Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Темченко Наталия Александровна

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе (3 часа в неделю, 102 часа,  2014 – 2015 учебный год).

Рассчитано на УМК Коровиной В. Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_literatura_8_2013.docx87.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 «В» классе (3 часа в неделю, 102 часа,  2014 – 2015 учебный год)

№п/п

Тема

урока

Часы

Тип урока

Содержание по темам

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Вид контроля

дата

Использование средств информатизации

1.

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

    1

Изучение нового материала.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Аналитическая деятельность (А.д.):

выявить связь литературных сюжетов и героев с историческим прошлым.

Практическая деятельность (П.д.):

выразительно прочитать текст,  составить к нему план и выразить личное отношение к прочитанному, участвуя в коллективном диалоге.

Фронтальный опрос

1 неделя (н.)

2 - 3

Устное народное творчество (всего 3 часа).

Русские народные лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты, ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

    2

Изучение нового материала

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

Жанр лирической песни. Выражение в лирических песнях «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен.

А.д.: объяснить специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия УНТ и литературы;

П.д.: выразительно читать народные песни, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, устно ответить на вопросы учителя, участвовать в коллективном диалоге, составить лексические и историко-культурные комментарии к песням, используя словарь литературоведческих терминов.

Индивидуальный (оценка устных ответов учащихся на уроке).

1 н.

4.

Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Изучение нового материала. Развитие представления о преданиях.

 Частушки как малый песенный жанр.

 Развитие представлений о предании, особенности их содержания и формы.

А.д.:

проанализировать жанровое своеобразие частушек и преданий;

П.д.: выразительно читать частушки и предания, устно рецензировать выступления одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, работать с нужными статьями словаря литературоведческих терминов.

Индивидуальная оценка ответов учащихся на уроке.

2 н.

5.

Из древнерусской литературы

(всего 2 часа ).

«Повесть о житии…князя Александра Невского» (фрагменты).

 

1

Изучение нового материала.

Развитие представлений о повести в литературе Древней Руси.

Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития, развитие представлений о них.

А.д.:

Дать характеристику и нравственную оценку героям литературы 17 века, осмыслить сюжет и события текста, установить ассоциативные связи с произведениями живописи и с другими текстами УНТ.

П.д.:

Выразительно читать  и комментировать фрагменты древнерусской житийной литературы в современном переводе, устно рецензировать выразительное чтение своих одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, отвечать на вопросы учителя, работать со словарем литературоведческих терминов.

Индивидуальная оценка устных ответов учащихся. Письменный ответ  класса на вопрос: «Какие качества характера героев прославляются в древнерусском тексте о князе А.  Невском?»

2 н.

6.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

 1

 Изучение нового материала. Углубление ЗУН

Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Кривосуд» в повести  17 века (Шемяка «посулы любил, потому так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

А.Д.:

Выявить и проанализировать характерные для литературного текста 17 века темы, образы и приемы изображения человека.

П.д.:

Подобрать из текста примеры, иллюстрирующие литературоведческое понятие «сатирическая повесть», участвовать в коллективном диалоге, отвечать на вопросы учителя, работать со словарем литературоведческих терминов, пересказывать эпизоды, установить ассоциативные связи с произведениями живописи.

Индивидуальная оценка устных ответов учащихся на поставленные учителем вопросы.

2 н.

7.

(1)

Из литературы 18 века (всего 5 часов).

Д.И. Фонвизин. Краткая биография писателя. Комедия «Недоросль» (сцены).

1

Изучение нового материала.

Слово описателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Обзор содержания данного драматического текста. Проблема воспитания истинного гражданина. Роль образования в жизни человека. Образы Митрофана, Софьи и Милона.

А.д.:

Определить роль образования и воспитания в формировании характера  литературного героя на примере образов Софьи, Милона и Митрофана.

П.д.:

Законспектировать рассказ учителя о жизни и творчестве Фонвизина и индивидуальные сообщения учащихся о содержании комедии с использованием текста комедии, справочной литературы и ресурсов Интернета, выразительно читать по ролям отдельные сцены из пьесы, отвечать на вопросы учителя.

Индивидуальная оценка ответов учащихся, а также  степени выразительности их чтения.

3 н.

8.

(2)

Панорама действующих лиц комедии  «Недоросль». Черты классицизма в пьесе.

 1

Изучение нового материала. Углубление знаний о классицизме.

Говорящие имена и  фамилии персонажей  комедии. Общая характеристика героев пьесы. Основной конфликт в комедии. Понятие о русском классицизме, его отличие от французского классицизма. Черты классицизма в пьесе Фонвизина. В чем новаторство автора  комедии «Недоросль»?

А.д.:

Проанализировать особенности русского классицизма, его отличие от французского.

П.д.:

Выразительно читать по ролям эпизоды из комедии, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном диалоге, работать со словарем  терминов литературоведения.

Индивидуальная оценка учащихся за работу на уроке.

3 н.

9.

(3)

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума, его судьба.

 1

Изучение нового материала.

История жизни Стародума, его взгляды. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

А.д.:

Проанализировать различные формы авторской позиции. Сделать анализ отдельных эпизодов пьесы.

П.д.:

Выразительно читать отдельные эпизоды пьесы, пересказать судьбу Стародума, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы учителя.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

3 н.

10.

(4)

Простакова –  бесчеловечная помещица, «презлая фурия» или заботливая мать? Проблемы крепостного права в тексте.

 1

Изучение нового материала. Метапредметные связи с историей.

Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Герои комедии, которые разделяют ее позицию по отношению к крепостному праву и к крестьянам, принадлежащим помещикам. Речевые характеристики героев как средство создания комической ситуации.

А.д.

Проанализировать устно или письменно один из эпизодов комедии.

П.д.:

Составить план и подготовиться ответить письменно или устно на проблемный вопрос по пьесе, работать над коллективным учебным проектом (инсценировка эпизодов из комедии Фонвизина), подготовить индивидуальное сообщение о проблемах крепостного права в эпоху Екатерины Второй.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке    ( устные ответы, участие в коллективном проекте, индивидуальное задание).

4 н.

11.

(5)

Рр

Урок развития речи (Рр) Написание сочинения-рассуждения по комедии Фонвизина «Недоросль».

 1

Урок развития письменной речи с предварительной подготовкой. Контрольный урок.

Анализ составленных ранее планов. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме (варианты). Написание сочинения-рассуждения на темы:»Вот злонравия достойные плоды», или «Смысл названия  комедии», или «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», или «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

А.д.:

Проанализировать составленные ранее планы сочинений и подобранные к теме цитаты.

П.д.:

Отбирать литературный материал пьесы для раскрытия темы сочинения-рассуждения, структурировать его, умело цитировать текст, отражая комедийное мастерство автора (ситуации пьесы, речь персонажей, комичные «поединки», использование антитезы и словесной детали).

Индивидуальная оценка всего класса за сочинение.

4 н.

12.

(1)

Из русской литературы 19 века (всего 45 часов).

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз» и ее историческая основа.

1

Изучение нового материала.

Краткий рассказ о Крылове. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Басня «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.

А.д.:

Проанализировать художественные особенности басни «Обоз». Сформулировать вопросы по тексту басни.

П.д.:

Законспектировать рассказ учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова, выразительно прочитать текст басни, устно ответить на вопросы, поставленные учителем и учащимися.

Индивидуальные оценки работы учащихся на уроке.

4 н.

13.

(2)

Басня Крылова «Лягушки, просящие царя».

 1

Изучение нового материала. Развитие представлений о басне.

Критика «общественного договора» Ж.Ж. Руссо. Мораль басни Крылова «Лягушки, просящие царя». Художественное своеобразие басни. Развитие представлений о басне, ее морали, аллегории. Выявление в басне признаков эпического произведения, типичных для этого жанра тем, образов и приемов изображения человека.

А.д.:

Проанализировать художественные особенности басни и ее содержание.

П.д.:

Выразительно прочитать басню, ответить на вопросы учителя, законспектировать основное содержание и художественные особенности басни, повторить характерные черты басен.

Индивидуальные оценки  работы учащихся на уроке.

5 н.

14.

(3)

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте и его судьбе.  Дума «Смерть Ермака».

 1

Изучение нового материала.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Рылеева. Автор дум и сатир. Оценка дум поэта современниками.  Понятие о думе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой поэтического текста, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

А.д.:

Проанализировать содержание думы и ее художественные особенности.

П.д.:

Выразительно прочитать текст, прокомментировать чтение своих одноклассников, вспомнить  определение романтизма, его черты ( тему, язык, композицию, образы времени и пространства, образ романтического героя), ответить на вопросы учителя, записать основное в тетрадь по литературе, используя словарь литературоведческих терминов.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

5 н.

15.

(4)

А.С. Пушкин. (Всего 15 часов).

Кратко о жизни и творчестве. Анализ стихотворений «19 октября 1825 года», «Туча».

 1

Повторение пройденного и изучение нового материала.

Краткий рассказ о поэте и его отношении к истории и исторической теме в литературе.»19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча». Двойственность содержания стихотворения (зарисовка природы и отклик на 10-летие восстания декабристов).

А.д.:

Проанализировать содержание и художественные особенности двух стихотворений.

П.д.:

Подготовить устное сообщение о поэте и истории созданий двух стихотворений, используя учебник и Интернет, выразительно прочитать художественные тексты Пушкина,  прорецензировать устно выразительность чтения своих одноклассников, ответить на вопросы учителя, записать основное в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

5 н.

16.

(5).

Рр

Письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

 1

Развитие письменной речи учащихся с предварительной подготовкой.

«К ***» (Я помню чудное мгновенье…»).  История создания текста. Особенности любовной лирики поэта, обогащение ее мотивами пробуждения души к творчеству под влиянием благотворного чувства. Анализ содержания и художественного своеобразия стихотворения Пушкина.

А.д.:

Проанализировать содержание и художественные особенности стихотворения; установить ассоциативные связи с музыкой  М.И. Глинки (по желанию ученика).

П.д.:

Коллективно обсудить содержание и художественное своеобразие стихотворения и написать сочинение-миниатюру на тему: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***»».

Индивидуальная оценка работ всего класса за сочинение-миниатюру. Оценка устных ответов учащихся при подготовке к работе.

6 н.

17

(6)

А.С. Пушкин.  «История Пугачева» (отрывки).

 1

Изучение нового материала

«История Пугачева» - заглавие Пушкина. Поправка Николая 1 – «История пугачевского бунта», принятая поэтом как более точная. История восстания Пугачева и изображение его предводителя  в историческом труде писателя и историка.  Отношение народа, дворян и автора к Емельяну Пугачеву. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).  История создания текста.

А.д.:

Осмыслить понятие «историзм» применительно к тесту «Истории Пугачева» А.С. Пушкина.

П.д.:

Выразительно читать статью учебника и отрывки из «Истории пугачевского бунта», отвечать на вопросы учителя, использовать толковый словарь для записи в тетрадь определения понятия  «историзм».

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

6 н.

18

(7)

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Замысел и история создания. Обзор содержания 1  главы.

 1

Изучение нового материала.

 Замысел и история создания романа Пушкина. Семья Гриневых, детство Петруши. Сравнение обучения Гринева и Митрофана(их уроки). Решение отца отправить сына-офицера на службу в провинцию. Знакомство с Зуриным. Ссора и примирение с Савельичем.

А.д.:

Осмыслить понятие «роман», а также место художественного текста в творчестве А.С.Пушкина

П.д.:

Пересказать содержание 1-2 глав романа, ответить на вопросы учителя, составить и записать план 1 и 2 главы «Капитанской дочки».

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. Оценка учащихся всего класса за составление плана.

6 н.

19

(8)

Формирование характера Петра Гринева. Анализ 2 главы.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Формирование характера героя («Береги честь смолоду»). Нравственная оценка его личности. Встреча с Пугачевым во время метели на пути в Белогорскую крепость. Причины, по которым Гринев подарил  Пугачеву заячий тулупчик.

А.д.:

Осмыслить сюжет романа, изображенные в нем события и характеры.

П.д.:

Пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы учителя, участвовать в диалоге с одноклассниками, делать записи в тетради по литературе.

Индивидуальная оценка устных ответов учащихся на уроке.

7 н.

20

(9)

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Анализ 3 – 5 глав романа.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Путь духовного становления главного героя. Знакомство с семьей капитана Миронова. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. Дуэль, ее причины. Поведение во время дуэли двух офицеров.  Анализ 3 – 5 глав романа.

А.д.:

Анализировать содержание 3 – 5 глав, поведение героя в обычной жизни и в критических ситуациях.

П.д.:

Пересказывать текст, участвовать в коллективном диалоге, использовать устное словесное рисование в сцене дуэли Гринева и Швабрина.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

7 н.

21

(10)

Маша Миронова – нравственный идеал  русской девушки для А.С. Пушкина. Анализ 3 – 6 глав романа.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Что повлияло на формирование характера героини? Нравственная красота девушки. Смысл названия романа Пушкина.

А.д.:

Проанализировать текст 3 – 6 глав, установить ассоциативные связи романа с произведениями живописи, осмыслить название романа.

П.д.:

Подготовить индивидуальное сообщение на тему: «История отношений Гринева и Маши Мироновой». Отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

7 н.

22

(11)

Тема «русского бунта и образ Пугачева. Падение Белогорской крепости. Анализ 7 главы  романа.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Изображение народной войны Пушкиным, его отношение к ней. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Поведение офицеров Белогорской крепости перед лицом смерти (устное словесное рисование).

А.д.:

Проанализировать текст 7 и 8 глав, осмыслить причины жестокости и милосердия Пугачева, разного поведения офицеров крепости.

П.д.:

Выразительно читать эпизоды текста,  участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради, описать, каким изображен Пугачев  в рисунках С. Герасимова.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

8 н.

23

(12)

Пугачев и его окружение. Разговор Гринева и Пугачева в 8 главе романа.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУМ

Описание странного военного совета в 8 главе. Роль песни в этом эпизоде. Почему Гринев отказывает Пугачеву в ответ на предложение  служить ему? Почему Пугачев отпустил Гринева?

А.д.:

Проанализировать содержание главы.

П.д.:

Выразительно читать фрагменты главы, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

8 н.

24

(13)

Гринев и Максимыч. Осада Оренбурга. Мятежная слобода. Анализ 9 – 11 глав .

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Взаимоотношения Гринева и Максимыча. Поведение Петра в осажденном городе. Письмо от Маши Мироновой. Причины, побудившие Гринева покинуть Оренбург. Новая встреча Пугачева и Гринева. Сравнительная характеристика Белобородова и Хлопуши. Символика калмыцкой сказки об орле и вороне.

А.д.:

Проанализировать эпизоды: «2 диалога Гринева и Максимыча»,  «Гринев в мятежной слободе».

П.д.:

Пересказать содержание 9 – 11 глав, выразительно прочитать по ролям эпизоды, дать рецензию на выразительность чтения по ролям, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

8 н.

25

(14)

Анализ 12 и 13 глав романа. Новый этап отношений Маши и Петра. Арест  Гринева.

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Стойкость слабой Маши, защищающей свою любовь. Роль Пугачева в устройстве счастья влюбленных. Пугачев и Швабрин. Новая встреча Гринева и Зурина. Роль Савельича в жизни главного героя.

А.д.:

Проанализировать эпизоды: «Пугачев и Гринев спасают Машу от Швабрина», «Встреча Гринева с Зуриным в 13 главе».

П.д.:

Выразительно читать по ролям эпизоды, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

9 н.

26

(15)

Анализ 14 главы романа. Суд. Мария Ивановна и Екатерина Вторая. Финал.

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Поведение Гринева и Швабрина перед судом. Отношение родителей Петра к Марии Ивановне в 14 главе. Причины, заставившие Машу отправиться в Петербург и добиться встречи с царицей. Символика сна из 2  главы. Сравнительная характеристика Пугачева и Екатерины  Второй.

А.д.:

Проанализировать эпизоды: «Допрос Гринева и Швабрина», «Две встречи Марии Ивановны и Екатерины  Второй», «Финал романа Пушкина».

П.д.:

Выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы учителя, сравнить Пугачева и императрицу, делать записи в тетради по ходу урока.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

9 н.

27

(16)

«Капитанская дочка» -  поэтическое завещание Пушкина. Язык пушкинской прозы. Сравнение текста романа с фильмом А, Прошкина «Русский бунт».

1

Изучение нового материала

Идейно-художественная структура романа. Способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая  правда и художественный вымысел. Понятия «историзма», «реализма» и  «романа». Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов и песни в тексте. Художественное своеобразие фильма «Русский бунт».

А.д.:

Проанализировать эпиграфы в романе, осмыслить символику песни «Не шуми, мати  зеленая дубровушка…»

П.д.:

Ответить на вопросы учителя, законспектировать  его лекцию,  обсудить, просмотрев фильм «Русский бунт», отличие киноленты и романа, отметить достоинства фильма и его недостатки, написать отзыв о фильме по желанию учащихся.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

9 н.

28

(17)

Рр

Рр Написание сочинения-миниатюры по роману Пушкина «Капитанская дочка» или отзыв о фильме «Русский бунт» А. Прошкина.

1

Развитие речи

Написание сочинения-рассуждения на одну из тем: «Береги честь смолоду», «Смысл заглавия романа Пушкина», «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина», «Мое мнение о фильме А. Прошкина «Русский бунт».

А.д.:

Осмыслить границы выбранной темы сочинения, составить план

П.д.:

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру), проверить творческую работу на наличие логических, фактических и речевых ошибок.

Индивидуальная оценка всех учащихся за творческую работу по развитию речи.

10н.

29

(18)

Вн.

Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».

1

Изучение нового материала

Внеклассное чтение

Сюжет и проблематика философско-психологической повести. История создания. Характеристика главных героев повести. Игра случайностей, необходимости и закономерности. Новаторство текста. Мотив страстей в повести.

А.д.:

Проанализировать сюжет повести, ее художественное своеобразие.

П.д.:

Участвовать в коллективном диалоге, выразительно читать отрывки из текста, отвечать на вопросы учителя, составить план произведения, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. Фронтальный опрос по содержанию повести Пушкина.

10 н.

30

(19)

М.Ю. Лермонтов Слово о поэте, его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». (Всего  4  часа).

1

Изучение нового материала

и повторение ранее изучен

ного

Краткая  биография поэта. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности жанра поэмы. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

А.д.:

Осмыслить понятие «поэма», ее художественные особенности.

П.д.:

Законспектировать лекцию учителя о поэте, выразительно прочитать начало поэмы, ответить на вопросы учителя.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

10 н.

31

(20)

Судьба свободолюбивой личности в поэме.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Знакомство с понятиями «романтизм», «романтический герой». Стремление к свободе главного героя произведения как смысл его жизни. Роль вступления, лирического монолога и пейзажа в тексте поэмы. Время и пространство в тексте.

А.д.:

Найти самостоятельно ответ на проблемный вопрос, установить ассоциативные связи поэмы с произведениями живописи.

П.д.:

Выразительно прочитать отдельные эпизоды поэмы, участвовать в коллективном диалоге, применить устное словесное рисование при описании утра из 11 главы, пересказать содержание поэмы.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

11 н.

32

(21)

Анализ эпизодов «Девушка с кувшином»,  «Бой с барсом», «Песня золотой рыбки» и финала поэмы. Отзывы критиков о поэме.

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Литературные традиции романтической поэмы. Различные способы раскрытия образа главного героя. Анализ эпизодов (содержание, образы, пейзаж, средства языковой выразительности и их роль в тексте романтической поэмы, основная идея и проблематика). Проект «Электронный альбом «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и их воплощение в поэме «Мцыри»».

А.д.:

Проанализировать  эпизоды из текста поэмы, сформулировать вопросы к тексту поэмы.

П.д.:

Участвовать в коллективном диалоге после выразительного чтения эпизодов, прокомментировать выразительность чтения текста учениками, делать записи в тетради,  законспектировать  отзывы критиков о поэме из учебника, подготовить проект электронного альбома рисунков Лермонтова.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

11 н.

Электрон-ный альбом

33

(22)

Рр

Письменная творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри»

1

Урок развития речи Рр

Подготовка и написание письменной творческой работы на тему: «Анализ эпизода «Побег Мцыри из монастыря»».

А.д.:

 Определить границы темы и отобрать рабочий материал.

П.д.:

Написать творческую работу, проверить ее на наличие логических, фактических и речевых ошибок.

Индивидуальная оценка всего класса за творческую работу.

11 н.

34

(23)

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.  (Всего 7 часов)

1

Изучение нового и повторе-ние изучен-ного материала

Кратко о жизни и творчестве писателя. История создания и первой постановки комедии «Ревизор». Жизненная основа пьесы. Гоголь – замечательный писатель-сатирик, талантливый драматург.

А.д.:

Осмыслить отношение Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

П.д.:

Законспектировать лекцию учителя о творческой биографии Гоголя и сообщение ученика о премьере комедии «Ревизор». Выразительно прочитать по ролям начало пьесы, ответить на вопросы учителя.

Индивидуальная оценка учащихся за работу на уроке.

12 н.

35

(24)

«Ревизор» как социальная комедия. Анализ 1 действия.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Изображение провинциальной жизни в уездном городе. Анализ 1 действия пьесы.

А.д.:

Проанализировать начало комедии, образы чиновников в 1 действии.

П.д.:

Читать афишу пьесы, подготовить сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя», выразительно читать отдельные эпизоды комедии по ролям, прорецензировать выразительность чтения одноклассников, отвечать на вопросы учителя.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

12 н.

36

(25)

Хлестаков и хлестаковщина. Анализ 2 действия комедии.

1

Изучение нового материала Совершенствования ЗУН

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера героя. Хлестаковщина как нравственное и общественное  явление. Анализ сцены «Первая встреча Хлестакова и городничего».

А.д.:

Проанализировать различные формы выражения авторской позиции,  мотивы поведения городничего и Хлестакова во время первой встречи.

П.д.:

Выразительно читать по ролям эпизоды из 2 действия, участвовать в коллективном диалоге, составить план характеристики героя по ходу урока, делать записи в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

12 н.

37

(26)

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения. Анализ 3 действия комедии.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Мастерство построения интриги в пьесе. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Разоблачение пороков чиновничества. Анализ «Сцены вранья Хлестакова».

А.д.:

Проанализировать «Сцену вранья Хлестакова в доме городничего», а также специфику конфликта в пьесе.

П.д.:

Выразительно читать по ролям эпизоды комедии, комментировать мотивы поведения героев, участвовать в коллективном диалоге, дать характеристику чиновникам уездного города.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

13 н.

38

(27)

Основной конфликт комедии и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в пьесе Гоголя. Анализ  4 и 5  действий.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Особенности конфликта в комедии и способы его разрешения. Обличение социального зла в пьесе, ее знаменитые сцены и знаменитые реплики. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

А.д.:

Проанализировать ключевые сцены 4 и 5 действий пьесы, в том числе речевые характеристики персонажей и авторские ремарки.

П.д.:

Выразительно читать ключевые эпизоды: «Сцена ухаживания Хлестакова за женой и дочерью городничего», «Последний монолог городничего». Участвовать в коллективном диалоге, делать записи в рабочей тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

13 н.

39

(28)

«Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В. Гоголя.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Петербург как символ вечного адского холода. Авторское отношение к главному герою и событиям повести. Проект  на тему: «Герои «Шинели» и Петербург Гоголя на картинах известных художников».

А.д.:

Проанализировать ключевые эпизоды  повести: «Башмачкин  и молодые чиновники», «Башмачкин у значительного лица», а также различные формы выражения авторской позиции.

П.д.:

Выразительно прочитать ключевые эпизоды,  участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

13 н.

Компьютерная презентация

40

(29)

Гуманистический смысл повести «Шинель». Образ Башмачкина, его сравнение с Самсоном Выриным Пушкина. Роль фантастики.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Образ «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем  лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Сравнительная характеристика Башмачкина и Вырина. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль фантастики.

А.д.:

Проанализировать эпизоды «Акакий Акакиевич заказывает шинель», «Утрата шинели», «Привидение». Осмыслить роль фантастики в тексте повести.

П.д.:

Выразительно прочитать ключевые эпизоды, дать рецензию на выразительность чтения  одноклассников, ответить на вопросы учителя, составить план-характеристику главного героя, записать план анализа эпизода в тетрадь, составить электронный альбом на тему: «Петербург начала 19 века и его обитатели  в повести «Шинель». Подобрать примеры из текста, иллюстрирующие понятия «символ» и «фантастический реализм».

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

14 н.

41

(30)

К.р.

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Шинель».

1

Урок контроля

К.р.

Проверка знания текстов произведений, их проблематики, художественных особенностей,  теоретико-литературных понятий, а также фактов биографии писателей и поэтов.

А.д.:

Осмыслить роль средств языковой выразительности в конкретном отрывке художественного текста.

П.д.:

Правильно ответить на проблемные вопросы заданий., узнать героя по портрету, интерьеру, детали, реплике, цитате из текста, продемонстрировать хорошее знание биографий авторов.

Фронтальный письменный опрос

14 н.

42 -43

(31 - 32)

Рр

Сочинение по комедии «Ревизор» или по повести «Шинель»  Н.В. Гоголя.

2

Урок развития речи

Рр

Написание сочинения на одну из предложенных проблемных тем: « В чем социальная опасность хлестаковщины?», «Чем интересна постановка комедии в современном театре или в киноверсии?», «Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновников в «Ревизоре» или «Шинели» Н.В. Гоголя?»

А.д.:

Осмыслить границы выбранной темы сочинения, подобрать рабочий материал и цитаты из текста комедии или повести.

П.д.:

Написать сочинение, проверить  его  на наличие фактических, логических и речевых ошибок.

Фронтальный письменный опрос в жанре сочинения

14 н.

15 н.

44

(33)

И.С. Тургенев. Краткая биография. Рассказ «Певцы» из «Записок охотника».

(Всего 1 час)

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Тургенев – пропагандист русской литературы в Европе. Изображение русской жизни и русских характеров в  «Певцах» Тургенева. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

А.д.:

Проанализировать образы главных героев рассказа, авторскую позицию.

П.д.:

Пересказать содержание текста, дать характеристику героям рассказа, выразительно прочитать отрывки из текста, ответить на вопросы учителя, сделать записи в тетради.

Индивидуальная  оценка работы учащихся на уроке.

15 н.

45 – 47

(34 -36)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки). Отношения  народа и власти.

(Всего 3 часа).

3

Изучение нового материла

Совершенствование ЗУН

Краткий рассказ о писателе, редакторе и издателе. «История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония гражданина, бичующего строй, основанный на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Понятия «гиперболы», «гротеска», «литературной пародии» и «Эзопова языка».

А.д.:

Анализировать отдельные главы из текста: «О корени происхождения глуповцев»,  «Опись градоначальников», «Органчик»…

П.д.:

Записать лекцию учителя о Щедрине, Выразительно прочитать фрагменты текста, пересказать содержание глав о градоначальниках, участвовать в коллективном диалоге; определения  гиперболы, гротеска, литературной пародии и эзопова языка записать в тетрадь, используя соответствующие статьи из литературоведческого словаря.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

15 н.

16 н.

16 н.

48.

(37)

Н.С. Лесков. О писателе. Рассказ «Старый гений». (Всего 1 час)

1

Изучение нового материала.

Кратко о писателе. Сатира на чиновничество. Защита обездоленных людей. Изображение психологического состояния человека.

Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа. Термины «рассказ» и «художественная деталь».

А.д.:

Осмыслить роль детали как средства создания художественного образа.

П.д.:

Пересказать содержание текста, выразительно прочитать ключевые эпизоды, поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь термины и основные тезисы.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

16 н.

49

(38)

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».

(Всего 2 часа).

1

Изучение нового материала

Совершенствование ЗУН

Слово о писателе. Л.Н. Толстой – поборник суровой правды жизни. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

А.д.:

Осмыслить позицию  и идеалы автора в рассказе «После бала». Сформулировать основные проблемы текста Л.Н. Толстого.

П.д.:

Рассказать о писателе на основе материалов учебника и ресурсов Интернета, пересказать сюжет «После бала», выразительно прочитать ключевые эпизоды, ответить на вопросы учебника и учителя, заполнить в тетради таблицу с цитатами из текста (полковник на балу и на плацу)

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

17 н.

50

(39)

История любви. Образы полковника и Ивана Васильевича. Композиция. Автор и рассказчик. Антитеза.

1

Совершенствование ЗУН

Образы полковника и Ивана Васильевича. Контраст как средство раскрытия конфликта. Автор и рассказчик. Нравственность в основе поступков героя. Мастерство Толстого в передаче психологического состояния героев. Причины расставания героя с любимой.

А.д.:

Осмыслить роль контраста, антитезы в композиции рассказа Толстого, сформулировать основные проблемы произведения.

П.д.:

Выразительно прочитать ключевой эпизод «Наказание солдата»,  поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь определение «антитезы», «композиции», сравнить автора и рассказчика в тексте (отразить это в таблице).

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

17 н.

51

(40)

Рр

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. (Обзор).

Стихи А.С. Пушкина,  А.А. Фета, Ф.И. Тютчева , А.Н. Майкова и М.Ю. Лермонтова

1

Развитие речи. Изучение нового материала

Анализ содержания и художественных особенностей стихов А.С. Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», А.А. Фета «Первый ландыш», А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами…». Лирический герой и автор.

А.д.:

Проанализировать представленные в учебнике стихи поэтов 19 века о родной природе.

П.д.:

Прочитать выразительно данные стихи (провести конкурс на лучшего исполнителя); определить их темы и микротемы условных частей, психологическое состояние лирического героя, сформулировать  основную идею, объяснить роль тропов в тексте, выразить свое отношение к стихам, различать героя и автора.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

17 н.

Компьютерная презентация

52 (41)

Вн.

Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество».

1

Урок внеклассного чтения

Обзор содержания художественного текста. Место повести в автобиографической трилогии Толстого. Нравственная проблематика произведения.. Взаимоотношения Николеньки Иртеньева с другими героями текста.

А.д.:

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы по тексту, поставленные учителем  или сформулированные учениками.

П.д.:

Пересказать содержание, дать характеристику главному герою, поучаствовать в коллективном диалоге, сделать записи тезисов в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

18 н.

53 (42)

А.П. Чехов. Рассказ «О любви».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Краткая биография писателя. История любви и упущенного счастья  в жизни Алехина и Анны Алексеевны («О любви»). Образ повествователя. Рассказ в рассказе как особенность композиции произведения.

А.д.:

Обобщить найденный материал о жизни и творчестве Чехова. Проанализировать причины несчастливой любви.

П.д.:

Пересказать содержание, ответить на вопросы учителя, выразительно прочитать отрывки из текста, подобрать цитаты, иллюстрирующие понятие «психологизм», записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

18 н.

54 – 55

(43 -44)

Вн.

А.П. Чехов. Рассказы «Крыжовник» и «Человек в футляре».

2

Изучение нового материала

Внеклассное чтение

 Место каждого рассказа в трилогии Чехова.  Истории жизни героев, их характеристика, взаимоотношения с другими персонажами. Проблематика, художественное своеобразие текстов. Беликов – образ-символ своего времени. Смысл названий рассказов. Психологизм художественной литературы.

А.д.:

Проанализировать тематику, сюжеты, проблематику и идейно-эмоциональное содержание рассказов, их художественные особенности.

П.д.:

Пересказать содержание, охарактеризовать героев, поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь определение понятия «психологизма художественной литературы», составить киносценарий одного из ключевых эпизодов текстов.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

18 н.

19 н.

56 (45)

К.р.

Контрольная работа по произведениям И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, М.Е .Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова

1

Контрольная работа

Проверка знания текстов произведений, их проблематики, художественных особенностей,  теоретико-литературных понятий, а также фактов биографии писателей и поэтов.

А.д.:

Осмыслить роль средств языковой выразительности в конкретном отрывке художественного текста.

П.д.:

Правильно ответить на проблемные вопросы заданий., узнать героя по портрету, интерьеру, детали, реплике, цитате из текста, продемонстрировать хорошее знание биографий авторов.

Фронтальный письменный опрос.

19 н.

57 (1)

Из русской литературы 20 века. Всего 31 час.

И.А. Бунин. «Кавказ».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Кратко о жизни и творчестве И.А. Бунина. Повествование о любви в различных ее состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.д.:

Сформулировать вопросы по тексту рассказа, осмыслить идейное содержание произведения, аргументировать свою позицию.

П.д.:

Выразительно прочитать отрывки, ответить на вопросы одноклассников и учителя, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

19 н.

58 (2)

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе Куприна «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини. Сюжет и фабула рассказа.

А.д.:

Проанализировать художественное своеобразие рассказа, его идейное содержание.

П.д.:

Пересказать содержание, выразительно прочитать отрывки из текста, ответить на вопросы учителя, записать различия фабулы и сюжета в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

20 н.

59 (3)

К.р.

Контрольная письменная работа ( Бунин, Куприн, Чехов).

1

Контрольная работа

Письменный ответ на  проблемный вопрос: «Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей?» или составление компьютерной презентации на тему: «Лики любви в программных  рассказах  8 класса Чехова, Бунина и Куприна».

А.д.:

Определить границы предложенной темы, подобрать рабочий материал.

П.д.:

Написать контрольную творческую работу, проверить ее на наличие фактических, логических, речевых ошибок. Или по желанию сделать компьютерную презентацию.

Фронтальный письменный опрос

20 н.

Компьютерная презентация

60 (4)

А.А. Блок. Стихотворение «Россия»

1

Изучение нового материала Совершенствования ЗУН

Краткий рассказ о поэте. Идейное и художественное своеобразие стихотворения «Россия». Тема судьбы России.

А.д.:

Проанализировать стихотворение Блока.

П.д.:

Прочитать стихотворение выразительно, определить его условные части и микротемы. средства языковой выразительности и позицию автора, ответить на вопросы.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

20 н.

Компьютерная презентация

61 (5)

Поэтический цикл А.А. Блока «На поле Куликовом».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Идейное и художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом». Национальность и народность этого поэтического цикла. Боль и тоска автора. Связь прошлого, настоящего и будущего. Тема патриотической борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Женские и мужские образы цикла, его место в творчестве поэта.

А.д.:

Проанализировать идейное и художественное своеобразие цикла Блока.

П.д.:

Выразительно прочитать цикл, ответить на вопросы учителя, записать в тетрадь основные тезисы, поучаствовать в коллективном диалоге, подобрать цитаты из текста на тему: «Женские и мужские образы поэтического цикла».

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке.

21 н.

62 (6)

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки).

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Отрывки из поэмы «Пугачев» на историческую тему. Характер главного героя. Сопоставление его образа в фольклоре, в текстах Пушкина и  Есенина. Современность и историческое прошлое в поэме. Жанр драматической поэмы.

А.д.:

Осмыслить особенность изображения Пугачева Есениным в отличие от фольклора и текстов Пушкина.

П.д.:

Выразительно читать отрывки из поэмы, охарактеризовать  главного героя, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

21 н.

63 (7)

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».

1

Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем» - рассказ о пути автора к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

А.д.:

Осмыслить различие художественных и документально-биографических текстов. Проанализировать эпизод «Получение гонорара за рассказ».

П.д.:

Пересказать сюжет, составить план текста, выразительно прочитать отрывки, поучаствовать в коллективном диалоге, сделать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

21 н.

64 (8)

Вн.

Пр.

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне».

1

Внеклассное чтение

Практикум

Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Роль олицетворения. Юмор в тексте.

А.д.:

Осмыслить сюжет рассказа, его идейно-эмоциональное содержание.

П.д.:

Провести конкурс на лучший пересказ содержания, подобрать цитаты из текста по теме «Фантастика в реальной жизни», проиллюстрировать способы создания комического эффекта.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

22 н.

65 (9)

Пр.

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.

1

Изучение нового материала

Практикум

История создания журнала «Сатирикон» и его сотрудники. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

А.д.:

Рецензировать выразительное чтение отрывков одноклассниками.

П.д.:

Рассказать о творчестве писателей-сатириков, участвовать в коллективном диалоге, характеризовать сюжеты и героев рассказов, их идейно-эмоциональное содержание.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

22 н.

66 – 67 (10 - 11)

Вн

М. Зощенко «История болезни», «Аристократка»

2

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Внеклассное чтение

Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказов «История болезни», «Аристократка». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное. Высмеивание хамства, глупости, бездушного отношения к людям. Способы создания комического.

А.д.:

Анализировать рассказы.

П.д.:

Рассказать о творчестве писателя, выразительно прочитать тексты, ответить на вопросы учителя, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

22-23 н.

68 (12)

А.Т. Твардовский. Творческий путь. Поэма «Василий Теркин».

1

Изучение нового материала

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта-гражданина. История создания поэмы. Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории. Поэма «Василий Теркин» - поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине.

П.д.:

Конспектировать лекцию, выразительно читать отрывки из поэмы.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

23 н.

69 (13)

Василий Теркин – собирательный образ советского солдата. Поэма про бойца и для бойцов.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Человек на войне. Теркин – защитник родной страны, сочетающий черты крестьянина и гражданина. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Отношение автора к герою. Авторские отступления как элементы композиции поэмы.

А.д.:

Комментировать художественный текст, анализировать главы «Переправа», «Гармонь», «На привале», «О войне», «О награде».

П.д.:

Выразительно читать, участвовать в диалоге, составлять план.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

23 н.

70 (14)

Картины жизни воюющего народа. Правда о войне. Юмор, язык поэмы, ее композиция.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Картины жизни воюющего народа.  Правда о войне. Юмор, язык поэмы, ее композиция. Реализм изображения ВОВ. Герои поэмы. Трагическое и комическое в поэме. Связь фольклора и литературы.

А.д.:

Анализировать средства художественной выразительности, идейное содержание глав «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял».

П.д.:

Выразительно читать, отвечать на вопросы учителя, составлять план

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

24 н.

71 (15)

Рр

ххх

Оценка поэмы в литературной критике. Восприятие поэмы фронтовиками.

1

Урок

развития речи

Оценка поэмы в литературной критике. Восприятие поэмы фронтовиками. Правда о военных буднях. Обзор остальных глав поэмы.

Теория литературы: фольклоризм литературы, авторские отступления как элемент композиции.

А.д.:

Анализировать главу «Смерть и воин».

П.д.:

Выразительно читать, отвечать на вопросы учителя, составлять план, подготовить доклад и сообщение.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

24 н.

72 (16)

Вн.

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

Изучение нового материала Внеклассное чтение

Краткий рассказ о писателе. Первоначальное название текста «Возвращение» (в сокращении). Огрубелость в сердце капитана Иванова как результат многолетней войны. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Характеристика странных героев Платонова в данном рассказе. Нравственная проблематика текста. Доброта и мудрость автора, его обостренная человечность.

А.д.:

Проанализировать текст рассказа (композицию, образы героев, тропы), установить ассоциативные связи с произведениями живописи.

П.д.:

Читать статью о писателе в учебнике, выразительно читать ключевые эпизоды («Первый разговор старшего сына Петра с отцом», «Разговор мужа и жены», финал рассказа), рецензировать выразительность чтения одноклассников, пересказывать содержание рассказа, составить план текста, участвовать в коллективном диалоге, использовать устное словесное рисование при составлении портрета Петра, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

24 н.

73 (17)

Рр

Пр.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (обзор): М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги» и др.

1

Изучение нового материала Развития речи

Практикум

Традиции в изображении боевых подвигов народа и боевых будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

А.д.:

Анализировать  стихотворения (тематика любви и верности, боли и утрат), их художественное своеобразие.

П.д.:

Провести конкурс на лучшего исполнителя песен или стихов о ВО войне, устно рецензировать выразительность чтения одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, провести викторину на знание текстов песен, их авторов и исполнителей, составить электронную презентацию или литературно-музыкальную композицию на тему: «Стихи и песни, приближавшие Победу».

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

25 н.

Электронная презентация.

74 (18)

В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Слово о писателе. Автобиографический характер рассказа, проблема нравственной памяти в нем. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Непреходящая историческая память народа. Развитие представлений о герое-повествователе. Речевая характеристика бабушки.

А.д.:

Проанализировать различные формы выражения авторской позиции в рассказе, сопоставить портрет учителя в тексте и на иллюстрации художника И Пчелко к рассказу, осмыслить значения диалектизмов в тексте.

П.д.:

Кратко рассказать о писателе на основе самостоятельного поиска материалов в справочной литературе и ресурсов Интернета, выразительно прочитать ключевые эпизоды, участвовать в коллективном диалоге, составить сообщение о герое-повествователе, используя цитаты из текста; записать в тетрадь план рассказа.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

25 н.

75 (19)

Вн.

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»

1

Внеклассное чтение Совершенствование ЗУН

Слово о писателе. Повествование о героизме девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Истории жизни главных героинь и их командира. Темы подвига и памяти. Нравственная проблематика повести. Сопоставление текста  повести с одноименным кинофильмом ( 1972 года, режиссера Станислава Ростоцкого).

А.д.:

Сформулировать основные проблемы произведения, прокомментировать особенности композиции, проанализировать роль тропов и художественной детали.

П.д.:

Пересказать сюжет, цитируя текст, участвовать в коллективном диалоге, составить устный психологический портрет одного персонажа, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

25 н.

76 (20)

Рр

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне.

1

Урок развития речи

Рр

Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, композиция, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

А.д.:

Самостоятельно проанализировать текст по плану.

П.д.:

Написать сочинение-миниатюру, отобрав нужный материал и проверив, нет ли логических, фактических и речевых ошибок.

Индивидуальная оценка письменной работы каждого из учащихся на уроке

26 н.

77 (21) Вн.

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».

1

Внеклассное чтение. Совершенствование ЗУН

Слово о писателе. История создания рассказа. Испытание на истинную человечность в художественном тексте.  Особенности композиции. Емкость художественного слова автора.

А.д.:

Проанализировать художественный текст.

П.д.:

Рассказать о жизни Катерины Петровны, составить психологический портрет Насти, ответить на вопросы учителя, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

26 н.

78 (22)

Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»).

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине. Параллель между жизнью человека и жизнью страны («Встреча»).  Единение с Родиной («Привет, Россия…»). Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова.

А.д.:

Проанализировать тест стихотворений, установить ассоциативные связи с произведениями музыки.

П.д.:

Подготовить сообщение о поэте, выразительно прочитать стихи или спеть песню (слова Рубцова), участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

26 н.

79  - 80 (23 - 24)

Пр.

Русские поэты о родной природе России (обзор).

2

Изучение нового материала  Урок-практикум

Роль эпитетов в стихотворении И. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д. Мережковского «Родное. Философские размышления в его стихотворении  «Не надо звуков…». Одухотворенность природы в стихотворении Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в его стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…».

А.д.:

Проанализировать стихотворения, сопоставить их содержание и художественные особенности.

П.д.:

Выразительно прочитать стихи, устно прорецензировать выразительность чтения стихов одноклассниками,  провести викторину на знание текстов русских поэтов о родной природе, сделать записи в тетради, подготовить презентацию, сочетающую стихи, музыку и произведения живописи.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

27 н.

Электронная презентация.

81 (25)

Вн.

Поэты русского зарубежья о Родине.

1

Изучение нового материала Внеклассное чтение

Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся). Ностальгия  в стихотворении Н. Оцупа «Мне трудно без России…». Вера в будущее нашей страны в стихотворении З. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозможности жизни без Родины в её стихотворении «Так и есть». Картины прошлой жизни в стихотворении Дон-Аминадо «Бабье лето». Неотступность мыслей  о несправедливости изгнания в стихотворении И. Бунина «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в данных стихах этих поэтов.

А.д.:

Проанализировать роль тропов в стихах поэтов русского зарубежья, сформулировать их основные идеи.

П.д.:

Подготовить сообщения о творческой биографии поэтов, выразительно читать тексты, сопоставлять стихи разных поэтов на одну тему, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

27 н.

82 (26)

Сем

Литература и история.

1

Урок-семинар

Значение понятия «историзм» в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия «историзма» и принципа художественного историзма.

А.д.:

Сопоставить понятия «романтического» и «реалистического историзма».

П.д.:

Использовать материал из литературоведческого словаря и ресурсов Интернета, вспомнить тексты из программы на исторические темы, дать им сравнительную характеристику  (характеры героев, проблематика, художественное своеобразие), привлечь произведения живописи и кинематографии.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

28 н.

Электронная презентация.

83 (1)

Из зарубежной литературы. Всего 13 часов.

У. Шекспир. Кратко о драматурге. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Слово о Шекспире (сообщения учащихся). Вступительная статья о драматурге. Семейная вражда и любовь героев – основные темы трагедии. Ромео и Джульетта -  символы любви и жертвенности. Причины гибели влюбленных. Бесценность и вечность истинной любви. Конфликт как основа сюжета трагедии. Основные признаки жанра трагедии.

А.д.:

Осмыслить такие понятия, как «трагедия», «конфликт», «драматическое произведение», «кульминация».

П.д.:

Подготовить сообщения о Шекспире, выразительно читать по ролям ключевые эпизоды из начала пьесы, участвовать в коллективном диалоге, составить словесные портреты главных героев, сделать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

28 н.

84 (2)

Образ Ромео.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Первая влюбленность героя. Первая встреча с Джульеттой. Сцена на балконе. Венчание. Поединок с Тибальтом. Последнее  свидание. Изгнание. Известие о «смерти» Джульетты. Самоубийство героя. Поэтичность и романтичность главного героя, его вспыльчивость и опрометчивость.

А.д.:

Проанализировать ключевые сцены трагедии,  дать рецензию выразительности чтения одноклассников.

П.д.:

Выразительно прочитать ключевые сцены по ролям, ответить на вопросы учителя, пересказать отдельные эпизоды пьесы, сделать записи в тетради по литературе.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

28 н.

85 (3)

Образ Джульетты.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Жизнь Джульетты до встречи с Ромео. Родители и кормилица героини. Разговор с возлюбленным на маскараде и на балконе. Венчание. Известие о смерти брата и об изгнании Ромео. Последнее свидание. Ссора с родителями. Парис. Трудное решение. Прощание с мертвым Ромео. Смерть. Изменения в характере главной героини: послушная дочь, пылкая влюбленная девушка, решительная и смелая жена, готовая бороться за свою любовь. Искренность, верность и естественность героини.

А.д.:

Проанализировать ключевые сцены, сформулировать отличия в характерах Ромео и Джульетты.

П.д.:

Выразительно прочитать ключевые сцены по ролям, поучаствовать в коллективном диалоге, пересказать отдельные эпизоды пьесы, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

29 н.

86 (4)

Рр

Сравнительный анализ текста трагедии с двумя киноверсиями: фильмом «Ромео и Джульетта» Франко Дзефирелли и кинофильмом. База Ларменна («Ромео + Джульетта»).

1

Развитие речи

Общее и различие двух экранизаций  (1968 и 1997 годов). Два Ромео и две Джульетты. Классическая постановка и ультрасовременная версия. Наиболее удачные эпизоды фильмов.  Где и когда фильмы ближе всего к подлиннику трагедии Шекспира?

А.д.:

Сделать сопоставительный анализ двух киноверсий трагедии Шекспира ( Леонард Уайтинг и Леонардо ди Каприо, Оливия Хасси  и Клер Дэнис, ключевые сцены  пьесы).

П.д.:

Просмотреть ключевые сцены, ответить на вопросы учителя, высказать свое отношение к кинофильмам, записать впечатления в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

29 н.

87 (5)

Сонеты Шекспира.

1

Изучение нового материала Урок-практикум

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира  «Увы, мой стих не блещет новизной…» и «Кто хвалится родством своим со знатью…». Живая мысль, подлинные горячие чувства и авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль – развитие – отрицание или сомнение – вывод).

А.д.:

Проанализировать содержание и художественные особенности сонетов, осмыслить иносказательность их языка.

П.д.:

 Выразительно читать сонеты (провести конкурс на лучшего исполнителя сонетов Шекспира), повторить основные тропы (метафоры, сравнения, символику и т.д.)художественного текста, его поэтический размер, отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

29 н.

88 (6)

Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Слово о драматурге. Понятия «французский классицизм» и «комедия как жанр». 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. 1 действие комедии. Новаторство Мольера.

А.д.:

Осмыслить понятия «классицизм» и «комедия».

П.д.:

Рассказать о творчестве и жизни Мольера, выразительно читать по ролям эпизоды из 1 действия пьесы,, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

30 н.

89 (7)

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

 1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Идейно-художественный анализ 2 и 3 действия пьесы. Герои комедии и особенности их изображения. Развитие конфликта. Сатирическое изображение циничных, самовлюбленных и лицемерных дворян и невежественных буржуа. Образ господина Журдена. Осмеяние тщеславия дворянства при отсутствии у них денег.

А.д.:

Проанализировать 2 и 3 действия комедии, осмыслить достоинства и недостатки господина Журдена, понятие «мещанин».

П.д.:

Выразительно читать ключевые эпизоды, пересказывать текст пьесы, участвовать в коллективном диалоге, записывать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

30 н.

90 (8)

Тема любви в пьесе. Изображение представителей народа в комедии.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Идейно-художественный анализ 4 и 5 действий. Смысл сюжетных линий Клеонт – Люсиль, Николь – Ковьель в композиции комедии. Симпатия Мольера к персонажам из народа. Народные истоки смеха автора пьесы, его комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии. Сравнение  пьес Мольера и Фонвизина.

А.д.:

Проанализировать 4 и 5 действия, определить отличие пьес Фонвизина (наличие социального протеста против крепостного права).
П.д.:

Выразительно читать ключевые сцены по ролям, пересказывать содержание пьесы, отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

30 н.

91 (9)

Джонатан Свифт. Роман  «Путешествия… Гулливера…».

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Кратко о писателе.  Обзор отдельных глав из романа. Книга о Гулливере -  плод долголетних раздумий автора над современной ему жизнью. Фантастика и реальность в тексте. Эта книга – классика мировой литературы.

А.д.:

Проанализировать главы из романа, напечатанные в учебнике по литературе.

П.д.:

Прочитать статью из учебника об авторе и его романе, ответить на вопросы учителя, пересказать содержание избранных глав, зачитывая наиболее важные моменты.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

31 н.

92 (10)

Обличение жизни и государственного устройства Англии 18 века в романе Свифта.

1

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Обличение с помощью эзопова языка системы управления и государственного устройства Англии 18 века. Порядки, законы и обычаи Лилипутии – карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия Англии эпохи Свифта.

А.д.:

Прокомментировать эпизоды из текста, где присутствует юмор и где царит сатира.

П.д.:

Составить устный монологический ответ на вопрос: «Почему книга, задуманная как самая мрачная правда о человечестве, воспринимается  нами и как веселая книга для детей?», записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

31 н.

93 - 94 (11 - 12)

Вальтер Скотт. Роман «Айвенго».

2

Изучение нового материала Совершенствование ЗУН

Кратко о писателе. В.Скотт – родоначальник исторического романа. «Айвенго» - роман о средневековой Англии. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Правда и вымысел в романе (факты, персонажи). Соединение любовной и политических сюжетных линий романа.

А.д.:

Сформулировать основные проблемы в романе «Айвенго», дать характеристику героям.

П.д.:

Подготовить сообщение о В.Скотте,  прочитать материал из учебника о писателе и его творчестве, пересказать основное содержание текста, участвовать в коллективном диалоге, составить устный монологический ответ на одну из заданных учителем тем, законспектировать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

31 н.

32 н.

95 – 96 ( 31 и 13)

К.р.

Итоговая контрольная работа по программным произведениям русской литературы 20 века и текстам зарубежных авторов.

2

Уроки контроля знаний.

Контрольная работа, проверяющая знание биографий писателей, текстов программных произведений, литературоведческих терминов (тестирование и развернутые ответы на проблемные вопросы).

А.д.:

Продемонстрировать умение мыслить и анализировать тексты.

П.д.:

Ответить на вопросы контрольной работы, написать четкие и правильные ответы на задания учителя, на практике доказать понимание роли тропов в тексте.

Оценка письменной работы всех учащихся на уроке

32 н.

97 – 98 (27  - 28)

Вн.

Галина Щербакова.  «Вам и не снилось».

2

Внеклассное чтение

Кратко об авторе. Сюжет, композиция повести, ее проблематика. Характеристика главных и второстепенных героев. Тема любви Романа и Юльки – новая версия 20 века истории Ромео и Джульетты Шекспира. Сравнительная характеристика родителей главных героев. Тема школы. Классная руководительница и одноклассники Романа и Юли. Любовные истории второстепенных героев повести. Сравнение повести с одноименным фильмом.

А.д.:

Сформулировать основные проблемы повести Галины Щербаковой и кинофильма «Вам и не снилось « (1980 года).

П.д.:

Рассказать об авторе, пересказать сюжет, дать характеристику героям, отметить особенности композиции текста, поучаствовать  в коллективном диалоге, высказать мнение об исполнителях ролей Романа (Никите Михайловском) и Кати (Татьяне Аксюта) в фильме, отметить разницу финалов, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

33 н.

99 – 100 (29 – 30). Вн.

Б.Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».

 2

Внеклассное чтение

Кратко об авторе. Сюжет, композиция повести, ее проблематика. Характеристика главных и второстепенных героев. Взаимоотношения человека и природы. Темы добра и зла, любви и жестокости  в художественном тексте. Трагический финал. Вера автора в лучшие времена. Сравнение повести и одноименного фильма (1980 года, режиссера Родиона Нахапетова)

А.д.:

Сформулировать основные проблемы художественного текста, сделать выводы из прочитанного.

П.д.:

Пересказать сюжет, дать характеристику героям, отметить особенности композиции повести, поучаствовать в коллективном диалоге, высказать свое мнение о фильме и об исполнителях главных ролей, записать тезисы в тетрадь.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

33 н. 34 н.

101 - 102

Итоговые уроки повторения. Список литературы на лето.

2

Повторение и подведение итогов

Повторение и обобщение материала, изученного в 8 классе: текстов, фактов биографии поэтов, писателей и драматургов, терминов литературоведения. Список литературы на лето. Защита проектов по исследовательской работе.

А.д.:

Дать рецензию на каждый проект исследовательской работы.
П.д.:

Защитить свой проект, ответить на вопросы учителя и одноклассников, поучаствовать в викторине по литературе, записать в тетрадь список книг для чтения летом.

Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке

34 н.

Всего 34 учебные недели

102 урока  

Из них уроков:

Развития речи – 10

Контрольных работ – 6

Внеклассного чтения – 14

Семинаров - 1

Практикумов – 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...