание в рабочих тетрадях. Меня удивило…меня взволновало… Мне запомнились строки... Разобраться в своём отношении к происшедшему на уроке Получают карточки с заданием, выполняют задание. -Читают, сравнивают. Обсуждают в парах. Перу Грина принадлежит 3й фрагмент /особая образность языка, взволнованность интонации, яркость метафор, отсутствие точных географических названий/ -Увлечённость морем, умение смотреть и видеть, творческое воображение. «Человек - «игрушка» в руках судьбы или человек - создатель своей судьбы? Человек – создатель своей судьбы. Записывают темы сочинений. «Не быть нищими духом» | Сегодня на уроке мы будем работать над следующим кругом вопросов: -Актуализация знаний по теории литературы. Что такое рассказ? -Составление ассоциативного ряда слов к словосочетанию «зелёная лампа», дополнение их ассоциациями Грина после прочтения рассказа. -Творческая работа. Написание своего индивидуального продолжения/развязки/рассказа. -Обсуждение ваших работ. -Проблемный вопрос Проблема: Найти единство формы и содержания; от ассоциативного воображения читателям – через литературное творчество - к пониманию замысла автора /нравственная проблема/ Произведение, над которым мы сегодня будем работать относится к жанру рассказа. Повторим, что такое рассказ. Какова композиция рассказа? Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? Попытаемся воспользоваться своими творческими возможностями. В произведениях Грина особую символическую, часто смысловую значимость имеет цвет: « Алые паруса», «Золотая цепь», «Блистающий мир». составим ассоциативный ряд слов к заголовку рассказа «Зелёная лампа» (появляется слайд с этим с/с) -Просит двух учащихся зачитать свои ряды слов. -Продолжим работу по Творчеству автора. Настоящий читатель - кто он? Попытаемся совместить творческую мастерскую писателя и творческую мастерскую класса. Я зачитаю вам 1ю часть рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Вам даётся два задания: 1.дополнить наш ассоциативный ряд ассоциациями Грина. 2.Закончить рассказ с помощью собственного воображения. -С чем вам пришлось столкнуться во время написания развязки рассказа? -Обсудим с т. зрения логики развития характеров, воплощения идеи, интонации. -Итак, как мы формулируем проблему нашего урока? Читает вторую часть рассказа. -Итоговый проблемный вопрос: -Почему Грин назвал свой рассказ «Зелёная лампа»? какую роль она сыграла в жизни героев? Дополним наш ассоциативный ряд. -Ответьте коротко на вопрос: -Что вас удивило, взволновало, запомнилось. -Закончить фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть… -Прочитайте 3 отрывка и определите, какой из них принадлежит перу Грина, обоснуйте своё предположение. -Что общего в текстах? -Итак, какую проблему выдвигал Грин тогда и какая существует сейчас? К какому выводу мы пришли? -Мы поняли замысел автора. Цель урока выполнена. Благодарю всех за сотрудничество. Я думаю, вы все согласитесь с тем, что всем, принявшим участие в ходе урока я поставлю оценку «5». Написать сочинение по творчеству Грина. Предлагаемые темы: -Прелесть духовного отражения или символика цвета у Грина. Вовремя сказанное нужное слово -Мечты и идеалы, подаренные мне Грином. Пусть зелёный огонёк горит В наших душах, как мечтал об этом Грин. -Прочитайте высказывание Паустовского и ответьте на вопрос: Что мы можем пожелать друг другу напоследок? |
Тип урока – получение новых знаний, урок «фантазирования». На уроке использовались
следующие методы: проблемный, словесный, аналитический, практический, частично –
поисковый; формы работы: индивидуальная, групповая. Этапы урока: воспроизведение учащимися ЗУН, которые понадобятся для выполнения предложенных заданий; творческое применение ЗУН; проверка выполненных работ, обсуждение ошибок и их коррекция; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов, задание на дом. Мотивация к изучению нового материала проходила через проблемные вопросы, творческие задания, через чёткую постановку целей, заданий на каждом этапе урока. На уроке было проведено повторение изученного: что такое рассказ, композиция рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Конспект"Урок алгебры в 8 классе с использованием технологии « проблемной ситуации»."
Урок с постановкой проблемной ситуации по теме:" Арифметический квадратный корень".Для 8 класса....
Конструкт урока "«Правописание слов с разделительными Ъ и Ь». 5 класс. (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения по УМК М.М. Разумовской)"
Данный конструкт урока построен в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет активно реализовать деятельностный подход в образовании...
Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»
Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...
конспект урока литературы в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения
В разработке представлен материалы для урока литературы в 6 классе на тему : "Жанровое своеобразие повестии А.С. Пушкина "Дубровский"...
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме « Озёра»
Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме : « Озёра»...
Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».
Описание материала: предлагаю вам технологическую карту урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработа...