Анализ отрывка из повести Г.Троепольского « Белый Бим Черное Ухо».
материал для подготовки к егэ (гиа, 7 класс) по теме

Киреева Ольга Владимировна

 

   Цель работы:  систематизация и обобщение изученного; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения употреблять  слова в соответствии с их лексическим значение; использовать средства художественной выразительности с целью обогащения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennyy_analiz_otryvka_iz_povesti_g.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ отрывка из повести  Г.Троепольского

 « Белый  Бим Черное Ухо».

                 Записки охотника.

      В уставшем от зимней тягости лесу , когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник  радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

    Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…

              Объяснительная записка.

    Этот отрывок можно использовать на уроках русского языка, литературы и развития связной речи.

    Выполняя задания, учащиеся будут овладевать богатейшими ресурсами русского языка. Задания помогут обогатить словарный запас и добиться точности высказывания. Размышляя над художественным текстом, проникнуть  в смысл произведения через слово, обращая внимание  на выразительные средства языка, открыть  для себя целый мир новых чувств и мыслей.

    Проверочная работа. Урок развития связной речи, тема « Сравнение, эпитет, метафора, аллегория, олицетворение».

   Цель работы:  систематизация и обобщение изученного; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения употреблять  слова в соответствии с их лексическим значение; использовать средства художественной выразительности с целью обогащения речи.

  1. Прочитайте отрывок Троепольского «Записки хозяина». Какие сравнения помогают вам представить  картину весны, какое настроение они передают?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сравнение предмета с другим предметом помогает подчеркнуть какой-то важный его признак  и передать определенную эмоцию.

  1. Внимательно прочитав отрывок, сформулируйте своими словами главную мысль писателя.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Перечитайте высказывание  Г.Троепольского, приведенное  в предложении, и ответьте на два вопроса. 1) Какое значение имеет здесь  слово « простота»? 2) Можно ли назвать синонимами выражения: огромная душа –духовно богатый –своеобразный- широкая натура; украшать –раскрашивать; вмещая –размещая?

Они-то (люди) и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, доброту, простоту, доверие.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Обратитесь к тексту и выпишите из него сравнения и два эпитета, которые вам особенно понравились. Объясните, в чем их выразительность. Помните, что эпитет может быть выражен не только прилагательным, но и наречием.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Удачно найденный эпитет позволяет автору наглядно представить предмет и передать определенное чувство.

5.Составьте два предложения со сравнениями, которые помогут передать впечатление от подснежника, фотография которого прилагается к тексту.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Какими эпитетами вы могли бы передать впечатление от  подснежников, которые вы увидели, если бы нашли в весеннем лесу? Какие качества этого цветка вы при этом подчеркнете и какое настроение передадите?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Найдите в предложениях слова, которые употребляются одновременно в прямом и переносном  значении? Каков смысл этого отрывка, о каких жизненных явлениях говорит эта аллегория?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8.Перечитайте текст и подчеркните метафоры. На двух примерах покажите, какие картины возникают в вашем воображении благодаря метафорам, какое настроение помогают передать эти тропы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Как вы поняли строки из отрывка Г.Троепольского:

Стоит на земле цветок , крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Метафора – это как бы загадка. Разгадывая ее, читатель открывает  нечто новое, удивительное. Обнаруживая сходство непохожих явлений, метафора позволяет увидеть в привычных предметах прекрасное.

10. Со словами  «капля», «сердце» составьте по два предложения: одно, где слово употреблено в прямом значении, другое, где оно является метафорой.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Найдите в тексте олицетворения. Какую роль они здесь играют? Выпишите их.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12. Перечитайте строки из отрывка. Каково здесь изобразительное и эмоциональное значение олицетворения?

 В уставшем от зимней тягости лесу, когда еще не распустились проснувшиеся  почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах подснежника!

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Олицетворение  помогает нам вообразить картину, где неодушевленные предметы и животные ведут себя как люди, при этом читатель ощущает красоту и единство мира, родство человека со всей Вселенной.

13.Сочините, используя олицетворение, сказку, в которой «зима» и «весна» выясняют свои родственные отношения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14. К какому стилю речи вы отнесете этот отрывок: разговорный, художественный или научный? Докажите.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15. Какой тип речи: описание, повествование, рассуждение?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16. Дайте определение:

Описание –это изображение----------------------------------------------------------------------------------------

Повествование – это рассказ----------------------------------------------------------------------------------------

Рассуждение – это изложение--------------------------------------------------------------------------------------

Одно из правил культуры речи – умение различать разновидности и стили языка и использовать их в зависимости от условий.

 В эпическом произведении от лица рассказчика ведется повествование, в которое вставляются диалоги и монологи героев, а также описания – портрет, пейзаж, интерьер – и  рассуждения. И если мы хотим понять мысли автора ( а ведь для этого  и создано произведение), то должны внимательно вчитаться в его языковую «ткань».

17. Ответьте на вопросы:

Повествование в отрывке ведется от лица автора. Какими средствами языка автор помогает нам понять его смысл?

Какие суждения в отрывке заставили вас задуматься?

Какое настроение возникает у вас при чтении отрывка?

Какими  языковыми средствами автор передает свое отношение к изображаемому? Обратите внимание на стилистическую и эмоциональную окраску слов, особенности синтаксиса, тропы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18. Выполните мини – исследование: « Речевой образ автора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)

Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...

Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».       Сложная структура содержания романа...

Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»

Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание"

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание"...

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"...

Стилистический анализ отрывка из произведения А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Пример стилистического анализа отрывка из произведения А.И. Соженицына "Архипелаг ГУЛАГ"...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...