Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Коммуникативные УУД: - создание доброжелательной атмосферы.
- Регулятивные УУД:формирование способности к организации своей деятельности.
| 1. Добрый день, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а интегрированное занятие по обществознанию и литературе. (Распределение учащихся на четыре группы). | 1. Приветствуют учителя.
|
Определение темы и мотивация
| Коммуникативные УУД: - мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.
- Познавательные УУД: определение темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации.
| Чтение эпиграфов к уроку « Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем, наполненный людским доброжелательством. Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает его расстроенность и разнобой» В. Распутин «Закон материального мира – равновесие; закон мира нравственного – справедливость» В. Гюго В. Гюго
2. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
| 1. Обсуждают возможные темы урока. Выбирают лучший вариант.
|
Целеполагание
|
Регулятивные УУД: - самостоятельное формулирование цели урока.
| 3. Определите цель сегодняшнего урока. Задайте вопросы к теме.
| 2. Стараются определить цель урока.
|
Актуализация знаний
| Личностные УУД: - умение соотносить события с принятыми этическими принципами
Регулятивные УУД: - умение слушать в соответствии с целевой установкой.
| - Учитель обобщает сказанное учащимися.
- В качестве опережающего задания были подготовлены мини-проекты:
1 группа. «Мораль и нравственность в современном мире» 2 группа. «Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Пожар»»
| Учащиеся каждой группы представляют выполненную работу. Остальные заполняют оценочные листы (приложение №1)
|
«Открытие» нового знания детьми
| Познавательные УУД: - усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава на начало войны.
Регулятивные УУД: - умение слушать в соответствии с целевой
установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания,
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
| - Обратим внимание на название повести.
- Что такое пожар? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Во время работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Танго смерти»
- Найдите в словарях слово «пожар» и запишите словарную статью в тетради.
- Случаен ли выбор в качестве заглавия произведения именно этого слова?
- Просмотрите видеоролик о пожаре из художественного фильма по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
- Проанализируйте эпизод из текста (эпизод «Начало пожара»)
| - Работа с толковым словарём С.И. Ожегова
- Выводы оформляем в таблицу:
Просмотр видеоролика. Анализируют эпизод из текста, отвечают на проблемные опросы. |
Первичное закрепление
| Познавательные УУД: - умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала;
- умение преобразовывать информацию в алгоритм.
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные УУД: - планирование своих действий.
| - Какие же социальные проблемы высветило происшествие в Сосновке?
| Учащиесякаждой группы отвечают на поставленные вопросы, заполняют «концептуальную таблицу», зачитывают выводы. |
«Работа над содержанием» художественного текста | Познавательные УУД: - умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала.
Регулятивные УУД: - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
| Предлагаю вам проанализировать некоторые цитаты из повести. Свои выводы оформляем, используя метод «двухчастный дневник» Работа в группах.
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы) | Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) |
| - Анализируют отрывки из произведения.
- Отвечают на поставленные вопросы.
- Заполняют «концептуальную таблицу»
- Зачитывают выводы.
|
Обобщение и систематизация знаний | Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД: - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
| Так что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
| - Отвечают на вопросы учителя.
- Под музыку демонстрируют буклет «Нравственные проблемы в повести В. Распутина».
|
| Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
| Обратимся к тексту из коллекции электронных образовательных ресурсов «О нравственной личности в индивиде» - В каких ситуациях проявляется личный «баланс» добра и зла человека?
- Удавалось ли вам в каких-то ситуациях одерживать победу над «соблазнами эгоистического своеволия»?
- Опираясь на реальные жизненные ситуации, на сюжеты книг и кинофильмов, приведите примеры борьбы человека с самим собой за «нравственную личность в индивиде».
Как вы поняли смысл финала повести? | - Отвечают на вопросы учителя.
- Выводы оформляем в таблицу:
|
Самооценка
| Регулятивные УУД: - умение правильно оценить работу учащихся в группе.
- Личностные УУД: самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.
| - Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке
| Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю. |
Рефлексия
| Регулятивные УУД: - осознание учащимися качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: - умение определять качество своей работы на уроке
| Сегодня на уроке мы затронули одну из самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. В. Распутин даёт нам свой рецепт от бездушия. Оцените урок, прикрепив сердечко на одно из брёвен домика. Напишите «рецепт от бездушия». |
Оценивают урок.
Записывают выводы по уроку в тетради. |