Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе (3 часа в неделю, 102 часа, 2014 – 2015 учебный год).
Рассчитано на УМК Коровиной В. Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_literatura_8_2013.docx | 87.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 «В» классе (3 часа в неделю, 102 часа, 2014 – 2015 учебный год)
№п/п | Тема урока | Часы | Тип урока | Содержание по темам | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Вид контроля | дата | Использование средств информатизации | |
1. | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | Изучение нового материала. | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | Аналитическая деятельность (А.д.): выявить связь литературных сюжетов и героев с историческим прошлым. Практическая деятельность (П.д.): выразительно прочитать текст, составить к нему план и выразить личное отношение к прочитанному, участвуя в коллективном диалоге. | Фронтальный опрос | 1 неделя (н.) | ||
2 - 3 | Устное народное творчество (всего 3 часа). Русские народные лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты, ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». | 2 | Изучение нового материала | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. Жанр лирической песни. Выражение в лирических песнях «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен. | А.д.: объяснить специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия УНТ и литературы; П.д.: выразительно читать народные песни, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, устно ответить на вопросы учителя, участвовать в коллективном диалоге, составить лексические и историко-культурные комментарии к песням, используя словарь литературоведческих терминов. | Индивидуальный (оценка устных ответов учащихся на уроке). | 1 н. | ||
4. | Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | Изучение нового материала. Развитие представления о преданиях. | Частушки как малый песенный жанр. Развитие представлений о предании, особенности их содержания и формы. | А.д.: проанализировать жанровое своеобразие частушек и преданий; П.д.: выразительно читать частушки и предания, устно рецензировать выступления одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, работать с нужными статьями словаря литературоведческих терминов. | Индивидуальная оценка ответов учащихся на уроке. | 2 н. | ||
5. | Из древнерусской литературы (всего 2 часа ). «Повесть о житии…князя Александра Невского» (фрагменты). |
1 | Изучение нового материала. Развитие представлений о повести в литературе Древней Руси. | Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития, развитие представлений о них. | А.д.: Дать характеристику и нравственную оценку героям литературы 17 века, осмыслить сюжет и события текста, установить ассоциативные связи с произведениями живописи и с другими текстами УНТ. П.д.: Выразительно читать и комментировать фрагменты древнерусской житийной литературы в современном переводе, устно рецензировать выразительное чтение своих одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, отвечать на вопросы учителя, работать со словарем литературоведческих терминов. | Индивидуальная оценка устных ответов учащихся. Письменный ответ класса на вопрос: «Какие качества характера героев прославляются в древнерусском тексте о князе А. Невском?» | 2 н. | ||
6. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 1 | Изучение нового материала. Углубление ЗУН | Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Кривосуд» в повести 17 века (Шемяка «посулы любил, потому так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | А.Д.: Выявить и проанализировать характерные для литературного текста 17 века темы, образы и приемы изображения человека. П.д.: Подобрать из текста примеры, иллюстрирующие литературоведческое понятие «сатирическая повесть», участвовать в коллективном диалоге, отвечать на вопросы учителя, работать со словарем литературоведческих терминов, пересказывать эпизоды, установить ассоциативные связи с произведениями живописи. | Индивидуальная оценка устных ответов учащихся на поставленные учителем вопросы. | 2 н. | ||
7. (1) | Из литературы 18 века (всего 5 часов). Д.И. Фонвизин. Краткая биография писателя. Комедия «Недоросль» (сцены). | 1 | Изучение нового материала. | Слово описателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Обзор содержания данного драматического текста. Проблема воспитания истинного гражданина. Роль образования в жизни человека. Образы Митрофана, Софьи и Милона. | А.д.: Определить роль образования и воспитания в формировании характера литературного героя на примере образов Софьи, Милона и Митрофана. П.д.: Законспектировать рассказ учителя о жизни и творчестве Фонвизина и индивидуальные сообщения учащихся о содержании комедии с использованием текста комедии, справочной литературы и ресурсов Интернета, выразительно читать по ролям отдельные сцены из пьесы, отвечать на вопросы учителя. | Индивидуальная оценка ответов учащихся, а также степени выразительности их чтения. | 3 н. | ||
8. (2) | Панорама действующих лиц комедии «Недоросль». Черты классицизма в пьесе. | 1 | Изучение нового материала. Углубление знаний о классицизме. | Говорящие имена и фамилии персонажей комедии. Общая характеристика героев пьесы. Основной конфликт в комедии. Понятие о русском классицизме, его отличие от французского классицизма. Черты классицизма в пьесе Фонвизина. В чем новаторство автора комедии «Недоросль»? | А.д.: Проанализировать особенности русского классицизма, его отличие от французского. П.д.: Выразительно читать по ролям эпизоды из комедии, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном диалоге, работать со словарем терминов литературоведения. | Индивидуальная оценка учащихся за работу на уроке. | 3 н. | ||
9. (3) | Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума, его судьба. | 1 | Изучение нового материала. | История жизни Стародума, его взгляды. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. | А.д.: Проанализировать различные формы авторской позиции. Сделать анализ отдельных эпизодов пьесы. П.д.: Выразительно читать отдельные эпизоды пьесы, пересказать судьбу Стародума, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы учителя. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 3 н. | ||
10. (4) | Простакова – бесчеловечная помещица, «презлая фурия» или заботливая мать? Проблемы крепостного права в тексте. | 1 | Изучение нового материала. Метапредметные связи с историей. | Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Герои комедии, которые разделяют ее позицию по отношению к крепостному праву и к крестьянам, принадлежащим помещикам. Речевые характеристики героев как средство создания комической ситуации. | А.д. Проанализировать устно или письменно один из эпизодов комедии. П.д.: Составить план и подготовиться ответить письменно или устно на проблемный вопрос по пьесе, работать над коллективным учебным проектом (инсценировка эпизодов из комедии Фонвизина), подготовить индивидуальное сообщение о проблемах крепостного права в эпоху Екатерины Второй. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке ( устные ответы, участие в коллективном проекте, индивидуальное задание). | 4 н. | ||
11. (5) Рр | Урок развития речи (Рр) Написание сочинения-рассуждения по комедии Фонвизина «Недоросль». | 1 | Урок развития письменной речи с предварительной подготовкой. Контрольный урок. | Анализ составленных ранее планов. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме (варианты). Написание сочинения-рассуждения на темы:»Вот злонравия достойные плоды», или «Смысл названия комедии», или «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», или «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». | А.д.: Проанализировать составленные ранее планы сочинений и подобранные к теме цитаты. П.д.: Отбирать литературный материал пьесы для раскрытия темы сочинения-рассуждения, структурировать его, умело цитировать текст, отражая комедийное мастерство автора (ситуации пьесы, речь персонажей, комичные «поединки», использование антитезы и словесной детали). | Индивидуальная оценка всего класса за сочинение. | 4 н. | ||
12. (1) | Из русской литературы 19 века (всего 45 часов). И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз» и ее историческая основа. | 1 | Изучение нового материала. | Краткий рассказ о Крылове. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Басня «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. | А.д.: Проанализировать художественные особенности басни «Обоз». Сформулировать вопросы по тексту басни. П.д.: Законспектировать рассказ учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова, выразительно прочитать текст басни, устно ответить на вопросы, поставленные учителем и учащимися. | Индивидуальные оценки работы учащихся на уроке. | 4 н. | ||
13. (2) | Басня Крылова «Лягушки, просящие царя». | 1 | Изучение нового материала. Развитие представлений о басне. | Критика «общественного договора» Ж.Ж. Руссо. Мораль басни Крылова «Лягушки, просящие царя». Художественное своеобразие басни. Развитие представлений о басне, ее морали, аллегории. Выявление в басне признаков эпического произведения, типичных для этого жанра тем, образов и приемов изображения человека. | А.д.: Проанализировать художественные особенности басни и ее содержание. П.д.: Выразительно прочитать басню, ответить на вопросы учителя, законспектировать основное содержание и художественные особенности басни, повторить характерные черты басен. | Индивидуальные оценки работы учащихся на уроке. | 5 н. | ||
14. (3) | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте и его судьбе. Дума «Смерть Ермака». | 1 | Изучение нового материала. | Краткий рассказ о жизни и творчестве Рылеева. Автор дум и сатир. Оценка дум поэта современниками. Понятие о думе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой поэтического текста, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа народной песни о Ермаке. | А.д.: Проанализировать содержание думы и ее художественные особенности. П.д.: Выразительно прочитать текст, прокомментировать чтение своих одноклассников, вспомнить определение романтизма, его черты ( тему, язык, композицию, образы времени и пространства, образ романтического героя), ответить на вопросы учителя, записать основное в тетрадь по литературе, используя словарь литературоведческих терминов. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 5 н. | ||
15. (4) | А.С. Пушкин. (Всего 15 часов). Кратко о жизни и творчестве. Анализ стихотворений «19 октября 1825 года», «Туча». | 1 | Повторение пройденного и изучение нового материала. | Краткий рассказ о поэте и его отношении к истории и исторической теме в литературе.»19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча». Двойственность содержания стихотворения (зарисовка природы и отклик на 10-летие восстания декабристов). | А.д.: Проанализировать содержание и художественные особенности двух стихотворений. П.д.: Подготовить устное сообщение о поэте и истории созданий двух стихотворений, используя учебник и Интернет, выразительно прочитать художественные тексты Пушкина, прорецензировать устно выразительность чтения своих одноклассников, ответить на вопросы учителя, записать основное в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 5 н. | ||
16. (5). Рр | Письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | Развитие письменной речи учащихся с предварительной подготовкой. | «К ***» (Я помню чудное мгновенье…»). История создания текста. Особенности любовной лирики поэта, обогащение ее мотивами пробуждения души к творчеству под влиянием благотворного чувства. Анализ содержания и художественного своеобразия стихотворения Пушкина. | А.д.: Проанализировать содержание и художественные особенности стихотворения; установить ассоциативные связи с музыкой М.И. Глинки (по желанию ученика). П.д.: Коллективно обсудить содержание и художественное своеобразие стихотворения и написать сочинение-миниатюру на тему: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***»». | Индивидуальная оценка работ всего класса за сочинение-миниатюру. Оценка устных ответов учащихся при подготовке к работе. | 6 н. | ||
17 (6) | А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | 1 | Изучение нового материала | «История Пугачева» - заглавие Пушкина. Поправка Николая 1 – «История пугачевского бунта», принятая поэтом как более точная. История восстания Пугачева и изображение его предводителя в историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к Емельяну Пугачеву. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). История создания текста. | А.д.: Осмыслить понятие «историзм» применительно к тесту «Истории Пугачева» А.С. Пушкина. П.д.: Выразительно читать статью учебника и отрывки из «Истории пугачевского бунта», отвечать на вопросы учителя, использовать толковый словарь для записи в тетрадь определения понятия «историзм». | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 6 н. | ||
18 (7) | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Замысел и история создания. Обзор содержания 1 главы. | 1 | Изучение нового материала. | Замысел и история создания романа Пушкина. Семья Гриневых, детство Петруши. Сравнение обучения Гринева и Митрофана(их уроки). Решение отца отправить сына-офицера на службу в провинцию. Знакомство с Зуриным. Ссора и примирение с Савельичем. | А.д.: Осмыслить понятие «роман», а также место художественного текста в творчестве А.С.Пушкина П.д.: Пересказать содержание 1-2 глав романа, ответить на вопросы учителя, составить и записать план 1 и 2 главы «Капитанской дочки». | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. Оценка учащихся всего класса за составление плана. | 6 н. | ||
19 (8) | Формирование характера Петра Гринева. Анализ 2 главы. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Формирование характера героя («Береги честь смолоду»). Нравственная оценка его личности. Встреча с Пугачевым во время метели на пути в Белогорскую крепость. Причины, по которым Гринев подарил Пугачеву заячий тулупчик. | А.д.: Осмыслить сюжет романа, изображенные в нем события и характеры. П.д.: Пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы учителя, участвовать в диалоге с одноклассниками, делать записи в тетради по литературе. | Индивидуальная оценка устных ответов учащихся на уроке. | 7 н. | ||
20 (9) | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Анализ 3 – 5 глав романа. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Путь духовного становления главного героя. Знакомство с семьей капитана Миронова. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. Дуэль, ее причины. Поведение во время дуэли двух офицеров. Анализ 3 – 5 глав романа. | А.д.: Анализировать содержание 3 – 5 глав, поведение героя в обычной жизни и в критических ситуациях. П.д.: Пересказывать текст, участвовать в коллективном диалоге, использовать устное словесное рисование в сцене дуэли Гринева и Швабрина. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 7 н. | ||
21 (10) | Маша Миронова – нравственный идеал русской девушки для А.С. Пушкина. Анализ 3 – 6 глав романа. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Что повлияло на формирование характера героини? Нравственная красота девушки. Смысл названия романа Пушкина. | А.д.: Проанализировать текст 3 – 6 глав, установить ассоциативные связи романа с произведениями живописи, осмыслить название романа. П.д.: Подготовить индивидуальное сообщение на тему: «История отношений Гринева и Маши Мироновой». Отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 7 н. | ||
22 (11) | Тема «русского бунта и образ Пугачева. Падение Белогорской крепости. Анализ 7 главы романа. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Изображение народной войны Пушкиным, его отношение к ней. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Поведение офицеров Белогорской крепости перед лицом смерти (устное словесное рисование). | А.д.: Проанализировать текст 7 и 8 глав, осмыслить причины жестокости и милосердия Пугачева, разного поведения офицеров крепости. П.д.: Выразительно читать эпизоды текста, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради, описать, каким изображен Пугачев в рисунках С. Герасимова. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 8 н. | ||
23 (12) | Пугачев и его окружение. Разговор Гринева и Пугачева в 8 главе романа. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУМ | Описание странного военного совета в 8 главе. Роль песни в этом эпизоде. Почему Гринев отказывает Пугачеву в ответ на предложение служить ему? Почему Пугачев отпустил Гринева? | А.д.: Проанализировать содержание главы. П.д.: Выразительно читать фрагменты главы, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 8 н. | ||
24 (13) | Гринев и Максимыч. Осада Оренбурга. Мятежная слобода. Анализ 9 – 11 глав . | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Взаимоотношения Гринева и Максимыча. Поведение Петра в осажденном городе. Письмо от Маши Мироновой. Причины, побудившие Гринева покинуть Оренбург. Новая встреча Пугачева и Гринева. Сравнительная характеристика Белобородова и Хлопуши. Символика калмыцкой сказки об орле и вороне. | А.д.: Проанализировать эпизоды: «2 диалога Гринева и Максимыча», «Гринев в мятежной слободе». П.д.: Пересказать содержание 9 – 11 глав, выразительно прочитать по ролям эпизоды, дать рецензию на выразительность чтения по ролям, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 8 н. | ||
25 (14) | Анализ 12 и 13 глав романа. Новый этап отношений Маши и Петра. Арест Гринева. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Стойкость слабой Маши, защищающей свою любовь. Роль Пугачева в устройстве счастья влюбленных. Пугачев и Швабрин. Новая встреча Гринева и Зурина. Роль Савельича в жизни главного героя. | А.д.: Проанализировать эпизоды: «Пугачев и Гринев спасают Машу от Швабрина», «Встреча Гринева с Зуриным в 13 главе». П.д.: Выразительно читать по ролям эпизоды, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 9 н. | ||
26 (15) | Анализ 14 главы романа. Суд. Мария Ивановна и Екатерина Вторая. Финал. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Поведение Гринева и Швабрина перед судом. Отношение родителей Петра к Марии Ивановне в 14 главе. Причины, заставившие Машу отправиться в Петербург и добиться встречи с царицей. Символика сна из 2 главы. Сравнительная характеристика Пугачева и Екатерины Второй. | А.д.: Проанализировать эпизоды: «Допрос Гринева и Швабрина», «Две встречи Марии Ивановны и Екатерины Второй», «Финал романа Пушкина». П.д.: Выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы учителя, сравнить Пугачева и императрицу, делать записи в тетради по ходу урока. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 9 н. | ||
27 (16) | «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Язык пушкинской прозы. Сравнение текста романа с фильмом А, Прошкина «Русский бунт». | 1 | Изучение нового материала | Идейно-художественная структура романа. Способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Понятия «историзма», «реализма» и «романа». Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов и песни в тексте. Художественное своеобразие фильма «Русский бунт». | А.д.: Проанализировать эпиграфы в романе, осмыслить символику песни «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» П.д.: Ответить на вопросы учителя, законспектировать его лекцию, обсудить, просмотрев фильм «Русский бунт», отличие киноленты и романа, отметить достоинства фильма и его недостатки, написать отзыв о фильме по желанию учащихся. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 9 н. | ||
28 (17) Рр | Рр Написание сочинения-миниатюры по роману Пушкина «Капитанская дочка» или отзыв о фильме «Русский бунт» А. Прошкина. | 1 | Развитие речи | Написание сочинения-рассуждения на одну из тем: «Береги честь смолоду», «Смысл заглавия романа Пушкина», «Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина», «Мое мнение о фильме А. Прошкина «Русский бунт». | А.д.: Осмыслить границы выбранной темы сочинения, составить план П.д.: Написать сочинение-рассуждение (миниатюру), проверить творческую работу на наличие логических, фактических и речевых ошибок. | Индивидуальная оценка всех учащихся за творческую работу по развитию речи. | 10н. | ||
29 (18) Вн. | Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». | 1 | Изучение нового материала Внеклассное чтение | Сюжет и проблематика философско-психологической повести. История создания. Характеристика главных героев повести. Игра случайностей, необходимости и закономерности. Новаторство текста. Мотив страстей в повести. | А.д.: Проанализировать сюжет повести, ее художественное своеобразие. П.д.: Участвовать в коллективном диалоге, выразительно читать отрывки из текста, отвечать на вопросы учителя, составить план произведения, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. Фронтальный опрос по содержанию повести Пушкина. | 10 н. | ||
30 (19) | М.Ю. Лермонтов Слово о поэте, его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». (Всего 4 часа). | 1 | Изучение нового материала и повторение ранее изучен ного | Краткая биография поэта. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности жанра поэмы. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». | А.д.: Осмыслить понятие «поэма», ее художественные особенности. П.д.: Законспектировать лекцию учителя о поэте, выразительно прочитать начало поэмы, ответить на вопросы учителя. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 10 н. | ||
31 (20) | Судьба свободолюбивой личности в поэме. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Знакомство с понятиями «романтизм», «романтический герой». Стремление к свободе главного героя произведения как смысл его жизни. Роль вступления, лирического монолога и пейзажа в тексте поэмы. Время и пространство в тексте. | А.д.: Найти самостоятельно ответ на проблемный вопрос, установить ассоциативные связи поэмы с произведениями живописи. П.д.: Выразительно прочитать отдельные эпизоды поэмы, участвовать в коллективном диалоге, применить устное словесное рисование при описании утра из 11 главы, пересказать содержание поэмы. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 11 н. | ||
32 (21) | Анализ эпизодов «Девушка с кувшином», «Бой с барсом», «Песня золотой рыбки» и финала поэмы. Отзывы критиков о поэме. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Литературные традиции романтической поэмы. Различные способы раскрытия образа главного героя. Анализ эпизодов (содержание, образы, пейзаж, средства языковой выразительности и их роль в тексте романтической поэмы, основная идея и проблематика). Проект «Электронный альбом «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и их воплощение в поэме «Мцыри»». | А.д.: Проанализировать эпизоды из текста поэмы, сформулировать вопросы к тексту поэмы. П.д.: Участвовать в коллективном диалоге после выразительного чтения эпизодов, прокомментировать выразительность чтения текста учениками, делать записи в тетради, законспектировать отзывы критиков о поэме из учебника, подготовить проект электронного альбома рисунков Лермонтова. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 11 н. | Электрон-ный альбом | |
33 (22) Рр | Письменная творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри» | 1 | Урок развития речи Рр | Подготовка и написание письменной творческой работы на тему: «Анализ эпизода «Побег Мцыри из монастыря»». | А.д.: Определить границы темы и отобрать рабочий материал. П.д.: Написать творческую работу, проверить ее на наличие логических, фактических и речевых ошибок. | Индивидуальная оценка всего класса за творческую работу. | 11 н. | ||
34 (23) | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки. (Всего 7 часов) | 1 | Изучение нового и повторе-ние изучен-ного материала | Кратко о жизни и творчестве писателя. История создания и первой постановки комедии «Ревизор». Жизненная основа пьесы. Гоголь – замечательный писатель-сатирик, талантливый драматург. | А.д.: Осмыслить отношение Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. П.д.: Законспектировать лекцию учителя о творческой биографии Гоголя и сообщение ученика о премьере комедии «Ревизор». Выразительно прочитать по ролям начало пьесы, ответить на вопросы учителя. | Индивидуальная оценка учащихся за работу на уроке. | 12 н. | ||
35 (24) | «Ревизор» как социальная комедия. Анализ 1 действия. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Изображение провинциальной жизни в уездном городе. Анализ 1 действия пьесы. | А.д.: Проанализировать начало комедии, образы чиновников в 1 действии. П.д.: Читать афишу пьесы, подготовить сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя», выразительно читать отдельные эпизоды комедии по ролям, прорецензировать выразительность чтения одноклассников, отвечать на вопросы учителя. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 12 н. | ||
36 (25) | Хлестаков и хлестаковщина. Анализ 2 действия комедии. | 1 | Изучение нового материала Совершенствования ЗУН | Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера героя. Хлестаковщина как нравственное и общественное явление. Анализ сцены «Первая встреча Хлестакова и городничего». | А.д.: Проанализировать различные формы выражения авторской позиции, мотивы поведения городничего и Хлестакова во время первой встречи. П.д.: Выразительно читать по ролям эпизоды из 2 действия, участвовать в коллективном диалоге, составить план характеристики героя по ходу урока, делать записи в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 12 н. | ||
37 (26) | Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения. Анализ 3 действия комедии. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Мастерство построения интриги в пьесе. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Разоблачение пороков чиновничества. Анализ «Сцены вранья Хлестакова». | А.д.: Проанализировать «Сцену вранья Хлестакова в доме городничего», а также специфику конфликта в пьесе. П.д.: Выразительно читать по ролям эпизоды комедии, комментировать мотивы поведения героев, участвовать в коллективном диалоге, дать характеристику чиновникам уездного города. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 13 н. | ||
38 (27) | Основной конфликт комедии и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в пьесе Гоголя. Анализ 4 и 5 действий. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Особенности конфликта в комедии и способы его разрешения. Обличение социального зла в пьесе, ее знаменитые сцены и знаменитые реплики. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. | А.д.: Проанализировать ключевые сцены 4 и 5 действий пьесы, в том числе речевые характеристики персонажей и авторские ремарки. П.д.: Выразительно читать ключевые эпизоды: «Сцена ухаживания Хлестакова за женой и дочерью городничего», «Последний монолог городничего». Участвовать в коллективном диалоге, делать записи в рабочей тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 13 н. | ||
39 (28) | «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В. Гоголя. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Петербург как символ вечного адского холода. Авторское отношение к главному герою и событиям повести. Проект на тему: «Герои «Шинели» и Петербург Гоголя на картинах известных художников». | А.д.: Проанализировать ключевые эпизоды повести: «Башмачкин и молодые чиновники», «Башмачкин у значительного лица», а также различные формы выражения авторской позиции. П.д.: Выразительно прочитать ключевые эпизоды, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 13 н. | Компьютерная презентация | |
40 (29) | Гуманистический смысл повести «Шинель». Образ Башмачкина, его сравнение с Самсоном Выриным Пушкина. Роль фантастики. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Образ «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Сравнительная характеристика Башмачкина и Вырина. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль фантастики. | А.д.: Проанализировать эпизоды «Акакий Акакиевич заказывает шинель», «Утрата шинели», «Привидение». Осмыслить роль фантастики в тексте повести. П.д.: Выразительно прочитать ключевые эпизоды, дать рецензию на выразительность чтения одноклассников, ответить на вопросы учителя, составить план-характеристику главного героя, записать план анализа эпизода в тетрадь, составить электронный альбом на тему: «Петербург начала 19 века и его обитатели в повести «Шинель». Подобрать примеры из текста, иллюстрирующие понятия «символ» и «фантастический реализм». | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 14 н. | ||
41 (30) К.р. | Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Шинель». | 1 | Урок контроля К.р. | Проверка знания текстов произведений, их проблематики, художественных особенностей, теоретико-литературных понятий, а также фактов биографии писателей и поэтов. | А.д.: Осмыслить роль средств языковой выразительности в конкретном отрывке художественного текста. П.д.: Правильно ответить на проблемные вопросы заданий., узнать героя по портрету, интерьеру, детали, реплике, цитате из текста, продемонстрировать хорошее знание биографий авторов. | Фронтальный письменный опрос | 14 н. | ||
42 -43 (31 - 32) Рр | Сочинение по комедии «Ревизор» или по повести «Шинель» Н.В. Гоголя. | 2 | Урок развития речи Рр | Написание сочинения на одну из предложенных проблемных тем: « В чем социальная опасность хлестаковщины?», «Чем интересна постановка комедии в современном театре или в киноверсии?», «Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновников в «Ревизоре» или «Шинели» Н.В. Гоголя?» | А.д.: Осмыслить границы выбранной темы сочинения, подобрать рабочий материал и цитаты из текста комедии или повести. П.д.: Написать сочинение, проверить его на наличие фактических, логических и речевых ошибок. | Фронтальный письменный опрос в жанре сочинения | 14 н. 15 н. | ||
44 (33) | И.С. Тургенев. Краткая биография. Рассказ «Певцы» из «Записок охотника». (Всего 1 час) | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Тургенев – пропагандист русской литературы в Европе. Изображение русской жизни и русских характеров в «Певцах» Тургенева. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | А.д.: Проанализировать образы главных героев рассказа, авторскую позицию. П.д.: Пересказать содержание текста, дать характеристику героям рассказа, выразительно прочитать отрывки из текста, ответить на вопросы учителя, сделать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 15 н. | ||
45 – 47 (34 -36) | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки). Отношения народа и власти. (Всего 3 часа). | 3 | Изучение нового материла Совершенствование ЗУН | Краткий рассказ о писателе, редакторе и издателе. «История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония гражданина, бичующего строй, основанный на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Понятия «гиперболы», «гротеска», «литературной пародии» и «Эзопова языка». | А.д.: Анализировать отдельные главы из текста: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик»… П.д.: Записать лекцию учителя о Щедрине, Выразительно прочитать фрагменты текста, пересказать содержание глав о градоначальниках, участвовать в коллективном диалоге; определения гиперболы, гротеска, литературной пародии и эзопова языка записать в тетрадь, используя соответствующие статьи из литературоведческого словаря. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 15 н. 16 н. 16 н. | ||
48. (37) | Н.С. Лесков. О писателе. Рассказ «Старый гений». (Всего 1 час) | 1 | Изучение нового материала. | Кратко о писателе. Сатира на чиновничество. Защита обездоленных людей. Изображение психологического состояния человека. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа. Термины «рассказ» и «художественная деталь». | А.д.: Осмыслить роль детали как средства создания художественного образа. П.д.: Пересказать содержание текста, выразительно прочитать ключевые эпизоды, поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь термины и основные тезисы. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 16 н. | ||
49 (38) | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». (Всего 2 часа). | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Слово о писателе. Л.Н. Толстой – поборник суровой правды жизни. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | А.д.: Осмыслить позицию и идеалы автора в рассказе «После бала». Сформулировать основные проблемы текста Л.Н. Толстого. П.д.: Рассказать о писателе на основе материалов учебника и ресурсов Интернета, пересказать сюжет «После бала», выразительно прочитать ключевые эпизоды, ответить на вопросы учебника и учителя, заполнить в тетради таблицу с цитатами из текста (полковник на балу и на плацу) | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 17 н. | ||
50 (39) | История любви. Образы полковника и Ивана Васильевича. Композиция. Автор и рассказчик. Антитеза. | 1 | Совершенствование ЗУН | Образы полковника и Ивана Васильевича. Контраст как средство раскрытия конфликта. Автор и рассказчик. Нравственность в основе поступков героя. Мастерство Толстого в передаче психологического состояния героев. Причины расставания героя с любимой. | А.д.: Осмыслить роль контраста, антитезы в композиции рассказа Толстого, сформулировать основные проблемы произведения. П.д.: Выразительно прочитать ключевой эпизод «Наказание солдата», поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь определение «антитезы», «композиции», сравнить автора и рассказчика в тексте (отразить это в таблице). | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 17 н. | ||
51 (40) Рр | Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. (Обзор). Стихи А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева , А.Н. Майкова и М.Ю. Лермонтова | 1 | Развитие речи. Изучение нового материала | Анализ содержания и художественных особенностей стихов А.С. Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», А.А. Фета «Первый ландыш», А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами…». Лирический герой и автор. | А.д.: Проанализировать представленные в учебнике стихи поэтов 19 века о родной природе. П.д.: Прочитать выразительно данные стихи (провести конкурс на лучшего исполнителя); определить их темы и микротемы условных частей, психологическое состояние лирического героя, сформулировать основную идею, объяснить роль тропов в тексте, выразить свое отношение к стихам, различать героя и автора. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 17 н. | Компьютерная презентация | |
52 (41) Вн. | Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество». | 1 | Урок внеклассного чтения | Обзор содержания художественного текста. Место повести в автобиографической трилогии Толстого. Нравственная проблематика произведения.. Взаимоотношения Николеньки Иртеньева с другими героями текста. | А.д.: Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы по тексту, поставленные учителем или сформулированные учениками. П.д.: Пересказать содержание, дать характеристику главному герою, поучаствовать в коллективном диалоге, сделать записи тезисов в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 18 н. | ||
53 (42) | А.П. Чехов. Рассказ «О любви». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Краткая биография писателя. История любви и упущенного счастья в жизни Алехина и Анны Алексеевны («О любви»). Образ повествователя. Рассказ в рассказе как особенность композиции произведения. | А.д.: Обобщить найденный материал о жизни и творчестве Чехова. Проанализировать причины несчастливой любви. П.д.: Пересказать содержание, ответить на вопросы учителя, выразительно прочитать отрывки из текста, подобрать цитаты, иллюстрирующие понятие «психологизм», записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 18 н. | ||
54 – 55 (43 -44) Вн. | А.П. Чехов. Рассказы «Крыжовник» и «Человек в футляре». | 2 | Изучение нового материала Внеклассное чтение | Место каждого рассказа в трилогии Чехова. Истории жизни героев, их характеристика, взаимоотношения с другими персонажами. Проблематика, художественное своеобразие текстов. Беликов – образ-символ своего времени. Смысл названий рассказов. Психологизм художественной литературы. | А.д.: Проанализировать тематику, сюжеты, проблематику и идейно-эмоциональное содержание рассказов, их художественные особенности. П.д.: Пересказать содержание, охарактеризовать героев, поучаствовать в коллективном диалоге, записать в тетрадь определение понятия «психологизма художественной литературы», составить киносценарий одного из ключевых эпизодов текстов. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 18 н. 19 н. | ||
56 (45) К.р. | Контрольная работа по произведениям И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, М.Е .Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова | 1 | Контрольная работа | Проверка знания текстов произведений, их проблематики, художественных особенностей, теоретико-литературных понятий, а также фактов биографии писателей и поэтов. | А.д.: Осмыслить роль средств языковой выразительности в конкретном отрывке художественного текста. П.д.: Правильно ответить на проблемные вопросы заданий., узнать героя по портрету, интерьеру, детали, реплике, цитате из текста, продемонстрировать хорошее знание биографий авторов. | Фронтальный письменный опрос. | 19 н. | ||
57 (1) | Из русской литературы 20 века. Всего 31 час. И.А. Бунин. «Кавказ». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Кратко о жизни и творчестве И.А. Бунина. Повествование о любви в различных ее состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | А.д.: Сформулировать вопросы по тексту рассказа, осмыслить идейное содержание произведения, аргументировать свою позицию. П.д.: Выразительно прочитать отрывки, ответить на вопросы одноклассников и учителя, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 19 н. | ||
58 (2) | А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе Куприна «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини. Сюжет и фабула рассказа. | А.д.: Проанализировать художественное своеобразие рассказа, его идейное содержание. П.д.: Пересказать содержание, выразительно прочитать отрывки из текста, ответить на вопросы учителя, записать различия фабулы и сюжета в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 20 н. | ||
59 (3) К.р. | Контрольная письменная работа ( Бунин, Куприн, Чехов). | 1 | Контрольная работа | Письменный ответ на проблемный вопрос: «Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей?» или составление компьютерной презентации на тему: «Лики любви в программных рассказах 8 класса Чехова, Бунина и Куприна». | А.д.: Определить границы предложенной темы, подобрать рабочий материал. П.д.: Написать контрольную творческую работу, проверить ее на наличие фактических, логических, речевых ошибок. Или по желанию сделать компьютерную презентацию. | Фронтальный письменный опрос | 20 н. | Компьютерная презентация | |
60 (4) | А.А. Блок. Стихотворение «Россия» | 1 | Изучение нового материала Совершенствования ЗУН | Краткий рассказ о поэте. Идейное и художественное своеобразие стихотворения «Россия». Тема судьбы России. | А.д.: Проанализировать стихотворение Блока. П.д.: Прочитать стихотворение выразительно, определить его условные части и микротемы. средства языковой выразительности и позицию автора, ответить на вопросы. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 20 н. | Компьютерная презентация | |
61 (5) | Поэтический цикл А.А. Блока «На поле Куликовом». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Идейное и художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом». Национальность и народность этого поэтического цикла. Боль и тоска автора. Связь прошлого, настоящего и будущего. Тема патриотической борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Женские и мужские образы цикла, его место в творчестве поэта. | А.д.: Проанализировать идейное и художественное своеобразие цикла Блока. П.д.: Выразительно прочитать цикл, ответить на вопросы учителя, записать в тетрадь основные тезисы, поучаствовать в коллективном диалоге, подобрать цитаты из текста на тему: «Женские и мужские образы поэтического цикла». | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке. | 21 н. | ||
62 (6) | С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки). | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Отрывки из поэмы «Пугачев» на историческую тему. Характер главного героя. Сопоставление его образа в фольклоре, в текстах Пушкина и Есенина. Современность и историческое прошлое в поэме. Жанр драматической поэмы. | А.д.: Осмыслить особенность изображения Пугачева Есениным в отличие от фольклора и текстов Пушкина. П.д.: Выразительно читать отрывки из поэмы, охарактеризовать главного героя, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 21 н. | ||
63 (7) | И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем» - рассказ о пути автора к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники). | А.д.: Осмыслить различие художественных и документально-биографических текстов. Проанализировать эпизод «Получение гонорара за рассказ». П.д.: Пересказать сюжет, составить план текста, выразительно прочитать отрывки, поучаствовать в коллективном диалоге, сделать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 21 н. | ||
64 (8) Вн. Пр. | М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». | 1 | Внеклассное чтение Практикум | Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Роль олицетворения. Юмор в тексте. | А.д.: Осмыслить сюжет рассказа, его идейно-эмоциональное содержание. П.д.: Провести конкурс на лучший пересказ содержания, подобрать цитаты из текста по теме «Фантастика в реальной жизни», проиллюстрировать способы создания комического эффекта. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 22 н. | ||
65 (9) Пр. | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. | 1 | Изучение нового материала Практикум | История создания журнала «Сатирикон» и его сотрудники. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. | А.д.: Рецензировать выразительное чтение отрывков одноклассниками. П.д.: Рассказать о творчестве писателей-сатириков, участвовать в коллективном диалоге, характеризовать сюжеты и героев рассказов, их идейно-эмоциональное содержание. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 22 н. | ||
66 – 67 (10 - 11) Вн | М. Зощенко «История болезни», «Аристократка» | 2 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН Внеклассное чтение | Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказов «История болезни», «Аристократка». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное. Высмеивание хамства, глупости, бездушного отношения к людям. Способы создания комического. | А.д.: Анализировать рассказы. П.д.: Рассказать о творчестве писателя, выразительно прочитать тексты, ответить на вопросы учителя, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 22-23 н. | ||
68 (12) | А.Т. Твардовский. Творческий путь. Поэма «Василий Теркин». | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта-гражданина. История создания поэмы. Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории. Поэма «Василий Теркин» - поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. | П.д.: Конспектировать лекцию, выразительно читать отрывки из поэмы. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 23 н. | ||
69 (13) | Василий Теркин – собирательный образ советского солдата. Поэма про бойца и для бойцов. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Человек на войне. Теркин – защитник родной страны, сочетающий черты крестьянина и гражданина. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Отношение автора к герою. Авторские отступления как элементы композиции поэмы. | А.д.: Комментировать художественный текст, анализировать главы «Переправа», «Гармонь», «На привале», «О войне», «О награде». П.д.: Выразительно читать, участвовать в диалоге, составлять план. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 23 н. | ||
70 (14) | Картины жизни воюющего народа. Правда о войне. Юмор, язык поэмы, ее композиция. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Картины жизни воюющего народа. Правда о войне. Юмор, язык поэмы, ее композиция. Реализм изображения ВОВ. Герои поэмы. Трагическое и комическое в поэме. Связь фольклора и литературы. | А.д.: Анализировать средства художественной выразительности, идейное содержание глав «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял». П.д.: Выразительно читать, отвечать на вопросы учителя, составлять план | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 24 н. | ||
71 (15) Рр ххх | Оценка поэмы в литературной критике. Восприятие поэмы фронтовиками. | 1 | Урок развития речи | Оценка поэмы в литературной критике. Восприятие поэмы фронтовиками. Правда о военных буднях. Обзор остальных глав поэмы. Теория литературы: фольклоризм литературы, авторские отступления как элемент композиции. | А.д.: Анализировать главу «Смерть и воин». П.д.: Выразительно читать, отвечать на вопросы учителя, составлять план, подготовить доклад и сообщение. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 24 н. | ||
72 (16) Вн. | А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 1 | Изучение нового материала Внеклассное чтение | Краткий рассказ о писателе. Первоначальное название текста «Возвращение» (в сокращении). Огрубелость в сердце капитана Иванова как результат многолетней войны. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Характеристика странных героев Платонова в данном рассказе. Нравственная проблематика текста. Доброта и мудрость автора, его обостренная человечность. | А.д.: Проанализировать текст рассказа (композицию, образы героев, тропы), установить ассоциативные связи с произведениями живописи. П.д.: Читать статью о писателе в учебнике, выразительно читать ключевые эпизоды («Первый разговор старшего сына Петра с отцом», «Разговор мужа и жены», финал рассказа), рецензировать выразительность чтения одноклассников, пересказывать содержание рассказа, составить план текста, участвовать в коллективном диалоге, использовать устное словесное рисование при составлении портрета Петра, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 24 н. | ||
73 (17) Рр Пр. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (обзор): М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги» и др. | 1 | Изучение нового материала Развития речи Практикум | Традиции в изображении боевых подвигов народа и боевых будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | А.д.: Анализировать стихотворения (тематика любви и верности, боли и утрат), их художественное своеобразие. П.д.: Провести конкурс на лучшего исполнителя песен или стихов о ВО войне, устно рецензировать выразительность чтения одноклассников, участвовать в коллективном диалоге, провести викторину на знание текстов песен, их авторов и исполнителей, составить электронную презентацию или литературно-музыкальную композицию на тему: «Стихи и песни, приближавшие Победу». | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 25 н. | Электронная презентация. | |
74 (18) | В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Слово о писателе. Автобиографический характер рассказа, проблема нравственной памяти в нем. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Непреходящая историческая память народа. Развитие представлений о герое-повествователе. Речевая характеристика бабушки. | А.д.: Проанализировать различные формы выражения авторской позиции в рассказе, сопоставить портрет учителя в тексте и на иллюстрации художника И Пчелко к рассказу, осмыслить значения диалектизмов в тексте. П.д.: Кратко рассказать о писателе на основе самостоятельного поиска материалов в справочной литературе и ресурсов Интернета, выразительно прочитать ключевые эпизоды, участвовать в коллективном диалоге, составить сообщение о герое-повествователе, используя цитаты из текста; записать в тетрадь план рассказа. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 25 н. | ||
75 (19) Вн. | Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…» | 1 | Внеклассное чтение Совершенствование ЗУН | Слово о писателе. Повествование о героизме девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Истории жизни главных героинь и их командира. Темы подвига и памяти. Нравственная проблематика повести. Сопоставление текста повести с одноименным кинофильмом ( 1972 года, режиссера Станислава Ростоцкого). | А.д.: Сформулировать основные проблемы произведения, прокомментировать особенности композиции, проанализировать роль тропов и художественной детали. П.д.: Пересказать сюжет, цитируя текст, участвовать в коллективном диалоге, составить устный психологический портрет одного персонажа, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 25 н. | ||
76 (20) Рр | Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок развития речи Рр | Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, композиция, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому | А.д.: Самостоятельно проанализировать текст по плану. П.д.: Написать сочинение-миниатюру, отобрав нужный материал и проверив, нет ли логических, фактических и речевых ошибок. | Индивидуальная оценка письменной работы каждого из учащихся на уроке | 26 н. | ||
77 (21) Вн. | Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». | 1 | Внеклассное чтение. Совершенствование ЗУН | Слово о писателе. История создания рассказа. Испытание на истинную человечность в художественном тексте. Особенности композиции. Емкость художественного слова автора. | А.д.: Проанализировать художественный текст. П.д.: Рассказать о жизни Катерины Петровны, составить психологический портрет Насти, ответить на вопросы учителя, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 26 н. | ||
78 (22) | Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»). | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине. Параллель между жизнью человека и жизнью страны («Встреча»). Единение с Родиной («Привет, Россия…»). Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова. | А.д.: Проанализировать тест стихотворений, установить ассоциативные связи с произведениями музыки. П.д.: Подготовить сообщение о поэте, выразительно прочитать стихи или спеть песню (слова Рубцова), участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 26 н. | ||
79 - 80 (23 - 24) Пр. | Русские поэты о родной природе России (обзор). | 2 | Изучение нового материала Урок-практикум | Роль эпитетов в стихотворении И. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д. Мережковского «Родное. Философские размышления в его стихотворении «Не надо звуков…». Одухотворенность природы в стихотворении Н. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в его стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…». | А.д.: Проанализировать стихотворения, сопоставить их содержание и художественные особенности. П.д.: Выразительно прочитать стихи, устно прорецензировать выразительность чтения стихов одноклассниками, провести викторину на знание текстов русских поэтов о родной природе, сделать записи в тетради, подготовить презентацию, сочетающую стихи, музыку и произведения живописи. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 27 н. | Электронная презентация. | |
81 (25) Вн. | Поэты русского зарубежья о Родине. | 1 | Изучение нового материала Внеклассное чтение | Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся). Ностальгия в стихотворении Н. Оцупа «Мне трудно без России…». Вера в будущее нашей страны в стихотворении З. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозможности жизни без Родины в её стихотворении «Так и есть». Картины прошлой жизни в стихотворении Дон-Аминадо «Бабье лето». Неотступность мыслей о несправедливости изгнания в стихотворении И. Бунина «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в данных стихах этих поэтов. | А.д.: Проанализировать роль тропов в стихах поэтов русского зарубежья, сформулировать их основные идеи. П.д.: Подготовить сообщения о творческой биографии поэтов, выразительно читать тексты, сопоставлять стихи разных поэтов на одну тему, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 27 н. | ||
82 (26) Сем | Литература и история. | 1 | Урок-семинар | Значение понятия «историзм» в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия «историзма» и принципа художественного историзма. | А.д.: Сопоставить понятия «романтического» и «реалистического историзма». П.д.: Использовать материал из литературоведческого словаря и ресурсов Интернета, вспомнить тексты из программы на исторические темы, дать им сравнительную характеристику (характеры героев, проблематика, художественное своеобразие), привлечь произведения живописи и кинематографии. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 28 н. | Электронная презентация. | |
83 (1) | Из зарубежной литературы. Всего 13 часов. У. Шекспир. Кратко о драматурге. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Слово о Шекспире (сообщения учащихся). Вступительная статья о драматурге. Семейная вражда и любовь героев – основные темы трагедии. Ромео и Джульетта - символы любви и жертвенности. Причины гибели влюбленных. Бесценность и вечность истинной любви. Конфликт как основа сюжета трагедии. Основные признаки жанра трагедии. | А.д.: Осмыслить такие понятия, как «трагедия», «конфликт», «драматическое произведение», «кульминация». П.д.: Подготовить сообщения о Шекспире, выразительно читать по ролям ключевые эпизоды из начала пьесы, участвовать в коллективном диалоге, составить словесные портреты главных героев, сделать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 28 н. | ||
84 (2) | Образ Ромео. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Первая влюбленность героя. Первая встреча с Джульеттой. Сцена на балконе. Венчание. Поединок с Тибальтом. Последнее свидание. Изгнание. Известие о «смерти» Джульетты. Самоубийство героя. Поэтичность и романтичность главного героя, его вспыльчивость и опрометчивость. | А.д.: Проанализировать ключевые сцены трагедии, дать рецензию выразительности чтения одноклассников. П.д.: Выразительно прочитать ключевые сцены по ролям, ответить на вопросы учителя, пересказать отдельные эпизоды пьесы, сделать записи в тетради по литературе. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 28 н. | ||
85 (3) | Образ Джульетты. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Жизнь Джульетты до встречи с Ромео. Родители и кормилица героини. Разговор с возлюбленным на маскараде и на балконе. Венчание. Известие о смерти брата и об изгнании Ромео. Последнее свидание. Ссора с родителями. Парис. Трудное решение. Прощание с мертвым Ромео. Смерть. Изменения в характере главной героини: послушная дочь, пылкая влюбленная девушка, решительная и смелая жена, готовая бороться за свою любовь. Искренность, верность и естественность героини. | А.д.: Проанализировать ключевые сцены, сформулировать отличия в характерах Ромео и Джульетты. П.д.: Выразительно прочитать ключевые сцены по ролям, поучаствовать в коллективном диалоге, пересказать отдельные эпизоды пьесы, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 29 н. | ||
86 (4) Рр | Сравнительный анализ текста трагедии с двумя киноверсиями: фильмом «Ромео и Джульетта» Франко Дзефирелли и кинофильмом. База Ларменна («Ромео + Джульетта»). | 1 | Развитие речи | Общее и различие двух экранизаций (1968 и 1997 годов). Два Ромео и две Джульетты. Классическая постановка и ультрасовременная версия. Наиболее удачные эпизоды фильмов. Где и когда фильмы ближе всего к подлиннику трагедии Шекспира? | А.д.: Сделать сопоставительный анализ двух киноверсий трагедии Шекспира ( Леонард Уайтинг и Леонардо ди Каприо, Оливия Хасси и Клер Дэнис, ключевые сцены пьесы). П.д.: Просмотреть ключевые сцены, ответить на вопросы учителя, высказать свое отношение к кинофильмам, записать впечатления в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 29 н. | ||
87 (5) | Сонеты Шекспира. | 1 | Изучение нового материала Урок-практикум | Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной…» и «Кто хвалится родством своим со знатью…». Живая мысль, подлинные горячие чувства и авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль – развитие – отрицание или сомнение – вывод). | А.д.: Проанализировать содержание и художественные особенности сонетов, осмыслить иносказательность их языка. П.д.: Выразительно читать сонеты (провести конкурс на лучшего исполнителя сонетов Шекспира), повторить основные тропы (метафоры, сравнения, символику и т.д.)художественного текста, его поэтический размер, отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 29 н. | ||
88 (6) | Ж.Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Слово о драматурге. Понятия «французский классицизм» и «комедия как жанр». 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. 1 действие комедии. Новаторство Мольера. | А.д.: Осмыслить понятия «классицизм» и «комедия». П.д.: Рассказать о творчестве и жизни Мольера, выразительно читать по ролям эпизоды из 1 действия пьесы,, участвовать в коллективном диалоге, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 30 н. | ||
89 (7) | Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Идейно-художественный анализ 2 и 3 действия пьесы. Герои комедии и особенности их изображения. Развитие конфликта. Сатирическое изображение циничных, самовлюбленных и лицемерных дворян и невежественных буржуа. Образ господина Журдена. Осмеяние тщеславия дворянства при отсутствии у них денег. | А.д.: Проанализировать 2 и 3 действия комедии, осмыслить достоинства и недостатки господина Журдена, понятие «мещанин». П.д.: Выразительно читать ключевые эпизоды, пересказывать текст пьесы, участвовать в коллективном диалоге, записывать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 30 н. | ||
90 (8) | Тема любви в пьесе. Изображение представителей народа в комедии. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Идейно-художественный анализ 4 и 5 действий. Смысл сюжетных линий Клеонт – Люсиль, Николь – Ковьель в композиции комедии. Симпатия Мольера к персонажам из народа. Народные истоки смеха автора пьесы, его комедийное мастерство. Общечеловеческий смысл комедии. Сравнение пьес Мольера и Фонвизина. | А.д.: Проанализировать 4 и 5 действия, определить отличие пьес Фонвизина (наличие социального протеста против крепостного права). Выразительно читать ключевые сцены по ролям, пересказывать содержание пьесы, отвечать на вопросы учителя, делать записи в тетради. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 30 н. | ||
91 (9) | Джонатан Свифт. Роман «Путешествия… Гулливера…». | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Кратко о писателе. Обзор отдельных глав из романа. Книга о Гулливере - плод долголетних раздумий автора над современной ему жизнью. Фантастика и реальность в тексте. Эта книга – классика мировой литературы. | А.д.: Проанализировать главы из романа, напечатанные в учебнике по литературе. П.д.: Прочитать статью из учебника об авторе и его романе, ответить на вопросы учителя, пересказать содержание избранных глав, зачитывая наиболее важные моменты. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 31 н. | ||
92 (10) | Обличение жизни и государственного устройства Англии 18 века в романе Свифта. | 1 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Обличение с помощью эзопова языка системы управления и государственного устройства Англии 18 века. Порядки, законы и обычаи Лилипутии – карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия Англии эпохи Свифта. | А.д.: Прокомментировать эпизоды из текста, где присутствует юмор и где царит сатира. П.д.: Составить устный монологический ответ на вопрос: «Почему книга, задуманная как самая мрачная правда о человечестве, воспринимается нами и как веселая книга для детей?», записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 31 н. | ||
93 - 94 (11 - 12) | Вальтер Скотт. Роман «Айвенго». | 2 | Изучение нового материала Совершенствование ЗУН | Кратко о писателе. В.Скотт – родоначальник исторического романа. «Айвенго» - роман о средневековой Англии. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Правда и вымысел в романе (факты, персонажи). Соединение любовной и политических сюжетных линий романа. | А.д.: Сформулировать основные проблемы в романе «Айвенго», дать характеристику героям. П.д.: Подготовить сообщение о В.Скотте, прочитать материал из учебника о писателе и его творчестве, пересказать основное содержание текста, участвовать в коллективном диалоге, составить устный монологический ответ на одну из заданных учителем тем, законспектировать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 31 н. 32 н. | ||
95 – 96 ( 31 и 13) К.р. | Итоговая контрольная работа по программным произведениям русской литературы 20 века и текстам зарубежных авторов. | 2 | Уроки контроля знаний. | Контрольная работа, проверяющая знание биографий писателей, текстов программных произведений, литературоведческих терминов (тестирование и развернутые ответы на проблемные вопросы). | А.д.: Продемонстрировать умение мыслить и анализировать тексты. П.д.: Ответить на вопросы контрольной работы, написать четкие и правильные ответы на задания учителя, на практике доказать понимание роли тропов в тексте. | Оценка письменной работы всех учащихся на уроке | 32 н. | ||
97 – 98 (27 - 28) Вн. | Галина Щербакова. «Вам и не снилось». | 2 | Внеклассное чтение | Кратко об авторе. Сюжет, композиция повести, ее проблематика. Характеристика главных и второстепенных героев. Тема любви Романа и Юльки – новая версия 20 века истории Ромео и Джульетты Шекспира. Сравнительная характеристика родителей главных героев. Тема школы. Классная руководительница и одноклассники Романа и Юли. Любовные истории второстепенных героев повести. Сравнение повести с одноименным фильмом. | А.д.: Сформулировать основные проблемы повести Галины Щербаковой и кинофильма «Вам и не снилось « (1980 года). П.д.: Рассказать об авторе, пересказать сюжет, дать характеристику героям, отметить особенности композиции текста, поучаствовать в коллективном диалоге, высказать мнение об исполнителях ролей Романа (Никите Михайловском) и Кати (Татьяне Аксюта) в фильме, отметить разницу финалов, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 33 н. | ||
99 – 100 (29 – 30). Вн. | Б.Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей». | 2 | Внеклассное чтение | Кратко об авторе. Сюжет, композиция повести, ее проблематика. Характеристика главных и второстепенных героев. Взаимоотношения человека и природы. Темы добра и зла, любви и жестокости в художественном тексте. Трагический финал. Вера автора в лучшие времена. Сравнение повести и одноименного фильма (1980 года, режиссера Родиона Нахапетова) | А.д.: Сформулировать основные проблемы художественного текста, сделать выводы из прочитанного. П.д.: Пересказать сюжет, дать характеристику героям, отметить особенности композиции повести, поучаствовать в коллективном диалоге, высказать свое мнение о фильме и об исполнителях главных ролей, записать тезисы в тетрадь. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 33 н. 34 н. | ||
101 - 102 | Итоговые уроки повторения. Список литературы на лето. | 2 | Повторение и подведение итогов | Повторение и обобщение материала, изученного в 8 классе: текстов, фактов биографии поэтов, писателей и драматургов, терминов литературоведения. Список литературы на лето. Защита проектов по исследовательской работе. | А.д.: Дать рецензию на каждый проект исследовательской работы. Защитить свой проект, ответить на вопросы учителя и одноклассников, поучаствовать в викторине по литературе, записать в тетрадь список книг для чтения летом. | Индивидуальная оценка работы учащихся на уроке | 34 н. | ||
Всего 34 учебные недели 102 урока | Из них уроков: Развития речи – 10 Контрольных работ – 6 Внеклассного чтения – 14 Семинаров - 1 Практикумов – 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...