М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой работы. Для развития познавательных учебных навыков на уроке используется презентация, которая содержит иллюстративный материал к произведению, что помогает ученикам образно представить картину Бородинского сражения, сделать выводы.
На уроке используется групповая форма работы. Урок требует дополнительной подготовки: работа с Интернет - ресурсами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inyakina_n.a._proekt_uroka.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
На областной конкурс
«ИТ-педагог Кузбасса XXI века»
Номинация: «Современный урок (занятие) на основе ИКТ»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Составитель: Инякина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Ленинск-Кузнецкий
2015
Предмет: литература
Класс: 5
Используемый УМК:
Коровина, В.Я., Журавлев, В.П.. Коровин, В.И.. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. [Тест]/ В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2014
Коровина, В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс [Текст]/В. Я. Коровина - М.: Просвещение, 2006
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Цель урока: осмысление содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Задачи урока:
Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций.
Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», создать условия для осмысления исторической основы произведения.
Развивать навыки коммуникационного характера, работы с учебником, лексической работы.
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о долге, решительности, отваге.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику.
Познавательные: извлечение необходимой информации (чтение текста), определение художественной идеи произведения, лексическая работа со словами, выполнение логических операций: анализ, обобщение, построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов собственной и чужой деятельности, целеполагание.
Перечень оборудования к уроку: учебник, раздаточный материал для работы в группах (Приложения 2-4), презентация PowerPoint.
Список информационных источников:
Черонобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде [Текст]//Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2014. – 56с.
Синицын, В.А. Путь к слову [Текст]// В.А.Синицын. – М.:АО «Столетие», 1997. – 416с.
Пояснительная записка
В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой работы. Для развития познавательных учебных навыков на уроке используется презентация, которая содержит иллюстративный материал к произведению, что помогает ученикам образно представить картину Бородинского сражения, сделать выводы.
На уроке используется групповая форма работы. Урок требует дополнительной подготовки: работа с Интернет - ресурсами.
Проектирование плана и хода урока
Приложение 1
Критерии работы в группе
Заполните таблицу
№ | Критерии | Я | Группа |
1. | Отвечал на вопросы учителя | ||
2. | Представлял результат работы в группе | ||
3. | Работал с источником информации | ||
4. | Дополнял или исправлял ответ одноклассника |
Приложение 2
Вопросы для группы «Знатоков» по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
- Кто главный герой этого произведения?
- На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?
- Какие слова помогают представить этого героя – простого солдата? Как речь характеризует его?
- Найдите слова, которые повторял старый солдат. Какое чувство звучит в словах старого солдата?
Приложение 3
Восстанови текст:
Отечественная война 1812 года – героическая война ________ народа за свою независимость против __________. Центральным событием войны 1812 года стало _____________________.
В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение ______________. Главный герой стихотворения____________, который с гордостью говорит о славных людях –___________, участниках Бородинского сражения. По мнению автора, русский солдат должен быть _______________________.
Главная мысль произведения _____________________.
Ключ для проверки практической работы:
Отечественная война 1812 года – героическая война русского народа за свою независимость против французов. Центральным событием войны 1812 года стало Бородинское сражение.
В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Бородино». Главный герой стихотворения старый солдат, который с гордостью говорит о славных людях – богатырях, участниках Бородинского сражения. По мнению автора, русский солдат должен быть смелым, решительным, отважным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...
М.Ю Лермонтов "Бородино" Историческая основа стихотворения
Презентация к уроку...
Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
М.Ю. Лермонтов «Бородино»Историческая основа стихотворения
Скачать файл...
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...
Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...