Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?
- Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyacheslav_kondratev_sashka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вячеслав Кондратьев «Сашка»
Урок-размышление
План-конспект урока
Цель урока: вызвать и сохранить у учащихся личностные впечатления, переживание
прочитанного; совершенствовать умение анализировать текст; воспитывать у
учащихся патриотические чувства и нравственные качества – замечать
страдания других и стремиться помочь им; вырабатывать у учащихся умения
размышлять над теми проблемами, которое несёт в себе художественное
произведение.
Оборудование: 1. Портрет писателя и иллюстрации к его произведениям.
2. Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много честных и талантливых книг написано на эту тему. Это и произведения В.Быкова, и романы В.Астафьева, и повести В.Некрасова, К.Воробьева, В.Кондратьева.
Но горько становится нам от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь… Такая историческая глухота… привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной «рок-музыки».
Не можем мы смириться и с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Да и сами ордена, медали и знаки воинской доблести превращаются в предметы купли-продажи. К сожалению, не во всех семьях хранят память о воевавших родных.
- Подумайте, а смогли бы вы рассказать о том, как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких и родных?
(Выступления учащихся по теме «Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии»)
Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?
- Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.
II. Сообщение (Примерное выступление)
Об авторе «Сашки» коротко, но емко сумел сказать К.Симонов в статье «Доброго пути, Сашка!» («Дружба народов», 1972, №2). Мы узнаем, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. От тяжести доставшихся бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод.
Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают стихотворение «Я убит подо Ржевом» А.Т.Твардовского:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет,-
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев, наконец?.. (отрывок)
Убит – эта чаша миновала автора «Сашка», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» - за отвагу подо Ржевом. Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Достаточно вспомнить размышления маршала Жукова. В его воспоминаниях приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жесткая правда, предрешенная гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому потери огромны. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1941 г. Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: «только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии».
О страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом, рассказал также Рокоссовский: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в снегу».
После отпуска по ранению В. Кондратьев вновь едет на фронт, служит в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», - так заканчивает повествование о военной судьбе писателя-фронтовика К.Симонов.
III. Путь писателя к «Сашке».
Однажды В.Кондратьева спросили, как случилось, что в немолодые годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признается писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже шестидесятые годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».
Кондратьев начал разыскивать своих Ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг! И вот «поехал весной 62-ого подо Ржев. Протопал 20 км пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками Ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, те, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при лишенном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».
Писатель открыл правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».
На одной из читательских конференций Кондратьеву был задан вопрос: «Что было толчком к появлению «Сашки»? Написан ли он раньше других Ваших произведений, или есть более ранние вещи?»
Ответ Кондратьева: «Сашку» я начал писать с середины, то есть с ранения героя, а когда уже в этой части выявился его характер, я вспомнил рассказанную мне после войны, в году, наверное, сорок седьмом, одним ветераном историю с немцем. Правда, этот человек поступил по-другому – выполнил приказ, не рассуждая. Но и через 5 лет после происшедшего он все прокручивал и прокручивал мысленно свой поступок, искал выходы из создавшегося положения, которые не мог найти тогда.
Он говорил: «Не пойму, как не догадался я тогда обратиться к комиссару батальона или к начштаба – они наверняка сразу отменили бы приказ …» Видите, сколько лет мучил человека поступок, в котором он формально не был виноват, потому что просто выполнил приказ, пусть даже с внутренним сопротивлением. И вот, вспомнив эту историю, я подумал: а как поступил бы в такой ситуации Сашка? Но я усложнил Сашкину задачу, лишив его возможности обратиться к начштаба или к комиссару, которых я « увел на совещание.». поставив своего героя в эти обстоятельства, я не знал еще финала. У меня, как в шахматной задаче, на этом ржевском поле было 3 фигуры – комбат, Сашка и немец; но каждый – со своим характером. Что произойдет с ними, как развяжется этот узел, я не знал. В одной из своих статей критик Людмила Иванова писала, что я облегчил себе задачу, заставив комбата отменить собственный приказ. Нет, это не я его заставил! Его заставил сам Сашка! Своим поведением он поставил капитана в условия, при которых было только 2 выхода: либо расстрелять Сашку за невыполнение приказа, либо отменить приказ. Расстрелять хорошего солдата, взявшего в бою в плен врага, комбат не мог! Он же у меня не изверг какой-то, а просто подавленный горем человек, в этом ослепленном состоянии отдавший необдуманный приказ…».
- О чем свидетельствует рассказанная самим автором история?
( Об очень сложном взаимодействии слагаемых творческого процесса – факта жизни и художественного воображения.)
IV Аналитическая беседа по прочитанному.
Перенесемся же мысленно в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниями военачальников и прочли в повести «Сашка».
- Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке». На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.
(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.
2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).
3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца 1891 года дробь 30…»
4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик, рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.
5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.
6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.
7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.
8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.)
- В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. Какие эпизоды вы возьмете для доказательства?
- Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать.
- Встреча с Зиной.
- Сашка выручает лейтенанта Володю; добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; во время атаки отдает ротному свой запасной диск для автомата, а сам остается без патронов).
- Сжато перескажите, как Сашка взял в плен немца и как это повлияло на его дальнейшую судьбу.
(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).
- Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?
(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»
2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.
3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.
4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).
- Когда Сашка ведет немца в штаб, мы видим его страшное чувство ответственности за все то, что его окружает. Докажите эту мысль.
(Стыдно ему перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старается вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных еще бойцов. А когда они все-таки натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то был виноват).
Именно этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию: Сашка отказался расстрелять пленного.
- А как бы в этой ситуации поступил Толик?
( «Наше дело телячье»,- рассуждает он и, позарившись на часы, готов расстрелять немца).
- Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
(Комбат сумел перебороть себя, отбросил свои личные обиды и понял Сашку как человека).
Гуманизм Сашки естественен по отношению к пленному немцу, и когда читаешь эти страницы, невольно себе задаешь вопрос: а немец проявил бы такой гуманизм?
На этот вопрос так ответил писатель в интервью по Всероссийскому радио в январе 1985 года: «… Были какие-то отдельные случаи проявления человечности. Я вот хочу рассказать случай, который мне рассказал один инженер из Омска. Было так, что источник воды где-то находился на нейтралке ,и, в общем, по молчаливому согласию ни немцы, ни мы, когда люди идут за водой, не стреляют. И посылали его все время. Он самый маленький, такой юркий был, и самый молоденький. И вот он с термосом ползал к ручейку этому за водой.
И вдруг видит завернутое в бумажку что-то лежит. Он побоялся взять, потом пополз туда с минером – не заминировано ли, раскрывает – там лежит шоколадка.
Ну представляете, наверное, какой-то пожилой немец, который видел этого мальчишку, может, он напомнил ему сына или младшего брата, вот сделал ему презент. Если бы это рассказал не воевавший, никто бы не поверил, потому что война действительно была жесточайшая. Но ведь и на войне есть люди и хорошие, плохие, и интеллигентные, которые, в общем-то, не принимали эту войну, но они вынуждены были воевать…»
- Мы сказали, что Сашка – человек с огромным чувством ответственности. В каких эпизодах еще он раскрывается в этом качестве?
(1. Услышав в лесу стоны тяжелого раненого человека, Сашка обещает ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый». Но когда добрался, раненый сам, до санвзода и растолковал санитарам, где найти раненого, сам пошел провожать их: «…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащить. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»
2. Уходит в госпиталь Сашка, а автомат своей роте отдает.)
Для героев В.Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надобного. Этим они и привлекательны.
- Вспомним сцену, когда неожиданно прорываются немцы, а наши отступают (для политрука главное – не рассуждая, выполнять приказ, пусть даже – ценой жизни (и своей, и еще чужой). Для Сашки – как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдан приказ! Ведь, укрывшись за оврагом, наши окажутся в более выгодном для боя положении, чем идущие по открытому полю немцы.
Сашка все, что делает, делает не слепо, а с умом и расчетом.
Итак, следующее испытание – испытание любовью – встреча с Зиной.
- Что значит Зина в жизни Сашки?
(Сашка спас ей жизнь. Это его первая любовь, потому он с таким нетерпением ждет встречи с ней: «…понял, что роднее и ближе нет у него сейчас никого, а когда она, спрыгнув с вагона, подбежала к нему, прижалась холодным мокрым лицом и шепнула, чтоб возвращался он обязательно, что будет ждать его, то прищемило сердце какой-то сладкой больно и понял он, что готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно».) (стр. 165-166).
И вот новая встреча с Зиной, которую он так ждет. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, «…а кого-то беспременно сегодня шлепнет».
- Какое чувство у Сашки вызывает предстоящая вечеринка?
(Гнев. Зина видит, как у него подрагиваются губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». А потом обрушивается на него известие, что Зина- там, танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь переживает Сашка, горько ему, больно).
- Что понимает Сашка, увидев Зину и лейтенанта в окне?
( Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя!» - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбилась рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот этот жест покойный, даже ласковый… поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них», - так передает В.Кондратьев состояние Сашки).
Поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость, да к тому же узнав, что она любит другого, Сашка, не попрощавшись, уходит из госпиталя.
- Осуждает ли он Зину «за измену», за то, что «за такое краткое время успела разлюбить Сашку и полюбить лейтенанта?»
(Нет. Позже он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: «Хорошо, что Зину эту не хулишь. Справедливый, значит. Вошел в ее женское положение. Понял…» Прежде всего, он подумал о ней, не о себе. Сумел понять и простить).
Сашка остается Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.
- Теперь вспомним эпизоды, связанные с дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.
(Они встретились по дороге к госпиталю. Вместе протопали 100 км, ночуя в деревнях, получая приют от деревенских женщин. В госпитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володьки. Вину на себя принял Сашка. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если накажут, то «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.
- Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?
(В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. «Ну, Сашок, ты человек…», - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты»,- доскажет Сашка просто. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Из книги В.Быкова «Сотников» мы уже знаем, что человек может и не выдержать это испытание быть Человеком.
V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.
- «Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще друг, полюбившийся мне человек» - так оценил значение повести В. Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваешь ее ты?
- «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской», - в этом высказывании К. Симонова трижды повторяется слово «трудный!», однокоренное со словом «труд». Как ты считаешь, за какой труд ценит писателя своего героя? Разделяешь ли ты эту позицию?
- Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".
Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....
Урок-размышление по повести Распутина "Последний срок."
Урок посвящён анализу нравственной проблемы повести- отношение "отцов и детей"...
Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) ...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...