Брейн-ринг по сказкам А.С.Пушкина
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) на тему

Балакшина Людмила Александровна

Интересные вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Брейн-ринг.

I.Герои сказок А.С.Пушкина.

1. Назовите героиню сказок Пушкина, которая четыре раза превращалась  в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбки» Была богатой крестьянкой, столбовой дворянкой, царицей, бедной крестьянкой).

2. Какой герой сказок Пушкина ел за четверых, а работал за семерых? (Балда).

3. Назовите героиню сказок Пушкина, которая могла выполнять любую работу в доме, хотя была из царской семьи. (Царевна из «Сказки мертвой царевне и о семи богатырях»  «дом царевна обошла, все порядком убрала»)

4. Какой герой сказок Пушкина был пограничником, имел отношение к золоту и умел по приказу убивать? (Золотой петушок).

5. Что общего между 33 богатырями и человеком-амфибией А.Беляева? (Герои могут жить и в воде, и на суше).

6. «Призадумался поп, стал себе почесывать лоб. Щелк щелчку рознь. Да понадеялся на …» на что понадеялся поп? (На русский авось).

7. На каком острове живет Гвидон? (На острове Буяне)

8. Для чего Баллада поймал в лесу двух зайцев? (Один заяц должен был «участвовать в кроссе, а другого Балда держал в руках, якобы именно он обежал вокруг моря).

9. Какие героини сказок Пушкина имели четыре глаза на троих и почему? (Ткачиха, повариха,  сватья баба Бабариха.  Гвидон,  превратившись в насекомое, сделала слепыми на один глаз тетушек, а бабушку пожалел и ужалил в нос).

10. «Что ты баба белены объелась?» - спрашивает старик у старухи. Что такое белена? (Ядовитое растение с одурманивающим запахом).

11.Героиня сказок Пушкина, сумевшая победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно. (Шамаханская царица).

12.Назогвите героиню сказок Пушкина, которой не нужно было ни ночное, ни дневное освещение. (Царевна-лебедь. «Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает).

 

II. Этимология. Объясните происхождение слов.

  1. Платок, платье, платяной. – от плат – кусок материи.
  2. Баю-баюшки-баю. – от древнерусского баять – рассказывать.
  3. Говядина от говядо – крупный рогатый скот.
  4. Сметана от глагола смел, потому что произошло от слова сметать – сгребать в кучу, чтобы сделать сметану, сгребают сливки с молока.
  5. Терраса от терра – земля.
  6. Ровесник от ровесный – одинаковый по годам.

III. Юмористические.

  1. Можно ли отрезать без ножа? (Да.  Отрезать – резко ответить).
  2. Что можно собрать без помощи рук? (собрать силы, собрать лоб в морщины).
  3. Можно ли считать, не имея ввиду числа? (Да. «Считать» в значении «расценивать, воспринимать».  Я считаю это неправильным).
  4. Я у человека, у животного, у плодов растений. В меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому.  Я могу быть гусиной. (Кожа).
  5. Кого можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность (Врага).
  6. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)
  7. Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много? (Со всех ног, на все руки мастер, во все глаза, все уши прожужжал).
  8. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Как дважды два знать).
  9. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? (Каша)
  10. Есть ли глаза у опасности? (У страха глаза велики).
  11. Количество пятен на Солнце, по свидетельству ученых, увеличивается. А есть ли на земле пятна, число которых постоянно уменьшается? (Белые пятна – неисследованные места).
  12. Почему шуточное стихотворение называется былиной, какой прием использует автор?

Сидит Славочка на заборике,

А по ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище»,

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу
Да как стукнет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

IV. Фразеологизмы.

Объяснить современное значение фразеологизма, привести пример использования в речи:

Спустя рукава

Казанская сирота

Канитель тянуть

Заварить кашу

Бить баклуши

Одним миром мазаны.

Держать порох сухим

Жить на широкую ногу.

На воре шапка горит

Крокодиловы слезы

Чувствовать себя на седьмом небе.

V. Теория литературы

1. Фольклор и его основные жанры.

2. Сказка

3.Что такое рассказ? Примеры.

4.Роды литературы.

5.Сказка. Виды сказок.

6. Лирика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"

Цель: Активизировать знания детей по сказкам....

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Брейн-ринг "Сказки"

Игра по теме "Сказки"  проводится с целью развития памяти, сообразительности, умения работать в команде.Участники: обучающиеся 5 класса, классный руководитель.Участвуют 2 команды по 10 чело...

Брейн-ринг "Наши любимые сказки"

учащиеся делятся на 4 команды и выполняют задания по любимым сказкам детских писателей...

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...

Брейн-Ринг по сказкам Пушкина

Брейн-Ринг по сказкам Пушкина, школьная предметная неделя русского языка и литературы...