Композиционный анализ стихотворения А.С.Пушкина "Деревня"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Целостный анализ литературного произведения, и в особенности выявление содержательности художественной формы его, таит немалые трудности для преподавателя литературы. Анализ лирических произведений предполагает постановку ряда общих вопросов:

-повод к написанию стихотворения, обстоятельства жизни поэта, жизненные впечатления, послужившие толчком к созданию стихотворения;

-содержание стихотворения, динамика мыслей и чувств поэта, композиция стихотворения;

-поэтическая образность стихотворения (последовательность анализа — от главных средств достижения образности к дополнительным); характер поэтической стилистики, помогающий определить творческий метод поэта.

Посмотрим, что дает такой подход к анализу стихотворения Пушкина «Деревня».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevnya.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Композиционный анализ стихотворения  А. С. Пушкина «Деревня»

 на уроке литературы в 9 классе.

      Целостный анализ литературного произведения, и в особенности выявление содержательности художественной формы его, таит немалые трудности для преподавателя литературы. Анализ лирических произведений предполагает постановку ряда общих вопросов:

-повод к написанию стихотворения, обстоятельства жизни поэта, жизненные впечатления, послужившие толчком к созданию стихотворения;

-содержание стихотворения, динамика мыслей и чувств поэта, композиция стихотворения;

-поэтическая образность стихотворения (последовательность анализа — от главных средств достижения образности к дополнительным); характер поэтической стилистики, помогающий определить творческий метод поэта.

    Посмотрим, что дает такой подход к анализу стихотворения Пушкина «Деревня».

    Как известно, оно создано в 1819году и в основу его легли  жизненные впечатления от посещения поэтом села Михайловского. Общие контуры михайловского пейзажа угадываются в описательной части стихотворения.

    Пушкинскую «Деревню» принято толковать как стихотворение, состоящее из двух контрастных частей. Тем не менее композиция   «Деревни» не однотонно двучленна. Прежде всего следует выделить втупление (первые два четверостишия.), где уже заявлена антеза симпатий и антипатий поэта («Приветствую тебя, пустынный уголок...» и «... я променял порочный двор цирцей ...»).

     Основное содержание стихотворения делится на две контрастные части, разделенные решительным «но». В свою очередь обе  они многоплановы.

        Если прибегнуть к распространенному в школьной практике приему озаглавливания частей произведения с использованием авторского текста, то композиция «Деревни» может быть представлена так:

  1. Вступление (зачин):

1) «Приветствую тебя, пустынный уголок...»

2) «... я променял порочный двор цирцей ...»)

1) « Везде следы довольства и труда».

2) Поэт «в уединенье величавом».

  1. «Везде невежества убийственный позор».

  1. Итог:

1) «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

2) «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный...»

Внимательное прочтение «Деревни» позволяет выявить в  стихотворении еще одну важную тему- тему поэта. В начале перед нами поэт -философ, поэт-созерцатель,  для которого действительность -только внешняя обстановка, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт постигает «истину», учится»закон боготворить» путем философских умозаключений, путем овладения книжной мудростью, вопрошая «оракулов веков». Поэт благословляет свое одиночество, «уединенье величавое».

           Однако действительность разрушает иллюзии, и оказывается, что в груди поэта-созерцателя «горит бесплодный жар». И тогда из глубины души вырывается возглас: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

       В любопытную связь между собой становятся «Деревня», «Пророк», «Памятник». В первом- неудовлетворенность поэта собой, мечта о новой, благородной миссии поэта. Во втором- акт преображения человека , томимого «духовной жаждой», в пророка, который может больше чем «сердца тревожить», -глаголом жечь сердца людей.  В третьем- своеобразный отчет перед народом, перед потомками состоявшегося поэта-гражданина.

     При жизни Пушкина из-за  цензурных условий печаталась только первая половина стихотворения. Большего искажения содержания произведения при такой публикации трудно представить. Дело не только в том, что опускается самая острая антикрепостническая часть «Деревни». Стихотворение, построенное как антитеза, может быть понято только в целом.

       Антитеза уже заявлена во вступлении. Пока она развернута только внешне: здесь-одно, где-то там-иное. Затем антитеза раскроет внутреннее противоречие: здесь -добро, но здесь же -зло. Кульминационный момент стихотворения — его третья часть: «Везде невежества губительный позор».

    Антитеза как основной принцип содержательности «Деревни» наряду с композицией находит свое художественное воплощение в эпитетах.

 В описательной части «Деревни» можно встретить изобразительные эпитеты:»нивы полосаты», «овины дымные», «мельницы крылаты». Они воссоздают зримый облик предметов.

     Уже  в описательной части «Деревни» встречаются эпитеты, имеющие изобразительно-оценочный характер: «озер лазурные равнины», «светлые ручьи», «мысль ужасная», «невежества убийственный позор», «рабство тощее» и т. д. Поэтическая речь становится страстной, эмоционально насыщенной и напряженной.

     Из числа дополнительных поэтических средств создания художественного образа выделим интонационный строй стихотворения и фигуры речи.

     «Деревня « выдержана в тонах ораторской речи. Это подчеркнуто обилием обращений: «Приветствую тебя, пустынный уголок...», «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный...».

        Важное место в системе этих средств занимает анафора. Вначале (Во вступлении и на переходе ко второй части) дважды повторяется анафора «я твой», подчеркивающая симпатию поэта к родному краю. Далее следуют анафоры «везде» и «здесь». Указание «здесь» становится главным в кульминационной третьей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Схема композиционного анализа текста

Данный алгоритм помогает ученикам самостоятельно выполнить анализ литературного произведения...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...

Идейно- композиционный АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Идейно- композиционный АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ....

Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста

Развитие связной речи . Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ....