Программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 5 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5b.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 381 Кировского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

Председатель МО учителей русского языка и литературы

__________ Чернецова О.В.

Протокол №  1

от «31»  августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __________ Коваленко Л.М.

«31»  августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор школы № 381

Кировского района СПб

__________ А.А. Копунова

Приказ №

от «01» сентября 2015г.

Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

2 часа в неделю (68ч.)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 381

Кировского района Санкт-Петербурга

Егорова В.Н.

2015 / 2016 учебный год

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Нормативные правовые документы,  на основании которых разработана рабочая программа

Программа по литературе составлена для 5 б класса ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29.12.2012;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
  • Основной общеобразовательной программы ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга;
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  • Календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2015 - 2016 учебный год;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  • Локального акта «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  • Локального акта «Положение об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора № 71 от 01.09.2014.
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5 класс под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)

Актуальность изучения учебного предмета  «Литература»

В данной рабочей программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основная задача обучения в 5 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

    Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цели с учетом специфики учебного предмета «Литература»

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи учебного предмета «Литература»

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы по литературе:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее реализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской  деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Учебно-методический комплекс

Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной (М: Просвещение, 2014).

Место  учебного предмета «Литература» в учебном плане

На изучение литературы в учебном плане ГБОУ СОШ № 381 на 2013-2014 учебном году отведено количество часов федерального компонента из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Формы и виды  контроля

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, тесты и т.п. в рамках урока.

Промежуточный  контроль знаний – контроль результативности обучения, осуществляется по окончании четверти во 2х – 9х классах и полугодия в 10-11 классах основе текущего контроля.

Итоговый контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании учебного года на основе результатов промежуточного контроля с учетом отметки за промежуточную аттестацию в конце учебного года.

Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

Используемые формы и виды контроля:

Промежуточный:

  • Пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
  • Выразительное чтение
  • Развернутый ответ на вопрос
  • Анализ эпизода
  • Комментирование
  • Характеристика литературного героя
  • Инсценирование

Итоговый:

Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • написание сочинений по литературным произведениям;
  • творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
  • составление планов будущего сочинения;
  • написание отзывов о произведениях;
  • создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
  • создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…);
  • проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • тестирование;
  • контрольные вопросы;
  • самостоятельные работы.

Контрольные и творческие работы

Тема программы

Вид работы

дата

Литература XVIII века

Басня М. В. Ломоносова - наизусть

Литература XIX века

Басня И.А. Крылова – наизусть

Баллада В.А. Жуковского (отрывок) - наизусть

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - наизусть

Контрольный тест по творчеству И. Крылова, В. Жуковского, А. Пушкина

Стихотворение М.Ю. Лермонтова - наизусть

Стихотворение Н.А. Некрасова – наизусть

Контрольная работа по изученным произведениям писателей XIX века.

Стихотворение поэтов XIX века ( по выбору) - наизусть

Литература XX века

Стихотворение С.А. Есенина ( по выбору) - наизусть

Стихотворение поэтов XX века ( по выбору) - наизусть

Стихи поэтов-фронтовиков о войне (по выбору) - наизусть

Контрольная тестовая работа по теме.

Оценивание работ и ответов учащихся

Оценивание знаний учащихся в 5 классе осуществляется на основании «Положении об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга»; утверждено приказом директора ОУ № 71 от 01.09.2014.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения, тесты по темам.

Оценивание тестов , устных ответов и других проверочных работ осуществляется на основе «Положения об оценивании знаний обучающихся ГБОУ СОШ №381 Кировского района Санкт-Петербурга», утвержденного приказом директора №71 от 01.09.2014г.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

На изучение предмета «Литература» в 5 классе  отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19 — 20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета «Литература»

ВВЕДЕНИЕ – 1час

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 7 часа

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 часа

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 1   час

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 27 часов

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна».Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Р.р. Обучение выразительному чтению.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

В.ч. «Майская ночь, или Утопленница». Фольклорные  традиции в создании образов.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картина вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Язык стихотворения.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Р.Р. Обучение развернутому ответу на вопрос.

    Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь». Краткий рассказ о поэте. Анализ стихотворения «Весенний дождь».  Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

     Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Русские поэты XIXвека о Родине, родной природе и о себе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 18 часов

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Р.Р. Обучение составлению развернутого портрета  героя произведения.

Сергей Александрович  Есенин.  Краткий рассказ о писателе. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка поэта.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).  Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).  Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Поэты о Великой Отечественной войне  (1941-1945гг.)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 часов

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Тематическое планирование учебного предмета «Литература»

№ п/п

Название раздела или темы

Всего

Количество часов

теоретических

практических

1

Введение. Книга в жизни человека

1

1

2

Устное народное творчество

7

1

6

3

Из древнерусской литературы

2

2

4

Из русской литературы XVIII века

1

1

5

Из русской литературы XIX века

27

4

23

6

Из русской литературы XX века

21

3

18

7

Из зарубежной литературы

7

1

6

8

Резерв

1

1

ИТОГО:                                  

68

10

58


Поурочное планирование учебного предмета «Литература»

№ урока

Тема урока

Основные вопросы и понятия

Характеристика деятельности учащихся

Введение – 1 час

1/1

Роль книги в жизни человека

 Роль книги   в жизни человека.

Организационный момент. Беседа о прочитанном в дни летних каникул. Знакомство с учебником. Чтение статьи учебника. Итоги урока.

Устное народное творчество – 7 часов

2/1

Устное народное творчество.

Понятие фольклора. Загадки как малый жанр фольклора.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Беседа по теме урока. Итоги урока.

3/2

Фольклорные жанры. Загадки, пословицы, потешки.

Фольклорные жанры. Загадки, пословицы, потешки. Составление загадок.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Составление загадок. Итоги урока. Итоги урока.

4/3

Русские народные сказки. Виды сказок.

Знакомство с волшебными сказками. Обучение художественному пересказу.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Пересказ известных русских сказок. Итоги урока.

5/4

Сказка «Царевна-лягушка».

Образ Василисы Премудрой. Внутренний мир героини лучшие черты ее характера.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение сказки с элементами беседы. Итоги урока.

6/5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

Образ Ивана-царевича. Испытания, через которые проходят герои. Работа с иллюстрациями к сказке.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

7/6

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

Расширение представления учащихся о русских народных сказках. Понятие о героической сказке. Моральные качества героя сказки.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Коллективная беседа. Итоги урока.

8/7

Сказки о животных и бытовые сказки. Журавль и цапля». Особенности сказок о животных.

Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Беседа о героях сказки. Составление плана характеристики героя. . Итоги урока.

Из древнерусской литературы -  2 часа

9/1

В.ч. Древнерусская литература.

«Повести временных лет»

Общее представление о древнерусской литературе. Особенности древнерусской литературы. Знакомство с «Повестью временных лет»

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока. Итоги урока.

10/2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Знакомство с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока-киевлянина..» , умение формулировать тему произведения, обучение составлению цитатного плана.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

Из русской литературы XVIII века  - 1 час

  11/1

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру ...»

Краткий рассказ о личности М.В. Ломоносова. Знакомство со стихотворением  «Случились вместе два астронома в пиру ...» . Основное содержание и художественные особенности стихотворения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

Из русской литературы XIX века - 27 часов

12/1

 Русские басни. И.А. Крылов.

Особенности жанра басни. Эзоп - родоначальник басен. Знакомство с баснями И.Крылова.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Аналитическое чтение басен. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

13/2

Басенное творчество И.А.Крылова.

Чтение басни  «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Аналитическое чтение басен. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

14/3

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Особенность авторской сказки. История создания сказки «Спящая царевна».  Черты народной сказки в произведении В. Жуковского.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Аналитическое чтение сказки. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

15/4

В.А. Жуковский Баллада «Кубок».

Понятие жанра баллада. Основные события баллады. Характерные черты баллады в «Кубке».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Словарная работа. Аналитическое чтение баллады. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

16/5

А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Знакомство с биографией поэта. Начало творческого пути. Создание поэмы «Руслан и Людмила». Главный герой поэмы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Словарная работа. Чтение наизусть отрывка из пролога. Участие в коллективной  беседе по вопросам.  Итоги урока.

17/6

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки рождения сюжета, система образов Истоки рождения сюжета, система образов сказки. Сопоставление образов  сказок В. Жуковского, А. Пушкина,  братьев Гримм. «Бродячие» сюжеты.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

18/7

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Образы главных героев. Красота внешняя и внутренняя.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Заполнение таблицы.  

Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

19/8

Добрые и злые силы в сказке. Народная мораль, нравственность.

Образы главных героев. Кто из героев олицетворяет добро, а кто – зло.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Сопоставительный анализ образов двух героинь.  

Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

20/9

Понятие о литературной сказке. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Краткий рассказ о писателе и прототипе сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Словарная работа. Участие в коллективной  беседе по вопросам. Итоги урока.

21/10

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба поэта. Стихотворение «Бородино».

Знакомство с биографией Лермонтова.  Исторические события, лежащие в основе написания патриотического стихотворения «Бородино».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам. Итоги урока.

22/11

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Мастерство создания батальных сцен

Строение стихотворение «Бородино». Образ повествователя в стихотворении.  Средства изобразительности, используемые поэтом.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.  Аналитическое чтение стихотворения. Беседа по вопросам.  Итоги урока.

24/12

Н.В.Гоголь Цикл «Вечера на хуторе близ  Диканьки». Развитие представлений о фантастике и юморе.

Знакомство с биографией писателя. История создания цикла «Вечера на хуторе близ  Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Фольклор и традиции в создании образов.

Организационный момент. Чтение статьи о Гоголе. Рассказ учителя о цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Беседа по вопросам. Итоги урока.

25/13

Н.В.Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Знакомство с героями и сюжетом повести. Сочетание реального и фантастического, трагического и комического.

Организационный момент.  Выразительное чтение повести. Словарная работа. Беседа по вопросам. Итоги урока.

26/14

В.ч.  Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».  Фольклорные  традиции в создании образов.

Развитие представлений о фантастике. Поэтизация народной жизни, народных преданий. Изображение темных и светлых сил.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.  Выразительное чтение отдельных эпизодов повести. Словарная работа.  Беседа по вопросам. Итоги урока.

27/15

Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Биография поэта. Основная  тема стихов Н. Некрасова. Уважение к простому русскому народу. Поэтический образ русской женщины. Развитие представления об эпитете.

Организационный момент. Чтение статьи учебника о писатели. Выразительное чтение стих. Словарная работа. Анализ картины Репина «Бурлаки на Волге». Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

28/16

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картина вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Язык стихотворения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение отрывка из стихотворения..  Словарная работа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

29/17

И.С.Тургенев. Жизнь писателя. История создания рассказа «Муму».

Знакомство с биографией писателя. Особенности жанра рассказ. Знакомство с героем рассказа. Жизнь в доме барыни.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника о писателе. Рассказ учителя о крепостном праве. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

30/18

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».  Герасим и Татьяна. Духовные и нравственные качества Герасима.

Герасим и его окружение. Нравственное превосходство героя.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов рассказа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

31/19

Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму.

Поведение Герасима после того, как он нашел собачку.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов рассказа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

32/20

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Немой протест Герасима.

Герасим — молчаливый раб или бунтарь? Роль пейзажа в рассказе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов рассказа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

33/21

А.А. Фет «Весенний дождь»

Краткий рассказ о поэте. Анализ стихотворения «Весенний дождь».  Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворения. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

34/22

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

Знакомство с биографией писателя.  История создание рассказа «Кавказский пленник». Тема произведения. Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника о писателе. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

35/23

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

Составление сравнительной характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении. Поучительный характер произведения. Утверждение гуманистических идеалов.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение и анализ эпизодов рассказа. Составление таблицы по теме урока. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

36/24

Контрольная работа по изученным произведениям писателей XIX века.

Создание письменных высказываний различных жанров.

Организационный момент. Работа по созданию письменных ответов на проблемный вопрос. Итоги урока.

37/25

А.П. Чехов Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа

Знакомство с биографией писателя и его ранними произведениями. Понятие о юморе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям. Словарная работа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

38/26

В.ч. Особенности рассказов А.П. Чехова.

Особенности юмора А. П. Чехова в прочитанных рассказах писателя.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выступление творческих групп. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

39/27

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе, о себе.

Особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение и анализ стихотворений поэтов XIX века.

Из русской литературы XX века - 21 час

40/1

И.А.Бунин «Косцы». Поэтическое воспоминание о родине.

Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Комментированное чтение рассказа  «Косцы». Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

41/2

В.Г.Короленко «В дурном обществе»: судья и его дети.

Краткий рассказ о писателе. Изображение детей из богатой и бедной семьи. Жизнь ребенка в родном доме после смерти матери. Отношения с отцом. Образ серого равнодушного города.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Комментированное чтение начальных глав. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

42/3

В.Г. Короленко Новые знакомые Васи.

Валек и Маруся. Жизненные проблемы, вставшие перед герое после его знакомства с детьми из «дурного общества».

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

43/4

Тыбурций Драп – «замечательная личность»

Изменения, произошедшие в герое под влиянием новых друзей. Образ «самой замечательной личности». Что нравится Тыбурцию в Васе.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

44/5

Итоговый урок по повести « В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Составление плана на проблемный вопрос. Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести. Подбор цитат по теме.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

45/6

С.А. Есенин Лирика поэта.

Краткий рассказ о писателе. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка поэта.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение стихотворений поэта. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

46/7

П.П.Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант  Степана. Образ  Хозяйки Медной горы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Комментированное чтение отдельных эпизодов  сказа.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

47/8

П.П.Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов сказа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

48/9

К.Г.Паустовский Рассказ «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Тема и проблема произведения. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов рассказа.  Составление таблицы. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

49/10

 К.Г.Паустовский Рассказ «Теплый хлеб»: язык сказки.

Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов рассказа.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

50/11

В.ч. К.Г.Паустовский Рассказ «Заячьи лапы».

Сюжет и композиция рассказа. Расширение представления учащихся о художественном мире писателя.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение отдельных эпизодов рассказа.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

51/12

С.Я.Маршак Сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.  

Понятие о пьесе-сказке. Особенности драматического произведения. Общее и различие сказки Маршака с народной сказкой. Образы королевы и падчерицы. Нравственные проблемы сказки.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение  эпизодов сказки.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

52/13

А.П.Платонов. Рассказа  «Никита»: человек и природа.

Знакомство с биографией писателя. Грани соприкосновения были и фантастики. Душевный мир главного героя. Развитие навыков чтения.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

53/14

А.П.Платонов Рассказ «Никита»: быль и фантастика.

 Грани соприкосновения были и фантастики. Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, счастья и страдания.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.  Комментированное чтение  эпизодов рассказа.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

54/15

В.П.Астафьев Рассказ «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Знакомство с биографией писателя. Автобиографичность произведения. Главный герой рассказа. Поведение героя в лесу. Картины сибирской природы.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

55/16

 В. Астафьева «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь с природе, внимание к ней. «Открытие» Васюткой озера.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.  Комментированное чтение  эпизодов рассказа.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

56/17

Поэты о Великой Отечественной войне.

Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков. Дети и война.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Рассказ учителя о поэтах – фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений.  Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

57/18

Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе.

Образ родины и родной природы в стихотворениях поэтов 20 века. Средства выразительности.  Человек и природа.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Аналитическое чтение стихотворений.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

58/19

Писатели улыбаются. Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»

Знакомство с биографией писателя. Понятие о пародии.

Средства, используемые автором, для создания комического эффекта.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Аналитическое чтение рассказа.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

59/20

Саша Черный. Рассказ  «Игорь-Робинзон».

Сюжет рассказа. Юмор в рассказе.  Отношение  писателя к известным авторам и их произведениям.  

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Аналитическое чтение рассказа.   Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

60/21

Итоговый урок по теме « Русская  литература».

Контрольная тестовая работа по теме.

Организационный момент. Выполнение итоговой контрольной работы. Итоги урока.

Из зарубежной литературы (7 часов)

61/1

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Сюжет баллады. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Комментированное чтение баллады. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

62/2

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

История создания романа. Гуманистические идеалы  раннего английского Просвещения. Сюжет романа. Чтение избранных глав.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Комментированное чтение глав романа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

63/3

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Прообраз Робинзона. Приключения и характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Комментированное чтение глав романа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

64/4

Х.К.Андерсен «Снежная королева»:реальность и фантастика.

Сюжет и композиция сказки. Испытания главных героев. Герда и Снежная королева – противопоставление внутренней и внешней красоты.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Словарная работа.  Комментированное чтение эпизодов сказки. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

65/5

Х.К.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Словарная работа.  Комментированное чтение эпизодов сказки. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

66/6

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Краткая биография писателя. История создания романа. Социальная подоплека романа.  

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Рассказ учителя об истории создания романа. Словарная работа.  Комментированное чтение эпизодов романа. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

67/7

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

Краткая биография писателя. Особенности его творчества. Сюжет рассказа. Взросление человека в суровых условиях.

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Чтение статьи учебника. Словарная работа.  Комментированное чтение эпизодов сказки. Участие в коллективной беседе. Итоги урока.

68/1

Резерв


Планируемые результаты изучения  учебного предмета «Литература»

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоритические – литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об изоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о произведении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно – следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексе, определять их роль в произведении, выявлять изобразительно – выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст – описание, текст – повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словестно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
  • создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

№п.п.

Наименование объектов и средств

Примечание

I

Книгопечатная продукция

1.

Учебники

Литература.  5 класс. Учебник для  общеобразовательных организаций авт. В.Я. Коровина  и др. В 2 ч. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014

у каждого учащегося

2.

Рабочие тетради и пособия

Рабочие тетради

у каждого учащегося

Таблицы на бумажной основе

комплект

Портреты писателей

комплект

3.

Методические пособия

Б.И. Турьянская, Е.В. Комисарова. Литература в 5 классе. Урок за уроком. - М.:ООО «ТИД «Русское слово — РС»,2007.

И.В. Золоторева, Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе 5 класс.- М.:ВАКО, 2012

II

Технические средства обучения

Компьютер учителя

1

Принтер  RICON

1

Телевизор

1

Колонки

2

III

Экранно-звуковые средства и пособия

Фонохрестоматия 5 кл.: Электронное учебное пособие на СD-RОМ/Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.

IV

Оборудование класса

Парты учащихся

15 шт.

Стулья учащихся

30 шт.

Стол учителя

1 шт.

Стул учителя

3 шт.

Стенды пробковые

4 шт.

Книжные шкафы

3 шт.

Стеллаж 2-х секционный

1 шт.

Часы

1 шт.

Радиоприёмник

1 шт.


Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

по программе

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Кол-во часов

по факту

5 б

Литература XIX века

27

Увеличение учебного времени за счет музейного дня 26.11

Использован урок № 68 из резерва

28

резерв

1

Уменьшение учебного времени за счет музейного дня 26.11

-

Зарубежная литература

7

2.05, 9.05- праздничные дни

Объединение близких по теме уроков №

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...