Духовно-нравственный воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла
статья по музыке

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство долга, благородство, ответственность, в их неразрывной связи с проблемами реальной жизни, с жизнью всей страны, с семьей, с обществом, культурой, человечеством в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc16.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный воспитательный потенциал

уроков художественно-эстетического цикла

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство долга, благородство, ответственность, в их неразрывной связи с проблемами реальной жизни, с жизнью всей страны, с семьей, с обществом, культурой, человечеством в целом. Высокая степень и доступность информатизации делает наших детей грамотнее, образованнее, информированнее, но одновременно и уязвимее. Виртуальные путешествия нередко совершаются детьми отнюдь не в сопровождении родителей и тем более учителей. Но в такой ситуации многократно возрастает роль предметов художественно-эстетического цикла. На уроках музыки, изобразительного искусства, литературы минуя директивный путь транслирования информации, учащиеся знакомятся с героическими личностями, с примерами духовного подвига, лучшими образцами воплощения красоты в природе и рукотворных созданий человеческого гения.

Содержание уроков художественно-эстетического цикла позволяет работать с такими понятиями как Русь, совесть, Отечество, добро и зло, любовь, подвиг, храм и т.д. Духовно-нравственное воспитание начинается с формирования у школьников соответствующего поведения, основанного на традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностях, которые лежат и в основе памятников русской культуры (литература, музыка, изобразительное искусство). Материалы предметов художественно-эстетического цикла помогают детям осознать свое собственное отношение к самому себе, к другому, стране, Богу.

Ошибкой было бы полагать, что одно только знакомство с лучшими образцами русской (и зарубежной) музыкой, литературой, изобразительным искусством способно воспитать духовно зрелую личность. Монолог учителя, каким бы интересным рассказчиком он не был, не способен сформировать нравственные принципы личности. Подросток присваивает знания о нравственных категориях в процессе размышления, дискуссии со сверстниками, учителем, произведением искусства. Дискуссии, полемика не ограничивается школьным классом. Огромную роль в формировании умения вести диалог различные творческие задания: написание сочинений, эссе, заметок, сочинения от имени автора произведения (художника, композитора, исполнителя). В центре таких работ могут стоять такие понятия как добро-зло, любовь-равнодушие, надежда-отчаяние, долг, справедливость, поиск смысла жизни, жизнь-смерть и т.д. Не стоит забывать и такие методики как проектно-исследовательская деятельность.

Следует отметить, что в программах по литературе, музыке выделены отдельные разделы, посвященные проблематике духовно-нравственного воспитания. Но искусство и литературу вообще невозможно воспринимать в отрыве от нравственных и духовных категорий. Духовные вопросы – это основа практически всего русского искусства. В произведениях А.С. Пушкина, Г. Свиридова, П. Чайковского, Ф. Достоевского и других мы не сможем не найти ни одной страницы, которая не была бы наполнена светом духовности, не заставляла бы думать читателя, слушателя о вечной битве добра и зла, которое происходит в сердце человека (Ф.Достоевский).

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться как дилогическое взаимодействие с использованием творческих, исследовательских, проектных методик и пристальным вниманием к значению слова как основной единице языка, речи и художественного произведения.

Аралина О.Э.

учитель музыки

МБОУ СОШ № 22 г.о. Королев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»  

Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)

Доклад раскрывает  тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...

Использование Нартовского эпоса на уроках художественно-эстетического цикла в школе

Данное методическое пособие может использоваться преподавателями по предметам «музыкальное и изобразительное искусство», ТКО, «осетинская литература»...