мастер-класс
методическая разработка (10 класс) на тему
Развитие ассоциативного мышления на символических образах в художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие ассоциативного мышления на символических образах в художественной литературе | 2.42 МБ |
методическая разработка | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф. «Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет прежней .» Стив Бико
Что такое ассоциация ? Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним .
Ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З.Фрейда , который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем.
Определим значение слова «Мышление» Значение слова « Мышление » по словарю Д.Н.Ушакова : МЫШЛЕНИЕ - способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание - функции человеческого мозга. Что есть мышление? Зачем о нём писать? Итак всем ясно без сомнения. Но если есть мозги, не тронутые ленью, То можно о мышлении чуть-чуть поразмышлять .
Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: образование понятий и суждений внимание восприятие процесс ассоциаций
Что такое символ? Символ — (от древнегреч . symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символические образы
С.И.Ожегов определяет символ как условный знак какого-нибудь понятия, явления, идеи
Роль символов в художественной литературе Символы отбираются писателем намеренно, чтобы лишь подсказать «возможность новых чувств и новых мыслей, которые осуществить и развить в себе должен сам читатель»
А.П.Чехов рассказ «Письмо к ученому соседу» Стрекоза Насекомое Дурман
Салтыков-Щедрин роман «Господа Головлевы» могильный склеп пустота тени бездна гроб смерть неподвижность окаменение холод мертвящая тишина образы-символы
Символический образ совести Образ Иудушки - главного персонажа, организуется развитием целой системы мотивов, среди которых доминирующую роль играет мотив " совести", становящийся символом
Значение прозвища Иудушка Соединяет в себе два противоположных понятия: «Иуда» и «душка » Вывод : «двоедушие»
Спасибо всем участникам мастер - класса
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школы №2083 СП «Ерино»
Рагулина Т.Н.
Мастер-класс
Развитие ассоциативного мышления на примерах символических образов в художественной литературы
г.Москва
Цель:
- ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения метода развития ассоциативного мышления на уроке литературы
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- распространение педагогического опыта.
Методические цели:
- Познакомиться обзорно с методами ассоциативного мышления через символические образы жизненного опыта и литературы.
- Приобрести практический опыт некоторых приемов развития мышления.
- Наметить пути использования метода в собственной педагогической деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы
Эпиграф: «Измените у людей образ мыслей, и действительность
никогда уже не будет прежней.»
Ход работы:
I этап. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Современная школа ставит перед учителем литературы важную задачу – подготовить творческую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую творчески мыслить. Для этого в первую очередь необходимо развивать мышление у учащихся.
Что есть мышление? Зачем о нём писать?
Итак всем ясно без сомнения.
Но если есть мозги, не тронутые ленью,
То можно о мышлении чуть-чуть поразмышлять.
Итак, давайте поразмышляем.
II этап. Этап подготовки к сознательному усвоению материала
Я приготовила для вас информацию для размышления. Познакомьтесь с теоретическим материалом.
Что такое ассоциации?
Слайд №3
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.
Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем.
Слайд №4
Давайте проследим, как из одного образа возникает целая цепочка ассоциаций.
Какие ассоциации возникают у ребенка при виде, например, волка?
Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.
Слайд №5
Значение слова «Мышление» по словарю Д.Н.Ушакова:
Мышление - способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание - функции человеческого мозга.
Слайд №6
Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания:
внимание,
восприятие,
процесс ассоциаций, которая образует понятие и суждение
В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Слайд №7
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Ещё в 18 веке немецкий философ И. Кант доказывал, что любое искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.
III этап. Демонстрация приемов работы
- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с какими – либо символами, и у каждого из нас свое ассоциативное восприятие и понимание их. Ведь символы многозначны, имеют иносказательное значение, могут выполнять роль примет.
Задание: все учителя разделяются на 3 группы. На столе у каждой группы находятся листы с написанными 5-ю символическими образами. Напишите, какие ассоциации возникают у Вас при виде этих символов.
Слайд №8
Жук Паук Аист
Кот Соль Зеркало
Подкова Булавка Сережка
Пятница 13 Пуговица Крест
Радуга Ведро Голубь
(Обмен мнениями.)
- Вы доказали, что художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.
- Ожегов С.И. определяет символ как то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например:
Слайд №9
- Российский флаг состоит и 3-х цветов. Какое символическое значение они имеют?
Белый – чистота; синий – воля к миру; красный –готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.
IV.Этап. Ассоциативное мышление в символическо-образной системе художественных произведений
- Предметом для развития мышления у школьников мы возьмем символ или символический образ литературного произведения
- Каждый писатель или поэт, осмысливая пережитый им опыт, ощущает необходимость выразить свои самые глубокие переживания. Для этого он прибегает к символам и к символическому языку. Благодаря символическим знакам автор наделять смыслом свое произведение, а читателю дает возможность понять его.
Слайд №10
- Символы отбираются писателем намеренно, чтобы лишь подсказать возможность новых чувств и новых мыслей, которые осуществить и развить в себе должен сам читатель.
Слайд №11
- В рассказе «Письмо к ученому соседу» автор использует символы (стрекоза, насекомое, трава-дурман).
Задание: определите роль этих символов. Что скрывается за их образами? С какой целью А.П.Чехов использует их в своем рассказе?
Работа в группах. (каждой группе дан отрывок из рассказа с употреблением символических образов)
1 группа
«Вы изволили поселиться в нашей части света, по соседстве со мной, мелким человечиком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня , стрекозу жалкую не знаете»
2 группа
«Я не согласен с о Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира…, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого, еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по – стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы.»
3 группа
«Может быть, по – вашему, и рыбы живут на солнце? Извините меня, дурмана ядовитого, что так глупо сострил! Ужасно я предан науке!»
(Обмен мнениями.)
- Вы правы, говоря, что все символические образы, используемые в рассказе, направлены на реализацию комической функции, но за явным комизмом детали у Чехова скрывается характерологическая, оценочно-критическая и аналитическая функции символов. Символическая деталь в рассказах Чехова характеризует героев с точки зрения интеллектуальных, нравственных качеств, социального поведения, отражает глубокое несовершенство человеческого облика, духовное обмельчание людей. Символические образы помогают глубоко и разносторонне проанализировать образы чеховских героев.
- Обратимся к другому произведению.
-Какую же пищу для развития мышления с помощью символических образов предлагает нам, например, М.Е.Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы»
Работа в группах
Задание: определите , как символические образы помогают автору раскрыть процесс деградации целого сословия на примере вырождения одной дворянской семьи.
Слайд №12
1 группа (симолоческий образ смерти)
«Было пустынно, неприятно, пахло отчуждением, выморочностью», грязные черные антресоли, вонючий двор - места, где непосредственно осуществлялось не только хозяйственная эксплуатация крепостных людей, но и полное уничтожение принципа семейственности.
«На дубровинской барской усадьбе словно все вымерло. Даже деревья стоят понурые и не подвижные, точно замученные. И барский дом и палисадник, и березовая роща, и крестьянский поселок, и ржаное поле,- все тонет в святящийся мгле. Все запахи, начиная с благоуханий цветущих липи кончая миазмами скотного двора густою массой стоят в воздухе. Ни звука.
Комментарий 1 группы.
Вывод. Таким образом, в воссоздании мира небытия Головлева художник использует образы-символы пустоты, теней, мертвящей тишины, бездны, гроба, могильного склепа, мотивы холода ("внутреннего" и "внешнего"), окаменения, неподвижности, смерти и другие. Функционирование этих образов сообщает происходящей в семье Головлевых драме масштаб не быта, но бытия.
Слайд № 13
2 группа (символический образ совести)
А я все об том думаю, как они себя соблюдут в вертепе-то этом? - продолжает между тем Арина Петровна, - ведь это такое дело, что тут только раз оступись - потом уж чести-то девичьей и не воротишь! Ищи ее потом да свищи!
- Очень им она нужна! - огрызается Иудушка.
- (…) Иудушка вдруг спохватывается, что ведь и он находится в блудном сожительстве с девицей духовного звания.
- Конечно, иногда по нужде... - поправляется он, - коли ежели человек в силах и притом вдовый... по нужде и закону перемена бывает!
- Что говорить! В нужде и кулик соловьем свищет. И святые в нужде согрешили, не то что мы, грешные!
«Как хотите, а в каждом человеке есть зародыш совести. Совесть эта может бездействовать только до тех пор, покуда не выступит вперед анализ, а вместе с ним и сознательность »
Комментарий 2 группы
Вывод. Следовательно, образ Иудушки - главного персонажа, - как и всех других персонажей романа, организуется развитием целой системы мотивов, среди которых доминирующую роль играет мотив "совести", становящийся символом. Пробуждение совести в душе Порфирия Владимировича приводит к запоздалому нравственному покаянию, завершающемуся смертью, освобождающему героя от неправедной жизни.
Слайд №14
3 группа (символический образ прозвища главного героя «Иудушка-кровопивушка»)
Умирающему Павлу, назвавшему его предателем, он говорит: «Ах, брат, брат, какая ты бяка сделался!.. А-а-ах, грех какой! И как это язык у тебя, дружок, повернулся, чтобы этакое слово родному брату сказать! Стыдно, голубчик, даже очень стыдно». Ограбленной и выгнанной из дому матери Иудушка кричит вслед: «Маменька... Так вы, голубушка, не забывайте нас... попросту, знаете, без затей! Мы к вам, вы к нам... по-родственному!» Об убитом им сыне он говорит: «Ах, Володя! Володя! Всем ты был пайка, только тем не пайка, что папку оставил!»
«Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому тёмненько да холодненько, а нам и светлёхонько и теплёхонько. Сидим да чаёк попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом - и с ромцом будем пить... У нас здесь и светленько и уютненько... Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть- в карточки поиграем; чайку захотелось попить - чайку попьём... Милость божья не оставляет нас. Кабы не он, царь небесный, ...было бы нам и тёмненько и холодненько... В зипунишечке каком-нибудь, кушачок плохонький, лаптишечки... Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка».
Комментарий 3 группы
Вывод. Свои подлые действия он прикрывает не только внешней благопристойностью, но и целой массой словесного гноя. «Словами-то он сгноить человека может»,- говорят о нём крестьяне. Лицемерно-ласковыми, ханжескими словами уснащена речь Иудушки. Лживая, «пустопорожняя» речь его полна ласкательных и уменьшительных слов, лицемерных вздохов, упоминаний имени бога, повторений одних и тех же выражений.
V. Подведение итога
Итак, ассоциативное мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение.
Благодаря своим сущностным характеристикам образно-символическое мышление способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности. Поэтому проблема формирования образно-символического мышления — важнейшая проблема теории и практики образования. Она связана как с личностью взрослого, обеспечивающего успех воспитания, так и с личностью ребенка.
Спасибо всем участникам Мастер-класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...