Открытый урок "Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Разработка открытого урока по внеклассной литературе для проведения в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_aytmatov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 «А» классе
42 гимназии Приморского района
Санкт-Петербурга
Учитель: Темченко Наталия Александровна
Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».
Задачи урока:
- Найти ответ на вопрос о том, каковы взаимоотношения природы и человека в данном тексте.
- Поразмышлять о проблемах нравственности, которые возникают в связи с этой легендой.
- Использовать различные формы работы с целью подготовки к написанию сочинения-миниатюры в жанре той же нравственной темы.
Темы сочинений:
- Монолог Рогатой матери-оленихи, которая обиделась на людей и увела из этих мест оленей.
- «…худо, когда не умом люди блещут, а богатством!»
- «…богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
- «…там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».
План урока:
- Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».
- Слово учителя: Мы с вами уже говорили о мальчике и дед Момуне, узнали о сказке
про белый пароход. Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери-оленихе и подготовиться к написанию классного сочинения на темы, которые вы видите на доске.
Вглядимся в линогравюру 1976 года А. С. Осташева, на которой изображен мальчик.
Опишите его лицо.
Ковалева Света: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.
Дружко Юля: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.
Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот
вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац. Его тема – первый пункт плана в тетради.
- Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.
Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:
- Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.
Ильин Валера: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»
Глебовская Анна: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»
Петров Олег: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».
Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и «−».
Чихиркин Сергей: «−»: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».
Дружко Оксана: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».
Учитель: Найдите в тексте вывод.
Сорокин Володя: «Помутился разум у людей».
Учитель: Соедините текст с современностью.
Дружко Оксана: Очень похоже на Чечню, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.
Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.
Потапенко Валя: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.
- Пересказ эпизода.
3. Похороны киргизского вождя
- Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.
4. Нападение врагов на племя.
Реплики ребят:
- невиданное побоище (эпитет)
- убивали всех подряд
- покончить с дерзким племенем киргизов
- чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)
Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.
Кузнецов Женя: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.
Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?
Лиепин Саша: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.
Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?
Никонов Никита: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.
Макарова Катя: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.
Учитель: А теперь – устное словесное рисование: портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.
Захарченко Таня: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.
Лебедева Света: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.
- Пересказ эпизода.
Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»
5. Дети у врагов.
Марьенков Сергей: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…
Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.
Марьенков Сергей: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.
Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.
Марьенков Сергей: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.
Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.
Захарченко Таня: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.
VI. Анализ эпизода.
Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?
6. Диалог Старухи и реки Энесай.
Ковалева Света: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.
Ковалева Катя: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.
Марьенков Сергей: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.
Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)
Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?
Захарченко Таня: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.
Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.
Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?
Глебовская Аня: Это символ природы и красоты.
Потапенко Валя: Символ материнской любви.
Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?
Анисимова Юля: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»
Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.
- Пересказ эпизода.
7. Обретение новой родины.
Анисимова Юля: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.
Ефимов Дима: Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.
Учитель: Процитируйте пейзаж озера.
Ремизова Саша: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».
Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?
Пальчиков Илья: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»
Учитель: Жить как люди означает:
- трудиться
- жить в мире и согласии
- хранить язык и обычаи предков
- жить в гармонии с природой.
Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.
(записывают в тетрадь)
Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?
Полякова Надя: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.
Учитель: Как почитали ее бугинцы?
Пальчиков Илья: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,
- в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
- Состязались в скачках («Бугу!»)
- Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
- Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.
Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?
Ремизова Саша: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.
Учитель: Какие древние законы были нарушены?
Касьяненко Женя:Они
- подняли руку на стариков
- унизили их
- нарушили закон гостеприимства
- не вняли советам старцев.
А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.
Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.
Ковалева Катя: | Автор (комментарий из текста) |
«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память». | «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» |
Сорокин Володя: | |
«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?» | «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни» |
Захарченко Таня: | |
«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле» | «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». |
Глебовская Анна: | |
«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги». | «Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место». |
Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?
Никонов Никита: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.
Чихиркин Сергей: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.
Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?
Дружко Юля: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.
Дружко Оксана: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.
Ремизова Саша: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.
Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.
Задание: Написать сочинение-миниатюру по предложенным темам.
Пересказ эпизода «Похороны киргизского вождя».
Макарова Катя: Он ходил в походы, рубился в сечах. Теперь в легенде подробно описывают обряд похорон: тело несут над Энесаем (материнским руслом), чтобы «душа… пропела последний раз песнь об Энесае»…
Никонов Никита: В этой песне чувствуется единство человека и природы: «река шире, земля родней (о природе), горе глубже, воля вольней (о человеке)».
Макарова Катя: Говорятся слова на погребальной сопке: «Вот твоя река. Вот твое небо. Вот мы, рожденные от одного с тобой корня. Мы все пришли проводить тебя. Спи спокойно». Получается, что человек после смерти возвращается в лоно матери-природы.
Сорокин Володя: На могиле батыра устанавливается каменная глыба, похожая на ту, что изображена за спиной мальчика на линогравюре.
Анисимова Юля: Каждая семья прощается с батыром у своей юрты, висят белые флаги скорби. Ведь это беда всего племени.
Ипатов Сергей: С ним будут зарыты доспехи, щит и копье, конь с погребальной попоной. Звучат трубы и барабаны.
Кузнецов Женя: Плакальщицы распустили волосы, а джигиты опустились на колено, чтобы поднять на плечи бренное тело.
Ипатов Сергей: А еще будут принесены в жертву девять кобылиц, девять быков и девятью девять овец.
Учитель: Все это обряды язычников, которые поклоняются многим богам, олицетворяющим природу. И прежде всего это поклонение Энесаю (Енисею), что в переводе означает «материнское русло».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести Ч. Айтматова ,,Пегий пёс, бегущий краем моря” «Быть человеком!» в 8 классе.
Забывая о нравственности, мы можем забыть себя. Чтобы этого не случилось, провожу уроки по духовно-нравственному развитию. В уроке использована технология РКМЧП...
Урок по повести Ч. Айтматова ,,Пегий пёс, бегущий краем моря” «Быть человеком!» в 8 классе.
Забывая о нравственности, мы можем забыть себя. Чтобы этого не случилось, провожу уроки по духовно-нравственному развитию. В уроке использована технология РКМЧП...
Урок по повести Ч. Айтматова ,,Пегий пёс, бегущий краем моря” «Быть человеком!» в 8 классе.
Забывая о нравственности, мы можем забыть себя. Чтобы этого не случилось, провожу уроки по духовно-нравственному развитию. В уроке использована технология РКМЧП...
Анализ отрывка из повести Г.Троепольского « Белый Бим Черное Ухо».
Цель работы: систематизация и обобщение изученного; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значение...
Словарь к повести Ч. Айтматова "Белый пароход"
Болванка словаря для заполнения....
Мир природы глазами ребенка (на материале повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)
Исследовательская работа ученицы 5 класса по повести Ч.Айтматова "Белый пароход". Цель данной работы – показать красоту природы, ее способность к возрождению и самосохранению, бер...
Урок по повести Ч. Айтматова "Белый пароход"
Эта незаслуженно забытая повесть с её «дефицитом человечности», этическим максимализмом, в которой автор поднимает массу проблем, близких нашему времени, как нельзя лучше подходит дл...